Четверостишие дактиль примеры. Николаев А
Терминология
Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский - 1917)
Как забуду? Он вышел, шатаясь,Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова - 1911)
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая
(фиксируется число слогов) |
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов
, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В.К.Тредиаковский - Описание грозы) |
2. Тоническая
(фиксируется число ударений) |
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов
; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая
(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) |
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. (М.Ю.Лермонтов - Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения
, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском
силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять
стоп:
- Хорей
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .
Условные обозначения
__/ - ударный слог __ - безударный слогСтихотворные размеры
(в силлабо-тонической системе стихосложения)- Двусложные стихотворные размеры:
__/__
- стопа Хорея
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Для запоминания:
Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
На хорей они летят
__ __/ - стопа ЯмбаЯмб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры:
__/__ __
- стопа Дактиля
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания:
Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая
__ __/__ - стопа АмфибрахияАмфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ - стопа АнапестаАнапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .
ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.
Примеры
Стихотворение
|
Стихотворный размер |
Пример
четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет |
Хорей __/__ |
Пример
пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу; |
Хорей __/__ |
Пример
трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли, |
Хорей __/__ |
Пример
четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил, |
__ __/ |
Пример
четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать, |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т, |
__ __/ |
Пример
трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́ |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники! |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный |
Дактиль __/__ __ |
Пример
трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́ |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю - |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни, |
Анапест __ __ __/ |
Как определить стихотворный размер?
|
- А - первая буква
- Н - вторая буква
- А - третья буква
- П - четвёртая буква
- Е - пятая буква
- С - шестая буква
- Т - седьмая буква
анапест
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.
анапест
(греч. an?paistos - отражённый назад (обратный дактилю)); лит.
см. тж. анапестический В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если пасмурен день, / если ночь / не светла, / Если ве/тер осен/ний бушует)
стихотворный
1) соотн. с сущ. стих I 1., 2., связанный с ним
2) Свойственный поэтической речи, характерный для нее.
3) Написанный стихами.
стихотворный
-ая, -ое.
1) Относящийся к стихам или к сочинению стихов.
Стихотворный размер.
С-ая строка.
С-ые опыты.
2) Написанный стихами, не прозаический.
Стихотворный фельетон.
С-ые пародии.
Стихотворный шедевр.
метр
I м.
II м.
III м.
IV м. разг.
V м. устар.
Учитель, наставник.
метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
Доска в шесть метров длины.
Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.
- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
Избрать ямбический метр.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.
метр
I м.
1) Основная единица длины в десятичной метрической системы мер, равная ста сантиметрам.
2) Линейка или лента такой длины с делениями на сантиметры, используемая для измерения чего-либо.
II м.
Стихотворный размер, характеризующийся ритмической упорядоченностью, чередованием ударных и безударных слогов в стихе, числом слогов и т.п. (в стихосложении).
III м.
Система организации музыкального ритма, симметричное распределение сильных и слабых долей в такте (в музыке).
IV м. разг.
Официант-распорядитель, руководящий работой официантов в ресторане; метрдотель.
V м. устар.
Учитель, наставник.
метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
1) Основная единица длины в современной системе измерений, равная ста сантиметрам.
Доска в шесть метров длины.
Ширина дороги - пять метров.
Высота Исаакиевского собора - 101 метр.
2) Линейка, лента такой длины с нанесёнными на них делениями на сантиметры, употребляемые для измерения чего-л.
Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.
- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
1) лит. Определённое повторяющееся соотношение ударных и безударных слогов внутри стихотворной строки; стихотворный размер.
Избрать ямбический метр.
2) муз. Равномерность чередования сильных и слабых долей в такте.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.
обратный
I прил.
1) Ведущий или направленный назад, к исходному пункту (о движении, перемещении).
отт. Связанный с движением в обратном направлении.
2) Приводящий к прежнему, исходному состоянию.
3) Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-либо.
4) Обращенный в другую, противоположную сторону.
отт. Оборотный, изнаночный.
отт. Противоположный по духу, характеру или свойству.
II прил.
Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого, и наоборот.
обратный
-ая, -ое.
см. тж. обратное
1)
а) Ведущий назад; направленный в противоположную по сравнению с предшествующим движением сторону.
В обратном направлении.
Обратный ход.
Обратный путь.
б) отт.; разг. Возвращающийся назад, к пункту отправления.
Обратный поезд, автобус.
Вернулся домой обратным поездом.
2)
а) Приводящий к исходному состоянию.
О-ое превращение товара в деньги.
Обратный химический процесс.
б) отт. Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-л.
О-ое влияние.
О-ое действие.
3) Противоположный.
О-ое явление.
Обратный смысл.
Деление - действие о-ое умножению.
Обратный словарь (словарь, в котором слова расположены по алфавиту конечных букв)
4) Оборотный, изнаночный, не лицевой.
Написал адрес на обратной стороне конверта.
Лицевая сторона материи - глянцевая, блестящая, а о-ая - матовая.
Цена книги обозначена на обратной стороне обложки.
Переверни марку на обратную сторону!
Бесконечные трудности и препятствия - о-ая сторона путешествий (другая, отрицательная сторона)
О-ая сторона медали (другая, обычно отрицательная сторона какого-л. явления)
5) матем. Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого и наоборот.
О-ая пропорциональность.
О-ая зависимость.
дактиль
1) Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, состоящая из одного ударного и следующих за ним двух безударных слогов.
2) Трехсложная стопа в античной метрике с первым долгим и следующими двумя краткими слогами.
дактиль
-я; м. (греч. d?ktylos); лит.
см. тж. дактилический Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Тучки не/бесные, /вечные / странники! (Лермонтов))
Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.
Стихотворные размеры
Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.
Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).
Какими бывают стихотворные размеры?
Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.
К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.
Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.
В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.
И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.
Ямб
Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.
Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.
По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.
Примеры использования ямба
Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.
Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.
В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.
Хорей
Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.
Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.
Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".
Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.
Дактиль
Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.
Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.
Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".
В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.
Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.
Амфибрахий
Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.
Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.
В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.
Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".
Анапест
Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.
В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.
В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.
Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".
Гекзаметр
Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.
Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.
Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа
– единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мча
тся ту
чи, вью
тся ту
чи/ Невиди
мкою луна
/Освеща
ет сне
г лету
чий/Му
тно не
бо, но
чь му
тна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мча
тся ту
чи, вью
тся ту
чи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» –
а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невиди
мкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«О
свеща
ет сне
г лету
чий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Му
тно не
бо, но
чь му
тна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
1) Пронумеровать все слоги в строке.
2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
3) Выписать подряд номера ударных слогов.
4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 - хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. - ямб
- 1-4-7-10 и т.д. - дактиль
- 2-5-8-11 - амфибрахий
- 3-6-9-12 - анапест
Таблица «
Двухсложные стихотворные размеры
»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Названия |
||
---|---|---|
Определение |
двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. |
двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д. |
Номер ударных слогов |
1-3-5-7-9 и т.д. |
2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ U |‑ U |‑ U |‑ U | |
U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ | |
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, |
Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия |
Амфибрахий |
Анапест |
|
---|---|---|---|
Определение |
Первом слоге. |
Трёхсложный размер с ударением на втором
слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. |
Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем
слоге, |
Номер ударных слогов |
1-4-7-10 и т.д. |
2-5-8-11 и т.д. |
3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ UU | ‑ UU | |
‑ U‑ | ‑ U ‑ | |
‑ UU | ‑ UU| |
В ра
бстве спасё
нное |
На се
вере ди
ком стои
т одино
ко |
Есть в напе
вах твои
х сокрове
нных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Шве
д, ру
сский - колет, рубит, режет –
здесь ударный «Шве
д» соседствует с «ру
сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро
м пу
шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо
й дя
дя са
мых че
стных пра
вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо
й» и «дя
дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .
Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:
Он не солгал нам, дух печально-строгий…
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…
Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:
– / – – / – – / – – / – – /
Скобочками обозначим стопы:
(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)
Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.
А это очень просто.
В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.
В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.
В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.
Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.
Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:
– ДАКТИЛЬ;
– АМФИБРАХИЙ;
– АНАПЕСТ.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
(Н. Некрасов)
Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)
Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.
Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.
Практика.
1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.
2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.