"электронная система мониторинга оценки качества образования". Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования
По утверждению В. А. Левина , школа представляет собой сложную социальную систему, требующую осознанного управления и целенаправленного, продуманного развития. Важно подчеркнуть, что школа до сих пор остается достаточно закрытым социальным институтом. Происходящие в ней перманентные изменения, заданные как извне, так и изнутри, не всегда полностью осознаются школьным сообществом, сосредоточенным в целом на формировании знаниевого компонента образования, что предопределено существованием ЕГЭ и ГИА. Поэтому в качестве источника получения объективной информации о качестве своего функционирования педагогические коллективы зачастую используют только формальные количественные показатели.
В свою очередь, исследование процессов развития требует соответствующего методического, диагностического инструментария, адекватного тем целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Внедрение в систему управления школы разумной и эффективной психолого-педагогической экспертной деятельности является сегодня одной из перспективных и ключевых задач развития всей образовательной системы. Экспертная деятельность в образовательном учреждении, по мнению В. А. Левина - особый вид исследовательской деятельности, объектом которой является педагогическая практика . Главный смысл экспертизы состоит в прояснении той реальности, которая существует в стенах конкретного образовательного учреждения, при этом экспертиза основывается на субъективные мнения экспертов. Экспертиза предполагает осмысление всей совокупности полученных в процессе диагностических данных, получаемых из разных источников. Одним из перспективных направлений в экспертной деятельности, по мнению С. Л. Братченко (2004), является гуманитарная экспертиза, которая может ответить на вопрос: в какой мере в исследуемом воспитательном пространстве созданы условия для полноценного развития всех его субъектов. Инструментом экспертизы является внутренний мониторинг качества образования, который представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, включающее систему сбора, обработки, и распространение информации, отражающей количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Несомненно, что современное управление образовательным учреждением возможно на основе системной аналитической деятельности по отношению к получаемым результатам. Внутренний мониторинг качества образования является одним из самых важных элементов системы управления инновационным образовательным учреждением, устраняющий эффект неполноты и неточности информации о качестве образования и позволяющий принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.
Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Основными пользователями результатов внутреннего мониторинга качества образования школы являются педагогический совет школы, учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур фронтальных проверок, лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием. Система внутреннего мониторинга качества распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Система внутреннего мониторинга качества использует следующие понятия:
- - качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам;
- - качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе;
- - Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса;
- - критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг выполняет функции обратной связи (управление образовательным процессом), оценки результативности педагогической деятельности (соотнесение достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности), воспитательно-побуждающую функцию (активное включение коллектива, его субъектов в воспитательную деятельность), коммуникативную, функцию информирования участников образовательного процесса о результатах диагностики и прогностическую (определение перспективы развития диагностируемого объекта).
В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Основными пользователями результатов мониторинга в первую очередь является администрация и педагогический совет школы, которые обеспечивают разработку и внедрение модели системы мониторинга, проведение необходимых оценочных процедур, их количественный и качественный анализ и дальнейшее использование полученных результатов.
Внутренний мониторинг качества образования является одним из компонентов научно-методического сопровождения управления инновационной деятельностью коллектива, однако не ограничивается изучением содержания деятельности, связанной с инновациями.
Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:
- - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
- - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
- - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- - прогнозирование развития образовательной системы школы.
В качестве критериев оценки качества образования были выбраны следующие:
- - критерий здоровья;
- - образовательный критерий: достижение заданного качества образования;
- - критерий продуктивного развития воспитательного пространства школа-вуз;
- - критерий эффективности управления образованием (системность, активность и продуктивность управления ОУ);
- - критерий индивидуально-личностного развития;
- - критерий профессиональной компетентности.
Мониторинг качества образования осуществляется по следующим
трем направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:
- 1. Качество образовательных результатов.
- 2. Качество реализации образовательного и воспитательного процесса.
- 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. Наиболее важным, определяющим исход всей образовательной деятельности учреждения, по нашему мнению, является критерий профессиональной компетентности педагогического коллектива. Новый стандарт профессионального образования неразрывно идеологически связан с ФГОС нового поколения и предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Процесс повышения квалификации учителя современной школы должен быть ориентирован на освоение путей профессионального развития и участие в инновационной деятельности. Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку» профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта. Важнейшими критериями в этом являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (например, разработка проекта, публикации), выход педагога за пределы собственного опыта.
В Приложении 8 представлена модель внутреннего мониторинга качества образования, разработанная в процессе инновационной деятельности коллективом МБОУ «СОШ» № 15 г. Владимира. Модель содержит критерии и индикаторы, позволяющие получать полную информацию о качестве образовательных результатов, качестве реализации образовательного и воспитательного процессов и условий, обеспечивающих эти процессы. В Приложениях 2, 3 представлены диагностические методики, которые апробированы в мониторинге качества образования на базе МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира.
В современных социальных условиях образовательные учреждения стремятся обеспечить качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному образовательному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются работать в режиме развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.
Чтобы объективно ответить на вопросы: какие изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса, нужен учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ, происходящих в школе процессов, необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития школы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества его результатов.
Проблема: Как правильно организовать мониторинг в начальной школе, чтобы повысить качество обучения?
Цель исследования: выявить, как мониторинг влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1.Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогический опыт по данной теме.
2.Проверить эффективность используемых мониторинговых исследований.
3.Обобщить опыт работы по данной теме для последующей трансляции.
Основные методы: д ля решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов эмпирического характера - изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов по теме, метод наблюдения, практическая работа.
В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.
В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.
Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования.
Задачи мониторинга:
Сбор информации;
Обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
Осуществление первичного анализа информации;
Создание прогнозов, аналитических материалов;
Совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.
Индивидуальный или персональный - осуществляется мною, как учителем и классным руководителем (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся мною индивидуальные карты развития (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по русскому языку и математике (см. приложение). Именно мониторинг, осуществляемый мною, как учителем, представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Осуществляю дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги, как учитель и классный руководитель. Дидактический мониторинг - отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный - отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого - педагогический - отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляю совместно с психологом. Мониторинг помогает мне в работе с родителями, даю рекомендации родителям на основе мониторинга.
Мною осуществляется внутришкольный мониторинг. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде контрольных работ по русскому языку и математике в начальных классах:
Входной - с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения (совместно с учениками - если проводит учитель);
Промежуточный - с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;
Итоговый - с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.
Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам (тематические) по родному языку, окружающему миру. При этом мони-торинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:
Уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год;
Уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.
Проводятся мониторинговые обследования качества общего образования в 1-4 классах по материалам министерства Пермского края, которые дают возможность проанализировать и соотнести результаты, определить динамику продвижения каждого обучающегося, спланировать коррекционную работу.
Мониторинг формирования читательской компетентности учащихся 4 класса проводится ежегодно по материалам министерства Пермского края.
Мониторинг уровня профессионализма учителей начальных классов в нашей школе осуществляется по показателям:
Повышение квалификации на уровне курсовой подготовки, на уровне района (РМО, ПГ), на уровне школы (ШМО, ПГ, семинары);
Качество преподавания (посещение уроков, открытые уроки, самоанализ уроков);
Изучение педагогических затруднений;
Использование современных образовательных программ, технологий;
Результаты учебной деятельности педагога.
Без информации о ходе и промежуточ-ных результатах, без постоянной обратной свя-зи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Наиболее важной является информация, по-лученная в системе внутришкольного мониторинга. Администрации пред-стоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения.
Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.
Выводы.
Проведенные исследования подтвердили, что мониторинг эффективно влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.
Наиболее важным видом мониторинга для нашей школы определен мониторинг качества обучения и образования, так как этот вид имеет непосредственное отношение к образовательной технологии и позволяет собрать, описать и использовать информацию о состоянии учащихся и педагогов в любой промежуток времени. Мониторинг необходим для построения управляемого образовательного процесса, дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и администрации по улучшению качества образования.
Мониторинг позволят проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику уровня профессионализма педагогов. Практическое внедрение системы мониторинга, то есть сбор, обработка и передача информации осуществляется с помощью информационных технологий, однако, в нашей школе необходимы специальные программы, хотелось бы ознакомиться с опытом работы других педагогов и зам. директоров по данной теме.
Понятие мониторинга образования сейчас широко используется в педагогическом лексиконе, хотя не всегда соответствует его содержанию. Но педагогическое чутье учителей заставило многих коснуться этой проблемы и приобрести опыт мониторинговых исследований. Оценка качества образования является необходимым условием совершенствования учебно-воспитательного процесса. Один из важнейших критериев качества образования является уровень подготовки учащихся. Основными способами измерения качества знаний учащихся являются тесты и рейтинговые диагностические работы. Главной целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Основными задачами мониторинга могут быть:
- определение достижений учащихся по основным дисциплинам;
- определение причин различий учебных достижений различных категорий учащихся;
- коррегирование учебно-воспитательного процесса и его учебно-методического обеспечения;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результативности физического воспитания и состояния здоровья учащихся;
- подготовка учителей и учащихся к применению различных способов диагностики;
- определение качества преподавания и организации процесса обучения.
Для качественного проведения мониторинга необходимо проведение не менее трех измерений знаний учащихся на протяжении учебного года (начало, середина и конец года). Учитель должен владеть технологией измерений уровня знаний, обработки и анализа результата. Необходимым условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации поможет в организации коррекционной работы, собранная информация должна быть точная, достоверная и своевременная. Необходимым является и создание учебно-методических материалов для коррекционной работы по улучшению базовой подготовки учащихся. Учет этих требований требует высокоуровневой координации деятельности всех участников.
Условием проведения мониторинговых исследований является:
- регулярность измерений;
- долгосрочность;
- массовость;
- самостоятельность выполнений заданий;
- объективность оценивания.
Независимо от способов диагностики, необходима тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторения учебного материала, его систематизация и т.д.). Подготовка к измерениям должна включать в себя несколько этапов:
- инструктаж учащихся о способах выполнения работы;
- проведение тренировочных работ;
- анализ результатов для проведения коррекционной работы как в количественном, так и в качественном видах.
Такую подготовку желательно провести за одну-две недели до оценивания.
Результаты мониторинговых исследований заносятся в таблицу:
Мониторинг результата учебной деятельности учащихся
Результаты контроля | |||||
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Стартовый контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | Выводы |
1 | Иванов Сергей | 3 | 4 | 5 | |
2 | Петров Иван | ||||
3 | Сидоров Николай | ||||
4 | |||||
5 |
На основе данных этой таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменений успешности каждого ученика, класса и параллели. Изображение результатов в графическом виде облегчает его восприятие и дает возможность быстрого сравнивания итогов.
- Начальный
- Средний
- Достаточный
- Высокий
Сведение результатов диагностики позволяет сделать выводы об усвоении учащимися тех или иных видов деятельности на базовом или более высоком уровне. Глубокий анализ этих результатов позволяет разработать рекомендации по совершенствованию обучения.
Цели проведения исследований определяются в зависимости от этапов мониторинга:
1. Подготовительный этап:
- изучение теоретических и методических основ отслеживания и коррекции результатов учебно-воспитательного процесса;
- определение системы использования форм, методов и способов сбора информации;
- разработка инструментария для проведения исследований и организации коррекционной работы.
2. Диагностический этап:
- создание системы внутришкольного контроля, накопление результатов;
- определение видов учебной деятельности, которые не сформированы на должном уровне;
- определение причин отличия учебных достижений различных категорий учащихся.
3. Коррекционный этап.
- корректирование элементов учебно-воспитательного процесса, систематизация и повторение учебного материала;
- промежуточный контроль состояния учебно-воспитательного процесса;
- коррекция знаний, умений и навыков учащихся на основе полученных результатов.
4. Аналитический этап.
- итоговый контроль учебно-воспитательного процесса;
- определение тенденций и обоснование результатов проведенной работы;
- принятие итоговых решений.
Основными принципами мониторинга качества образования являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.
Модель мониторинга качества образования в школе
Алгоритм процесса отслеживания учебных достижений учащихся
Результаты учебных достижений учащихся можно оформить в виде графиков или диаграмм.
Сентябрь
Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель - помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная – конфиденциальной.
Существует необходимость проведения обсуждения результатов мониторинга в школе и принятия управленческих решений.
С этой целью возможно проведение заседания круглого стола
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел. В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга. Предметом анализа в данной работе являются системы оценки результатов обучения в школе, используемые в США на государственном, региональном и школьном уровнях.
Просмотр содержимого документа
««Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении» (новые технологии управления качеством образования)»
«Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении»
(новые технологии управления качеством образования)
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.
В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга. Предметом анализа в данной работе являются системы оценки результатов обучения в школе, используемые в США на государственном, региональном и школьном уровнях.
Система оценки результатов обучения
Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.
Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:
оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;
оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;
мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности учащихся в масштабе отдельных регионов или страны в целом с целью оценки качества обучения и тенденций развития.
Использование тестовых технологий
Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.
К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированные. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.
Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами. Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.
Ни одна страна мира не может сравниться с США по широте использования тестовых технологий. Тесты всегда использовались в США как политическое средство в проведении реформ в области образования, начиная с 1840 г (Massachusetts Historical Society Documents, 1845-46). Почему же тестирования так широко распространено в США? Д. Мадаус к основным причинам относит следующие: неудовлетворенность качеством образования в стране, увеличение числа постановлений на уровне государства и отдельных штатов об обязательности тестирования, увеличение внимания в результатам образования, бюрократизация школы и общества в целом. В 1992 г. Национальный Комитет по образовательным стандартам и тестированию (National Council on Education Standards and Testing - NCEST) в своих документах определил цели и сферу использования системы оценки для мониторинга индивидуальных результатов и системы образования в связи с введением национальных стандартов для:
разъяснения учащимся, их родителям и учителям требований к уровню образовательных достижений;
совершенствования преподавания и повышения результатов обучения;
информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов;
обеспечения отчетности учащихся, школ, округов, штатов и страны в целом о результатах обучения;
помощи в принятии управленческих решений в области образования.
Стандартизированные тесты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образовательным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мониторинга результатов школы, распределения учащихся по разноуровневым классам или курсами, для сертификации учащихся.
Стандартизированные тесты, как правило, достаточно проводить один-два раза в год в каждой школе. Но авторские тесты, подготовленные учителями, проводятся по мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают.
Основы построения системы мониторинга результатов обучения.
В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:
C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?
Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?
Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?
Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?
Основные подходы в оценке образовательных достижений
Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:
критериально-ориентированный , позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).
ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
нормативно-ориентированный , ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.
При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.
Последние тенденции в оценке результатов обучения
1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:
от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:
значимая для учащихся оценка;
использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);
основное внимание к комплексным умениям;
включение заданий с несколькими правильными ответами;
ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.
3. Изменение характера оценки , проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).
4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:
оценка умений работать в коллективе;
оценка результатов групповой работы.
Образовательные стандарты и оценка их достижения
Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений. Стандарт это "степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений".
Оценка минимальной компетентности
Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные достижения вообще, а компетентность учащегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о дальнейшем пути испытуемого: обучении на последующей ступени школы или переходе к профессиональной деятельности. Выражение "минимальная" (компетентность) означает, что оценивается не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально возможный, а достаточный и необходимый уровень.
К тестам минимальной компетентности и сфере их использования предъявляются следующие требования:
На этапе планирования теста разрабатывается спецификация, понятно сформулированная и доступная для всех заинтересованных лиц, в которой подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Такая спецификация используется как для разработки тестов (специалистами предметниками и тестологами), так и для подготовки к тестированию (учителями и учениками).
Тест должен оценивать умения, значимые для дальнейшей жизни испытуемых, включая и когнитивные умения. Получение положительной оценки за выполнение теста должно быть социально значимо.
Стандарты достижения должны быть определены и сформулированы в терминах школьных программ.
Проверяемые компетентности и задания теста не должны дискриминировать ни одну из групп обучающихся.
"Минимум" должен разделять учащихся по уровню подготовки.
В связи с тем, что не бывает идеальных тестов, окончательные решения о судьбе обучающихся не должны приниматься только на основе результатов выполнения тестов. Необходимо учитывать и другие оценки, полученные в течение года, а также мнения учителей и др.
Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования в школе, т.е. для оценки деятельности школы.
Критерии анализа системы оценки результатов обучения:
До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.
Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся.
Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.
Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.
Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.
Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам и другим пользователям)
Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.
На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями; использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов; создание механизмов обеспечения качества разработки тестов; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.
Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты /тестируемых/ с помощью неоткалиброванных тестов и др.)
Решение этой проблемы мы видим в применении современных информационных технологий для диагностики результатов образовательного процесса. С этой целью можно использовать Интернет версию тестовой системы "Дикобраз", которая представляет собой комплексную систему автоматизированной диагностики как программный инструмент, в основе которого лежит технология компьютерного тестирования и компьютерная обработка результатов тестирования. Такая система позволяет как педагогу, так и образовательному учреждению, в целом, разработать тестовую базу и автоматизировать процесс получения информации о результатах обучения.
Система обеспечивает :
создание тестовых программ, компьютерное тестирование, формирование базы данных результатов тестирования, анализ результатов тестирования, формирование требуемых отчётов и соответственно состоит из следующих модулей:
Тестовая программа "Дикобраз";
Конструктор тестов;
Компьютерная тестовая база;
Модуль обработки и формирования результатов тестирования;
Модуль анализа результатов тестирования и формирования отчётов.
Адаптируя систему под задачи и цели нашего образовательного учреждения мы можем организовать текущий оперативный контроль за ходом образовательного процесса с использованием контрольно-измерительных материалов (тестовой базы). Все КИМы соответствуют по уровням сложности и форме единому государственному экзамену (ЕГЭ), много заданий взято из открытой федеральной базы ЕГЭ, что позволяет осуществлять репетиционное компьютерное (без бланков) тестирование выпускников, своевременно проводить коррекцию знаний, избежать использования некалиброванных тестов.
Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.
Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.
Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:
I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат")
II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход";
IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения.
С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.
Группа | Объекты мониторинга | Методы, направления |
I | Результативность учебно-воспитательного процесса | - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося, - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося. |
II | Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса | педагогические кадры, их квалификация; - общие показатели, материально-техническая база; - комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; - результативность образовательного процесса; - результативность воспитательного процесса; - инновационная и методическая деятельность; - мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.) |
III | Модель "вход-выход" | - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; - изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); - модель выпускника школы (начальной, основной и средней), - поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения, - работодатель и проблема трудоустройства. |
IV | На уровне образовательного учреждения | - положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения); - изучение потребностей всех участников образовательного процесса. |
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) | Цели мониторинга | Периодичность | Ответственные (субъекты мониторинга) | Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения | Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся | 2 раза в год | Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР | Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. | 1 раз в год (декабрь) | Руководители методических объединений, библиотекарь | Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы | Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы | 2 раза в год (сентябрь, май) | Руководители методических объединений, зам. директора по УВР, члены методического совета школы | Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя | Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР | Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя | Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций | Ежемесячно | Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог -психолог | Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация | Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования | 2 раза в год (сентябрь, апрель) | Руководители методических объединений, зам дир по УВР | Протоколы |
Деятельность учащихся | Определение уровня (качества) обученности учащихся | Ежемесячно | Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог | Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.