Гонорары писателей. Сколько зарабатывают писатели? Как заработать современному писателю? Не полагаться только на свой дар
05/10/2010
Этой осенью Стивена Спилберга чуть-чуть не засудили... за плагиат. Своей свободой живой классик Голливуда рисковал из-за картины «Паранойя», исполнительным продюсером которой являлся. Действительно, сюжет этого молодежного триллера, мягко говоря, «с бородой». Режиссер фильма и соратник Спилберга Ди Джей Карузо рассказал историю о задиристом старшекласснике, попавшем под домашний полицейский арест. Ограниченный в передвижениях, он уселся наблюдать за домом напротив. Спустя какое-то время парень вычислил, что его вежливый и молчаливый сосед - изощренный маньяк.
В
итают в воздухе
Казалось бы, чего судебный огород городить: бюджет картины всего 20 миллионов долларов. Однако «Паранойя» удостоилась нескольких номинаций на разные кинематографические премии вроде Peoples Choice Awards (выбор народа) и даже претендовала на коробку золотого попкорна от MTV за лучший поцелуй актеров. А о признании народном говорит бокс-офис фильма — простые зрители купили билетов на 117 миллионов долларов. И вот от этого американского пирога захотели откусить свой кусок главы адвокатского фонда Sheldon Abend Revocable Trust. Они утверждали, что Спилберг и Ко фактически сделали ремейк фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Хичкок же на законных основаниях еще в 1954 году снял одноименный фильм по рассказу Корнелла Вулрича. А права на него как раз и принадлежат фонду Sheldon Abend Revocable Trust. Стало быть, Спилберг цинично воспользовался литературным наследием Вулрича. Впрочем, суд отверг претензии истцов и закрыл дело. Да, и у Хичкока, и у Карузо человек, ограниченный в передвижениях, от скуки глазеет в окно и раскрывает преступление. Однако кроме этого ничего больше не сходится: герои разные, преступники разные, убийства иные, время и место действия не сходятся... так что фильмы разные. Case, как говорится в таких случаях, dismissed.
Эти слушания так и остались бы досадным недоразумением, не будь Спилберг уже не первым режиссером, схваченным Фемидой за руку по делу о плагиате. Ведь если отвязные актеры, как правило, отвечают в суде за мордобой, пьянство за рулем и наркотики, то режиссеров обычно обвиняют в присвоении чужой интеллектуальной собственности. Так, некий мексиканский кинодеятель заявил, что Мел Гибсон скопировал в своем «Апокалипсисе» некоторые сцены из его фильма «Возвращение в Ацтлан». Другой мастер, живописующий конец света, Роланд Эммерих аж дважды представал перед судом: сначала в плагиате его обвинил профессор из Гарварда — он заявил, что Эммерих нагло заимствовал идеи для «Послезавтра» из его романа «Девятый полярный день». А потом Эммериха уличил в воровстве идей некий китайский драматург. Китаец даже подсчитал количество сцен из двух его пьес, которые Эммерих дословно воспроизвел на экране, — 308. Американский сценарист Дэннис Хантер в судебном порядке потребовал миллион долларов от Квентина Тарантино: мол, enfant terrible Голливуда украл у него идею дилогии «Убить Билла». Досталось и создателю «Аватара» Джеймсу Кэмерону.
Конечно, главным аргументом «защиты» является заученная мантра: мол, идеи витают в воздухе. И все уже придумано до нас, так что в плагиате можно обвинить практически любого режиссера, если он не заплатил денег за права.
Ч
то почем
И что остается «бедным» мастерам культуры? По-своему интерпретировать известные сюжеты. Не случайно права на ремейк, сюжет, экранизацию книги, комикса или компьютерной игры стоят куда дороже, чем так называемый оригинальный сценарий (screenplay). Средняя ставка члена американской Гильдии сценаристов — всего 50 тысяч долларов. Именно за такие деньги можно купить качественный сценарий среднебюджетной картины типа «Паранойя». В то время как суммы, которые продюсеры тратят на покупку действительно свежей story, почти всегда исчисляются миллионами. Например, Джоан Ролинг продала в кинематографическое рабство поттериану за два миллиона долларов. И выторговала у Warner Brothers процент от проката последующих картин и всего мерчендайзинга, производимого по мотивам фильма. Сегодня ее состояние оценивается почти в миллиард фунтов стерлингов.
После продажи прав на роман «Ниже нуля» банковский счет культового американского писателя Брета Истона Эллиса пополнился миллионом долларов. За право превратить компьютерную игру Halo в фильм 20th Century Fox должна была заплатить 10 миллионов долларов. Оригинальный сюжет «Терминатора» — если кто-то захочет снять продолжение или ремейк — обойдется в 29,5 миллиона долларов. Компания Marvell, издающая комиксы, и вовсе не рассматривает предложения ниже десяти миллионов. Так, производственный бюджет второй части «Человека-паука» увеличился на 20 миллионов долларов только из-за того, что в эту сумму обошлось приобретение прав на графические романы про человека-паука. Но, выплачивая такие умопомрачительные деньги, создатели рассчитывают на сверхприбыль. Речь-то идет о произведениях, уже зарекомендовавших себя в коммерческом плане. А вот на высокое искусство никто тратиться не желает.
Писатель Джон О`Брайен в начале 1990-х разрешил режиссеру Майку Фиггису снять фильм по своей книге «Покидая Лас-Вегас» всего за две тысячи долларов. Вдова Грэма Грина в 2002 году получила за право на ремейк картины «Тихий американец» по роману своего знаменитого мужа всего порядка тысячи фунтов стерлингов. Впрочем, сам писатель, когда заходили разговоры об экранизации романов, предпочитал курить в сторонке. В прямом смысле слова: так, в 1949 году он не торгуясь расстался со своим классическим романом «Третий» всего за несколько сотен фунтов и... коробку сигар.
Э
то по-нашему
Столь же беспечно к своей интеллектуальной собственности относились только советские мастера культуры. Классик российского кинематографа Эльдар Рязанов признался «Итогам»: «Мы с Эмилем Брагинским в 1994 году продали права на экранизацию двух своих картин «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». Времена были странные, мы с Эмилем были совершенно не подкованы в юридических вопросах и получили за это копейки. «Легкий пар» в новом виде мы уже видели, а «Роман» я даже не собираюсь смотреть». Премьера картины «Служебный роман. Наше время» намечена на 17 февраля 2011 года. Производством занималась кинокомпания «Леополис». Однако в компании не горят желанием обсуждать юридическую изнанку проекта. На сайте висит информация, что в 1990-х правообладателем на пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» (она легла в основу фильма) стал Александр Атанесян. Некоторое время назад их выкупил у режиссера и продюсера глава «Леополиса» Сергей Ливнев. Он же стал одним из продюсеров новой версии советского хита.
Вообще свежие идеи в нашем новом кинематографе очень редко конвертируются в хрусткие купюры. Количество прибыльных фильмов можно посчитать на пальцах, один из них, к слову, — «Ирония судьбы: Продолжение». Недаром продюсер Сергей Сельянов почти в каждом интервью говорит, что кинематограф в нашей стране дело убыточное. Так почему бы не попробовать обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя старым хитам? Владимир Меньшов даже не подозревал, что режиссер Андрей Кудиненко делает ремейк его фильма 1976 года «Розыгрыш». «Мне сообщили об этом, когда картина была закончена, — заявил Меньшов «Итогам», — и пригласили на премьеру. Формально я даже не знаю, должны ли были авторы новой версии обращаться ко мне. Сюжет этого нового фильма очень косвенно соприкасается с моей картиной». Автором сценария оригинального фильма был Семен Лунгин, и новый фильм снимался на студии его сына, режиссера Павла Лунгина. «Права на сценарий «Розыгрыша» никому никогда не передавались и не продавались, — рассказал «Итогам» Павел Лунгин, — они принадлежат мне как наследнику. Мы переделывали не фильм, а сюжет, придуманный моим отцом. Сценарий был изменен практически до неузнаваемости».
Нынешние сценаристы, режиссеры и писатели гораздо более прагматичны. Так, по слухам, знаменитый Борис Акунин просит кинематографистов не беспокоить его, если они не могут предложить больше 500 тысяч евро. «Умные» книги и сценарии по-прежнему стоят недорого. Обладатель премии «Национальный бестселлер» Андрей Геласимов признался «Итогам», что продал права на экранизацию одного из своих романов, отмеченных многочисленными премиями, за 25 тысяч долларов. Оригинальный сценарий, по словам одного известного продюсера, и тот стоит дороже — порядка 30 тысяч евро. «В среднем сегодня, — говорит Геласимов, — некоммерческому автору предлагают 10—15 тысяч долларов за книгу. И это ничтожно мало. Глобальный кризис очень отразился на кинопроизводстве, и ставки сильно упали. В разы. Недавно я встречался с сотрудником одной крупной кинокомпании и спросил, сколько бы они заплатили за права на экранизацию, скажем, книги Людмилы Улицкой. Она сказала: «Нисколько. Мы такой фильм не продадим». Вот вам и цена названа. Ноль. Это при всем значении Улицкой для современной культуры. Делайте выводы».
Вывод напрашивается такой: российский рынок прав на кинематографические версии и ремейки развит почти как голливудский в смысле гонораров. Да только качество фильмов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Мы даже научились покупать и продавать права. Правда, пока серьезные деньги, уплаченные за сюжеты и истории, все чаще оказываются выброшенными на ветер. Не видно что-то пока Спилбергов в родном отечестве.
Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.
Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC
Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время
Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.
Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru
Поэтам хватает только на туалетную бумагу
— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.
И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.
— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.
Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.
Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.
Герман Садулаев. Фото: volternews.ru
— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.
В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.
— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...
Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.
По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.
— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».
Эдуард Лимонов и Захар Прилепин
Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.
— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.
Литературный оборвыш
Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.
— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...
Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru
Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.
— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.
Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...
— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.
Текст: Екатерина Дементьева
Если вы заинтересовались тем, сколько зарабатывают писатели в России, то следует для начала понять и принять несколько вещей. Сверхприбыль писательское дело приносит не каждому. Да и талант писателя хоть что-то, но значит. Читайте обо всем и сразу — что такое писательский бизнес, сколько зарабатывают писатели-новички, как написать свою книгу и самые популярные темы для заработка на писательском деле.
Во-первых, человек не разбогатеет после издания первой книги. Даже после преодоления долгого пути написания книги, её редактирования, поиска издания и подписания договора, вы, как начинающий писатель, сможете рассчитывать лишь на небольшой тираж, а, следовательно, и гонорар. Более того, нередко приходиться собственноручно оплачивать выпуск своего произведения.
Во-вторых, поймите, что пройдут годы, прежде чем своим талантом и упорным трудом вы сможете достичь определенного уровня славы и успеха. В России проживает больше 144 миллионов человек. Из них около 20-30 людей могут похвастаться существенными доходами от написания книг. Дарья Донцова, например, за каждую изданную книгу может рассчитывать примерно на 7 000 000 рублей , если не учитывать деньги, полученные от переиздания. Борис Акунин в такой ситуации получает более 1 000 000 рублей . Гонораром в 800 000 рублей может похвастаться Александра Маринина.
Писатель может разбогатеть и стать известным на всю страну, нельзя этого исключать. Однако, сравнивая приведенные цифры, можно говорить скорее об исключениях из правила, верно?
Как зарабатывают писатели
Для начала необходимо разобраться с основными понятиями заработка писателя. Молодой автор, заключающий договор с издательством, сталкивается с двумя основными понятиями:
1) роялти – определенная денежная сумма, которую получает писатель от каждого проданного экземпляра его книги. Можно рассчитывать на 3%-25%. Это зависит от того, насколько писатель успешен и уважаем. Чаще всего роялти составляет 5%-10%.
2) гонорар – та денежная сумма, которую писатель получает сразу после сдачи книги в печать. Первое произведение может принести автору около 5000-20000 рублей.
Зачастую новичок довольствуется либо тем, либо тем. Зависит это от условий договора. Не нужно рассчитывать на то, что сможете получить и гонорар, и роялти одновременно, потому что издательство на это не пойдет.
Существует такое явление, как продажа прав на перевод и издание книги за границу. Выручка в данном случае может варьироваться от 1000 долларов до 3000 долларов в среднем.
Поймите, что первые 5 книг не смогут обеспечить ваше существование (за редким исключением). Именно поэтому большая часть современных российских писателей имеют постоянную работу в другой сфере жизнедеятельности, однако они не бросают свое хобби. Только те, у кого за плечами имеется более 20 изданных произведений, могут рассчитывать на неплохой доход. Их гонорары достигают 50 000-150 000 рублей за книгу.
Средний заработок новичка в мире писательства
Итак, как писателю заработать свои первые деньги? После того как произведение было написано и отредактировано, необходимо найти издательство, которое согласиться отдать его в печать. Часто начинающие авторы обращаются сразу в несколько организаций, чтобы не терять драгоценного времени.
Если ваш труд оценили по достоинству, а одно из издательств согласно на публикацию, то между вами заключается договор, в котором описана сумма гонорара или роялти. Ранее упоминалось, что на начальном этапе не стоит рассчитывать на баснословные деньги.
Рассмотрим возможность получения роялти на конкретном примере. Для начала нужно понять, что такое отпускная цена. Это та сумма, за которую книги продает само издательство. Стоит отметить, что на прилавках магазинов произведения появляются в 3-4 раза дороже. Роялти же получают от отпускной цены, а не от итоговой. Новички могут рассчитывать лишь на небольшой тираж, так как издательство должно увидеть, пользуется ли книга спросом. В лучшем случае можно рассчитывать на 3000 экземпляров. Несложно посчитать итоговый доход автора. Пусть отпускная цена книги будет равна 100 рублям. При 5% роялти и тираже в 3000 экземпляров писатель получит 15000 рублей .
Переиздание книг
Порой книги становятся настолько популярными, что появляется необходимость повторного ее издания. Для автора такая ситуация достаточно выгодна. Дело в том, что отчисления писателю несколько уменьшаются, но при этом он освобождается от какой-либо работы, ведь произведение уже написано. Все хлопоты берет на себя издательство. Роялти варьируется в пределах 3%-15%.
Книгу можно издать повторно в другом издательстве через несколько лет, если договор составлен правильно. Для автора это может принести более выгодные условия сотрудничества, в том числе более высокий доход.
Как было сказано ранее, человек, издавший около 20 произведений, может рассчитывать на приличный заработок. Однако большинство российских писателей зарабатывают себе на жизнь не изданием собственных книг. Хотя и писательским делом, но без привлечения издательств. Как это делается? Ищите ссылки в конце статьи.
Рейтинг наиболее популярных жанров художественной литературы в России
Главный вопрос у некоторых писателей-новичков — какую тему выбрать, чтобы книга стала популярной? Правильный ответ — руководствуйтесь своими знаниями. Однако, если этого не произошло, можно изучить пять популярных книжных жанров, гарантирующих высокий шанс на хорошую продажу книги.
1) Почетное первое место занимает женский детектив . Стоит отметить, что именно женскую аудиторию можно считать наиболее активной в сфере покупок книг любой тематики. Как и авторов. Так сложилось, что сегодня наиболее популярные авторы книг — женщины.
2) Боевик . Однако речь идет не о зарубежном боевике, а именно о российском. Такая фора может заключаться в том, что зарубежная литература переводится на русский язык достаточно долго. И не всегда перевод можно считать удачным, то есть, при переводе может потеряться важная игра слов или смысл всего произведения.
3) Историко-приключенческая классика . Данный жанр вышел на почетное третье место сравнительно недавно. Но, он быстро завоевал свою популярность. Это заслуга многих факторов, включая возрастающий интерес к историческим сериалам на телевидении, например, Великолепный Век или Аббатство Даунтон. Это, кстати, используют многие начинающие писатели. Пишут свои произведения по близкой тематике, тем самым получают гарантированный начальный интерес к книге.
Автор многочисленных романов и завсегдатай еженедельного списка бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» (продержалась на 1-м месте 390 недель подряд). Суммарный тираж её книг превышает 800 млн экземпляров, благодаря чему Стил заняла 8-е место в списке самых продаваемых авторов всех времён и народов. 24 новеллы Стил были экранизированы, 2 фильма получили кинопремию «Золотой глобус».
3. Стивен Кинг, $28 млн
Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников. Каждая из 17 книг серии постоянно всплывает в рейтингах бестселлеров крупнейшего онлайн-магазина «Амазон».
5. Стефании Мейер, $21 млн
Первая же серия, созданная Риорданом, была удостоена почти всех высших литературных наград Америки. Это были мистические детективы о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре. Следующий сериал Риордана предназначался для детей и повествовал о приключениях 12-летнего мальчика Перси Джексона. В 2006-м году книгу из этой серии назвали лучшим детским произведением в США; в 2010-м вышла экранизация романа «Перси Джексон и Олимпийцы».
7. Дин Кунц, $19 млн
Основной заработок Гришему принесли так называемые «юридические» драмы и триллеры, многие из которых были экранизированы. Среди них, например, «Фирма» (главную роль исполнил Том Круз), «Время убивать» и «Клиент». Как и другие участники рейтинга «Форбс», Гришем пишет не только для взрослых, но и для детей.
9. Джеф Кинни, $17 млн
Большую часть аудитории Спаркса составляют женщины после 30. Из-под его пера вышло 16 романов, основная тематика которых — личные трагедии, удивительные судьбы, верность и христианская любовь. 6 книг Спаркса легли в основу киносценариев; ходят слухи, что в 2012-м на широкие экраны выйдет ещё 2 фильма по его сюжетам.
(Цитаты из статьи, курсивом мой комент).
Журнал Forbes опубликовал список наиболее хорошо зарабатывающих писателей по результатам 12 месяцев с 1 июня 2013 года по 30 мая 2014 года. Американский писатель детективов Джеймс Паттерсон вернулся на первое место в рейтинге. За последние двенадцать месяцев писатель заработал $90 миллионов
. Он известен тем, что открыто использует «писателей-негров». С помощью таких «соавторов» Паттерсон выпускает 14 книг в год!
«Я не великий стилист прозы. Я рассказчик. Существует множество людей, которым не нравится то, что я пишу, к счастью, есть миллионы людей, которым это нравится!»
В принципе, я тоже рассказчик, которому не хватает этих самых преданных миллионов.
Второе место в рейтинге досталось Дэну Брауну, чей доход в 2013-2014 годах составил $28 миллионов . Этот парень пишет редко, но метко. Большую часть суммы ему принес новый роман «Инферно» + права на его экранизацию. Брауна я уважаю, хотя «Инферно» напоминает подробный путеводитель, а не захватывающий детектив, как это удавалось ему прежде.
На третьем месте — Нора Робертс. Ее доход за последний год составил около $23 миллионов. Эта тетка строчит детективы со скоростью Донцовой, и все они смачно сдобрены эротикой. Герои, как правило, женщины. Только выйдет такая из кабинета и в постель. А часто и выходить не приходится - получает удовольствие на столе. По правде говоря, мои книги с эротическими сценами тоже лучше других продаются на Амазон.
Лишь на миллион меньше, чем Нора Робертс, — $22 миллиона — заработала еще одна известная автор женских романов, Даниэл Стилл. Ее я не читал, но судя по обложкам, пишет жутко много жутко романтических историй.
На пятом месте оказалась Джанет Иванович , автор серии любовно-приключенческих романов про охотницу за головами Стефани Плам: за год она заработала $20 миллионов. И опять непременный ингридиент - любовно!
Несмотря на взлет популярности литературы для детей и подростков, автору серии «Дневник слабака Джеффу Кинни удалось пробиться только на шестую позицию: в 2013-2014 годах автор заработал $17 миллионов . После Гарии Поттера детишки надо что-то читать, он занял нишу.
Еще три автора, заработавших по $17 миллионов. Среди них — 26-летняя автор трилогии для молодежи «Дивергент» Вероника Рот, дебютировавшая в топ-12. Впрочем, у Вероники Рот есть все шансы подняться выше в рейтинге в следующем году, так как экранизация первой из книг ее трилогии серьезно повлияла на продажи. Обратите внимание возраст писательницы! У нас такой взлет невозможен в принципе. Начинающих практически не печатают!
Кроме того, по $17 миллионов заработали Джон Гришэм, Стивен Кинг. Снимаю перед ними шляпу!
Далее в списке еще несколько имен, в том числе
Джоан Роулинг,
выпустившая очередной детектив. Читал ее первый - стиль хороший, но история слабая. А как затянуууууут!
Следует отметить, что даже те, кто на 16-17 местах отхватили по 9 млн! Что сказать, не раскатывайте губы. Для пишущих по-русски такие цифры нереальны. В ближайшее время попробую оценить доходы наших писателей.