Предметно о проблемном обучении в географии. Проблемные вопросы по географии Проблемное обучение на уроках географии
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.
1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:
начинает воспринимать себя по-иному;
более полно принимает себя и свои чувства;
становится более уверен в себе и автономен;
ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
начинает принимать и понимать других людей.
Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:
наблюдения (в том числе и летнее),
практических работ,
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
сообщения учащихся,
рефераты,
участие в научно-исследовательской работе,
использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.
Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.
Проблемное обучение на уроках географии.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.
3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами :
урок-лекция;
урок-семинар;
урок решения задач;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы , например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».
Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп. Равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:
Определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.
Заполнить в тетради таблицу:
Элементы климата
КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС
экваториальный
субэкваториальный
тропический
Субтропичес-кий
Средние температуры
Января
Средние температуры июля
Господствующие ветра
Годовое количество осадков, мм
Режим осадков
Выяснить:
Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?
Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.
Исследовательские элементы на этом уроке составляют:
Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.
Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.
Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
МОУ « Бендерская средняя общеобразовательная школа №11»
Тема:
Проблемное обучение на уроках географии.
географии высшей категории
МОУ «Бендерская средняя
общеобразовательная школа № 11»
г. БЕНДЕРЫ, 2013 год
Содержание: стр.
Введение. 3 - 6
Вопросы проблемного обучения на уроках географии. 6 - 12
Заключение. 13 - 15
Литература. 15
«Проблемный подход в обучении географии в школе»
(Проблемное обучение на уроках географии)
Введение.
По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся споры: одни авторы определяют его как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.А. Лернер, М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В. Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В. Кудрявцев).
Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения являются создание проблемных ситуаций и решение проблемы.
«Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий»
(И.Я. Лернер)
Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у учащихся нет потребности в разрешение проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.
«В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема»
(М.Н. Махмутов)
Однако некоторые педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником можем считать противоречие – «противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых знания ученика недостаточно, нужны новые».
Соподчиненность основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей схемы.
Основные понятия проблемного обучения:
Проблемное обучение – дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.
Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика.
Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение.
Проблемный вопрос
Проблемное задание
Таким образом, проблемное обучение является логической основой для создания на уроках различных проблемных ситуаций, организации учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирования у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода в обучении является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Процесс выполнения проблемных заданий и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения географии занимались мало. В ряде работ рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение. Но нельзя забывать, что не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний. В решении проблем учащимися можно выделить следующие этапы:
Осознание проблемы, вскрытие противоречия;
Формулирование гипотезы;
Доказательство гипотезы;
Общий вывод.
Этапы решения проблемы:
Название этапа
Суть этапа
Приём учебной работы
Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.
Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в них.
Формулирование гипотезы.
Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.
Выдвижение гипотезы.
Доказательство гипотезы.
Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.
Обоснование гипотезы.
Общий вывод.
Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием.
Установление новых причинно-следственных связей.
В последние годы в теории проблемного обучения появились понятия «традиционного» и «реального» проблемного обучения. Первое предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся. «Реальная» проблема имеет два признака:
Она личностно значима для учащихся;
Требует от школьников действий по сбору необходимой информации, поиску путей её решения и, что особенно важно, деятельности в соответствии с найденным решением.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, не давая жестоких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.
Вопросы проблемного обучения на уроках географии:
В течение своей педагогической деятельности я неоднократно применяла и продолжаю применять проблемный подход в обучении географии. Ниже хочу привести несколько примеров применения проблемного обучения, его элементов, при решении основной задачи учителя – географа: осознанного усвоения учащихся географических знаний и применение их в дальнейшем.
Элементы проблемного обучения я использую при изучении многих тем курса географии, начиная с 6-го класса. Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежат чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных ситуаций.
В курсе географии материков и океанов (7 класс) изучаются основные особенности природы и населения Земли. Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы отдельных материков и океанов на качественно более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природы, выявлению степени изменения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. Таким образом, само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности для разработки проблемного обучения. Особое внимание при этом следует уделить формированию у учащихся умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с источниками географической информации.
Изучая курс «География Приднестровья и Приднестровского Порубежья»
(8 класс), учащиеся решают реальные проблемы, что способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой проблемные задачи и находить способы их решения.
В настоящее время при изучении экономической и социальной географии (общий и региональный обзор): 9-10 класс – уже недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо, чтобы они служили поводом для изучения на уроках закономерностей развития экономики стран мира, вопросов совершенствования системы размещения мирового хозяйства в целом, его отдельных отраслей, для постановки проблем и показа возможных путей их решения, что возможно с помощью проблемного обучения.
Реализация проблемного подхода при изучении курса «Глобальная география» (11 класс) позволяет выработать у школьников новый стиль мышления, столь необходимый сейчас для решения многочисленных проблем, стоящих перед мировой экономикой.
Для примера я хочу привести ряд вопросов (проблемных), которые используются мною на уроках географии.
Акцентирую ваше внимание на то, что этот перечень проблемных вопросов лишь частица тех проблемных вопросов и заданий, которые можно использовать на уроках географии.
Проблемные вопросы и задания в курсе «География».
Класс
Проблемные вопросы и задания
Место их постановки в учебном процессе
Деятельность учащихся
Логика решения проблемного вопроса или задания
6 класс
Каковы причины разнообразного залегания горных пород.
Тема: «Литосфера». Учитель организует работу учащихся с источниками информации и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формирует проблему.
1.Целеноправленное изучение нового материала.
2.Решение основного и частных вопросов темы.
3.Осознание причин и следствий изучаемых явлений.
Разнообразие залегания горных пород.
Движение земной коры.
Почему земная кора движется?
Движение веществ мантии.
Виды движения земной коры.
7 класс
Пустыня – закономерность или аномалия на лике Земли?
Постановка проблемной задачи перед изучением новой темы.
Осознают поставленную задачу, целенаправленно воспринимают изложение учителя, участвуют в эвристической беседе.
Пустыня
ПК
ГП деятельность
человека
климат
вырубка
лесов
Опустынивание
8 класс
Какое влияние оказывает Байкал на окружающую его территорию?
В процессе изучения новой темы.
Самостоятельно раскрывает влияние Байкала на окружающую территорию, показывают своеобразие данного ПК.
Байкал
ГП
уникаль- богат-
ность ство
природы окруж. Байкала террито-
рии
1.Уникальность климата.
2.Животный и растительный мир.
3.Своеобразие ПК
4.Использование человеком.
9 класс
На основе анализа схем, таблиц, карт определите особенности металлургии, влияющие на её географию.
В процессе изучения темы «Металлурги-
ческий комплекс»
1.На основе анализа выявляют особенности металлургии.
2.Отвечают на вопрос: как эти особенности отражаются на размещении комплекса.
3.Работа с картой: специфике металлургических баз.
Особенности
1.Концентрация
2.Комбинирование
3.Большая материала
ёмкость.
4.Трудоёмкость.
5.загрязнение природы
Особенности размещения
Металлургические базы мира.
10 класс
Связь между превращением Западной Европы в главный очаг миграции и демографической ситуации в этом регионе?
В процессе изучения темы: «Зарубежная
Европа».
1.Анализ демографической ситуации в регионе.
2.Основные направления миграционных потоков.
3.Причины миграции.
4.Доказывают или отвергают наличие прямой связи.
Демографическая ситуация
иммиграция
проблемы
региона
11 класс
Согласны ли вы с выражением:
«Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков»?
При обобщении знаний по разделу.
Высказывают свои суждения по поводу приведённого выражения, приводят примеры.
Богатства Земли
Проблема исчерпаемости природных богатств
Использование их человеком.
Одной из форм проблемного обучения является проблемное изложение. Суть проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, показывая путь решения, раскрывая логику движения мысли, а учащиеся следят за логикой изложения учителя. Эта форма используется мною при изучении с учащимися сложных тем, где нельзя ограничиваться простым изложением истин, а требуется раскрытие сложных взаимосвязей.
Разработка проблемных заданий, данных в необычной для учащихся форме, на основе которых можно разыграть на уроке различные игровые ситуации, проводить на уроки – «путешествия», также представляет собой одно из перспективных направленной в развитии проблемного подхода в обучении географии.
Например; при изучении курса «География человеческой деятельности: культура, экономика, политика» мы с учащимися 11-го класса решаем ряд экономических задач, предлагающих решить ту или иную проблему. (Пример задания: Представьте, что Вы- купец времён Дмитрия Донского. Ваш первоначальный капитал – 1000 рублей. Где начать дело: а) в Москве, где вам гарантируется ежегодная прибыль с накопленного капитала 50 %; б) в любом городе - ежегодная прибыль 100%, но каждый 2-ой где вы теряете ½ капитала из-за набегов татар).
В своей работе я интенсивно использую метод проектов, который является одной из форм проблемного обучения. Учащиеся разных классов ставят перед собой проблемный вопрос и решают его посредством исследовательской деятельности. Результатами их работы являются презентации в конце учебного года. Приведу лишь несколько тем (проблемных вопросов), рассмотренных моими учениками: - «Мировой финансово-экономический кризис;
его последствия для России, ПМР и г. Бендеры», «Варианты конца света», «Влияние новостей на развитие моровой экономики» и многие другие темы.
Решение реальных проблем связано в свою очередь с осуществлением экологического воспитания школьников. В нашей школе в течение ряда лет (5 лет) действовал Экологический проект «Шаг в ХХ I век», который явился результатом решения учащимися экологической проблемы: - Превращение территории школы в экологический оазис м-на Ленинский; - создание условия для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем в рамках школы..
Логическим завершением работы над данным проектом явилось создание программы экологического воспитания учащихся в нашей школе. Девизом программы является:
«Экология природы-
Экология души –
Экология здоровья человека».
Одним из показателей сформированного у школьников творческого мышления является их умение выполнять задания и отвечать на вопросы повышенного (третьего) уровня сложности. Эти вопросы и задания требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации, в том числе и проблемной.
Заключение :
Процесс решения проблемы является наиболее сложным в познавательной деятельности учащихся.
Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучить учащихся логике решения проблем. В ходе такого обучения учащиеся овладевают одним из правил мышления, которое заключается в том, что в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Решение проблемы на каждом этапе возможно лишь с помощью определённых приёмов, которые в психологии называется эвристическими.
Обобщая опыт проблемного обучения, накопленный в методике обучения географии можно выделить три типа проблемных ситуаций, которые могут быть созданы на уроках в процессе изучения географии:
Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися у школьников знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания. Разрешение этого противоречия, как правило, связано с отбором и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности.
Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте.
Проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: «и то и другое одновременно».
Приведу примеры таких ситуаций:
Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?
В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?
Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?
Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.
Уровни усвоения опыта творческой деятельности и способы его передачи:
Содержания опыта творческой деятельности, его основные черты
Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
Самостоятельное комбинирование известного способа деятельности в новый.
Построение принципиально нового способа решения.
Уровни
Показ образцов научного решения проблемы в ходе проблемного изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения проблемы.
Решение учащимися проблемных задач в ходе
эвристической беседы, состоящей из серии
вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения проблемы.
III
Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы.
4: Литература:
Кухарь С.М. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии», Тирасполь: Материалы III республиканской научно-практической конференции, 2010 год.
Лернер И.Я. «Развитие мышления школьников в процессе обучения», М. Просвещение, 2002 год.
Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», М. Просвещение, 2006 год.
Понурова Г.А. «Проблемный подход в обучении географии в средней школе», М. Просвещение, 1991 год.
рутинности, банальности».
А. Дистервег
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Особое внимание в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
«Мастерство учителя - не случайная удача,
А систематический, кропотливый поиск и труд»
«Без стремления к научной работе
Учитель неизбежно попадает во власть
Трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности».
А. Дистервег
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
Особое внимание в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Одной из трудностей их внедрения, является то, что нет подробных разработок их применения. Очень трудно построить обучение так, чтобы в нем были применены: проблемное обучение, дифференцированный и личностный подходы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке и работа над усвоением содержания образования, включающая в себя:
- знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
- умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.
Для такого обучения необходима специальная подготовка учителя-предметника, либо его профессиональный уровень. Ведь именно в школе на протяжении 11 лет, наиболее ответственного периода в становлении личности, происходит формирование и развитие ее духовных, нравственных, физических и интеллектуальных сил. Овладевая знаниями, школьники усваивают не только их идейное содержание, но и развивают свои познавательные возможности, интересы, склонности. Они учатся мыслить, искать, творить.
В практике своей работы с учениками стоило только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастала. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса географии и делает его более понятным и значимым для учащихся, развивает интерес к предмету, помогает через решение основных проблем проникнуть в суть основных географических закономерностей
Я считаю, что моя работа, имеет большое значение в преподавании предмета географии. Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Потому, что учитель при этом должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в географии.
Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Виды проблемных заданий | Особенности | Примеры заданий |
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса) . | Ранее усвоенный факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания | Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше? |
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей | Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий, учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний,в том числе и из других учебных предметов, | Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий); |
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими . | требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба. | Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства; --- Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства? |
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза | Раскрывая гипотезу, учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение. | Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»? Обоснуйте её научно-практическое значение. |
Задания-парадоксы | В основе заданий положены парадоксальные факты | Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить? |
Система проблемных вопросов и заданий по курсу географии материков и океанов
Проблемные вопросы и задания | Место их постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
1. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их. | Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка» | I. Анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности материка: а) преобладание равнинного рельефа; б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья; в) резкие различия в рельефе отдельных частей материка. II. Анализируют карты в ходе ответа на вопросы учителя: а) где в Африке расположены горы? б) по карте определяют районы, имеющие максимальные абсолютные высоты. Пытаются объяснить выявленные особенности. Осознают познавательный вопрос: как объяснить особенности рельефа материка? Усваивают изложение учителем нового материала. |
2. Сравните рельеф Северной и Южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выявленные вами различия? | В процессе изучения нового материала по теме «Рельеф материка» | Работают с картами атласа, картинами, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различия. |
3. Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки? | При постановки познавательной задачи в процессе изучения новой темы «Климатические пояса» | Осознают поставленную задачу, участвуют в поиске ответа на вопрос с помощью учителя |
4. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяют 2 климатические област, а в северной – одна? | При закреплении материала | Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя |
5. Как изменяются климатические пояса в Африке на широте экватора при движении с запада на восток? Чем объяснить эти изменения? | При повторении материала | Повторяют ранее пройденный материал. Самостоятельно анализируют климатическую карту, делают вывод о том, как изменяются климатические условия на широте экватора. Переформулируют вопрос: почему экваториальный климатический пояс не доходит до побережья Индийского океана? Ищут ответ на поставленный вопрос (возможна помощь учителя) |
6. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары? | В качестве домашнего задания |
|
7. Как по климатической карте и климатической диаграмме установить особенности режима реки? | В процессе изучения темы «Внутренние воды Африки» | Выполняют конкретные задания учителя по составлению характеристики рек Африки, на основании климатической карты и климатической диаграммы устанавливают особенности режима рек. |
8. На причины происхождения саванн существует 2 точки зрения: согласно первой, саванны образовались на месте сведенных лесов; согласно второй точки зрения, образование саванн объясняется общими географическими закономерностями. Какова ваша точка зрения? Cвой ответ обоснуйте. | Перед изложением учителем нового материала | Высказывают свои точки зрения, пытаются их обосновать, готовятся к целенаправленному восприятию нового материала |
9. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. В каких условиях образуются почвы этих зон? Сделайте выводы о мощности и плодородии этих почв. | Сравнивают почвенные разрезы, самостоятельно отвечают на вопрос, делают выводы об условиях образования почв, их мощности и плодородия. |
|
10. Пустыня – закономерность или аномалия на лике Земли? | Постановка познавательной задачи перед изучением новой темы | Осознают постановленную познавательную задачу, целенаправленно воспринимают изложение учителя, участвуют в эвристической беседе, например:
|
11. Объясните, как изменяются природные зоны в Южной Африке при движении с запада на восток по широте Южного тропика. | При повторении пройденного материала | В процессе проверки усвоения знаний отвечают на вопрос учителя |
12. Почему зона экваториальных лесов не доходит до побережья Индийского океана? | При обобщении знаний | Высказывают предположительные ответы, сравнивают их с объяснением учителя |
13. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост? | В процессе изучения нового материала | Работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него, выполняют задания учителя, например:
|
14. Объясните, почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения? | В процессе изучения нового материала | 1. Самостоятельно отвечают на вопросы учителя. 2. по карте изучают полезные ископаемые Ю.Америки, делают выводы о различии состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него. |
15. В чем заключается основное различие между субэкваториальным и субтропическим влажным климатом? | При закреплении пройденного на уроке материала | |
16. Сравните экваториальный климат Ю.Америки и Африки. Чем объяснить, что в экваториальном климатическом поясе Ю.Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки? | В процессе изучения нового материала «Климат Ю.Америки» | Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос |
17. Как бы изменился климат Ю.Америки, если бы Анды находились на востоке материка? | Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их. |
|
18. По картам атласа составьте характеристику природы Бразилии. Почему природа ее прибрежной части отличается от природы внутренних районов? | По картам атласа, картинам, слайдам составьте комплексную характеристику природы страны, отвечают на вопросы учителя. |
|
19. Установите черты сходства и различия между Кордильерами и Андами. Объясните их. | При закреплении изученного на уроке материала | Самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их. |
20. На равнинах Канады, Центральных и Великих равнинах чехол осадочных пород имеет различную толщину. Чем объяснить этот факт? | При изучении нового материала по теме «С.Америка» | Высказывают свои предположения, обосновывают их, учатся обощать высказывания своих товарищей. |
21.Изменился бы климат С. .Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка? | При проверке уровня усвоения нового материала | Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос |
22.Как изменяется температура января на территории С.Америки при движении с запада на восток по параллели 50 градусов с.ш. Объясните эти изменения. | В качестве домашнего задания | Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, применяя знания, полученные при изучении темы «С.Америка». |
23.Сравните климатические условия полуостровов Флорида и Калифорния. Как вы думаете, почему эти 2 территории выбраны для сравнения? | При проверке уровня усвоения материала | Выполняют самостоятельно все этапы решения проблемы:
|
24.В чем особенности расположения природных зон в С. Америке? | Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала: работают с картами атласа, картинам, слайдами; в ходе изучения новой темы выполняют отдельный задания учителя, отвечают на его вопросы, например:
|
|
25.Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка? | Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы | Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выделяют особенности рельефа материка и объясняют их. |
26.Сравните строение и рельеф С.Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чем сходство, а в чем различие рельефа 2-х материков. Объясните их. | В качестве домашнего задания | Самостоятельно сравнивают, выделяют черты сходства и различия, объясняют их. |
27.Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-Шань относится к высочайшим вершинам мира? | При проверке уровня усвоения материала | Выполняют все этапы решения проблемы:
|
28.Как образовались Гималаи? | При изучении нового материала | Усваивают проблемное изложение учителя (знакомятся с различными точками зрения ученых). |
29.Объясните, почему в европейской части материка граница тундры проходит севернее полярного круга, а в азиатской части – намного южнее его | При повторении с целью закрепления умения решать проблемы | Самостоятельно решают проблему |
30.Пользуясь картами объясните, почему на одних и тех же широтах в Евразии и С.Америке формируются различные типы климата | При обобщении знаний | Применяют ранее полученные знания о новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречие, формулировать гипотезу, доказывать ее, делать обобщающий вывод) |
Так, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.
Список литературы
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание».
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64с.
- Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения . - М.: «Просвещение».
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение».
- Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение».
Интернет-ресурсы:
http://сайт / (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)
- www. center.fio.ru/som
Www.vspu.ac.ru/tol
Www.ipkadmin.tstu.ru
Www.school.edu.ru
Проблемное обучение на уроках географии.
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:
- начинает воспринимать себя по-иному;
- более полно принимает себя и свои чувства;
- становится более уверен в себе и автономен;
- ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
- становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
- начинает принимать и понимать других людей.
Отсюда очевидна главная задача учителя - принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:
- наблюдения (в том числе и летнее),
- практических работ,
- просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
- сообщения учащихся,
- рефераты,
- участие в научно-исследовательской работе,
- использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.
Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт -> гипотеза -> теория ->знание (истина).
Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.
3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
Семинары (индивидуальная работа); - структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
Практические занятия (коллективная работа) - исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами :
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок решения задач;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия;
- урок-консультация;
- урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
- урок-аукцион;
- рок-пресс-конференция;
- урок-защита диссертации;
- урок-суд;
- урок-посвящение;
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны - благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы , например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан - имеют два паводка в год - весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии - источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».
Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп. Равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:
Определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.
Заполнить в тетради таблицу:
Выяснить:
Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?
Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.
Исследовательские элементы на этом уроке составляют:
Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.
Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа - пятая) - конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.
Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.