Современные проблемы науки и образования. Реализация фз в образовании рф Направления совершенствования стандартизации в системе образования
УДК 378.01
О СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Сапкулова
ON STANDARDIZATION OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM
Стандартизация рассматривается как инструмент управления качеством общего образования посредством определения границ полномочий и ответственности субъектов образовательного процесса. Обосновывается назначение образовательных стандартов на основе методологии человеческого капитала. Уточняются цели системы общего образования в стандартах первого и второго поколения.
Standardization is considered to be the instrument of general education quality management through defining the borders of responsibility of the subjects of educational process. The paper supports the development of educational standards based on the methodology of human capital. The purposes of the general education system in the standards of the first and second generations are specified.
Ключевые слова: Государственные образовательные стандарты, цели и результаты общего образования.
Keywords: State educational standards, purposes and results of the general education.
Практика общего образования в настоящее время регламентируется стандартами второго поколения; в частности, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным и введенным в действие с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, среднего (полного) общего образования - от 17 мая 2012 г. № 413). Федеральным стандартам предшествовал стандарт первого поколения, утвержденный в 2004 г. Отметим, что до федеральных стандартов общеобразовательными учреждениями в качестве равнозначных нормативных документов использовались стандарты первого поколения (федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ) и Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (1998 г.), Обязательный минимум содержания основного общего образования (1998 г.), минимум содержания среднего (полного) общего образования (1999 г.). В данной статье обосновывается назначение общеобразовательных стандартов с позиции управления системой общего образования.
Первая задача, которую предполагается рассмотреть в контексте стандартизации системы общего образования, чем обусловлена необходимость принятия стандартов вообще и их смены в частности?
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством. По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация - «установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон...» . В Российской Федерации законодательно стандартизация понимается как «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направлен-
ная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг» .
Стандартизация, таким образом, посредством определения правил/норм (порядка) позволяет обеспечить одинаковый уровень решения типовых задач. Следует различать стандартизацию процесса (нормативный алгоритм деятельности) и стандартизацию продукта (нормативные характеристики результата). Первое есть необходимое средство стандартизации качества продукта. Если стандартизирован процесс, то статистически (т. е. в пределах приемлемой нормы) гарантировано нормативное качество. В практике систем менеджмента качества помимо стандартов процесса и продукта разрабатываются стандарты на компетенцию, задающие нормы знаний и умений, которыми должен обладать работник.
В рамках данной статьи качество в соответствии с определением ИСО трактуется как степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта удовлетворяет требования (потребности, ожидания, которые установлены, обычно предполагаются или обязательны . Следует сказать, что понятие «качество» в большей степени органично признается в отношении материальных объектов - товаров (продукты питания, одежда, технические товары и т. п.). Сложнее осознание качества применительно к коммерческим услугам (транспортная, банковская услуга; услуги общественного питания), еще сложнее - в отношении традиционно некоммерческих услуг, в частности образовательных.
Стандарт как нормативный документ представляет собой утвержденный компетентным органом, а следовательно, обязательный к исполнению комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации.
Анализ источников по управлению качеством позволил выделить требования к стандартам: стандарты должны быть социально и экономически необходимыми, иметь определенный круг пользователей и конкретность требований; отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки
до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления; обладать стабильностью требований в течение определенного периода; своевременно пересматриваться.
Соответственно, важной характеристикой стандартов является согласованность содержания стандартов и требований пользователей. Изменение стандартов может быть связано с тем, что существующие нормы не соответствуют требованиям.
Таким образом, стандартизация (разработка и принятие стандартов) - важный компонент процесса управления качеством, т. к. такой документ упорядочивает и унифицирует все процессы, упрощает принятие решений и согласование с клиентами, экономит ресурсы и пр., а в конечном итоге, обеспечивает статистически гарантированный нормативный результат (качество продукта/услуги).
Принимая точку зрения Э. М. Короткова, качество образования как «комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности...» будем рассматривать через качество потенциала достижения образовательных целей, качество процесса и качество результатов образования . Соответственно, стандарты, регулирующие качество образования, должны отражать нормы ресурсного обеспечения, процессов и результатов.
Нормативно-правовой базой разработки образовательных стандартов стал Федеральный закон РФ «Об образовании» 1992 г., в котором законодательно было закреплено не только многообразие образовательных систем, но и признание необходимости разработки государственных образовательных стандартов. Внесенные в 2007 г. изменения в «Закон об образовании» определили стандарты как «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» . В указанном документе назначение стандартов заключается в обеспечении единого образовательного пространства и преемственности образовательных программ разных уровней образований.
По мнению Д. И. Фельдштейна, задача государственного стандарта - «обеспечить каждого учащегося качественным современным образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные модели, придать позитивный импульс модернизации образования» . В целом сложно не согласиться с позицией академика РАО, д-ра пси-хол. наук, однако позволим уточнить вопрос стандартизации, актуализировав управленческий аспект (на федеральном и локальном уровнях).
Принятие образовательных стандартов означало, на наш взгляд, признание экономических характеристик системы образования; т. е. образование стало рассматриваться не только как культурный феномен (обеспечивающий передачу культурного опыта под-
растающему поколению) [например: 13], но и как важная экономическая отрасль, обеспечивающая воспроизводство трудовых ресурсов.
Методологической основой экономической сущности образования является теория человеческого капитала (Г. Беккер, Т. У. Шульц), в которой человеческий капитал рассматривается как имеющийся у каждого запас, структура и характер знаний, интеллектуальный потенциал (опыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации . Образовательные инвестиции выступают источником экономического роста. Продуктом образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. При этом общая подготовка, т. е. система общего образования, формирует знания и навыки, которые могут найти применения в различных сферах профессиональной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой в 2001 г., необходимость существенных изменений в системе образования объяснялась в т. ч. возрастанием «роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 - 80 процентов национального богатства» . Знания и умения, приобретаемые человеком благодаря образованию, определяют эффективность его будущей профессиональной деятельности. В этом отношении «ресурсы, к которым индивидуум имеет доступ в раннем детстве (прежде всего ресурсы семьи и его личностный потенциал), преобразуются в «рыночные активы» (т. е. в качества, которые пользуются спросом на рынке труда.) в основном через систему образования» .
В контексте сравнения «советского» (без образовательных стандартов) и «постсоветского» периодов образования переход к стандартам - признание на государственном уровне цели образования в контексте идеи формирования трудовых ресурсов. Принятие стандартов осуществляется для признания и достижения единых целей образовательной деятельности (прежде всего в аспекте определения образования как социального института). Следовательно, анализировать образовательные стандарты необходимо исходя из понимания сущности образования и целей, которые ставят перед системой образования различные субъекты (или, в соответствии с терминологией ИСО, заинтересованные стороны).
Вторая задача, решаемая в данной статье - уточнить сущность и цели (результаты) образования как основного объекта стандартизации образовательной деятельности.
Цели общего образования в стандарте 2004 г. формулировались в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней подчеркивалась необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обу-
чающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» .
Можно сказать, что данная формулировка в большей степени тяготела к традиционной знаниевой, чем к личностной или компетентностной парадигмам, что и нашло отражение в стандарте (прим. автора: еще раз обратим внимание, что Концепция была принята в 2001 г.) В стандарте структура целей включает «освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции)» . Однако практика оказалась настолько консервативной, что в перечне «знания - умения - развитие» по-прежнему уделялось внимание знаниям, поэтому и стандарт воспринимался прежде всего как перечень знаний, которые должны быть освоены школьниками. Объектом стандартизации выступало содержание общего образования.
По утверждению одного из разработчиков стандартов второго поколения А. Кондакова, их инновационность определяется новым пониманием образования - «важнейшей социальной деятельности
общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта - переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования» .
Исходя их нового понимания образования, объектом стандартизации становится образовательное пространство, организуемое социальными институтами: образовательными учреждениями (основного и дополнительного образования), семьей, культурными учреждениями, СМИ.
Стандарт рассматривается А. Кондаковым как важнейший ресурс достижения следующих стратегических целей образования: обеспечение социальной и духовной консолидации общества, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Такое понимание образования связано с тем, что «успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни» .
Одной из причин принятия стандартов второго поколения академик А. А. Кузнецов видит в том, что «не все, что мы хотели бы закрепить через стандарты, можно было обеспечить в условиях начала 90-х годов XX века. Не было, в частности, финансовых средств для реализации многих условий введения стандарта» .
Методологической психолого-педагогической основой общеобразовательного стандарта второго поколения выступает системно-деятельностный подход. В контексте деятельностной парадигмы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) учение понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу ком-
петенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Наиболее важным для понимания декларируемых во втором стандарте целей нам представляется следующее положение. Системно-деятельностный подход предполагает «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования... для достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» .
В контексте управления качеством это положение означает признание:
1) развития учащегося в качестве основной цели и основного результата функционирования образовательного учреждения;
2) актуальности социального партнерства между заинтересованными участниками образовательной деятельности.
Данные положения нового стандарта фиксируют хоть и на формальном уровне принципиально иной подход к системе управления образовательным учреждением, в т. ч. иной подход к формированию отношений школы и семьи.
Стандарт первого поколения определял только предметные результаты, а стандарт второго поколения - предметные (усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности), метапредметные (освоенные универсальные способы деятельности) и личностные (ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества) результаты. Именно акцент на умения применять знания, на формирование способов деятельности - существенное стандарта второго поколения.
Важно то, что личностный результат не является предметом оценки учащегося; он выявляется посредством специальных неперсонифицированных исследований и служит основанием анализа эффективности системы образования для последующих управленческих решений, прежде всего на государственном уровне. Выделение индивидуального и общего результатов - существенное отличие стандартов именно второго поколения. Кроме того, в контексте управления качеством образовательного процесса заданные нормы планируемого результата учащегося имеют не только целостный, но и операциональный характер. Т. е. стандарты задают, с одной стороны, системный планируемый результат образования (формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие учащегося посредством деятельности), с другой стороны - критериально заданный (измеряемый) результат.
Стандарты 2004 г. первоначально принимались как переходные; в момент их принятия уже было ре-
шено разрабатывать стандарты второго поколения.
Может быть, по причине длительности периода их принятия (12 лет), они на момент принятия уже не в полной мере отражали требования, полномочия различных участников, заинтересованных субъектов образования. В силу существования двух равнозначных законодательных норм деятельности образовательного учреждения, государственные стандарты первого поколения многими школами не учитывались в реальной практике. Стандарты второго поколения были восприняты как революционные. Представляется, что именно это и послужило причиной бурного обсуждения стандартов второго поколения, низким уровнем готовности большого количества и персонала, и руководителей общеобразовательных учреждений выстроить деятельность в соответствии с федеральными стандартами.
Стандартизация (процесс разработки и принятия стандартов) рассматривается нами как значимый элемент управления качеством, т. к. такой документ упорядочивает и унифицирует все процессы, упрощает принятие решений и согласование с клиентами, экономит ресурсы и пр., а в конечном итоге, обеспечивает статистически гарантированный нормативный результат (качество продукта/услуги). Изменение стандартов обусловлено изменениями требований со стороны потребителей процесса.
Литература
1. Аристов, О. В. Управление качеством / О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
2. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасов. - М.: ИНФРА-М,
3. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. - М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Канне, М. М. Системы методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов / М. М. Канне, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков [и др.]; под ред. М. М. Канне. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
5. Кондаков, А. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность / А. Кондаков. - Ре-
жим доступа: http://www.ug.ru/archive/26160 (дата обращения: 12.09.2011).
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р: от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4.
7. Коротков, Э. М. Управление качеством образования / Э. М. Коротков. - М.: Академический проект, 2007. - 320 с.
8. Кузнецов, А. А. О стандарте второго поколения. Рассказывает вице-президент российской академии образования, академик А. А. Кузнецов / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков // Русская словесность. - 2009. - № 2.
9. Мишин, В. М. Управление качеством: учебник для студ. вузов / В. М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон Российской Федерации: от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 5 декабря. - Федеральный выпуск № 4535.
11. О техническом регулировании: Федеральный закон РФ: от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2009 г.) // Российская газета. - 2002. - 31 декабря. - № 245.
12. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стан-
дарты второго поколения).
13. Рождественский, Ю. В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование / Ю. В. Рождественский. - М.: Флинт: Наука, 2002. - 83 с.
14. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: стандарты ИСО 9000:2008. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. - М.: Стандартинформ, 2009. - 35 с.
15. Стандарты второго поколения // Начальная школа плюс. До и После. - 2010. - № 9.
Стандартизация системы общего образования -упорядочение деятельности образовательных субъектов с целью обеспечения конкурентоспособности личности и государства.
Следует подчеркнуть, что стандартизация системы общего образования - важный элемент (существенное исходное условие) построения единого общеевропейского образовательного пространства, поскольку формирует единые требования (критерии) качества образования.
Анализ нормативной базы, публикаций позволяет сделать следующие обобщения относительно назначения стандартов системы общего образования.
Стандартизация позволяет:
Определить границы ответственности (а соответственно, и полномочий) государства и социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, культурно-развлекательных и спортивных учреждений и пр.), организующих образовательные процессы;
Обеспечить критерии и относительную прозрачность оценки эффективности системы образования заинтересованными сторонами;
Обеспечить преемственность уровневой структуры образовательной системы.
16. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. - Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование // Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. -221 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки Российской Федерации: от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922.
18. Хуторской, А. В. Стандарты образования, сообразные человеку / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2011/0525-09.htm (дата обращения: 07.02.2012).
Сапкулова Елена Владимировна - директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 32», Оренбург, 89878518003, 8 9058193490, [email protected].
Elena V. Sapkulova - Head of Secondary School № 32, Orenburg.
Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
§ владение базовыми понятиями;
§ узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;
§ давать им определение;
§ раскрывать содержание понятия, его объем;
§ устанавливать межпредметные связи с выше/ниже/рядом стоящими понятиями;
§ давать практическую интерпретацию понятиям;
§ знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
§ умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;
§ иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;
§ знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
§ владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Это общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования, которое конкретизируется по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам.
С одной стороны, образовательные стандарты должны соответствовать мировым традициям, совершенствовать обучение и развитие учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой - не утратить федеративные прогрессивные черты образования.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
§ описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
§ требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
§ максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В настоящее время Конституция Российской Федерации ориентирует как обязательный уровень - минимальный уровень образования 11 ти летняя школа, который не является достаточным основанием достижения международного стандарта.
Государственный стандарт применительно к конкретному предмету включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели образования по конкретней дисциплине, определяется объект изучения.
Требования к содержанию предметного цикла включают три компонента:
· требование к уровню представления учебного материала, которое исходит из единства содержания предмета (уровень программ и учебников), обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников;
· требование к минимально необходимой, обязательной подготовке учащихся выражается формулой "ученик должен", что подразумевает знания: назвать, сравнить, дать оценку, объяснить причины и т.д.
Принята следующая формула требований к предъявлению учебного материала школой - процесс обучения обеспечивает учащимся возможность "знать", "представлять", "понимать".
Речь идет о широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение.
При этом термин "знать" чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам.
Термин "представлять" - к общим характеристикам, понятиям, идеям.
Термин "понимать" предполагает помимо названных, также и оценочные знания.
На основе требований к уровню подготовки учащихся разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки данного уровня.
Следует отметить, что проблема стандартизации содержания образования - динамическая проблема, которая будет изменяться и совершенствоваться по мере овладения его, что сейчас и происходит.
Изменения, происходящие в стране, привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. Произошла смена определенной монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла духовная, социальная и экономическая дифференциация общества.
Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели.
Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.
Начался переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно ориентированной модели вариативного образования.
Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:
1. От отдельных альтернативных научных педагогических школ, разрабатывающих проблемы школьного образования - к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.
2. От монополии государственного образования - к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного воспитания со спецификой содержания, свойственных каждому из этих видов, но с учетом государственных стандартов образования.
3. От "безнациональной" унитарной школы, работающей по единым нормативным документам - к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России.
4. От предметоцентризма - к образовательным областям при построении учебных планов общеобразовательных учреждений.
5. От "частных" линий развития типов общеобразовательных учреждений к "смешанным" линиям развития видов общеобразовательных учреждений, (слияние школы - детского сада, школы - вуза).
6. Переход от монопольного учебника к вариативным учебникам.
Таковы те изменения в содержании образования школы, характерные для текущего времени.
Об актуальных проблемах содержания образования в современной школе, рассказано в данном посте.
Образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
- владение базовыми понятиями;
- узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;
- давать им определение;
- раскрывать содержание понятия, его объем;
- устанавливать межпредметные связи с выше, ниже, рядом стоящими понятиями;
- давать практическую интепретацию понятиям;
- знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
- умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;
- иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;
- знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
- владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Это общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования, которое конкретизируется по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам.
В условиях реформы образования постоянно происходит смена образовательных стандартов.
С одной стороны, они должны соответствовать мировым традициям, совершенствовать обучение и развитие учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой — не утратить федеративные прогрессивные черты образования.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
- требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
- максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В настоящее время «Конституция РФ» ориентирует как обязательный уровень-минимальный (9 летняя школа), который не является достаточным основанием достижения международного стандарта.
Государственный стандарт применительно к конкретному предмету включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели образования по конкретней дисциплине, определяется объект изучения.
Требования к содержанию предметного цикла включают три компонента:
1. Базовое содержание материала.
2. Требование к уровню представления учебного материала, которое исходит из единства содержания предмета (уровень программ и учебников), обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников.
Принята следующая формула требований к предъявлению учебного материала школой: процесс обучения обеспечивает учащимся возможность «знать», «представлять», «понимать».
Речь идет с широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение.
При этом термин «знать» чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам.
Термин «представлять» — к общим характеристикам, понятиям, идеям.
Термин «понимать» предполагает помимо названных и оценочные знания.
3. Требование к минимально необходимой, обязательной подготовке учащихся выражается формулой «ученик должен», что подразумевает знания: назвать, сравнить, дать оценку, объяснить причины и т.д.
На основе требований к уровню подготовки учащихся разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки данного уровня.
Следует отметить, что проблема стандартизации содержания образования — динамическая проблема, которая будет изменяться и совершенствоваться по мере овладения его, что сейчас и происходит.
Изменения, происходящие в стране, привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. Произошла смена определенной монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла духовная, социальная и экономическая дифференциация общества.
Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели.
Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.
Начался переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно ориентированной модели вариативного образования.
Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:
1. От отдельных альтернативных научных педагогических школ, разрабатывающих проблемы школьного образования — к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.
2. От монополии государственного образования — к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного воспитания со спецификой содержания, свойственных каждому из этих видов, но с учетом государственных стандартов образования.
3. От «безнациональной» унитарной школы, работающей по единым нормативным документам — к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России.
4. От предметоцентризма — к образовательным областям при построении учебных планов общеобразовательных учреждений.
5. От «частных» линий развития типов общеобразовательных учреждений к «смешанным» линиям развития видов общеобразовательных учреждений, (слияние школы — детского сада, школы — вуза).
6. Переход от монопольного учебника к вариативным учебникам, а также от монофункциональных. ТСО к полифункциональным средствам и информационным технологиям.
Таковы те изменения в содержании образования школы, характерные для текущего времени.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).
Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.
Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало.
Отличия государственных стандартов:
2004г (3 компонента (федеральный, региональный, школьный; изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены но не реализованы личностная ориентация, ключевые композиции, деятельностный характер образования); 2010г (только федеральный компонент; предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта и носит вариативный характер; усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу 10 часов в каждом классе); организация стандарта второго поколения на результат образования)
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
· описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
· требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
· максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
Цели и образовательный результат:
2004г. (овладение умениями; практическое применение знаний и умений; освоение знаний); Новый стандарт: (формирование предметной и универсальных способов действий;) УУД (универсальные учебные действия) – умение учиться, способность ученика к саморазвитию, самосовладанию путем сознательного и активного присвоения социального опыта;)..
Прогнозируемый процесс перехода на новые стандарты: 1этап – федеральный эксперимент (2077-2009); 14 пилотных регионов; расширение эксперимента (10% школ). 2этап – массовый и вероятно,одновременный для 1-4 классов, переход на новые стандарты с 1 сентября 2011г.
Новые функции ФГОС второго покления:
1. Формирование гражданской идентичности;
2. Сочетаемость и сопоставимость российских и лучших зарубежных систем образования;
3. Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, комфортной и здоровой для учащихся, учителей и управленцев.
Требование к результатам освоения основных образовательных программ:
Интеллектуальныя сфера человека; - ценно – этическая сфера; - трудовая сфера человека; коммуникативная сфера человека; эстетическая сфера человека; физическая сфера человека.
Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы. 1 средства обучения и контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
Владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать И I воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения: в) раскрывать содержание понятия, его
объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше. ниже, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
Знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки. ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
Умения применять научные знания на практике При решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
Иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
Знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических. экологических, нравственных, производственных, управленческих. национальных, международных, культурных, семейных и др.;
Владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам . Разумеется, в условиях реформы образования постоянно происходит смена образовательных стандартов. С одной стороны, они должны соответствовать мировым тенденциям совершенствования обучения и развития учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой -- не утратить федеративные прогрессивные черты, какими являются, например, для нашей отечественной школы проблемность изложения содержания курсов, сочетания теории и практики при их изучении и др.
Зарубежный опыт стандартизации образования показывает, что стандарт должен иметь необходимый и достаточный минимум требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Необходимый уровень таких требований соответствует минимальной подготовке по предметам учебного плана, без которой невозможно дальнейшее самостоятельное продолжение образования, освоение культуры и общечеловеческих ценностей. Достаточный уровень требований гарантирует достижение международного стандарта и педагогических задач развития учащихся сформулированных в учебных программах.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
Описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
Требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
Максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
Введение образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.
В настоящее время требования к уровню подготовки выпускников основной школы, а в будущем предполагается, что именно это звено, системы общего образования будет ведущим в нашем обществе, к сожалению, ориентированы только на минимальный уровень, который не является достаточным основанием достижения международного стандарта.
Стратегия – общий план какой – либо деятельности , охватывающей длительный период времени, не детализировано, цель корректируемая. Задачи стратегии: 1. Эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. 2. Реализация в практической деятельности.
Стратегия образования – соединенные все компоненты образования, которые всегда связанны с культурной, общественной и политической реальностью в каждой стране.
Стратегические позиции государства в сфере образования :
1. Необходимо изменить статус учителя.
2. Государство должно помогать школе новыми кадрами
3. Развитие у педагога креативного мышления, уверенности в себе, своих силах.
Цель НСО (новых стратегий образования)
Создание учебной программы, ориентированной на определенные группы обучаемых;
Выбрать ресурсы;
Определить активность процессов, с помощью которых выполняются учебные задачи.
В Российском государстве происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения. Они привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. В обществе произошла смена определенной единой монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.
В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориенти-рованной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы "Творческая одаренность", "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития", "Социальная служба помощи детям и молодежи" и многие другие.
Наша школа успешно продвигается по пути от монопольного учебника к вариативным учебникам, а также от монофункциональных технических средств об учения к полифункциональным средствам и информа ционным технологиям. Происходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и месту в учебном процессе, характеризующееся переходом от наглядно-демонстрационных к обучающим (ЭВМ), от отдельных приборов и пособий - к микролабораториям. Таковы те изменения в содержании школь ного образования, которые характерны для нашей эпохи - эпохи коренного преобразования российской школы.
Представлен методологический подход к анализу стандартизации образования. Обосновывается положение, согласно которому большое значение для повышения качества образования в условиях информатизации и глобализации имеет, наряду со стандартизацией, полистандартизация образования.
Ключевые слова: образование, информационная эпоха, стандартизация, стандартизация образования, полистандартизация образования.
Стандартизация что-либо значит лишь в том случае, если она обозначает усовершенствование
Г. Форд. Сегодня и завтра
Под влиянием информационных процессов стремительно преобразуется современное общество: изменяются условия жизни людей, их менталитет. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном (информационном) обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.
Знания и информация определяют социальное качество информационного общества, в нем значительно увеличивается доля работников умственного труда (интеллектуалов) во всех сферах жизнедеятельности. Материальная собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение, решающим становится уровень знания и образования.
Модернизация в русле целостной культуры
В условиях глобальной информатизации мира, возрастания социальной роли информации и знания образование переживает значительные трансформации, превращаясь в «ключевое качество труда» (М. Кастельс ). Все более утверждается точка зрения, согласно которой «старая система подачи информации, модель образования, работающая как фабрика, должна полностью исчезнуть» .
Современное образование - не просто процесс «передачи знаний» от учителя / преподавателя к ученику / студенту, как это было в традиционной системе образования. Двуединая цель образования, как подчеркивает известный педагог Е.А. Ямбург , «передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире» . Достижение этой цели возможно лишь при условии формирования самостоятельности обучаемого .
Самостоятельность - важнейшее качество человека как субъекта общественных отношений и деятельности. Она составляет основу человеческой целостности и представляет собой способность собственным трудом обеспечивать свое существование и развитие, умение вписаться в контекст современных цивилизационных процессов, т.е. адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, свободно ориентироваться в них, осуществляя выбор. В то же время самостоятельность не означает освобождения человека от внешних или внутренних зависимостей; она лишь преодоление или использование этих зависимостей в процессе становления. Здесь вспоминаются слова русского мыслителя И.А. Ильина , который, размышляя об образовании и образованности, писал: «Образованным надо считать не многознающего «энциклопедиста» и не всезнающего «сноба»: обременение или переобременение человеческой памяти не дает зрелости человеческому духу. Образован воистину не перегруженный интеллект, напоминающий «Британскую энциклопедию» или «Книжный каталог ватиканской библиотеки». Истинная образованность есть сила созерцания и зрелость суждения. Она отвергает всякое «авторитарное» мышление и живет самостоятельным творческим общением с самим предметом. И потому образование есть прежде всего воспитание к самодеятельному созерцанию и мышлению, к исследованию» .
Модернизация образования означает преобразование не только его содержания, но и формы. Сегодня наблюдается значительный интерес к проблемам управления качеством образования, моделям, организационным формам и методам образовательного процесса со стороны тех, кто прямо или косвенно имеет отношение к системе образования, прежде всего педагогического сообщества. Этот интерес во многом обусловлен введением в начале 1990-х гг. систем менеджмента качества обучения / образования в учебных заведениях и необходимостью интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство.
Тогда же была разработана Концепция государственных образовательных стандартов, направленная на изменение структуры образования, которая «позволяет готовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественно-научных и гуманитарных составляющих» .
Стандартизация и стандарты
Нельзя не обратить внимание на то, что современные процессы стандартизации образования неоднозначно воспринимаются не только педагогическим сообществом, но и общественностью в целом. Один из обсуждаемых вопросов - вопрос о том, какова направленность стандартизации образования: составляет ли она необходимую базу для новых усовершенствований как самого образовательного процесса, так и его результатов или же влечет за собой инертность, являясь барьером, препятствующим дальнейшему улучшению? Вопрос далеко не риторический, он требует не только конкретно-научных (прикладных) исследований, но и осмысления философско-методологических основ концепта стандартизации образования.
Основными понятиями для анализа стандартизации образования являются понятия «стандартизация» и «стандарт». Под стандартизацией будем понимать деятельность, направленную на установление норм, правил и требований к процессу и его результатам с целью достижения оптимальной упорядоченности и устойчивости организованной целостности.
Для обоснования данного положения обратимся к статье Н.А. Бердяев а «Человек и машина». Эта работа представляет интерес прежде всего потому, что в ней выявляются характерные особенности организации. Размышления мыслителя помогут понять особенности формирования и функционирования организации как целостности, к которой может быть отнесена и система образования. Сравнивая организацию и организм, Н.А. Бердяев отмечает, что в отличие от организма, который «рождается от природной космической жизни», организация «создается активностью человека, она творится»; организм не составляется из частей, «в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части», в организации же части предшествуют целому . Отсюда следует, что в организме порядок поддерживается самой природой, поэтому он естественен; в организации же порядок творится, создается; он искусственен. Это означает, что необходимы способы упорядочения организации.
Одним из возможных способов упорядочения организованной целостности, поддержания ее стабильности являются правила (законы, нормы) как субъективные (конвенциальные) установления, но такие установления, которые обусловлены особенностями объекта. К подобного рода правилам можно отнести и стандарты.
Стандарт представляет собой унифицированную норму, фиксирующую потребительские свойства объекта (экономические, эксплуатационные характеристики, надежность, безопасность, эргономичность, экологические и эстетические параметры и т.д.), тем самым определяя его качество и задавая границы человеческим действиям. Стандарту свойственны следующие функции :
интегративная , позволяющая объединить элементы системы в единое целое и обеспечить тем самым взаимное приспособление их друг к другу;
стабилизирующая , основу которой составляют требования, предъявляемые к техническим системам, технологиям, людям, что в конечном итоге обусловливает устойчивость системного качества;
регулятивно-коммуникативная , благодаря которой устанавливаются необходимые ролевые отношения, определяющие целостность системы и обеспечивающие взаимосвязь и взаимопонимание сторон в процессе совместной деятельности.
Стандарт есть результат стандартизации как деятельности, направленной на разработку стандартов (технологический аспект) и выявление существующих взаимосвязей между частями целого, без которых было бы невозможно его бытие как целостности (методологический аспект). От стандартизации и ее результатов зависит качественная определенность организованной целостности: это - один из существующих способов поддержания порядка, стабильности системы.
Основными методами стандартизации являются симплификация, типология, унификация, упорядочение организованной целостности. Это неизбежно влечет за собой устранение неопределенного многообразия одноименных объектов, разработку и внедрение типовых конструктивных, технологических и организационных решений, переход к единообразию на основе установления рационального числа разновидностей элементов одинакового функционального назначения и т.д. В результате этих неизбежных следствий стандартизации унифицированные нормы распространяются не только на хозяйственно-экономическую сферу, но и социокультурное пространство человеческого бытия, подавляя этнические традиции, размывая локальные культурные различия. Широкое распространение получает инструментально-технологический подход к стандартизации, в соответствии с которым она рассматривается как целесообразная, иерархически рациональная деятельность, а ценность стандартов определяется их эффективностью, успехом практического применения.
Стандартизация в информационном обществе
Выявляя перспективы стандартизации в информационную эпоху, исследователи выдвигают различные гипотезы. Американский социолог Э. Тоффлер , например, считает, что как в производстве материальных благ, так и в образовании «общество неуклонно отходит от стандартизации» , преобладающими становятся процессы дестандартизации, проявляющие себя в переходе от единообразия к разнообразию материального производства и потребления, образования и культуры. Общество «третьей волны» предоставляет больше возможностей для разнообразия: формируются новые средства массовой информации, происходит диверсификация массовой аудитории, которая, в свою очередь, сегментирована по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни и т.д. - это свидетельствует, по мнению Тоффлера, о становлении «постстандартизированного» общества .
Нельзя не согласиться с Э. Тоффлером в том, что высокие темпы и уровень развития инновационных технологий позволяют разрабатывать и внедрять стандарты, учитывающие интересы и потребности разных социальных групп, индивидуализируя их. Сегодня в мире действуют транснациональные корпорации, которые под давлением потребителя и международной конкуренции переходят к производству продукции, состоящей из стандартизованных компонентов, но отличающейся одна от другой в зависимости от желания конкретного потребителя; разрабатываются технологические стандарты, архитектоника которых позволяет достичь вариативности.
Однако несмотря на определенное стремление к позиционированию в силу коммерциализации знания и информации как основных ресурсов информационного общества и подчинения информационных потоков интересам политических и финансовых групп, разнообразие зачастую носит поверхностный характер, т.к. фактическое содержание оказывается идентичным. Особенности этого феномена были выявлены еще в 1960-е гг. французским философом-постмодернистом Ж. Бодрийяром , который пришел к выводу, что в условиях серийного производства разнообразие достигается за счет маргинальных (несущественных) отличий.
Как он подчеркивает в работе «Система вещей», маргинальные отличия зачастую служат двигателем серии, запускаются в серийное промышленное производство, с их помощью производство стимулирует потребление, т.к. эти «специфические» различия, отделяющие одну вещь от другой, легко усваиваются . Парадоксальным образом, отмечает Ж. Бодрийяр, становится возможным процесс персонализации , когда «каждый начинает себя чувствовать абсолютно уникальным через репертуар серийных отличий» . Но подобного рода персонализация является мнимой, иллюзорной, «в акте персонализированного потребления субъект, от которого требуется быть субъектом, всего лишь производит самого себя как объект экономического спроса» . В информационном обществе продолжает господствовать индустриальная логика - логика массового производства и потребления. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением Э. Тоффлера о том, что «конец стандартизации уже близок» . Даже в условиях сверхвыбора (что также порождает определенные проблемы) на смену одним стандартам приходят другие.
Более того, в условиях глобализации стандартизация является необходимой: типовые стандарты вводятся все большим числом государств, мультинациональных предприятий и транснациональных компаний: они становятся своеобразным «универсальным языком» международного общения, тем самым обеспечивая консенсус производственно-управленческой деятельности в глобальном информационном пространстве.
Раскрывая динамику информационного общества как сетевого общества, известный американский социолог М. Кастельс полагает, что мультинациональные предприятия постепенно трансформируются в международные сети фирм и субъединиц фирм как базовые организационные формы информационно-глобальной экономики. Наряду с сетями поставщиков, производителей, потребителей, кооперационно-технологической и др., М. Кастельс выделяет «коалиции по стандартам, которые инициируются теми, кто устанавливает потенциальные глобальные стандарты с выраженной целью заключить как можно больше фирм в рамки стандартов на их собственные товары или стандарты интерфейса» . И что немаловажно, по мере того как сетевое предприятие все больше становится интернациональным (а не транснациональным), «его поведение будет проистекать из управляемого взаимодействия между глобальной стратегией сети и национально / регионально укорененными интересами ее компонентов» .
Реальной альтернативой стандартизации, унифицированным производственно-технологическим и техническим стандартам является не дестандартизация, которая в буквальном смысле слова означает отмену, устранение стандартизации, что, по нашему мнению, может привести к нарушению целостности системы, ее стабильности, устойчивости, а полистандартизация (мультистандартизация). Последняя достигается посредством приверженности существующим социальным и культурным нормам - традициям, получившим распространение в том или ином обществе, с одной стороны, и введением единых (международных) производственно-технологических стандартов как закономерных результатов развития инновационных технологий - с другой.
Иначе говоря, в информационном обществе наряду со стандартизацией как целесообразной иерархически рациональной деятельностью, осуществляемой «коалициями по стандартам», в условиях децентрализованной сетевой организации продолжают функционировать традиционные и формируются новые структуры, для которых характерна органическая самоорганизация.
Основные принципы стандартизации образования
Что означает такой подход, применительно к системе образования, ее модернизации в информационную эпоху?
Понимание стандартизации как способа упорядочения организованной целостности и обеспечения ее стабильности позволяет сделать вывод о том, что стандартизация и стандарты являются необходимым условием формирования и функционирования системы образования как организованной целостности. Стандартизация образования представляет собой деятельность, направленную на установление норм, правил и требований к образовательному процессу и его результату с целью достижения оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования. Образовательный стандарт как нормативный документ определяет содержание, объемы и требования к подготовке выпускников и, по мнению специалистов, является основой объективной оценки уровня образования.
Общие тенденции, связанные с распространением глобальных стандартов в современном мире, проявляются в унификации стандартов обучения. Так, в соответствии с требованиями к стандартизации систем управления качеством образования, принятыми в международном сообществе, выделяются следующие основные принципы стандартизации образования :
государственное лицензирование образовательных учреждений;
добровольность применения стандартов (самоаттестация);
учет интересов потребителей образовательных услуг;
возможность применения международных стандартов (Болонское соглашение);
единообразие применения национальных стандартов;
внедрение научно-технического прогресса;
повышение конкурентоспособности учебных заведений;
единство оценки качества обучения в разных учебных заведениях;
защита обучаемых от воздействия внешней среды;
модульная система обучения на основе выбора дисциплин.
Учитывая тот факт, что Россия присоединилась к Болонскому соглашению об унификации стандартов образования (2003 г.), в российское ВПО внедряются его основные компоненты:
двухуровневое высшее образование (бакалавры, магистры) и взаимное признание дипломов;
перезачет и накопление кредитов;
мобильность обучающихся;
контроль качества и др.
Новые требования к организации образовательного процесса и управлению им привели к необходимости разработки и внедрения новых стандартов образования, призванных решать стратегические задачи совершенствования содержания и технологий образования. На государственном уровне принимаются программы, направленные на адаптацию международной системы стандартизации для российского образования.
Таким образом, становится очевидным: для того чтобы избежать унификации и единообразия в образовательном процессе в условиях интеграции системы образования России в международное образовательное пространство, с одной стороны, и деструктуризации образовательного пространства - с другой, необходима полистандартизация образования . Она достигается посредством приверженности существующим социально-культурным, образовательным нормам - традициям, получившим распространение в том или ином обществе, направленным на воспроизводство социокультурного опыта и введение международных стандартов как закономерных результатов современных процессов глобализации и информатизации мира. Благодаря полистандартизации обеспечивается вариативность образования, его соответствие международным, государственным и региональным требованиям .
Заключение
Сказанное выше убеждает в том, что актуализируется необходимость эпистемологического анализа как сущности стандартизации в целом, так и комплексного междисциплинарного подхода к проблеме стандартизации образования и поиска новых методологических моделей, которые способствовали бы усовершенствованию организационно-технологических процессов в сфере образования, осмыслению социально-культурных аспектов стандартизации образования, его возможностей и перспектив в контексте современных цивилизационно-культурных процессов.
Концептуальный анализ базовых понятий, выявление системного отношения между ними, с одной стороны, и осмысление стандартизации образования сквозь призму социальных и экзистенциальных проблем человеческого бытия - с другой, соответствует познавательным установкам неклассической эпистемологии.
Неклассическая эпистемология выдвигает новые познавательные установки. Среди последних - посткритицизм, переоценка фундаментализма, субъектоцентризма и наукоцентризма, признание многомерного образа реальности . Тем самым предоставляются возможности для обнаружения смыслов, значений современных социальных практик с учетом социокультурных и ценностных факторов, к числу которых следует отнести стандартизацию образования.
Литература