Авиация и космос история. Научно-исследовательский проект по физике на тему «История развития авиации и космонавтики
Произошло это знаменательное событие 56 лет назад — 12 апреля 1961 года. Советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил первый орбитальный полет вокруг Земли.
Перед стартом мир замер в ожидании - Земля впервые отправляла своего сына к звездам. В напряженной тишине Гагарин вдруг произносит простое, земное слово, которое стало знаменитым: "Поехали!" и отправился к звездам.
Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области — полет, который длился всего 108 минут, стал прорывом в освоении космоса.
Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.
История праздника
Праздник впервые отметили через год после покорения космоса — 12 апреля 1962 года. Правительственным указом в СССР был учрежден новый праздник — День космонавтики.
Инициатором создания праздника выступил второй советский космонавт Герман Титов, который был дублером Юрия Гагарина.
Со временем в космос были отправлены целые орбитальные комплексы. Огромным достижением стал полет первой во всем мире женщины-космонавта Валентины Терешковой и выход в 1965 году Алексея Леонова в безвоздушное пространство на 12 минут.
В 1968 году праздник получил международный статус и стал именоваться Всемирным днем авиации и космонавтики, который широко отмечался 12 апреля во многих европейских странах и США. Такое решение приняла Генеральная конференция международной авиационной федерации по инициативе СССР.
На новый международный уровень праздник вышел в 2011 году — к 50-летию юбилея покорения космического пространства, Генассамблея ООН провозгласила праздник Международным днем полета человека в космос.
С начала резолюцию поддержали более 60 стран, но уже на следующий год количество государств, которые стали отмечать День космонавтики, значительно увеличилось.
© photo: Sputnik /
В России День космонавтики является памятной датой и отмечается 12 апреля в соответствии с указом от 13 марта 1995 года.
Для истории космонавтики 12 апреля в целом уникальная дата. Именно в этот день, в 1981 году свой первый пилотируемый полет совершил американский космический кораблю "Шаттл".
Традиции праздника
В праздничных мероприятиях участвуют космонавты, инженеры и разработчики пилотируемой техники, вспомогательный персонал и научные сотрудники.
В торжествах также участвуют и военные, занятые в оборонных и разведывательных космических программах, работники авиационных и ракетостроительных предприятий, студенты и преподаватели ВУЗов, связанных с аэрокосмической техникой и космосом.
В День космонавтики проводится "Юрьева ночь" — в рамках мероприятия проходят фестивали и выставки космической техники, научные конференции, телемосты, лекции и дискуссии.
В кинотеатрах демонстрируются тематические фильмы. В ночных клубах устраиваются тематические вечеринки. Юные конструкторы в праздник запускают модели ракет.
Первые лица страны официально поздравляют работников космической отрасли, вручают награды и премии. Главные праздничные события проходят в столице.
Институт космических сооружений Грузии
Грузинский космический объект "Рефлектор" в развернутом виде
В московском планетарии проводят лекции, на которых освящают историю покорения космоса и демонстрируют работу Международной космической станции. В Большой обсерватории устраиваются экскурсии. Желающие могут рассмотреть в телескопе Луну и звезды.
Первый спутник запустили в октябре 1957 года — он пролетал всего 92 дня.
Первая собака, которая побывала в космосе, была Лайка в 1957 году, которая была обречена изначально и погибла через несколько часов после запуска аппарата "Спутник-2" от перегрева.
Более удачливыми оказались собаки Белка и Стрелка. За которыми и закрепилось первенство освоения космоса. В августе 1960 года советский космический корабль "Восток" с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.
А Луну вокруг первыми облетели черепахи. В 1968 году советский корабль Зонд-5 совершил путешествие вокруг спутника, на его борту были черепахи. Этих животных выбрали, потому что они очень выносливы и не требовательны к пище и воздуху.
Полет Юрия Гагарина вокруг планеты Земля длился 1 час 48 минут.
Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова. Она летала в 1963 году на корабле "Восток-6" с космодрома Байконур. Полет длился трое суток.
Первый турист, посетивший космос — американский бизнесмен Деннис Тито. Он полетел в апреле 2001 года и заплатил за путешествие 20 миллионов долларов.
Дольше всех на орбите пробыл российский космонавт Геннадий Падалка. Он провел в космосе два года и два с половиной месяца, и тем самым побил мировой рекорд по продолжительности нахождения в космосе.Прежний рекорд также принадлежал российскому космонавту Сергею Крикалеву, который за шесть полетов провел в космосе 803 дня, 9 часов и 41 минуту.
Кратер на обратной стороне Луны назван в честь Юрия Гагарина.
В космосе невозможно услышать человеческий храп. Из-за особенностей окружающих условий космонавты не храпят. Науке известны лишь единичные случаи такого явления.
Известная черная дыра находится на расстоянии 13 миллионов световых лет.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Создана секция истории авиации и космонавтики Национального объединения историков естествознания и техники.
Секция истории авиации и космонавтики Отделения истории естествознания и техники Национального комитета по истории и философии науки РАН была удивительным по творческой отдаче общественным коллективом, существенно превосходившим другие подобные историко-научные образования по количеству, разнообразию и содержательности осуществленных ею мероприятий и публикаций.
Успешность деятельности секции была предопределена двумя факторами.
Во-первых, тем, что ее возникновение и деятельность совпали с бурным развитием космонавтики, вызывающим огромный общественный интерес и соответствующую государственную поддержку всякой, включая историографическую, деятельности, направленной на удовлетворение этого интереса.
Во-вторых, секции удивительно повезло в том, что с самого начала ее лидером, а с 1963 г. бессменным председателем, стал полный творческих сил и устремлений компетентный специалист Виктор Николаевич Сокольский (1924-2002). В 1953 г. он окончил самолетостроительный факультет МАИ, в 1956 г., в числе первых аспирантов Института истории естествознания и техники, защитил первую диссертацию кандидата технических наук в области истории авиационной науки (руководитель академик Б. Н. Юрьев), а затем увлекся историей отечественного ракетостроения. Написал первую и фактически до сих пор единственную монографию на эту тему («Ракеты на твердом топливе в России», М.1963, 286 стр.) и полностью посвятил жизнь организации исследований по истории авиационной и ракетно-космической науки и техники.
В 1957 г. в связи с вступлением Советского Союза в Международный союз истории, философии и науки, в системе АН СССР, на базе ИИЕТ было создано Советское национальное объединение историков естествознания и техники, в состав которого были включены все лица и организации, ведущие исследования в данной области. По разным направлениям было создано около 20 тематических секций. Секция авиационной науки и техники была организована 16 октября 1957 г. под председательством профессора ВВИА им. Н. Е. Жуковского Б. Г. Козлова (1894-1964), большой исследовательский и педагогический опыт которого, и его обширные творческие связи способствовали тому, что в секции сразу же образовался широкий творческий актив. К сожалению, здоровье не позволило ему реализовать творческие планы, но он успел в полной мере передать их вместе с методическими основами и связями В. Н. Сокольскому. При В. Н. Сокольском ракетно-космическая тематика заняла равноправное положение с авиационной, что сразу же отразилось в названии секции.
С 18 июля 1964 г. Секция начала издавать периодический сборник «Из истории авиации и космонавтики», в котором стали публиковаться лучшие доклады, прочитанные и обсужденные на заседаниях секции. Всего за 37 лет вышло 76 выпусков сборника, в которых опубликовано более 1500 статей по всем направлениям истории создания многих летательных аппаратов и их агрегатов, биографии их творцов. Кроме основного сборника труды членов секции публиковались в сборниках «Аэрокосмическая деятельность и общество» (3 выпуска), «Из истории ракетно-космической науки и техники» (2 выпуска) и «Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники» (8 выпусков). В. Н. Сокольский был инициатором и активным организатором. Являлся заместителем председателей оргкомитетов научных Чтений: посвященных разработке творческого наследия и развитию идей К. Э. Циолковского, проводимых в Калуге с 1966 г., а также Чтений Ф. А. Цандера (с 1971 по 1987 гг.) и С. П. Королева с 1977 г., выросших в крупнейшие Академические чтения по космонавтике. Он также был организатором Московского Международного симпозиума по истории авиации и космонавтики, проведенного в 2001 г. в последний 13-ый раз. Во всех этих форумах и конференциях и в издании их трудов члены секции принимали самое активное участие.
Роль В. Н. Сокольского в развитии историографии космонавтики соизмерима с ролью С. П. Королева в ее истории.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
А.А. Чернышев
ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
Учебно-методическое пособие по практическим, семинарским занятиям
и самостоятельной работе
Чернышев А.А
История авиации и космонавтики: учебно-методическое пособие по практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе – Томск: Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2014. – 11 с.
Представлены указания по содержанию и методике проведения практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «История авиации и космонавтики» для специальности 25.05.03 (162107.65) – Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования.
Даны пояснения по внеаудиторной подготовке к занятиям, тематике индивидуальных заданий, рефератов и устных сообщений.
Пособие может быть использовано студентами и педагогами по различным направлениям, связанным с подготовкой специалистов для авиационно-космической отрасли.
Чернышев А.А. 2014
Кафедра КИПР Томского гос. у-та систем упр.
и радиоэлектроники, 2014
1. Введение……………………………………………………………………….4
2. Практические (семинарские) занятия…..………………………………5
Занятие 1. Авиация и космонавтика: что это?...…………………………...5
Занятие 2. Аэродинамические и конструктивно-компоновочные схемы самолетов, вертолетов………………………………….6
Занятие 3. Планер самолета и авиадвигатели…………….……………….7
Занятие 4. Управление самолетом. Изготовление и демонстрация летающей модели………………………………………………8
Занятие 5. Радиоэлектроника на борту самолета.…………………………9 Занятие 6. Интересные этапы и события в истории авиации……………12
Занятие 7. Ракеты и ИСЗ……………………………………….…………..13
Занятие 8. Циолковский и Королев в истории космонавтики...…………14
Занятие 9. Итоговое занятие……………………………………………….17
3. Самостоятельная работа студента…………. ……..………………….. 18
1. Введение
Целью изучение дисциплины «История авиации и космонавтики» является формирование основных понятий, принятых в данной сфере деятельности, знакомство с историей развития и творцами авиационной и ракетно-космической техники.
«История авиации и космонавтики» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла. Она преподается на первом курсе, являясь дополнением и развитием дисциплины «Введение в специальность». В отличие от «Введения в специальность», дисциплина в большей мере ориентирована на изучение объектов установки транспортного радиооборудования и их инфраструктуры, на понимание необходимости компетентного взаимодействия будущих специалистов по радиоэлектронике со специалистами из других областей техники, имеющих свою историю и традиции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлению уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантности к другой культуре (ОК-7);
готовность к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, понимание значимости своей будущей специальности (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать задачи, решаемые авиацией и космонавтикой, их связь с другими отраслями науки и народного хозяйства, классификацию и характерные конструкции летательных аппаратов, историю их развития, основные вехи истории авиации и космонавтики, ученых и инженеров, внесших наибольший вклад в их развитие.
уметь анализировать информацию в области авиации и космонавтики, производить целенаправленный поиск информации и готовить сообщения по авиационной и ракетно-космической тематике, с системных позиций пояснять роль специалистов по эксплуатации радиооборудования в обеспечении регулярности и безопасности полетов.
владеть основными терминами в области авиации и космонавтики.
Рабочей программой дисциплины «История авиации и космонавтики» предусмотрены лекции, практические (семинарские) занятия и самостоятельная работа студента. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Ввиду огромного количества наименований и объема материалов по истории авиации и космонавтики как в виде печатных изданий, так и в электронных сетях, для первичного ознакомления будущих радиоинженеров-эксплуатационников с наиболее существенными понятиями, этапами и событиями подготовлено краткое учебное пособие .
В методическом пособии представлены краткие планы практических (семинарских) занятий, даны указания по внеаудиторной самостоятельной работе студентов (СРС), выполнение которых способствует усвоению и закреплению на практике теоретического материала.
Степень усвоения материала и сформированности соответствующих компетенций оценивается путем педагогического наблюдения и оценивания:
систематичности посещения и активного восприятия лекционного материала;
систематичности и качества СРС (внеаудиторной подготовки к занятиям);
активности студента на семинарских практических (семинарских) занятиях;
качества выступлений с устными сообщениями;
качества выполнения тестов и индивидуальных заданий.
2. Практические (семинарские) занятия
Все групповые занятия организуются в форме семинаров с интерактивным взаимодействием студентов и преподавателя. На семинарах рассматриваются конкретные ситуации эксплуатации авиационной и ракетнокосмической техники, обсуждаются вопросы обеспечения регулярности и безопасности полетов, исторического развития конструкций летательных аппаратов и носителей.
Занятие 1. Авиация и космонавтика: что это?
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал прошедших лекций, изучить учебное пособие .
На занятии преподаватель в ходе опроса предлагает студентам дать пояснения по трактовке понятий авиация , космонавтика , структура и проблемы авиации, ракетной техники и космонавтики. Далее предлагается пояснить классификацию летательных аппаратов по назначению: гражданские
(пассажирские, грузовые, специального назначения, учебные), военные (бомбардировщики, истребители, ВТА, разведчики, вспомогательые).
Во второй части занятия преподаватель напоминает тематику практических (семинарских) занятий и поясняет, что каждый студент в обязательном порядке должен в течение семестра подготовиться и выступить с устным реферативным сообщением (5-8 минут).
На каждом последующем групповом занятии делается 3-4 сообщения.
Преподаватель оглашает предлагаемый список тем сообщений (см. раздел 3 настоящего пособия), поясняет их значимость. С учетом пожеланий студентов распределяет темы и назначает предварительные даты выступлений.
Занятие 2. Аэродинамические и конструктивно-компоновочные схемы самолетов, вертолетов
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал прошедших лекций, изучить учебное пособие .
На занятии преподаватель в ходе опроса предлагает студентам пояснить признаки схемы самолета:
количество и расположение крыльев;
тип фюзеляжа;
расположение оперения;
тип шасси;
тип, количество и расположение двигателей.
Ответы предлагается иллюстрировать рисунками на доске. Отдельные элементы преподаватель предлагает найти и пояснить на модели (макете) самолета, вертолета.
Ответы оцениваются и корректируются.
Особо обращается внимание на необходимость строго выдерживать регламент выступления (максимум 8 минут).
Превышение регламента является основанием для снижения оценки!
Занятие 3. Планер самолета и авиадвигатели
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал прошедших лекций, изучить учебное пособие .
На занятии преподаватель в ходе опроса предлагает студентам дать пояснения по трактовке понятий планер самолёта (фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы). Далее предлагается пояснить применяемые типы двигателей, их число и способы установки на различных самолетах,
вертолетах.
Ответы предлагается иллюстрировать рисунками на доске. Отдельные конструктивные элементы преподаватель предлагает найти и пояснить на модели (макете) самолета, вертолета.
Во второй части занятия согласно графику заслушиваются 3-4 студента с устными реферативными сообщениями, проводится обсуждение.
Занятие 4. Управление самолетом. Изготовление и демонстрация летающей модели
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал прошедших лекций, изучить учебное пособие . Изготовить летающую модель самолета (планера) из плотной бумаги. При необходимости найти пояснения по изготовлению летающей бумажной модели в сети Интернет.
На занятии преподаватель предлагает студентам поочередно продемонстрировать свои модели, показать основные органы управления (руль направления, руль высоты, элероны), закрылки и интерцепторы, их влияние на полет модели. Показать эволюции самолета (набор высоты, снижение, кабрирование, пикирование, вираж, петля, бочка, сваливание).
Предлагается также пояснить углы ориентации самолета (тангаж, крен, рыскание) , показать на модели.
Во второй части занятия согласно графику заслушиваются 3-4 студента с устными реферативными сообщениями, проводится обсуждение.
Занятие 5. Радиоэлектроника на борту самолета
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал соответствующих лекций, изучить учебное пособие , монографию .
На занятии преподаватель предлагает студентам пояснить понятие авионика и поочередно продемонстрировать свое понимание роли радиоэлектроники в системах бортового оборудования, составляющих:
навигационно-пилотажный комплекс (НПК);
радиолокационный комплекс (РЛК);
комплекс аппаратуры автоматической бортовой системы управления (АБСУ);
комплекс оборудования силовых установок (СУ).
комплекс электрооборудования (КЭО).
Обращается внимание на усвоение понятий радар, сонар, электронно-
оптическая система применительно к системам обнаружения целей и системам управления вооружением.
Во второй части занятия согласно графику заслушиваются 3-4 студента с устными реферативными сообщениями, проводится обсуждение.
Занятие 6. Интересные этапы и события в истории авиации
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал лекции «Основные этапы истории авиации». Поощряется углубленное изучение фрагментов истории авиации по различным самостоятельно подобранным источникам, в том числе по профильным ресурсам сети Интернет.
На занятии преподаватель организует обсуждение логики развития авиации, в частности:
самолеты с поршневым двигателем;
причины перехода от деревянных бипланов к цельнометаллическим
монопланам;
зарождение и предвоенное развитие ГА (1910-1939);
внедрение |
радиосвязи, |
радиолокации, |
радионавигации в управление |
||||
авиацией; вертолеты (с 1940); |
|||||||
перехода |
реактивной |
||||||
за сверхзвук (1951-1959); |
внедрение экономичных реактивных самолетов ГА (с 1960);
самолеты КВП/ВВП (с 1967);
широкое применение авионики (с 1970).
Во второй части занятия согласно графику заслушиваются 3-4 студента с устными реферативными сообщениями, проводится обсуждение.
Занятие 7. Ракеты и ИСЗ
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал соответствующих лекций, изучить учебное пособие .
На занятии преподаватель предлагает нескольким студентам изобразить на доске классическую конструкцию ракеты с ЖРД, пояснить классификацию ракет. Изобразить схему орбиты ИСЗ, пояснить характерные точки и параметры орбиты.
Во второй части занятия согласно графику заслушиваются 3-4 студента с устными реферативными сообщениями, проводится обсуждение.
Занятие 8. Циолковский и Королев в истории космонавтики
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал соответствующих лекций, изучить учебное пособие .
Заслушиваются два последних устных сообщения студентов, посвященных роли К.Э. Циолковского и С.П. Королева в отечественной и мировой космонавтике.
Нескольким студентам предлагается изобразить на доске конструктивную схему ракеты Р-7 «Спутник», показать ее развитие в РН «Союз». Изобразить конструкцию ИСЗ-1 и ИСЗ-2. Пояснить понятия первая, вторая, третья космические скорости. Изобразить типовую схему выведения ИСЗ на круговую геостационарную орбиту.
Организуется обсуждение. Ответы оцениваются и корректируются. Активность поощряется дополнительными баллами.
Занятие 9. Итоговое занятие
Предварительная внеаудиторная подготовка: проработать материал лекций, изучить учебное пособие . Просмотреть записи, сделанные в ходе семинарских обсуждений.
Преподаватель объявляет баллы студентов, набранные в течение семестра согласно рейтинговой системе, исходя из максимального значения 100 баллов.
Студенты, набравшие 59 баллов и менее, пишут письменный ответ на один из вопросов (дидактических единиц) рабочей программы. Зачет выставляется по итогам проверки письменной работы и устного собеседования.
Студенты, набравшие в семестре 60 баллов и более, приглашаются по очереди для краткого собеседования и получают зачет автоматически.
3. Самостоятельная работа студентов
3.1 Самостоятельная работа по дисциплине включает в себя следующие элементы:
проработка лекционного материала и подготовка к тестовому контролю на лекциях (ТК);
подготовка к практическим (семинарским) занятиям;
подготовка развернутых устных сообщений и/или письменных рефератов (только по указанию преподавателя и в соответствии с рабочей программой);
подготовка к зачету. Студенту, набравшему в течение семестра более 60 баллов (из 100) зачет выставляется автоматически.
3.2 Эффективная самостоятельная работа предполагает внимательную и активную работу студента на лекциях и групповых занятиях, аккуратное ведение и детальное изучение конспекта, изучение и усвоение специальной терминологии.
3.3 Для самостоятельной внеаудиторной работы при углубленной проработке теоретического материала рекомендуется основное учебное пособие и дополнительная литература .
3.4 Темы развернутых устных сообщений и письменных рефератов:
Бипланы и монопланы в истории авиации;
Шасси самолетов;
Устройство и применение поршневых авиадвигателей;
Турбореактивные двигатели (ТРД);
Турбовинтовой двигатель (ТВД);
Турбореактивный двухконтурный (турбовентиляторный) двигатель (ТРДД),
Системы дозаправки самолетов в воздухе,
Самолеты-невидимки: технологии «Стелс»,
Развитие бортовых радиолокаторов;
Радиооборудование современного аэропорта;
Курсоглиссадная система посадки самолетов;
Системы предупреждения столкновения самолетов;
«Черные ящики» самолетов;
Расследование причин авиакатастроф:
Катастрофа под Новокузнецком,
Катастрофа на о. Гуам,
Катастрофа под Тюменью;
Катастрофа на о. Тенерифе;
Космонавтика и ракетостроение:
История создания и конструкция ИСЗ-1;
История создания и конструкция ИСЗ-2;
ИСЗ-3 – первый тяжелый спутник,
Ракета-носитель Р-7,
Станция «Мир»: пожар в космосе,
Ракета Н-1: как мы не слетали на Луну,
«Аполлон» - лунная программа США,
Катастрофы кораблей «Шаттл».
Примечание – Перечень примерный, может быть дополнен по желанию студентов.
3.5 Для подготовки сообщений и рефератов по истории авиационной и космической радиоэлектроники рекомендуется использовать историческую монографию и учебные пособия .
3.6 При подготовке сообщений и рефератов, связанных с расследованием аварий и катастроф, следует обращать внимание не на эмоциональную сторону события, а на выявление и техническую оценку цепочки критических событий, приведших к происшествию. Особо следует выделять роль персонала по технической эксплуатации авиационной и ракетно-космической технике в деле выявления предпосылок к летным происшествиям и предупреждения аварийных ситуаций.
3.7 Как правило, при подготовке сообщения должна быть подготовлена соответствующая компьютерная презентация. Рекомендуемое число слайдов – не более 10. Допускается включение в презентацию видеофрагмента.
Внимание!
При подготовке и в ходе выступления особо следите за временем. Длительность выступления – не более 8 минут!
12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор Ю.А. Гагарин (позывной первого космонавта Земли - «Кедр») на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов.
Долгое время в СССР всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Но теперь известно, что первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном посёлке Болшеве (сейчас это город Королёв), а собственно космическая эра в истории человечества была открыта запуском первого в мире спутника Земли 4 октября 1957 г. А вот дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали... собаки. 3 ноября 1957 г. Телеграфное агентство Советского Союза официально сообщило, что произведён запуск второго искусственного спутника Земли. В сообщении между делом было сказано, что кроме всего прочего спутник несёт «герметичный контейнер с подопытным животным (собакой)...». В конструкции корабля была допущена ошибка, и собака Лайка погибла. Но учёные понимали, что без экспериментов не обойтись и собаки по-прежнему будут играть в них важную роль. Чтобы отдать должное Лайке, перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Её вершину венчал устремлённый ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.
Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза и навсегда вписал и свое имя, и этот полет в мировую историю.
День космонавтики учредил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Его инициатором выступил второй советский космонавт Герман Титов. Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» закрепил этот праздник и отнес его к памятным датам РФ.
В 1968 году на конференции Международной авиационной федерации День космонавтики получил международный статус и стал именоваться Всемирным днем авиации и космонавтики. 7 апреля 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос.
Интересные и малоизвестные факты о полете Гагарина
- Первый полет в космос готовили в спешке, поскольку от разведки поступило сообщение, что американцы планируют запуск космического корабля на конец апреля. Руководство СССР не могло этого допустить и дало команду опередить американцев любым способом.
- Интересно, что предварительно было подготовлено три сообщения о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе с просьбой помощи в поиске, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане, и третье — «Трагическое», если Гагарин погибнет.
- До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать
- Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, в районе села Смеловка.
- Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: "Я горю, прощайте, товарищи!".
Филиппов Дмитрий Александрович, ученик 10 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
История авиации и космонавтики
Вопросы по горизонтали
- Американский ученый, в 1923 году начавший разрабатывать жидкостный ракетный двигатель, работающий прототип которого был создан к концу 1925 года. (7)
- безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. (6)
- Немецкий ученый, который в 1920-е годы изложил принципы межпланетного полета. (5)
- Кто в 1910 году запустил вертолет без летчика. (9)
- Теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. (7)
- На каком топливе работал самолёт американских механиков братьев Уилбер и Орвилл Райт с двигателем внутреннего сгорания. (7)
- Космос в переводе с греческого. (9)
- В каком месяце был запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. (7)
- Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, первый кто использовал телескоп для наблюдения небесных тел. (7)
- Первым практически применённым реактивным самолётом стал..., совершивший первый полёт в 1939. (7)
- Кто совершил первый пилотируемый орбитальный полёт. (7)
- Кто изобрел в 400 г. до н. э. механическую птицу в Греции. (10)
- Кто сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества». (9)
- Первый пилотируемый вертолёт, который поднялся над землёй, был сконструирован французом... (5)
- Кличка животного впервые побывавшего в космосе. (5)
- Фамилия братьев, в 1783 г. испытавших аэростат из холста, пролетевший на расстояние 2,5 км на высоте 2000 м за 10 минут, в последующем они запустили аэростат с людьми на борту. (10)
- Автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли. (5)
Вопросы по вертикали
- Контр-адмирал, моряк, открывший век мировой авиации и создавший воздухоплавательный снаряд. (9)
- Раздел гидроаэромеханики, в котором изучается равновесие газообразных сред, в основном атмосферы. (11)
- Летательный аппарат, приводимый в движение часовой пружиной, изобретенный 1 января в 1745 году в России. (10)
- Фамилия изобретателя первых пилотажно-навигационных приборов. (7)
- Российский ученый, один из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. (11)
- Аппарат, который был запущен 3 марта 1972 года и покинувший впоследствии пределы Солнечной системы. (6)
- Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. (4)
- На какую планету 1 марта 1966 года, был совершен первый в мире перелет космического аппарата СССР с Земли. (6)
- Польский астроном, автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. (8)
- Кто в октябре 1947 года на самолёте с ракетным двигателем Bell X-1 превысил звуковой барьер. (5)
- Кто был первым в России, кто исследовал законы движения воздуха и разрабатывал летательный аппарат? (9)
- Фамилия первой в мире женщины-космонавта. (9)
- В какой стране в 559 году был совершен полёт человека на воздушном змее. (5)
ответы
Вопросы с ответами по горизонтали
4. ГОДДАРД -Американский ученый, в 1923 году начавший разрабатывать жидкостный ракетный двигатель, работающий прототип которого был создан к концу 1925 года.
6. ПЛАНЕР -безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха.
7. ОБЕРТ -Немецкий ученый, который в 1920-е годы изложил принципы межпланетного полета.
8. СИКОРСКИЙ -Кто в 1910 году запустил вертолет без летчика.
11. АВИАЦИЯ -Теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности.
12. КЕРОСИН -На каком топливе работал самолёт американских механиков братьев Уилбер и Орвилл Райт с двигателем внутреннего сгорания.
14. ВСЕЛЕННАЯ -Космос в переводе с греческого.
15. ОКТЯБРЬ -В каком месяце был запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1.
17. ГАЛИЛЕЙ -Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, первый кто использовал телескоп для наблюдения небесных тел.
19. ХЕНКЕЛЬ -Первым практически применённым реактивным самолётом стал..., совершивший первый полёт в 1939.
21. ГАГАРИН -Кто совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.
22. ТАРЕНТСКИЙ -Кто изобрел в 400 г. до н. э. механическую птицу в Греции.
24. АРМСТРОНГ -Кто сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».
25. КОРНЮ -Первый пилотируемый вертолёт, который поднялся над землёй, был сконструирован французом...
26. ЛАЙКА -Кличка животного впервые побывавшего в космосе.
27. МОНГОЛЬФЬЕ -Фамилия братьев, в 1783 г. испытавших аэростат из холста, пролетевший на расстояние 2,5 км на высоте 2000 м за 10 минут, в последующем они запустили аэростат с людьми на борту.
28. ХАББЛ -Автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли.
Вопросы с ответами по вертикали
1. МОЖАЙСКИЙ -Контр-адмирал, моряк, открывший век мировой авиации и создавший воздухоплавательный снаряд.
2. АЭРОСТАТИКА -Раздел гидроаэромеханики, в котором изучается равновесие газообразных сред, в основном атмосферы.
3. ХЕЛИКОПТЕР -Летательный аппарат, приводимый в движение часовой пружиной, изобретенный 1 января в 1745 году в России.
5. ДУЛИТТЛ -Фамилия изобретателя первых пилотажно-навигационных приборов.
9. ЦИОЛКОВСКИЙ -Российский ученый, один из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов.
10. ПИОНЕР -Аппарат, который был запущен 3 марта 1972 года и покинувший впоследствии пределы Солнечной системы.
13. НАСА -Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.
14. ВЕНЕРА -На какую планету 1 марта 1966 года, был совершен первый в мире перелет космического аппарата СССР с Земли.
16. КОПЕРНИК -Польский астроном, автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
18. ЙЕГЕР -Кто в октябре 1947 года на самолёте с ракетным двигателем Bell X-1 превысил звуковой барьер.
20. ЛОМОНОСОВ -Кто был первым в России, кто исследовал законы движения воздуха и разрабатывал летательный аппарат?
22. ТЕРЕШКОВА -Фамилия первой в мире женщины-космонавта.
23. КИТАЙ -В какой стране в 559 году был совершен полёт человека на воздушном змее.