Эссе я ученик 21 века. Конкурс «Ученик года»! Принять участие и победить! Успехи в учебе
Каждый этап развития человечества был ознаменован какими-то поворотными событиями в его истории, в социально-политическом и культурном развитии. Поэтому традиционно 19 век считается веком развития науки, 20 век – технического прогресса. Наш век, несмотря на то, что он едва перевалил за первое десятилетие, из-за стремительного развития информационных технологий уже называют веком информационного общества.
Веление времени диктует и требования к современному образованию. Поэтому быть учеником 21 века в первую очередь означает умение владеть
Теми возможностями, которые открываются благодаря развитию информационных технологий. Речь идет об использовании современных компьютерных и сетевых средств, прежде всего Интернета, мобильных телефонов с поддержкой приложений, электронных гаджетов.
Конечно же, никто не говорит о банальном списывании или распечатке готовых заданий, рефератов и контрольных из Интернета. В действительности, эта глобальная сеть – настоящий Клондайк для тех, кто хочет и может найти необходимую для него информацию и воспользоваться нею.
Отдельная тема – это электронные учебники. Нет смысла тягать в школу тяжелые портфели
Или покупать дорогие учебные пособия – их можно скачать в электронном виде, а затем использовать при помощи электронных книг или же распечатать нужные страницы.
Еще одна возможность – это обучающие программы, которые помогут и новые знания получить, и старые закрепить. При этом все происходит в легкой, понятной, непринужденной форме, чаше всего – в виде тестовых заданий, а то и игровых, типа веб-квестов.
Очень удобным вариантом организации и контроля учебы является электронный журнал. Для ученика он удобен тем, что можно вполне отказаться от обычного, бумажного дневника, а все домашние задания видеть в электронном варианте. Но, с другой стороны, электронный журнал – это возможность контроля со стороны родителей, которые могут видеть все оценки, замечания учителей и мониторинг посещаемости уроков.
Также Интернет открывает возможность дистанционного обучения: если школы, например, закрываются на карантин, а учебный процесс из-за его насыщенности и интенсивности не может быть прерван, то учебу вполне можно перевести на «современные рельсы». Благодаря электронной почте ученики получают задания, а выполненные – возвращают учителю. Кроме того, есть возможность общаться с учителем по скайпу.
Словом, в наше время компьютер и информационные технологии – это средство получения информации и коммуникации, в том числе и в учебе. И быть учеником 21 века и пользоваться этими достижениями человечества – это легко, удобно, интересно и захватывающе.
УЧЕНИК 21 ВЕКА – КАКОЙ ОН?
Всякое знание остаётся мёртвым, если
в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению
.
Н. А. Умов
Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которого
жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой.
К. Д. Ушинский
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!
Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.
Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:
· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
· обладает критическим и творческим мышлением;
· владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;
Для примера. В масштабном проекте «Образование мирового класса» (World Class Education. Richmond, 1993), разработанному педагогической общественностью штата Вирджиния, В. Я. Пилиповский выделяет основные «жизненные роли», т. е. кем американские учащиеся должны стать в процессе обучения.
1. Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающую основу для личной самореализации.
2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ним. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить человека.
3. Жизнь как постоянное учение. Это - роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.
4. Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.
5. Высококвалифицированный работник. Это человек, который берёт на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественного продукции и сервисных услуг.
6. Информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.
7. Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, личность хорошо осознаёт взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные ресурсы. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов.
Постиндустриальному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель - ученик.
В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.
Говоря о необходимости последовательной реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой. В знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет о непосредственном интересе как единственном двигателе, который ведёт обучающегося далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребёнка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые из ложного желания разыгрывать роль мудрецов принижают своих учеников, Руссо выступает с пламенным призывом: «Вместо того, чтоб убивать подобным образом юное мужество, прилагайте всё старание, чтобы поднять юный дух; делайте их равными себе, чтоб они действительно сравнялись с вами; а если они не могут ещё подняться до вас, то снизойдите до них - без стыда, без сомнений. Помните, что честь ваша заключается не в вас, а в вашем воспитаннике; разделяйте его ошибки - с целью исправления их; принимайте на себя его стыд, чтобы загладить его».
Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Что для этого нужно,какие условия?
· Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
· Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
· Широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
· Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
· Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворных решений педагогических проблем, ибо, по словам Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов и системы повыш.квалиф. пед.кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
2. Труш А. В. Личностная модель выпускника второй ступени обучения /А. В. Гриншпун //Завуч. - № 1. - 2005. С.51.
УЧЕНИК 21 ВЕКА - КАКОЙ ОН?
ТЕЗИСЫ
Якубова Резида Танзиловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области
Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.
Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Глава 1 - «Единая проблема психологов»
К психологам часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной обращения к психологу является успеваемость их детей. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»
Реальные проблемы школьной успеваемости - подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д., меркнут по сравнению с этой трудноразрешимой задачей. Особенно, это, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас "захотел", "взялся", "не ленился" и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но и учителя, судя по всему, массово поддерживают это странное родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить, и он захочет учиться? Конечно же, нет!
Очень часто психологи от родителей (да и мы сами) слышат фразу: «Да они все сейчас такие (ссылаясь, плюс к этому на компьютер, телевизор и нынешнюю культуру, которые якобы испортили их детей)!» Как же это глупо звучит. Тогда зачем в школах изучают информатику, если компьютер портит детей; зачем вы покупаете им дорогие телефоны, почему вы разрешаете им смотреть телевизор долго, если сами на него же и ссылаетесь. Много еще много приводить таких подобных примеров. Не в этом дело.
Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом ребенок повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарен за то, что не обращали внимания на его капризы.
Ничего не бывает просто так. У "нехотения" всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут "нужное", и интерес ребенка к учебе не восстановится.
Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили русский язык, математику, химию, физику, биологию... Школьное образование - это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.
Но помогают ли эти способы? Во множествах случаев нет. Даже в некоторых случаях они не верны.
Поэтому психологи применяют креативность, и например, дают такие советы ученикам: учить уроки, катаясь на велосипеде читать учебники, только вися вниз головой на турнике… Действительно, помогает, но таких советов для каждого не хватит. Образуется так называемый "дефицит рецептов".
Несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у психологов так и не появилось никакого внятного, постоянного и общего решения. Так если проблемы "не хотящих учиться" детей у сотен семей похожи, может быть, существует и какое-то "верное" решение этой задачи? И мы решили найти это решение.
Глава 2 - «Анкетирование учащихся»
Мы решили провести анкетирование учащихся с целью - узнать их мнения. Это конечно нам значительно помогло. Мы даже и не догадывались, сколько проблем возникает у учеников в процессе учебы. Это анкетирование мы проводили у учащихся 7 «А» класса.
Были такие вопросы:
№1 - Часто ли вы не хотите идти в школу?
№2 - Хотите ли вы, вообще, учиться?
№3 - Как вы считаете, каков процент учеников, которые не хотят учиться?
№4 - Назовите основные причины нежелания учиться.
№5 - Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?
Ответы на первый вопрос (Часто ли вы хотите идти в школу?) такие:
«НЕТ» - ответило 10 человек из 27;
«ИНОГДА» - ответило 6 человек из 27.
Итак, мы видим, что почти половина (даже больше на одного человека) хочет ходить в школу. Но зачем? Только для того что бы общаться и дружить что ли?
Ответы на второй вопрос (Хотите ли вы, вообще, учиться?) получились такие:
«ДА» - ответило 17 человек из 27;
«НЕТ» - ответило 7 человек из 27;
«ИНОГДА» - ответило 3 человека из 27.
Значит, все-таки большинство хочет учиться. Но почему тогда не хочет? Потому что просто учащимся неинтересно!
Средний процент учеников, которые не хотят учиться составил - 76,7% учеников. И только всего лишь 23,3% составляют ученики, которые хотят учиться.
Ответы на четвертый вопрос (Назовите основные причины нежелания учиться) были очень разнообразны. Вот такие слова там встретились:
домашнее задание (сказали 3 человек из 27);
скучно (сказали 6 человек из 27);
не хочу (сказали 2 человек из 27);
проблемы с учителями (сказали 2 человек из 27);
сложно (сказали 5 человек из 27);
рано вставать (сказали 5 человек из 27);
личная жизнь (сказали 4 человек из 27);
лень (сказали 17 человек из 27).
Если действительно столько проблем у учеников в школе, то почему их нельзя как-то решить?
) «Плохое воспитание и простая человеческая глупость» - это объясняет то, что каждый родитель в раннем детстве ребенка должен был его приучить к работе.
) «Очень большая нагрузка, ведь получается детей, лишают детства! Если он хочет погулять, наверняка не сможет это сделать! Например, я сижу до двух-трех часов ночи за уроками!» - это объясняет то, что учителя думают только о своих предметах, и догадываются, что и другие учителя много задают.
) «Нет интереса к предметам» - эта фраза поясняет, как скучно сидеть на уроках.
Эти три фразы навели меня на мысль - ученики понимают, что им это нужно, но некоторые не успевают справляться с таким объемом домашнего задания, некоторые из-за огромного объема домашнего задания просто специально начинают не выполнять домашнюю работу, в надежде, что учителя поймут это, и станут меньше задавать, а некоторым просто скучно.
Последний вопрос №5 (Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?) был довольно творческий и ответы казалось бы должны были бы быть разнообразны, но нет. Ответы получились такие:
Делать уроки надо более интересными (ответило 5 человек из 19);
Делать уроки надо легче и доступней преподносить материал (ответило 5 человек из 19);
Делать уроки надо более технологичней (т.е. больше использовать компьютер, делать презентации) (ответило 2 человека из 19);
Делать уроки надо не загруженными до предела (ответило 3 человека из 19);
Делать уроки надо разнообразными (ответило 4 человека из 19);
Делать уроки надо с шутками (как утверждал наш класс очень интересно сидеть на уроке - физика; преподаватель Полянский Сергей Евгеньевич) (ответило 6 человек из 19);
Делать уроки надо с более мягкой оценкой (ответил 1 человек из 19);
Все устраивает (ответило 3 человека из 19).
Учителя, прислушайтесь, пожалуйста, к мнению учащихся. Постарайтесь, пожалуйста, проводить уроки такими, какими хочется нам - ученикам.
Глава 3 - «Опрос преподавателей»
Если некоторые учащиеся ссылаются на вину преподавателей, то почему бы не узнать мнение самих преподавателей. Мы решили провести опрос преподавателей.
Первый вопрос был таким - «Согласны ли вы с утверждением - Многие ученики 21 века не хотят учиться». Ответы получились такие:
«Да» - ответило 1 из 5 педагогов;
«Нет» - ответило 3 из 5 педагогов;
«50*50» (т.е. частично, а почти половина) - ответил 1 из 5 педагогов.
Большая нагрузка (с этим утверждением согласились 4 из 5 учителей);
Домашнее задание (с этим утверждением никто из учителей не согласились);
Скучно (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);
Не хочу (с этим утверждением согласились 1 из 5 учителей);
Проблемы с учителями (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);
Сложно (с этим утверждением согласились 3 из 5 учителей);
Рано вставать (с этим утверждением никто из учителей не согласились, говоря мне в ответ, что это просто распорядок дня);
Личная жизнь (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);
Лень (с этим утверждением все 5 учителей были согласны).
Следовательно, мы храбро может сказать, что главной причиной как по мнению учителей так и по мнению учеников, является простая лень.
Но к ответу о главной причине из-за чего многие ученики 21 века не хотят учиться является - лень можно только добавить, что лень не появляется сама по себе. Лень - это такое явление, появляющееся из-за какой-то причины. Так мы видим и с учащимся. Но из-за чего эта лень?
Глава 4 - «Польза или вред»
Как утверждают многие, и даже почти все родители учащихся вред их учебе приносит современная техника. В основном родители склоняются к телевизору и компьютеру. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пускать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои вкусы?
Вот несколько советов для того, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором и компьютером, и больше занимался уроками:
)Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.
Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.
Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.
) Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут обязательно надо делать перерывы.
3) Если ребенок страдает невропатией <#"justify">1)Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.
Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям. ) Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой". ) Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как с ним (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д.), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками. ) Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие. Глава 5 - «Как пробудить интерес к учебе»
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит главное! Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.
Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. О том, что это за навыки и почему без них нельзя обойтись в современном мире, мы побеседовали с профессором Мельбурнского университета Патриком Гриффином – руководителем крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.
Патрик Гриффин. Профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S).
– Профессор Гриффин, как один из ведущих специалистов в области оценки и преподавания навыков XXI века, не могли бы вы пояснить, что именно скрывается под словосочетанием «навыки XXI века»?
Если быть точным, то моя область – это анализ и оценка любых навыков, экзаменов и образовательных результатов. Навыки XXI века – лишь одно из направлений, которым я занимался в течение последних лет. Но это особое направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека.
– Существует мнение, что система образования в её современном виде сформировалась в ответ на начало индустриализации, когда стали появляться крупные промышленные предприятия, требующие большого количества рабочих, которые изо дня в день приходили бы на свои рабочие места и, не задавая лишних вопросов, по 8-10 часов стояли у конвейера, выполняя свои узкие операции. Это действительно так?
Да, это так. До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Сейчас происходит уход из эпохи индустриализации, которую вы совершенно верно описываете как эру конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям. А значит и людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Очень скоро учебные заведения будут вынуждены перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Подходы к преподаванию, соответственно, тоже будут меняться – сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся школ и вузов иногда обладают гораздо бóльшими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превратятся в педагогов-организаторов. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым. Учебные программы в пост-индустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. Как только какая-то рутинная, повторяющаяся часть того или иного производственного процесса автоматизируется, труд людей в этой части становится больше не нужен, и вспять такие процессы повернуть невозможно – нельзя вернуть ручной труд в те сферы, где его больше нет.
До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Но сейчас происходит уход из эпохи индустриализации – эры конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям.
Меняется всё, даже такие вещи как роль специалистов юридического профиля. В США сейчас около 80% личных судебных тяжб люди ведут сами, не нанимая для этого адвокатов, которые бы представляли их интересы. Оказалось, что люди способны судиться самостоятельно – они просто ищут похожие судебные дела в Интернете, сами собирают информацию и в услугах юриста уже не нуждаются. Или вот: в одной из программ британского ТВ рассказывалось о молодом человеке, который решил превратить старый коровник в загородный дом для своей семьи. И он сделал это самостоятельно, просто собрав необходимую информацию в Интернете.
Таким образом, всё, чему можно научиться в Интернете, сможет заменить многие из существующих профессий. Грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но в современном мире этого уже не достаточно. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее. Но пока у нас всё ещё есть учителя географии, истории, физики, химии, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности.
– То есть нужны кардинальные изменения всей системы?
Да. Учебные программы должны сначала вместить в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Сразу отказаться от привычного всем учебного плана дисциплинарного типа будет непросто, поэтому лучше идти к этому постепенно, сначала изменив то, как и в какой форме преподаются эти традиционные дисциплины.
– Некоторые эксперты утверждают, что само понятие «профессия» в будущем обречено на вымирание. Произойдёт это потому, что важным будет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь, а способность каждый раз, под конкретную задачу, пересобирать эти навыки. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим.
Совершенно верно. Думаю, что проектный и задачный подходы действительно начинают потихоньку вытеснять традиционные методы обучения. Сюда же стоит отнести и понятие «обучение обучению». Разговоры об этом ведутся ещё с 80-х годов прошлого века, но сейчас это превращается в насущную необходимость. Мы должны научить детей навыкам самообразования, самообучения – для этого должны активизироваться и перестроиться и сами учащиеся, и преподаватели.
– Вы акцентировали своё внимание на том факте, что ручной труд постепенно исчезнет. Но ведь в наше время всё ещё предостаточно людей, стоящих у конвейера… Более того, и во времена начала индустриализации требовались люди с навыками, которые вы обозначаете как обязательные в XXI веке. Ведь совершить промышленную революцию, не обладая критическим мышлением или не умея договариваться с окружением, вряд ли возможно. Так что же в действительности принципиально изменилось с тех пор?
Произошло два крупных, в сущности, революционных сдвига. Первый – в 50-60-х гг. XX века, когда был изобретён компьютер и сама идея цифровых вычислительных устройств. Вторая революция тоже произошла в середине прошлого века. Вы, наверное, удивитесь, но я имею в виду изобретение противозачаточной таблетки. На первый взгляд может показаться, что это две никак не связанные друг с другом вещи. Однако это не так. Развитие компьютерных технологий навсегда изменило то, как мы работаем. Благодаря этому поменялись средства труда, средства обучения и способ нашего мышления. А вот разработка таблетки изменила природу и структуру рабочей силы: появление возможности избегать нежелательной беременности привело к тому, что доля женщин в общей массе занятого населения приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла лишь очень малую величину. Таким образом, одновременно происходят два процесса: количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства, а количество людей, включённых в производство, почти удваивается, поскольку мужчины и женщины уже практически сравнялись в части возможностей своего трудоустройства. Такова сегодняшняя реальность и именно в этой реальности нам необходимы образованные кадры, которые смогут совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы. Что же касается вашего замечания, что большое количество людей до сих пор заняты на конвейерах, то это лишь потому, что их компании не могут себе позволить автоматизировать производство. В будущем такие компании неизбежно обанкротятся, потому что их конкуренты будут выполнять то же самое с гораздо меньшей себестоимостью, ведь стоимость человеческого труда выше, чем стоимость машинного.
Но эти процессы приводят и к образовательным проблемам. Возникает вопрос: а что делать с теми учащимися, которых готовили к ручному труду, с теми ребятами, кто выучился на исчезающие ныне профессии?
Изменения, которые претерпело производство, резко перенаправили вектор развития общества. И система образования должна тоже очень быстро двигаться в этом направлении. Творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика.
Ключевыми навыками, определявшими грамотность человека в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. Но сегодня акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.
– Вы ни разу не упомянули о таком факторе как предпринимательская деятельность – способность находить новые идеи и превращать их в бизнесы. А ведь значительная часть из тех навыков, которые вы обозначили, уж точно являются первоочередными для предпринимателя-новатора.
Совершенно верно. На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу Даби, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее). Другой пример: в начале прошлого года The Economist опубликовал результаты исследования 19 бизнес-секторов в 26 странах мира, и предпринимательское мышление было названо в числе важнейших навыков современного человека. Некоторые исследователи говорят также, что критическое мышление, любознательность и творческий подход – это и есть навыки, составляющие основу предпринимательства. Хотя те же исследователи забывают об умении принятия рисков, которое, бесспорно, является одной из ключевых составляющих предпринимательства. Действительно, если вы не готовы рисковать, вы попросту не сможете заниматься бизнесом.
Предпринимательская способность – умение находить новые идеи и превращать их в бизнесы – становится одной из основных характеристик человека, которые необходимо развивать в современном мире.
– Скажите, а что вас побудило взяться за исследование такой проблемы? Какие-то особенности и недостатки образовательной системы Австралии или определённые глобальные тенденции?
Мне представилась хорошая возможность заняться этим, и я её не упустил. Вице-президенты трёх крупнейших компаний – Microsoft, Cisco и Intel выступили с инициативой запуска проекта по разработке новой системы образования, так как сочли, что школы и университеты не готовят выпускников, которые бы могли хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства. По их заказу американский учёный Боб Козма написал исследование под названием «Призыв к действию», которое дало этим компаниям основание обратиться к правительствам шести стран – Австралии, Сингапура, Португалии, Финляндии, Великобритании и США – с просьбой начать крупный проект по исследованию оценки и преподавания навыков XXI века. В трёхдневной конференции, посвящённой этой теме, приняло участие около 250 представителей промышленных компаний и научных кругов. В качестве ведущей организации был выбран Мельбурнский университет, а возглавить проект попросили меня. Дело в том, что я специализируюсь на психометрии в области образования и, следовательно, владею научными методами разработки конкретных заданий и учебных программ под те или иные навыки.
Нашим первым шагом стала разработка перечня навыков XXI века. Специалисты в области образования со всего мира написали об этом цикл статей. Мы проводили круглые столы, семинары и конференции. На общей встрече в 2010 году мы решили, что навыки критического мышления, решения сложных задач и взаимодействия можно объединить в один комплексный навык – навык коллективного решения сложных задач. В том же году начались исследования того, как можно использовать социальные сети для обучения этим навыкам школьников и студентов. Это было шесть лет назад; сейчас же мы уже находимся на этапе разработки конкретных шаблонов и методов, которые позволят развивать эти навыки у учащихся.
– Сколько стран включено в ваш проект сейчас?
В 2010 году в проекте участвовало шесть стран. По причине экономического кризиса Португалия и Великобритания сошли с дистанции, но вместо них пришли Нидерланды и Коста-Рика. Огромные деньги вкладываются в эти исследования в США, речь о десятках миллионов долларов. Кроме того, заметный интерес к проекту проявляет Латинская Америка (прежде всего, Аргентина, Чили и Колумбия), Китай, Южная Корея и Таиланд. Присматривается к проекту и Япония. В ноябре прошлого года я был в Москве – в Высшей школе экономики ведётся работа по переводу наших материалов на русский язык, то есть это затронуло и вашу страну. В целом в той или иной мере в проекте занято около 20 стран.
Сегодня многие правительства хорошо начинают понимать, что переход к новой образовательной системе неизбежен. В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила тестирование нашего изобретения – навыка совместного решения сложных задач – в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Тест состоялся в 53 странах мира – исходя из этой цифры, можете себе представить, какого охвата проект достиг и как быстро он развивается.
– Вы сказали, что в США в проект вкладываются огромные деньги. А кто именно инвестирует – правительство или крупные компании вроде Microsoft?
Понемногу вкладываются все. Например, в Принстонском университете для исследования и оценки потенциала преподавания навыка совместного решения сложных задач собрали бюджет в 35 миллионов долларов. Насколько мне известно, в 2017 году они будут проводить это исследование в масштабах всей страны. Можно ожидать, что такое событие повлечёт за собой цепную реакцию по всему миру.
В 2010 году в проекте участвовало всего шесть стран – Австралия, Сингапур, Португалия, Финляндия, Великобритания и США. Сегодня в той или иной степени к проекту подключились уже более 20 государств. Ведущую роль в финансировании проекта играют США.
– Разработанная вами концепция в большей степени применима для среднего или высшего образования?
Эта концепция применима ко всем уровням обучения – и школа, и вуз, и обучение на рабочем месте. Уже есть те, кто применяет или собирается применять новые подходы. Университет Чиангмай в Таиланде планирует преподавание навыков XXI века на факультете бизнеса. То же самое собирается сделать Университет Монаша в Мельбурне. В Финляндии, в Университете Йювяскюля, эту концепцию уже включили в программу подготовки учителей. Делаются шаги к её включению в университетскую программу в Стелленбосе, Южная Африка. Университеты включаются в эту работу медленнее, чем школы. Но судя по тому, как быстро это распространилось на уровне школ, я думаю, что и в университетах концепция в скором времени приживётся. Что касается производственных компаний, здесь появляются совершенно неожиданные для нас сферы применения наших исследований. Например, Британский Совет изучил проблемы безработицы в странах Ближнего Востока. Так, в Египте 56% выпускников вузов оказываются не способны найти работу по той простой причине, что экономика этой страны не подстроена под такое количество работников с высшим образованием. В связи с этим Британский Совет планирует провести исследование на нашем материале, чтобы понять, приобретение каких навыков позволит этим выпускникам обеспечить себя работой.
– Как развитие информационно-коммуникативных технологий, появление Интернета и социальных сетей сказалось на образовании? Можно ли, с вашей точки зрения, использовать их более разумно и эффективно, чем это делается сейчас?
Безусловно. Технологии развиваются с поразительной скоростью – трёх-четырёхлетние дети часто обращаются с планшетами и компьютерами лучше, чем их родители. Преподаватели вроде меня, проработавшие в этой области более 50 лет, часто сталкиваются со студентами, которые гораздо лучше разбираются в высокотехнологичных устройствах, чем мы. Многие учителя старшего поколения попросту боятся компьютерных технологий и вообще не знают, как их использовать! Сегодня утром я прочитал, что девочку-пятиклассницу в Америке взяли в Силиконовую долину, потому что она написала приложение для «айфона», чтобы научить свою младшую сестрёнку различать животных, и приложение стало популярным, известным по всему миру. Пятый класс школы! Это же невероятно!
Сейчас многие ратуют за то, чтобы ввести программирование в школьную программу. Думаю, что эта идея очень скоро выльется во что-то существенное, и это тоже окажет влияние на всю систему образования, потому что новое, подрастающее поколение будет уметь программировать, что откроет для них безграничные творческие возможности. Сейчас даже в научных исследованиях моей области – оценке образовательных результатов и психометрии – я не могу нанять себе помощника, если он не является ещё и программистом, потому что сейчас эта научная сфера целиком зависит от цифровых технологий. И с преподаванием скоро произойдёт то же самое.
– А как, по-вашему, вообще должна измениться школа? Как должен измениться вуз? Какие изменения должны произойти в образовательном процессе? Должны ли ученики всё так же ходить на лекции и семинары, решать лабораторные работы и сдавать экзамены?
Думаю, было бы странным пытаться изменить вообще всё – это невозможно, да и не нужно. Образование очень консервативная система, и любые подвижки здесь происходят медленно. В нашем Мельбурнском университете нам удалось полностью изменить структуру программ педагогического образования, так что они стали более современными и основанными на фактических научных данных и критическом мышлении. Но пока нам не удаётся отойти от дисциплинарного подхода, потому что все мои коллеги – это преподаватели математики, географии, естественных наук и других подобных дисциплин, и здесь нужно менять не только то, что они преподают, но и как. Что касается экзаменов, практических заданий, лабораторных работ – всё это останется, но изменится характер оценки результатов учащихся. Экзаменаторы будут проверять не то, сколько фактов способны запомнить студенты, а то, как они умеют мыслить и обучаться самостоятельно. Форма экзаменов, тестов тоже в скором будущем станет новой. В тех тестах, которые мы разрабатываем, от студентов не потребуется найти значение икса в уравнении, запоминать названия столиц стран, формулы, исторические даты и тому подобное. Вместо этого они, общаясь друг с другом посредством компьютерных устройств, совместно будут решать различные задачи, а компьютер записывать их шаги – всё, что они говорят и пишут. После этого мы будем просматривать эти записи и, исходя из них, оценивать их навыки коммуникации, критического мышления, творческие способности и так далее.
Мы изучаем возможности применения такой системы оценки и для массовых открытых онлайн-курсов – там есть свои нюансы в плане объективности и субъективности, но мы находим определённые рычаги для того, чтобы упростить и автоматизировать процесс оценки. Университетам здесь есть куда развиваться – в будущем исследовательская сторона университетов станет более ярко выраженной, тогда как преподавание станет более автоматизированным, в том числе и за счёт массовых онлайн-курсов.
– Означает ли это, что учителей, преподавателей станет меньше?
Боюсь, что да. Преподаватель перестанет быть специалистом по передаче определённых знаний и станет специалистом по тому, как помогать людям учиться. Уже сейчас появляется такая вещь, как «перевёрнутая классная комната», где студенты самостоятельно читают, узнают какие-то факты, а придя на урок, систематизируют полученные знания и закрепляют их. И в этом будет заключаться новая роль учителя: это организация самостоятельной работы учеников дома и в классе. Профессор Гарвардского университета Эрик Мазур, который разработал эту систему, получил за неё очень престижную премию. Насколько я знаю, вашему журналу удалось пообщаться с ним лично и обсудить эту тему в разговоре.
– Да, мы с ним действительно беседовали… Но хотелось бы услышать ваше мнение ещё относительно одной инициативы – того, что делает Илон Маск. Недавно он создал собственную школу для собственных детей, в которой учатся также дети некоторых сотрудников его компании SpaceX. Особенность школы - в ином подходе к обучению. Там нет первого, второго или третьего класса. Все дети проходят обучение одновременно. Маск утверждает, что личные интересы школьников гораздо важнее их возраста, поэтому и обучение нужно проводить с учётом их возможностей и отношения к предметам. Может ли школа такого формата развивать все те навыки, о которых вы говорите?
Думаю, что да. Фактически, чем больший акцент делается на самообразовании и самообучении, тем менее важными оказываются классы и уровни обучения. Когда в 60-х годах я впервые пришёл в школу работать учителем математики и провёл тестирование в своём седьмом классе, то с ужасом обнаружил, что уровень детей колебался от второго до девятого класса. Я спросил своих коллег: как мы сможем учить детей, когда в рамках одного класса у них настолько разный уровень? И мы решили, что классов и уровней у нас не будет, а вместо этого позволили каждому из учеников работать в свою силу и в удобном для себя темпе, фактически исключив возможность «неуда». Мы давали им учебные материалы разного уровня сложности, практиковали индивидуальный подход, старались заинтересовать детей, но и применяли некоторые механизмы контроля. Я проработал в этой школе пять лет, и все эти пять лет мы не давали детям никаких домашних заданий – это было невозможно из-за их разного уровня. Но родители жаловались, что дети делают очень много домашней работы по математике! Выяснилось, что их настолько увлёк этот предмет, что они сами придумывали себе задания и посвящали математике всё свободное время! Они были в восторге от неё, потому что их мотивировала возможность успеха. Тогда не существовало никаких концепций, которые бы провозглашали преимущества подобных методов, это казалось просто здравым смыслом.
На фото: Патрик Гриффин, совместно со своими азиатскими коллегами обсуждает будущее мирового образования.
– И в заключение: расскажите, какими вы видите основные будущие шаги вашего проекта – в течение ближайших 3-5 лет.
В ближайшие 3-5 лет нашу работу подхватит новое поколение исследователей, а я уже, вероятно, выйду на пенсию. Особенный интерес к этому направлению проявляют молодые учёные в странах Латинской Америки. Впереди разработка новых методов определения и оценки навыков, поиск новых заданий, новых сфер применения нашей концепции. Количество занятых в нашем проекте исследователей стремительно растёт, и я думаю, что в ближайшее время нас ждут очередные прорывы в этой области. Та работа, которую делали мы, была новаторской, первопроходческой. Выражаясь образно, пока мы изобрели лишь колесо, но в скором времени стоит ожидать появления «Роллс-ройса», а потом и космических ракет. Но мы очень гордимся нашим колесом. Это лишь небольшой шажок, но он открыл целое новое научное направление, которое будет продолжать развиваться. Я надеюсь, что через 5-6 лет нас ждут новые подходы и методы к оценке и преподаванию навыков XXI века – думаю, более эффективные, чем нынешние.
- Обучение, Развитие, Тренинги
Уже второй год на базе Карасукского педагогического колледжа проходит региональный этап VIII Всероссийской олимпиады младших школьников, в котором принимают участие лучшие из лучших, умнейшие из умнейших школьники из пяти районов Новосибирской области: Карасукского, Кочковского, Баганского, Краснозёрского, Купинского.
21 февраля 2018 студенты 301 группы провели регистрацию школьников и в актовом зале их приветствовала заместитель директора колледжа, Кривушева О.М. Студенты 201 группы провели торжественное открытие олимпиады, они подготовили программу с героями сказок и мультфильмов: Королевой Знаний, Кащеем, Фиксиками, Петухом и Собакой.
Ребята приняли участие в трёх Олимпиадах (литературное чтение, математика, русский язык), каждая из которых длилась 45 минут. В перерывах их ждали интересные мастер-классы: моделирование из шаров, творческая мастерская. Участники решали задания под руководством Гутовой Н.В., инструктаж для школьников и членов жюри провели студенты 301 группы.
Пока жюри подводило итоги олимпиады, студенты 201 и 301 групп организовали флешмоб, интересные игры и интервью для участников, педагогов и родителей. После того, как все работы были проверены, Лобанова Л.А., Мысякина О.И., Радушкина В.М., Гутова Н.В. наградили победителей и всех участников олимпиады призами, которые сделали своими руками студенты колледжа. По общей сумме баллов 1 место заняли Макалева Анна (МКОУ «Кочковская СШ») и Мацкевич Эвита (МБОУ Гимназия №1 имени В.Н. Тимонова Карасукского района). 2 место разделили Балакина Елизавета (МКОУ «Кочковская СШ»), Скалота Егор (МБОУ Технический лицей №176 Карасукского района) и Бридгер Варвара (МКОУ Краснозёрская СОШ №2 имени Ф.И. Анасичкина). 3 место заняли Ванчугова Виктория (МБОУ Технический лицей №176 Карасукского района), Жогин Никита (МБОУ Баганская СОШ №1) и Дуплищев Эдуард (МБОУ Технический лицей №176 Карасукского района).
Закончилось мероприятие общим исполнением песни «Дорогою добра» и веселой фотосессией.