Баллада светлана читать краткое содержание. Жуковский «Светлана» – анализ
Крещенским вечером гадали девушки: сняв с ноги башмачок, бросали его за ворота. Так они пытались узнать судьбу свою, угадать суженого. И только Светлана среди веселых девушек — грустна и молчалива, только она не гадает и не поет. Милый ее уехал далеко, год от него нет никакой весточки. Светлана тяжко переживает разлуку.
Белая скатерть на столе во светлице, на нем — два прибора и зеркало со свечой. В полночь Светлана увидит в зеркале свою судьбу, своего возлюбленного. Робко она садится к зеркалу, но в нем лишь темнота, и только трепет свечи на столе. Ровно в полночь Светлана в страхе различает шаги. Он с робостью заглядывает в зеркало, ей кажется, кто-то прямо за ее спиной шепчет, что любит ее. Он оглядывается — там милый протягивает руки и зовет ее с собой: в церкви уже ждет поп, а хор запел венчальную песнь.
За воротами они садятся в сани и пускают коней вскачь.
Проезжают ночной степью, где путь освещает лишь тусклая луна. Любимый Светланы вдруг умолкает, становится уныл и бледен. В стороне виднеется храм, через его открытые двери видно, как отпевают лежащего в черном гробу усопшего. Светлана в страхе, а жених ее все так же хранит молчание, уныние, все так же бледен. Поднимается метель. Над санями вьется черный ворон и каркает о печали. Появляется занесенная снегом хижина, подлетевшие к ней кони вдруг исчезают, исчезает и жених.
Светлана остается одна. Она входит... в хижину и видит в ней накрытый белой скатертью стол с гробом на нем. Увидев образ Спасителя, Светлана падает перед ним на колени и молится, а затем садится под иконы, в уголок, зажимая крестик в руке.
Метель стихает, мигает свеча у гроба. Вокруг тишина. Тут к Светлане на грудь спускается белый голубь и обнимает ее крыльями. И снова тишина. Но Светлане кажется, что покойник пошевелился. Так оно и есть — вот спало покрывало с гроба, и из уст мертвеца раздается стон. Еще немного — и его окоченевшие руки разомкнуться, и сам он встанет из гроба своего. Тут белый голубь вспорхнул и уселся на грудь к покойнику. Лишенный силы мертвец заскрежетал зубами, снова стал мертвенно бледным и замер без движения.
Светлана видит, что мертвец — это ее милый друг, и тут она пробуждается. Пробуждается в собственной светлице — она заснула во время гадания. За окном уже рассвет, поет, встречая новый день, петух. Но тяжесть на душе Светланы остается, возможно, видела она вещий сон. Она смотрит на дорогу в надежде избавиться от тоски, и видит мчащиеся к дому сани. Из них выходит статный гость — это и есть жених Светланы.
Мрачный сон развеян — возлюбленный приехал за невестой, чтобы повести ее под венец.
Итог баллады таков, верь в Бога и в судьбу свою, и любое несчастье будет для тебя лишь сном страшным. Не знай сих страшных снов, Светлана!
Жуковский Василий Андреевич
Произведение “Светлана”
(Баллада, 1808-1811) –
Светлана – героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, “Людмила”, на тему “образцовой” баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера “Ленора”, – возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. “Светлана” – попытка создания идеального национального характера, “русской души”, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души – чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее – в сентиментальном ключе – под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит
Гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и – пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет “Людмилы” (“Леноры”) переосмысливаются в “Светлане”: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит “ангела-утешителя” утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои “страшных” баллад Жуковского – всегда “страдальческая сторона”, они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои – жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В “Светлане” все наоборот: героиня невинна, “вещий сон” не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схем – не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы – лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада “Светлана” заканчивается ранним утром, в то время как действие “Людмилы” – и “Леноры” – не выходит за пределы ночи.)
С. – один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл “своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение”. Имя Светлана стало литературным именем этой женщины – адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И – И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе “Арзамас” самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском “крещении” имя оказалось пророческим: Жуковский был “Светланой не только именем, но и душою”. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, “светлой” веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал “молчаливый и грустный” образ С. для характеристики своей героини Татьяны (“Евгений Онегин”, гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.
- Добролюбов Николай Александрович Произведение “Луч света в темном царстве” Статья посвящена драме Островского “Гроза” В начале статьи Добролюбов пишет о том, что “Островский обладает глубоким пониманием русской жизни”. Далее он...
- Чехов Антон Павлович Произведение “Три сестры” Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. “На дворе солнечно, весело”, а в зале...
- Мольер Жан Батист Произведение “Мизантроп” Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта он отказывался считать другом –...
- Братья (Якоб и Вильгельм) Гримм Произведение “Три человечка в лесу” Вдова вышла замуж за вдовца, обещаясь лелеять его дочку в ущерб своей, однако на деле все вышло наоборот. Однажды она...
- Гарин-Михайловский Николай Григорьевич Произведение “Студенты” Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой – Тема Карташев полон мечтаний о том, как он “станет серьезным, будет заниматься, будет...
- Ильф и Петров Произведение “Золотой теленок” Конец весны или начало лета 1930 г. В кабинет арбатовского предисполкома входит гражданин, выдающий себя за сына лейтенанта Шмидта и нуждающийся по сей причине...
- Бестужев-Марлинский Александр Александрович Произведение “Аммалат_Бек” Близ дороги из Дербента в Тарки, слева от которой возвышаются оперенные лесом вершины Кавказа, а справа опускается берег вечно ропотного, как само человечество, Каспийского моря,...
- Жан Расин Произведение “Береника” Источником трагедии послужило жизнеописание императора Тита в книге римского историка Гая Светония Транквилла “Жизнь двенадцати цезарей”. Император Тит хочет жениться на палестинской царице Беренике, однако римские...
- Байрон Джордж Гордон Произведение “Манфред” Ставшая дебютом Байрона-драматурга философская трагедия “Манфред”, пожалуй, наиболее глубокое и значимое (наряду с мистерией “Каин”, 1821) из произведений поэта в диалогическом жанре, не без оснований...
- Пришвин Михаил Михайлович Произведение “Жень-шень” После окончания русско-японской войны я выбрал трехлинейку получше и отправился из Маньчжурии в Россию. Довольно скоро перешел русскую границу, перевалил какой-то хребет и на берету...
- Теккерей Уильям Мейкпис Произведение “История Генри Эсмонда” События происходят в Англии в самом начале XVIII в., во время правления королевы Анны – последней из династии Стюартов. У Анны нет детей,...
- Булгаков Михаил Афанасьевич Произведение “Морфей” Повесть М. Булгакова Морфий – ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача. Главный герои повести – Бомгард, врач, от лица которого ведется...
- Есенин Сергей Александрович Произведение “Пугачев” Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового...
- Тургенев Иван Сергеевич Произведение “Записки охотника: Хорь и Калиныч” Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужс-кой. “Орловский мужик невелик ростом,...
- Лесаж Ален Рене Произведение “Тюркаре” Молодая баронесса оказалась после смерти мужа в весьма стесненных обстоятельствах. А потому она вынуждена поощрять ухаживания малосимпатичного и далекого от ее круга дельца Тюркаре, который...
- Эдвард Олби Произведение “Кто боится Вирджинии Вулф” Каждый акт здесь имеет свой подзаголовок: “Игры и забавы”, “Вальпургиева ночь”, “Изгнание беса”. Сорокашестилетний Джордж, доктор философии, преподаватель некоего колледжа в Новой Англии,...
- Лукиан Произведение “Икароменипп, или Заоблачный полет” Менипп рассказывает Другу о своем необычайном путешествии, поражая собеседника точными данными о расстоянии от Земли до Луны, до Солнца и, наконец, до самого неба...Оливер Гольдсмит Произведение “Векфильдский священник” Англия, XVIII в. Семейство пастора Чарльза Примроза наслаждается безмятежным существованием “в прекрасном доме среди живописной природы”. Главное сокровище четы Примрозов – шестеро замечательных детей: “сыновья...
(Баллада, 1808-1811) -
Светлана - героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», - возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» - попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души - чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе - под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и - пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского - всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои - жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. - не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы - лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» - и «Леноры» - не выходит за пределы ночи.
Жуковский В.А. - Светлана
(Баллада, 1808-1811) -
Светлана? героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, LЛюдмила¦, на тему Lобразцовой¦ баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера LЛенора¦, ? возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. LСветлана¦ ? попытка создания идеального национального характера, Lрусской души¦, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души? чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее? в сентиментальном ключе? под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и? пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет LЛюдмилы¦ (LЛеноры¦) переосмысляются в LСветлане¦: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит Lангела-утешителя¦ утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои Lстрашных¦ баллад Жуковского? всегда Lстрадальческая сторона¦, они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои? жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В LСветлане¦ все наоборот: героиня невинна, Lвещий сон¦ не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. ? небалладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы? лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада LСветлана¦ заканчивается ранним утром, в то время как действие LЛюдмилы¦ ? и LЛеноры¦ ? не выходит за пределы ночи.)
С. ? один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл Lсвоею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение¦. Имя Светлана стало литературным именем этой женщины? адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе LАрзамас¦ самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском Lкрещении¦ имя оказалось пророческим: Жуковский был LСветланой не только именем, но и душою¦. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, Lсветлой¦ веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал Lмолчаливый и грустный¦ образ С. для характеристики своей героини Татьяны (LЕвгений Онегин¦, гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.
Пожалуйста напишите краткое содержание В. А. Жуковский "Светлана". Очень прошу, срочно надо (и получил лучший ответ
Ответ от Лёха Рожин[гуру]
Воть
Светлана
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.
Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса! » Оглянулась - милый к ней протягивает руки:
Едем! Поп уж в церкви ждет…
Хор венчальну песнь поёт.
Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.
Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден черный гроб - отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьется над санями и каркает: «Печаль! » Вдруг появляется хижинка, занесенная снегом. Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом. Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке - стол, накрытый белой скатертью, а на столе - гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы. Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть - покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнет свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишенный силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ах! …и пробудилась.
Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому,
Статный гость к крыльцу идет…
Кто? … Жених Светланы.
Развеялся мрачный сон - жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.
Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Пожалуйста напишите краткое содержание В. А. Жуковский "Светлана". Очень прошу, срочно надо (