Сочинение берег моря и шторм. Сочинение про море
Описание Черного моря
Описание: Черное море соединено с Мраморным и Средиземным морем проливом Босфор, с Азовским морем Керченским проливом. Океаническая соленость в Черном море составляет 1,8%. (в Средиземном 37%). Площадь Черного моря 423 тыс. кв.км, глубина - 2245 м, вмещает 527 куб.км воды.
Особенность Черного моря состоит в том, что на глубине свыше 150 метров начинается область обитания анаэробных бактерий, результатом жизнедеятельности которых является выделение сероводорода. Организмы нуждающиеся в кислороде там обитать не могут. Жизнь развивается только в верхнем пласте моря, составляющем 12 - 13% общего объема моря, 80% всей фауны Черного моря это морские виды проникшие сюда через Босфор. Остальные солоноватоводные организмы, распространенные в подобных водоемах по всей планете. А пресные виды из впадающих в Черное море рек. Вода в Черном море умеренно холодная.
Морские обитатели
Черное море беднее видами чем Средиземное, в нем обитают виды, переносящие широкий диапазон солености воды, которым в любой период развития не нужны большие глубины. Все виды можно разделить на две большие группы: постоянные и временные.
В Черном море обитает 2,5 тыс. видов животных: 500 видов одноклеточных, 160 видов позвоночных - это рыбы и млекопитающие (акулы, дельфины), 500 видов ракообразных, 200 видов моллюсков, остальное беспозвоночные разных групп.
Крупные подвижные животные заходят в Черное море из Средиземного по своей воле. Но большое число видов постоянно заносится сюда независимо от их желания, через проливы: Черное море - Босфор - Мраморное море - Дарданеллы - Средиземное море.
В проливе Босфор постоянно существуют два течения - верхнее несет опресненную воду из Черного моря в Мраморное море и далее в Средиземное. Нижнее доставляет более соленую, теплую воду в Черное море. С ней, толщина потока 2-8 метра, в море заносятся планктонные организмы. Здесь найдены живые морские звезды, офиуры, морские ежи.
Флора Черного моря включает в себя 270 видов зеленых, бурых, красных донных водорослей, 350 видов микроскопических планктонных, массу различных бактерий.
Большинство планктонных водорослей с помощью солнечной энергии строит себя из простых соединений. Некоторые водоросли, как и животные, могут питаться только готовыми органическими веществами.
Водоросль ноктилюка (ночесветка) стала хищницей - у ноктилюки нет хлорофила, она похожа на миниатюрное прозрачное яблоко с хвостиком жгутом, свое название получила за способность светиться.
Водный баланс моря
Водный баланс - очень важная характеристика морской экосистемы, поскольку любые изменения в природном механизме притока и оттока вод отражаются на солености, температуре, плотности и других свойствах водных масс и, следовательно, на условиях жизни в них.
Не существует и не может быть раз и навсегда установленных составных водного баланса моря. Из года в год они меняются в зависимости от погодных условий, величины речного стока, температуры и влажности воздуха, влияющих на испарение влаги с поверхности моря, от силы, направления и продолжительности ветров и многих других причин. Поэтому правильнее говорить о каких-то среднемноголетних показателях водного баланса, рассчитанных на основании наблюдений, измерений и оценок, выполненных на протяжении ряда лет.
К компонентам водного баланса Черного моря относятся речной сток, атмосферные осадки в виде дождя и снега, испарение с поверхности моря, водообмен через Босфор и Керченский проливы. При этом следует отметить, что в проливах действуют два течения противоположных направлений. В Босфорском проливе верхнее течение направлено из Черного моря в Мраморное, а нижнее - из Мраморного моря в Черное. В Керченском проливе верхнее течение направлено из Азовского моря в Черное, а нижнее - из Черного в Азовское. По осредненным многолетним данным (Shimkus and Trimonis), водный баланс Черного моря может выражаться следующими величинами:
Приток воды в Черное море (км в год)
- С речным стоком 346
- С атмосферными осадками - 119
- Из нижнего течения в Босфорском проливе - 176
- Из верхнего течения в Керченском проливе - 32
Всего - 694
Исток воды из Черного моря (км в год)
- Через испарение - 332
- Через верхнее течение в Босфорском проливе - 340
- Через нижнее течение в Керченском проливе - 32
Всего - 704
Как видно, реки привносят в Черное море 346 куб. км пресной воды и почти столько же (340 км), но уже соленой воды вытекает из Черного моря через Босфор. Атмосферные осадки поставляют пресной воды в море почти в три раза меньше, чем ее уходит в атмосферу путем испарения. В других морях все составляющие водного баланса существенно отличаются, это понятно. Но в Черном море, более, чем в некоторых других морях, в механизмы регулирования водного баланса вмешивается в последнее время человек. Например, путем безвозвратного изъятия пресной воды на орошение или на другие хозяйственные цели. В этих случаях речной сток в море сокращается, что влечет за собой целый ряд изменений в функционировании экосистемы. Здесь приходит на память современная судьба Аральского моря, низведенного до небольшого водоема как раз по причине чрезмерного использования речного стока на хлопковых полях в регионе. Однако участь Аральского моря Черному морю ни в коем случае не угрожает хотя бы потому, что оно не обмелеет, пока существует связь со Средиземным морем через Босфор. Да и особо водоемких культур здесь не выращивают. Тем не менее, пресная вода здесь тоже расходуется и в немалых количествах. Например, в шестедесятые и семидесятые годы прошлого столетия строились планы использования больших объемов вод из рек, впадающих в Черное и Азовское моря, в первую очередь, для развития орошаемого земледелия в засушливых районах Северного Причерноморья и Приазовья. С позиций сельского хозяйства и животноводства, это представлялось тогда крупным проектом преобразования природы в лучшую для человека сторону.
С другой стороны, это сулило большие изменения в морской среде и потери биологических ресурсов как в Черном море, так и в Азовском. Специалисты, гидрологи и океанологи, строили прогнозы ожидаемых событий в море и оценивали возможный ущерб, который они нанесут промысловым рыбам и другим ценным организмам.Например, профессор A.M. Бронфман и доктор Е.П. Хлебников писали в 1985 году, что при ожидаемом в 1980 - 2000 годах росте безвозвратного водопотребления в бассейне Азовского моря, средняя соленость воды в нем увеличится с 12,13% в 1981 году (знак % означает количество граммов солей на один килограмм морской воды) до 14,46% в 1995 году и до 15,58% в 2000. Именно с такой точностью предсказывали величину солености воды построенные математические модели. Применительно к Черному морю, профессор К.А. Виноградов и доктор Д.М. Толмазин отмечали в 1971 г, что, при условии изъятия 40% стока рек, соленость воды в Черном море будет стремиться к 33%, достигнув этой величины примерно через 7000 лет. К 2000 году ряд авторов прогнозировали повышение солености в Черном море с 18% до 21-22% и резкое ухудшение к этому времени условий жизни для многих морских организмов, в первую очередь, для понтических реликтов. В связи с сокращением речного стока, прогнозировалось "наступление" моря в открытые лиманы, такие как Днестровский и Днепровско-Бугский, и повышение солености воды в них от нынешнего уровня 2-3% до 18-20%. В качестве предупредительной охранной меры профессор Ф. С. Замбриборщ (1971) предлагал построить плотины в устьях этих лиманов в районах Очакова и Затоки. Это создаст водоемы нового типа, предупреждал Ф.С. Замбриборщ, но иного эффективного пути спасения солоновато-водной фауны лиманов и их богатых рыбных ресурсов не известно.Эти примеры приведены для того, чтобы показать, сколь серьезно воспринимали ученые перспективу сокращения речного стока и сколь доверительно относились они тогда к различным прогнозам, полученным при помощи математических моделей. Позднее стало ясно, что математические "экологические моделиь часто основываются на предельно упрощенных концептуальных моделях систем. Поэтому, отвечая на вопросы практики по проблемам окружающей среды, экологи, как писал один из них, нередко больше походят на древнегреческих оракулов, нежели на научных экспертов и консультантов. Конечно, это относится к экологическим математическим моделям 60-х и 70-х годов прошлого века. Позднее они стали более совершенными. Прошло время, и сейчас можно сделать некоторые выводы. Как показывают современные исследования, события в черноморском регионе развивались по иному сценарию, чем это предсказывали. По разным причинам, в том числе, экономическим и политическим, крупного безвозвратного изъятия речного стока к концу столетия еще не произошло. Реки продолжают вливать в Черное море, практически, прежние объемы пресной воды. Соленость в открытых водах Черного моря осталась на прежнем уровне - около 18%. Она несколько возросла в открытых лиманах и в Азовском море, однако далеко не достигнув прогнозировавшихся значений.
Например, современная средняя соленость воды Азовского моря составляет 13,8%, а предсказывалась - 14,46% в 1995 г. Можно утверждать, что соленость воды осталась на том уровне, при котором серьезных биологических перестроек в экосистеме ожидать не приходится.
Сколько морей на Земле? Точного ответа вам никто не скажет. Например, Международное гидрографическое бюро выделяет всего 54 моря, некоторые ученые считают, что на нашей планете более 90 морей (не считая Каспийского, Мертвого и Галилейского, которые часто относят к озерам). Наиболее распространена версия, что морей все же 81. Подобное расхождение возникает из-за того, что ученые по разному толкуют само понятие "море".
Наиболее распространенное толкование: море - водоем, обособленный частями суши или возвышениями подводного рельефа . С геологической точки зрения моря - молодые образования. Самые глубокие образовались на изломе тектонических плит, например, Средиземное. Более мелкие образуются на окраинах материков при затоплении материковых отмелей.
Характеристика морей
Моря активно участвуют в создании температурного режима земного шара. Морская вода очень "ленива" и нагревается медленно. Поэтому, например, вода в Средиземном море самой теплой становится не в июле, когда жарко, а в сентябре. С понижением уровня вода быстро остывает. На дне самых глубоких морей - около 0ºC. При этом замерзать соленая вода начинает при температуре -1,5 ºC; - 1,9 ºC.
Теплые и холодные течение перемещают огромные массы воды - теплой или холодной. Это очень влияет на формирование климата.
Большую роль играют также приливы и отливы, частота их смены и высота. Возникновение приливов и отливов связано со сменой фаз Луны.
Известна интересная особенность воды в море. При погружении море постепенно "съедает" цвета. На глубине 6 м исчезают алые краски, на глубине 45 м - оранжевые, 90м - желтые, на глубине свыше 100 м остаются только фиолетовые и зеленоватые оттенки. Поэтому самый красочный подводный мир располагается на незначительных глубинах.
Типы морей
Существует несколько классификаций, объединяющих моря по определенным признакам. Рассмотрим самые популярные.
1. По океанам (список морей по океанам )
2. По степени обособленности
Внутренние - не имеют выхода к океану (изолированные), либо связаны с ними через проливы (полуизолированные). По сути, изолированные моря (Аральское, Мертвое) принято считать озерами. А проливы, соединяющие полуизолированные моря с океаном, настолько узки, что не приводят к смешению глубинных вод. Пример - Балтийское, Средиземное.
Окраинные - располагаются на шельфе, имеют разветвленную сеть подводных течений и свободный выход к океану. Друг от друга отделяются островами или подводными возвышенностями.
Межостровные - такие моря окружены тесной группой островов, которые препятствуют соединению с океаном. Больше всего таких морей среди островов Малайского архипелага - Яванское, Сулавеси.
Межконтинентальные - моря, лежащие на стыке континентов - Средиземное, Красное.
3. По солености вод выделяют слабосоленые (Черное) и сильносоленые (Красное) моря.
4. По степени изрезанности береговой линии различают моря с сильноизрезанной и слабоизрезанной линией берега. Но, например, Саргассово море вообще не имеет береговой линии.
Для береговых линий характерно наличие заливов, лиманов, бухт, кос, клифов, полуостровов, пляжей, фьордов и мысов.
Отличие моря от озера, залива и от океана
Несмотря на большую схожесть толкований понятий "море", "озеро", "залив" и "океан", эти слова не являются синонимами.
Так, море от озера отличается:
Размером. Море всегда больше.
Степенью солености вод. В море вода всегда с примесью соли, в то время, как в озерах может быть пресная, солоноватая и соленая.
Географическим положением. Озера всегда располагаются внутри континентов и со всех сторон окружены сушей. Моря же чаще всего имеют связь с океаном.
Сложнее разделить моря и океаны. Здесь все дело в размерах. Принято считать, что море - это лишь часть океана, имеющая уникальную флору и фауну. Море может отличаться от океана степенью солености воды и рельефом.
Залив - так же составляющая часть океана, глубоко врезанная в сушу. В отличие от моря всегда имеет свободную связь с океаном. В некоторых случаях название залив закрепилось за акваториями, которые по своим гидрологическим характеристикам относятся, скорее, к морям. Например, Гудзонов залив, Калифорнийский, Мексиканский.
Самое солёное море
(Мёртвое море )
Если считать Мертвое море именно морем, а не озером, то пальма первенства по степени солености вод будет принадлежать этой акватории. Концентрация соли здесь 340 г/л. Из-за соли плотность воды такова, что в Мертвом море невозможно утонуть. Кстати, поэтому в Мертвом море нет рыб и растений, в таком соляном растворе обитают только бактерии.
Из признанных морей самым соленым считается Красное. В 1 литре воды содержится 41 г соли.
В России самым соленым морем является Баренцево (34-37г/л).
Самое большое море
(Филиппинское море )
Самое большое море в мире - Филиппинское (5726 тыс. кв. км). Расположено в западной части Тихого океана между островами Тайвань, Японскими и Филиппинскими. Это море еще и самое глубокое в мире. Наибольшая глубина зафиксирована в Марианском желобе - 11022 м. Территория моря охватывает сразу 4 климатических пояса: от экваториального до субтропического.
Самое большое море России - Берингово (2315 тыс. кв. км.)
Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.
Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина «К морю». Перед нами стихотворение - обращение к морской стихии, близкое к жанру послания к другу. Какие же качества привлекают поэта в море?
«Прощай, свободная стихия…» - говорит Пушкин в первой строчке своего стихотворения. Итак, прежде всего, поэта привлекает свобода. Море для него – это олицетворение свободы. Море прекрасно во все моменты: поэт любит и его «тишину в вечерний час, и своенравный порывы». Пушкин наделяет море чертами живого существа и делится с ним, как с другом, своими думами, желаниями, находит в нем отклик:
Как я любил свои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час.
Описание моря выполнено поэтом в приподнятых, торжественных выражениях. Пушкин отбирает соответствующую лексику – слова высокого поэтического ряда, архаизмы: «бездны глас»; «смиренный парус рыбарей»; «неподвижный брег»; «вотще»; «почил»; «могущ».
Стихотворение Лермонтова «Два великана» воспроизводит бой двух великанов – иноземного и русского. Русский великан в честном бою доказал самоуверенному заморскому богатырю, слава о котором гремела «за долами, за горами», что русские богатыри обладают недюжинной физической силой и, если возникнет необходимость, защитят Россию от врагов:
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою - …
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Море, в которое упал сраженный рукой русского витязя богатырь иноземец, олицетворяет мощь, богатырскую силу великана. Море, огромное, таящее в себе грозную силу, чем-то сродни русскому богатырю.
В стихотворении «Желанье» лирический герой, томясь в неволе, тоскует о свободе, мечтает вырваться из своей темницы. Свободу для лирического героя олицетворяют «сине поле», по которому можно «проскакать» на резвом коне; «черноглазая» красавица и море:
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
Лирического героя не пугает, не страшит «дикая прихоть» морских пучин. Море, неспокойное, огромное, - достойное прибежище для беспокойной души лирического героя, жаждущего полноценной жизни, действия.
Олицетворением воли, свободы, динамики является море и в другом стихотворении М. Ю. Лермонтова – «Для чего я не родился…». Лирический герой этого стихотворения, словно томясь условностями света, грустит о своей несвободе; жалеет, что не родился синей волной. Герой мечтает, «шумно катиться Под серебряной луной», «страстно лобзать» «золотистый песок» и «презирать» все опасности, таящиеся в морских пучинах.
Традиционно образ моря оценивался русскими классиками в положительном свете. Часто, следуя романтической традиции, эта стихия становилась олицетворением свободы как недостижимого идеала героя.
Берег моря прекрасен в любое время года. Независимо лежит на побережье снег или жёлтый песок. Когда человек находится на побережье земли, он душевно отдыхает, забывая многие проблемы. Наслаждаясь просторами, которые предоставляет суша земли. Особенно красив высокий уступ в тёплое время года, так как когда заканчивается песок, начинается зелёная трава, а за ней деревья. Это природное явление хорошо наблюдать с высоты, стоя где-нибудь на горе.
Стоя на скалистом берегу моря можно наблюдать за его огромной красотой. Оно в зависимости от погоды бывает разным. Когда ветер спокойный и светит солнце на воде небольшие волны, которые слегка накатывают на песок суши. Вода на нём отражает лучики, и оно блестит, переливается различными желто-синими оттенками. Когда на море ураган, волны могут быть высотой 1-2 метра, которые при достижения побережья с грохотом ударяются о него.
На берегу моря предоставляется возможность насладиться всей красотой неба. Особенно если погода переменчивая, так как на небе можно увидеть кучевые и перистые облака, которые каждые красивы по-своему. Кучевые облака при переменчивой погоде, могут закрывать, так и внезапно открывать солнце, давая ему освещать небольшие участки суши воды. Перистые облака находятся далеко над землей и полностью не закрывают светило, создавая как бы белую пелену, за которой красиво наблюдать стоя на обрыве берега.
Летом на берегу моря любят отдыхать тысячи людей, которые приезжают из далека, что бы отдохнуть и полюбоваться окружающей красотой. На побережье летом можно нежиться под тёплыми лучами солнца. Купаться в тёплой воде, и любоваться различными оттенками отражающей воды.
Стоя на высокой горе можно видеть берег моря на большое расстояние, любуясь изгибами и разнообразием суши. Поражаясь, насколько может быть неповторимый берег земли.
Описание на море шторм
Шторм на море одно из захватывающих и опасных природных явлений. Мощь ветра и волн может быть весьма велика и непредсказуема. Штормом на воде, в соответствии научных данных, считается, что скорость ветра превышает 20 метров в секунду. Для кораблей шторм – это большое испытание перед природой, которое может закончиться неблагополучно для них.
Шторм на море может начаться настолько быстро, как пройти. Только что была тихая погода, светило солнце, как вдруг неоткуда поднялся ветер, пропал свет, и начался мощный дождь с большими волнами.
Также одним из признаков приближения бурана, по наблюдениям моряков, считается появления птиц под названием Буревестник.
Шквальный ветер на море достаточно опасное природное явления, и оно предупреждается синоптиками заблаговременно. Особенно это необходимо учитывать небольшим рыбацким суднам, которые собираются выходить на ловлю рыбы.
Во время урагана на поверхности воды большие волны и сильный ветер, а на глубине несколько метров оно такое же, как всегда, потому что он на глубине практически не заметен. Рыбам всё равно есть бушующий ураган или нет.
Интересные новости из Интернета
Жукова Дарья Александровна
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью.
Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и помериться с ней силой может лишь сильный и мужественный человек. Уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном: Одиссей бросает вызов грозному властелину морей - Посейдону.
Безусловно, тема моря актуальна в произведениях поэтов, художников. Они очень часто использовали море в различных образах. В своей работе я попытаюсь сравнить элегию В.А. Жуковского «Море», стихотворения А.С. Пушкина «К морю» и Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» и выявить ключевые моменты методом сопоставления. Рассмотреть образ моря в живописи великого русского художника Айвазовского.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образ моря
в поэзии и живописи
Введение …........................................................................... 4
Глава 1. Образ моря в поэзии… .. . .. .. …. .. .. .. .. .. .. .. . .. . .. .. 4
Глава 2. Образ моря в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 9
Заключение ….......................................................................... 12
Список использованной литературы …........................................... 12
«Художник должен присутствовать в своём произведении,
Как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым».
Гюстав Флобер
«Искусство - природа человека, природа - искусство Бога».
Филипп Бейли
Введение
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью.
Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и помериться с ней силой может лишь сильный и мужественный человек. Уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном: Одиссей бросает вызов грозному властелину морей - Посейдону.
Безусловно, тема моря актуальна в произведениях поэтов, художников. Они очень часто использовали море в различных образах. В своей работе я попытаюсь сравнить элегию В.А. Жуковского «Море», стихотворения А.С. Пушкина «К морю» и Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» и выявить ключевые моменты методом сопоставления. Рассмотреть образ моря в живописи великого русского художника Айвазовского.
Цель работы: углубить понятие об индивидуальности стиля, новаторстве в поэзии, живописи, подчеркнуть многогранность романтизма в образах моря как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений, творческое восприятие моря в произведениях поэтов и художников.
Глава 1. Образ моря в поэзии
Тема «Человек и природа» всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на «трепет жизни», на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.
Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М.Эпштейн писал, что «анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного».
Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтов. Рассмотрим эти особенности, во-первых, на примере элегии В.А. Жуковского «Море». Это одно из лучших и известных произведений поэта.
МОРЕ
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Элегия написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море - новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии
Безмолвное море, лазурное море...
В бурю
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
после неё
И мгла исчезает, и тучи уходят...
Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...
Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.
Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн. Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений . Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: «Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?» Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн - морской и небесной - волнует поэта. «Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря - это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты».
Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях. В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В «Море» появляются две бесконечности - небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, - «бездна».
По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского «осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему». Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.
Два года спустя было написано пушкинское "К морю".
К МОРЮ
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный.
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован:
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
История создания этого стихотворения хорошо известна, но вспомнить её стоит, так как это напрямую связано с его проблематикой. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него - свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно - символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: «и блещешь гордою красой» - «и радостно блещешь звездами его»; «ты катишь волны голубые» - «лазурное море»; «бездны глас» - «над бездной твоей» и так далее.
Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. «К морю» написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом - гражданское звучание лирического произведения.
Последним в этом ряду является стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», написанное в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти Е.А.Денисьевой*.
* * *
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Стихотворение, как и другие произведения этого периода, отражает подавленное
настроение поэта. Отметим то, что, безусловно, роднит трёх поэтов, воспевающих морскую стихию. Для Тютчева море подобно живому существу:
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
В его представлении великая морская зыбь свободна и прекрасна. Как и в стихотворении Жуковского, в стихах Тютчева возникают две беспредельности - небесная и морская.
Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою...
Мы смотрим на море его глазами, он находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается состоянием стихии, хочет с нею слиться. Ночь - время, часто упоминаемое в стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше, обнаруживает своё родство с бездной хаоса - прародиной всего сущего. Человек останавливается, поражённый величественным зрелищем, потрясённый сознанием, что оно так близко состоянию его души. Это осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему времени: «Чтобы его обрести, человек должен хотя бы частично освободиться от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути культуры и, лишь оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время как бы не замечал». Всё живое на земле, по мысли Тютчева, существует в борении страстей. Человек - участник этих столкновений, этой борьбы. Но если гармония есть в природе, то её нет в душе человека. Поэт искал пути примирения между человеком и природой. Этот путь он видел в слиянии души человека с душой природы, с единой мировой душой.
____________________________________________________
Е.А.Денисьева* - 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть суждения пала на плечи Денисьевой. Её смерть от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода
Глава 2. Образ моря в живописи
Море всегда имело огромную притягательную силу и для художников.Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах.
Среди художников русской школы только И.К.Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической * живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами. Он был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия. Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского.
Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году.Он изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический
строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи. Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих
Волнуйся, восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев....
Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.
Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно.
На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно
необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.
Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения. Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических.
1867 год связан с крупным событием, имевшим большое общественно-политическое значение, - восстанием жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении султана. Это был второй (при жизни Айвазовского) подъем освободительной борьбы греческого народа, которая вызвала широкий сочувственный отклик среди прогрессивно мыслящих людей всего мира. Айвазовский отозвался на это событие большим циклом картин.
Маринистической* - изображающей морские виды, жизнь моря
Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются картины «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь»(1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн.
Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку.
Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.
1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.
Заключение
Подводя итог, можно выявить, что нового, в соответствии со своей эпохой, внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы «Образ моря в произведениях». Понаблюдав за её развитием, можно сделать вывод о традиционном и новаторском в пейзажной лирике, о том, как постепенно описание моря в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, с философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений.
Именно поэтому было интересно анализировать три стихотворения на одну и ту же тему разных поэтов и рассмотреть образ моря в произведениях Айвазовского
Список использованной литературы
1. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф.
С. - М.: Издательский дом «Искусство», 2002.
2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
4. Иван Константинович Айвазовский. Издательство "Искусство", Москва, 1965 год.
5. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И.
Коровина. - М., 1999.
6. Пушкин А.С. Стихотворение "К морю" 7. В.А. Жуковского "Море" 8. Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..."