Поспешили чередование согласных в корне. Чередующиеся согласные правила
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.
- -гар-\ -гор-
- -клан-\ -клон-
- -твар-\ -твор-
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.
- -зар-\ -зор-
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о
- а\ о
- -кас-\ -кос-
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.
- е\ и
- -бер-\ -бир-,
- -блест-\ -блист-,
- -дер-\ -дир-,
- -жег-\ -жиг-,
- -мер-\ -мир-,
- -пер-\ -пир-,
- -стел-\ -стил-,
- -тер-\ -тир-,
- -чет-\ -чит-
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
- -лаг-\ -лож-
Пример: Предлагать, предложение
Конспект урока русского языка
3 класс, «Школа России»
Тема урока:
Чередование согласных в корне слова.
Подготовила и провела:
Головатюк В. В.
Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;
Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;
Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;
Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;
Воспитывать уважение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готово.
2.Чистописание.
- Начнем с чистописания.
- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:
Хохлатый хилый хорек,
хрумкая хвощ,
хвастался холеным хвостом.
На доске записывается буква
У Маши на кармашке
Расцвели ромашки.
На доске записывается буква
- Посмотрите на эти буквы.
- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?
- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.
3.Подготовка к изучению новой темы.
- Отгадайте загадку:
Смех-смех
Летом снег.
Вихрем в воздухе летает.
Почему же он не тает?
-Что это?
-Правильно, это пух.
-Запишите это слово в тетради.
-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).
Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.
Выделим корень.
- Что вы заметили? (ш и х меняются).
- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.
(Учитель записывает тему на доске).
-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )
Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.
-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.
4. Работа по теме урока.
1. На доске слова:
Снег
Берег
Пирог
Сапог
-Что общего у этих слов?
- Объясните написание парной согласной на конце.
- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.
Какие слова получатся?
- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.
- В какой части слова это происходит? (в корне слова).
- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.
5. Закрепление.
1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.
- Прочитайте слова:
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.
- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?
-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.
- Какие звуки чередуются в этих корнях?
Д-ж, к-ч.
ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет!
Работа по учебнику.
- Упражнение 74 на стр. 119.
- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.
-Вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вставили? Почему?
-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.
- Ответьте на вопросы:
1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):
Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.
2)Что лежит под высокой березкой?
Под высокой березкой лежит снежок.
3) Что сбросит сорока с веток?
Сорока сбросит с веток снежный ком.
-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?
-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….
-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)
- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.
3. Словарная работа.
Мороженое-
Огуречный-
Столичный-
Яблочный-
-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.
Проверка :-Какие буквы подчеркнули?
- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).
- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.
6. Письмо по памяти.
-Прочитайте маленькое стихотворение.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).
-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?
-Что значит «гуськом».
- Как вы представляете себе «гусиное войско»?
-Что значит «гусиным шажком»?
-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.
-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.
Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.
Взаимопроверка.
7. Итог урока.
- Итак, подведем итог.
- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).
-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?
-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Стр. 120 упр.78.
- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.
Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;
кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;
ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.
Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
Исторические чередования
Фонетические (позиционные) чередования
Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
рот - рта, лёд - льда, пень -пня;
огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;
ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.
Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.
В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:
коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.
Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.
О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".
Чередование звонких и глухих согласных
- 1. Па конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: ду[б]ы - ду[ п], фб[б"]" - дро[ пф дро[ъа - дро[ ф], кр6[ъ"и - кро[ ф"], ног]а - но[к], стап]о - ста т], буд?]ешъ - бут(будь), кб[ж]а - ко[ш], рб[за - ро[ с], ма[з"и - ма[с", до[ж } й - Эо[ш"]. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный: вяс] упал (вяз), дру[ к] мой (друг), гри[ п] валуй (гриб), во[с внизу (воз).
- 2. В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости/звонкости.
Перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[зочка - ска[ск]а , лб[жечка - ло[шка, о[б]рубйть - от"]есать, под]нбс - потп]6рка, колдов]ать - колдо[фскбй, готб[вите - готб[ф"т"е.
Перед звонкими глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"йтъ - прб[з"6а, моло[т"йтъ - молол"б]а, так]бй - тагж]е, [смыть -[зд]уть, от]разйть - о[дтрузйть , ал[ч"пый - ал[д,"ж"ба (алчба), свер[х]ур6чный - свер[уз]вуков6й. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю -[г] дому; о[ т] отца - о[д] брата; отне[с]ла - отнё[ з] бы: чёре[ б] большой (череп); шка в] закрыли (шкаф); мо[у] зелёный (мох).
Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит, только если после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой
- (ср.: [с] врачом , [с] вами); о[д] взглядов (ср.: о[ т] власти , о[ т] ворот); [г] вздстш (ср.: [к] внуку , [к] выбору).
- 3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие произносятся чаще всего после глухих: смот[>], вих р"], смыс[л], вопл), рит[м], пес[ и"]. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими: [р ]туть, [льстить, [мститъ, [мха. В этих же позициях могут произноситься и неоглушенные сонорные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф[ р], мыс[ л"], р]та, [м]чатъся. В середине слова перед глухими согласными сонорные также могут оглушаться: заде[р]ка {задержка), лш[рш] {морж), по[р]т, по[л]з, те[м]п, ба[н]к. "
Чередование твердых и мягких согласных
Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягкими согласными многие твердые согласные внутри слова и в проклитиках заменялись мягкими (СС" > С"С"). Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (С"С" > СС"). Эта закономерность действует в настоящее время, захватывая все новые группы согласных. Наиболее последовательно сохраняется мягкость согласного перед мягким в следующих случаях:
1. Зубные перед мягкими зубными: лю [ст] - мо[с*т"]ик,ле[сн]6й - ле[с у н у ик } у[зла - у[з У л!ёчка } ка[зна - в ка[ з"н"], рабо[та - раб6т"п"]ик, о[дн]я - о[д"н"]м, отыскать - от"т]янутъ , по[лбр6ситъ - по[л!д!еть.
Перед [т"], [д"1, [с"], [з"] обычен и [и"]: ба пт] - баи у т]ик у и[нд]ус - И[ н"д"]ия, рома[ нс] - о рома[ н"с"]е, Пё[ нз] а -в Пё[ н"з"]е. Однако в некоторых словах в этой позиции допустимо и произношение [н]: во[нз у ить, /со[нс"ёрвы, ко[нс У йлиум и др.
Па месте мягкого согласного в этой позиции иногда наблюдается произношение твердого на конце приставки или предлога: раст]ирать и раст]ирать, 6ез у -д у ]ёнег и без-д]енег; после твердого согласного: по[л с"т"]м и по[лст у й,мё[рз у н у и и Л£ё[рзн"]м; в начале слова:[с"н"]ег и [сн"]ег, [з"д у ]есь и [зд"]есъ.
Звуки [л], [л"] не участвуют в действии этой закономерности. Твердый [л] не заменяется мягким: поли]ый - полн]ёй. Перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна; ср.: [з"л у ить и [зл"]итъ, б[с у л у ]ик и 6[сл у ]ик.
2. Перед [ч"], [нГ] звук [н] обычно заменяется [и"]: вагб[ н] - вагои у ч у ик , т6[п]кий - уто[п у ч"ённый , гока - г6[ у т у ]ик, цыга[и] - цыга[ у т у ]ина. Возможен в некоторых словах и [и] перед [ч"], [ш"]: санч у ]астъ, а[нн]бусы , ви[нн у ]ёстер, стали[нш у ]ина, есёни[т у ]ина.
Чередование согласных по месту и способу образования
- 1. Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш] чайником; бе[ з] отца - бе ж] жены ; о[т] мороза - о[ч"] чудес - о[ч] шума.
- 2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[и!]ся (пяться), о[ч } ]щипнутъ (отщипнуть), веч]шать (ветшать). Понять это легко. Последняя фраза взрывного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи один от другого. Но перед щелевым того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи (уже готовясь к образованию следующего щелевого) лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката. Так, [т| перед [с] меняется на [ц]: де[цсад, бра[ ц] Саши, бу[ц]сы; [т"] перед [с"] меняется на [ц")^мё[ц"]ся, пя[и!]селёдок. Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дззор, по[д,з]зиживатъ ; [д"] перед [з" меняется на [д"з"]: на{д!з"зиратель, пя[д!з"земли.
В позиции перед [ш], [ж] звуки [т], [д] по предыдущему закону заменяются передненёбными (кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам), в результате чего образуются передненёбные твердые аффрикаты [ч], [дж:^[чшибйть (отшибить), ша[чшая (младшая), подж]жйлки, та[дж]жйк, о[дж]жатъ (отжать). Перед [ш"] происходит замена взрывного мягкой аффрикатой: [ч"]щётно (тщетно), оч"т у ]итатъ (отсчитать), ч"]щерь (дщерь).
3. Взрывные согласные перед взрывными и аффрикатами того же места образования и аффрикаты перед такими же аффрикатами заменяются имплозивными: о[т] кого - о[т] того - о[т] царя - о[т] чего (перед передненёбным зубной отодвигается в область переднего нёба); на[ д] одним - на[ц двумя, су[и овсяный - су п] перловый", [к] собаке - [к] кошке", конё ц] отдела - конё[ т] цеха (как и не[ т] цеха); "о[ч"] вторая - ио[т] четвёртая (как и до[т"] четвёртая).
Чередование согласных с нулем звука
1. Обычно не произносятся [т], [д] ([т*], [д"]) между зубными согласными:
[с] - [с]: шес[г] - шес[-]сот (шестьсот), турйс[ т] - турис-ский (туристский);
[с] - [н]: ([с"] - [н"]): мёс[т]о - мес[-]ный (местный), учас[т"]ие - учас[ - ] ник (участник);
[с] - [ц]: крес[т"]ёц - крес[-]ца (крестца), уз[д]а - под уз[-]цы (под уздцы)",
[н] - [ц]: талан[т"]ец - талан[-]ца (талантца), голлан[л У ]ец - голлан-]цы (голландцы ).
Нс произносится [д] ([д"]) и между [р] - [ц], [р] - [ч"]: сер[сСёчиый - сёр-це (сердце), сер[-]чйшко (сердчишко). Не произносится также [л] перед [нц]: со[л]нечный - со[-]нце (солнце).
В этих сочетаниях чередование [т], [т*], [д], [д"], [л] с нулем звука обязательно. В других подобных сочетаниях строгой обязательности нет, поэтому они рассматриваются в числе орфоэпических норм.
2. После гласного перед [и] ([и 3 ]) фонема /)/ реализуется нулем звука: мой /мо]"/ [мои] - моя /мо]а/ [ма°]"а] - мои /мо)"и/ [ма э й]; строй /(с|з)тро]/ [строи] - строю /(с|з)тро)у/ [строну] - строит /(с|з)тро]ит/ [стрби э т].
Чередование долгих и кратких согласных
Долгие согласные звуки реализуют сочетания двух фонем: ка[с]а - ка/сс/а, лу[н]ая - лу/пп/ая, но иш у ]у - м/ш"ш"/у, вош у ик - вб/зч у /ик. Долгие согласные могут находиться в начале слова перед гласным или между гласными: ввоз, ссора, Анна, щука, вожжи. На стыке приставки и корня долгие согласные встречаются и перед согласным: воззвание - [з], расшвырять - [ш].
В других позициях долгий согласный теряет свою долготу, т.е. замещается кратким согласным.
- 1) на конце слова: ва [н]а - ва[ н] (ванн), ма[с]а - ма[ с] (масс), суЩа - б/у[м] (сумм), плаШ у ]й - пла ПГ] (плащ)",
- 2) рядом с согласным: програм]а - програ[мный (программный), ру[с]кий (русский), францу[ский (французский),мо[ш у и - мо[ш]иый (мощный).
В некоторых случаях эта закономерность отражается и на письме: колонна - колонка, оперетта - оперетка, финны - финский. Производным от этого закона является закон: в русском языке не может быть согласных более чем двойной долготы. Три (и четыре) одинаковых согласных между гласными стягиваются до двух: ссориться - расс]ориться (]тс- + ссориться)",
3) возможно чередование долгих и кратких согласных и в позиции между гласными в зависимости от положения по отношению к ударному гласному. Это чередование не имеет строгой обязательности и рассматривается в числе орфоэпических норм.
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
Пример: Предлагать, предложение
Исключение: Полог
2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.
Пример: Растение, выращенный, вырос
Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о
Пример: Проскакать, проскочить
2.2. Корень слова
1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .
Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (по й ти ).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование сочетаний звуков
5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол, лев, стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин ).
6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ- .
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.
Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке
Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.
Общая информация
Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.
Чередование согласных
Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:
- з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
- ц – ч – к (лицо – личико – лик);
- с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
- ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
- щ – ск (лощеный – лоск);
- щ – ст (мощеный-мост);
- бл-б (гублю – губить);
- вл – в (ловлю – ловить);
- мл – м (кормлю – кормить);
- пл – п (куплю-купить) и другие.
Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.
Первоначальный облик конструкции
В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.
Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).
Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».
Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».
Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.
То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.
В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю.
При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть.
Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.
Изменения на «границах» конструктивных элементов
Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».
Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова
В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные. Приведем примеры с чередованием гласных и согласных в корне слов.
В корне слов могут чередоваться безударные гласные «а» и «о» . В таком случае гласную невозможно проверить ударением. Чтобы правильно написать слово, пользуемся орфографическим правилом написания чередующихся гласных.
Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о» , а под ударением и «а» , и «о» , например:
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый сейф, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние, возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный газ.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный дух, затв о р, притв о р.
В корнях кас/кос, лаг-/лож- написание буквы «а» диктует суффикс -а- , находящийся после корня, например:
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная линия, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной дождь.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной, например:
- проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
- подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на минуту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец - пловцы, пловчиха - пловчихи.
Тему чередования гласных а//о в корне слов продолжит с примерами эта статья.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым, например:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, стел-/стил-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а- , например:
- изб и ра́ть - изб е рёшь;
- отп и ра́ть - отп е р е́ть;
- сд и ра́ть - сд е ру́, сд е рёт;
- раст и ра́ть - раст е ре́ть;
- обж и га́ть - обж ё гший;
- заст и ла́ть - заст е ли́ть;
- забл и ста́ть - забл е сте́ть;
- выч и та́ние - вы́ч е ты.
В корнях с элементами им-, -ин- , за которым следует суффикс -а- , пишется буква «и» , например:
- предприн и м а ть;
- предприн и м а тель;
- пон и м а ть;
- пон и м а ние;
- прим и н а ть;
- зан и м а ть;
- зан и м а тельный.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
д//ж//жд
- выход, ходок - выхожу - выхождение;
- водить - вожу - вождение;
- родить - роженица - рождение;
- насладиться - наслаждение;
- бродить - брожение;
- еда - сладкоежка;
к, ц, ч//т
к//ч//ц
- кликать - клич - восклицать, восклицание;
- ткать - ткач - ткацкий;
- булка - булочная;
- пустяк - пустячный;
к// ц//ч
т//ч//щ
осветить - свеча - освещение;
ст//щ
ск//щ
- вьюга - вьюжный;
- баклага - баклажка;
- коврига - коврижка;
- бумага - бумажка;
- серьга - сережка;
- лачуга - лачужка;
- пичуга - пичужка;
- застегнуть - застёжка;
- растягивать - врастяжку;
- Волга - волжский;
- варяг - варяжский;
- Норвегия - норвежский, норвежец, норвеженка.
- отец, отцов, отцовский - отчество, отчий, Отечество;
- с ердце - сердечный, сердечность.;
- заяц - зайчиха, зайчонок;
- яйцо - яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш :
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить - влюбленность; губить - гублю; дробить - дробление, прибавить - прибавление;
- п//пл: сыпать - сыплю, насыпать - насыпленный, высыпать - высыплю;
- м//мл: кормить - кормлю, кормление; выкормить - выкормленный;
- в//вл: удивить - удивление, выловить - выловленный; наловить - наловлю;
- ф//фл: разграфить - разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
russkiiyazyk.ru
Корни с чередованием. Все правила
Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
- -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
- -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
- -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд – промОк нуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
- -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры – подровн ять грядку ).
Это интересно:
- Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
- Льготы для матерей-одиночек Согласно Семейному Кодексу РФ, одинокой матерью считается женщина, которая родила ребенка, будучи не замужем, либо спустя 10 месяцев после развода. Таким образом, женщина, родившая ребенка в законном […]
- Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]
- Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
- Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об […]
- Обзор судебной практики по делам о наследовании Наследство является предметом возникновения частых споров и судебных разбирательств, несмотря на то, что наследственные вопросы давно полностью отрегулированы действующим […]