Основные положения либеральных реформ 60 70 годов. Реформы Александра II
Всемирно-историческая теория
Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-экономической формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала , а реформы, следовавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в проведении реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллигенции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медленного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфискации и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.
Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы . Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техническое отставание России от З апада и подорвало международный престиж страны.
Позднее либеральные историки(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности . Причины отмены крепостного права - политические. Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабильности страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономическим изменениям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не вправе было отменять крепостное право и проводить реформы без всесторонней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян . По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невозможно изменить насильственным путем.
Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:
Порвалась цепь великая,
порвалась и ударила:
одним концом по барину,
другим – по мужику!…
Историки технологического направления(В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают,что отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и приобрела форму европеизации, то есть сознательного изменения традиционных национальных форм по европейскому образцу.
“Машинный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки . А это определило специфику модернизации в России. Российское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-организационные элементы, одновременно консервировало и традиционные структуры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения исторических эпох ” (индустроиалная - аграрная), которая и привела в дальнейшем к социальным потрясениям .
Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни . Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.
Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший справиться с ее последствиями.
Локально-историческая теория .
Теорияпредставлена трудами славянофилов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития . Они обосновали возможность в России некапиталистического пути развития к социализму через крестьянскую общину .
Реформы Александра II
Земельная реформа . Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.
В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики . Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела .
Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов . Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестья нам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.
Отмена крепостного права не была единовременным событием . Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу , но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе , после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).
Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину . Она сохранялась как гарант крестьянских платежей . Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).
В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.
В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.
Либеральные реформы 60-70-х годов
Земская и городская реформы . Принцип проведенной в 1864 г . земской реформы состоял в выборности и бессословности . В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов . Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы . Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению - проводили работу, на которую у государства не находилось средств.
Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов . Однако выборы проводились на цензовой основе , и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления , образования и медицинского обслуживания . Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам .
Судебная реформа. Новыесудебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой.Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура.Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей . Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала ты. Была введена должность нотариуса . С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената , который стал одновременно высшей кассационной инстанцией.
Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.
Финансовая реформа . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов ; бюджет стал гласным . Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).
Реформы просвещения . «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповедани й, но вводил плату за обучение .
Гимназии разделили на классические и реаль ные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий .
Университетский Ус тав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров . Руководство учебным заведением передавалось Совету проф ессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани .
В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения .
Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры , были введены «временные правила », которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.
Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.
Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства , но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.
Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства , часть из которых использовали сельскохозяйственные машины . Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговл е, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.
В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная . Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта . Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.
Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов , поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством . Быстро возрастало число промышленных рабочих , однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.
Реформы заложили основу новой системы кредита . За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки . В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство . Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.
Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась.
В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.
В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники . Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева , создала теорию революционного народничества . Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира» . «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьянскую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ », но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.
В 1876 г. возникла организация «Земля и воля », которая в 1879 г. распалась на две группы .
Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде;
«Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской в ыдвигала на первый план политическую борьбу . Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор , цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.
В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия » во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государственных реформ» . Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.
5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова » предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».
Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова . На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.
В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами », а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.
В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.
В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности » времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения » был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью . На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие . Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.
Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.
Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.
1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.
Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.
С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.
Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.
Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.
Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.
Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.
Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.
По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.
Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,
Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты
Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.
Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.
Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.
И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.
К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.
Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:
1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы;
2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ;
3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.
Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г, вошел в историю как царь “Освободитель”. Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.
В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.
Позитивность в реформе:
· всесословность
Недостатки:
· выборность
· начало разделения властей допущено в центр гос учрежд-я,
· начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра
· были доставлены неравные избирательные права
· контакты между земствами были запрещены
Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.
Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.
Судебная реформа:
1864 - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
ликвидировалась сословная система судов
было объявлено равенство всех перед законом
была введена гласность судопроизводства
состязательность судопроизводства
презумпция невиновности
несменяемость судей
единая система судопроизводства
Создан суд двух видов:
1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом.
2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – вокружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.
Военная реформа:
1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти образования:
1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:
студ-ты могли создавать студенческие орг-ции
получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
в универы допускались все вольножелающие
студ-там предоставлялось право на выбор ректора
было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ:
способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
способствовали формированию гражданского самосознания.
способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.
Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто.
Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.
Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей:
1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.
2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток.
3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.
«Великие реформы в России 1856-1874» под ред. Захаровой М 1992
Ерошкин Н. «История гос. Учреждений в дореволюционной России» М 1997
Нардова В. А. «Городское самоуправление в России 60-х-начале 90-х годов XIX века» М 1994
Реформы были вызваны пустотами в законодательстве, образованных ликвидацией крепостной системы.
Реформы местного управления
27 марта 1859 года при МВД была создана комиссия, которая должна была разработать закон о хозяйственно-распорядительном управлении в уезде. Председателем комиссии стал Н. А. Милютин. Проект закона должен был учитывать предписание правительства о том, чтобы органы местного управления занимались только лишь вопросами хозяйственного значения. Эти вновь создаваемые или реформированные органы не должны были заниматься рассмотрением политических вопросов. Это шло в разрез с чаяниями либералов, рассчитывавших, что из земского управления в результате возникнет парламентаризм
В апреле 1860 года Александру II был представлен проект закона. Органы местного управления должны были строиться по принципу выборности и бессословности. В марте 1863 года проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен и в январе 1864 года был утвержден императором.
В ходе земской реформы была создана система уездных и губернских органов местного самоуправления. Правительство сознательно не пошло на введение волостного самоуправления, опасаясь утраты контроля над волостным управлением.
Распорядительными органами земств были уездные и губернские земские собрания, исполнительными органами были уездные и губернские земские управы. Выборы в земские собрания проводились раз в 3 года. Члены земских собраний именовались гласными (имевшими право голоса). Выборы в уездные земские собрания проходили по трем куриям (избирательным группам): курии уездных землевладельцев, курии городских избирателей, курия выборных от сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие на праве собственности не менее 200-800 десятин, в зависимости от территории уезда. К той же курии относились лица, которые обладал недвижимой собственностью не менее чем на 15 000 рублей или имевшие годовой доход не менее 6 000 рублей. Соответственно в первую курию входили помещики и представители торговой и промышленной буржуазии. Для защиты мелкопоместного дворянства государство разрешило помещикам, не имевшим 200 десятин объединяться.
К курии городских избирателей относились купцы всех трех гильдий, владельцы городской недвижимости стоимостью не менее чем 500 рублей в мелких городах и не менее чем 2 000 рублей в крупных городах. Ее в основном составляли домовладельцы. По этой курии также могли баллотироваться помещики и духовенство.
По третьей курии выборы были многоступенчатыми: на сельском сходе избирались представители на волостной сход, на волостном сходе избирались выборщики, на уездном съезде выборщиков избирались гласные в уездное земское собрание. Имущественный ценз отсутствовал.
По первой курии избиралось такое же число гласных, как и по совокупности во второй и третьей куриях. Председателями уездных земских собраний по должности становились уездные предводители дворянства, в губернских земских собраниях – губернские предводители дворянства.
Земства вводились в 34 губерниях, которые в основной своей массе были дворянскими губерниями, земств в Сибири, Поморье, не существовало.
К компетенции земств относились вопросы образования, медицины, агрономии, ветеринарии, строительство и ремонт дорог, статистика. Земствам было запрещено вести переписку друг с другом.
Таким образом,земские учреждения не имели завершенной структуры. Не существовало центрального органа, которое координировало деятельность земств, не было и низшей волостной земской структуры. С другой стороны, придача земствам политических функций вряд ли привела бы к положительному результату.
После открытия земств в России появляется развитая сеть земских больниц, школ, ветеринарных станций и так далее. Если ранее вся власть в провинции была в руках провинциального чиновничьего аппарата, то после реформы в провинцию пришли альтруисты и энтузиасты. Кроме того появился «третий элемент» - разночинцы – люди не связанные каким-либо сословным статусом, оппозиционно настроенных к власти.
Уже во 2 половине 60-х – 70-е годы правительство проводит политику ограничения деятельности земств. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством. Этим правом губернаторы пользовались достаточно часто, убирая из земств неблагонадежных людей. Кроме того губернская власть выступала цензором для всех земских печатных изданий. Неоднократными были случаи роспуска земских учреждений в случае конфликта с губернскими властями.
Городская реформа
В 1870 году издается «Городовое положение» - акт, реформировавший органы городского самоуправления. Новое «положение» выстраивает органы самоуправления на буржуазных принципах. Органы городского самоуправления стали формироваться выборным путем на основе имущественного ценза. Избирать могли только мужчины, достигшие 25 лет. Выборы проходили по трем куриям: курия крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Курии составлялись исходя из принципа равенства общих сумм городских налогов. Численность городских дум зависела от количества горожан и составляла по России от 30 до 72 гласных. В Москве было 380, в Санкт-Петербурге – 250 гласных. На заседании городской думы избирались городской голова, товарищ (зам) головы и представители управы. Голова возглавлял как думу, так и управу города. В компетенции дум и управ были насущные хозяйственные вопросы городского управления. Также городское самоуправление заведовало медицинскими делами, пеклось о развитии торговли и так далее. Содержались также, пожарная охрана, полиция, тюрьмы, на что уходило до 60% городского бюджета.
Судебная реформа
Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это наиболее последовательная, продуманная и завершенная реформа из всех, проведенных в тот период. Реформированная судебная система стала одной из самых либеральных и передовых в мире.
1) Бессословность суда
2) Равенство граждан перед законом
3) Независимость суда от администрации
4) Достаточное материальное обеспечение судей и квалифицированный отбор кадров
Старые сословные суды были упразднены. Были созданы две системы суда: мировой суд и коронный суд, независимые друг от друга, подчиненные Сенату как высшему судебному органу.
Мировой суд вводился в уездах и разбирал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировой суд состоял из одного человека – мирового судьи. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на 3 года. Мировой судья обладал широкими полномочиями при вынесении решения, зачастую ориентируясь не на букву закона, а на дух закона и свои убеждения. Территория уезда делилась на участки, совпадающие с границами волостей, в каждом из которых был свой мировой судья. На уровне уезда действовал уездный съезд мировых судей.
Коронный суд имел две инстанции. Первой инстанцией был окружной суд, судебный округ при этом совпадал с границами губернии. Второй инстанцией была судебная палата, объединявшая несколько округов и состоящая из уголовного и гражданского департаментов.
В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс. Обвинение формулировалось и поддерживалось прокурором, интересы подсудимого защищались адвокатом присяжным поверенным.
Вводился также суд присяжных. Присяжные заседатели в количестве 12 человек должны были вынести вердикт, один из трех вариантов: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На основании вердикта присяжных коронный суд выносил приговор. В случае если мнения присяжных делились поровну, суд вставал на сторону обвиняемого.
Судебная реформа, несмотря на бессословность, сохраняет крестьянский волостной суд. Логика этого решения заключалась в том, что традиционные крестьянские представления о правильности зачастую шли вразрез с буквой закона.
Во 2 половине 60-х – 70-е годы были введен некоторые ограничения – ограничение на присутствие на заседаниях, на освещение в печати судебных процессов, усиливалась зависимость судей от местной администрации, подрывался принцип несменяемости судей.
В целом судебная система впервые в России стала открытой, судебные решения получили освещение в печати.
Военные реформы
В 1861 году военным министром был назначен генерал Д. А. Милютин, старший брат Н. А. Милютина. Милютин был профессором Академии Генштаба, начальником штаба Кавказской Армии.
В 1862 году Милютин представляет Александру II программу военных преобразований. По ней срок солдатской службы сокращался до 15 лет, причем после 7 лет службы солдату давался отпуск, были отменены телесные наказания.
В 1864 году была реорганизована система военного управления. Страна делилась на 15 военных округов, чем ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались условия для оперативного руководства войсками.
В 1867 году военному министерству было передано управление гвардией, инженерными войсками, артиллерией, а также управление военно-учебными заведениями. В том же году был принят военно-судебный устав, основанный на принципах судебной реформы 1864 года.
В 60-е годы также была проведена реформа учебных заведений армии. Кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии. В 1864 году были учреждены военные училища, были созданы новые военные академии.
В 1874 году Александром II был утвержден «Устав о воинской повинности». Вооруженные силы РИ делились на 4 разряда: регулярные войска, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, после чего военнослужащий зачислялся в ополчение до достижения 40 лет. На флоте срок действительной службы составлял 7 лет, а пребывание в запасе – 3 года. Такая система позволила серьезно сократить армию мирного времени без существенной потери боеспособности. Существовали отсрочки - единственный сын в семье, если старший брат отслужил или служит, если человек - единственный кормилец.
В 1880 году было 809 000 человек призывного возраста, из которых призвали только 219 000, остальные были зачислены в резерв.
Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназисты – 1,5 года, лица с высшим образованием – 6 месяцев.
Добровольно пришедшим в армию срок службы сокращался в 2 раза - вольноопределяюшимся – до 3 месяцев.
Армия имела большое просветительское значение – до 80% призывников из крестьян были неграмотными.
В 60-х годах было произведено перевооружение армии, необходимость которого назрела уже давно. Гладкоствольные ружья были заменены на нарезные винтовки системы Бердана.
В 80-е годы при Александре III были проведены некоторые изменения – срок службы был сокращен до 5 лет, призывной возраст был повышен до 21 года.
Модернизация армии в полном объеме не была завершена, что аукнулось уже в начале XX века в годы Русско-Японской войны.
Финансовые реформы
Целью финансовых реформ была централизация финансового управления. В мае 1860 года был учрежден Государственный Банк. Госбанк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. С 1862 года за доходами и расходами государства начало следить Министерство Финансов. Государственный бюджет ежегодно с 1862 года обсуждался в Государственном Совете. До 1862 года вместо бюджета была Тайная Роспись государственных доходов и расходов. С 1864 года в губерниях были созданы контрольные палаты – органы государственной власти, подчиненные государственному контролеру и следившие за расходами местных государственных учреждений.
В конце 50-х – 60-е годы была отменена система откупа. По сути, она была заменена системой косвенного налогообложения. В 1858-60 года по стране прошла волна выступлений против откупщиков. В 1863 году была введена акцизная система, прежде всего на винно-водочную продукцию, одновременно была введена свободная продажа вина.
После реформы продолжала собираться введенная еще Петром I подушная подать, отмененная при Александре III. В 60-е годы подушная подать составляла 25% доходов страны, в 80-е годы после отмены подушной подати эти доходя были компенсированы ростом косвенных налогов, в основном акцизов на алкоголь.
Реформы в области образования и печати
Реформа образования
В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Начальные школы могли открывать частные лица и общественные учреждения. Учредители брали на себя обязанности по материальному довольствию учителей, обеспечению школы помещениями и инвентарем. В уездах создавались училищные советы, куда входили 2 представитля уездного земского собрания и 1 представитель уездной власти. Из этих 3 человек избирался председатель. В губерниях создавались губернские училищные советы, куда входили губернатор, архиерей, директоры народных училищ губернии и 2 представителя губернского земского собрания. Председателем совета ставился архиерей.
В начальных училищах изучались чтение, письмо, арифметика, закон божий, церковное пение.
В том же 1864 году был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». В нем провозглашался принцип бессословности образования. Согласно уставу гимназии делились на классические и реальные – соответственно с гуманитарным и естественнонаучным и математическим уклонами. Это были семиклассные учебные заведения. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, выпускники реальных училищ были обязаны сдать экзамен.
Прогимназии – учебные заведения, соответствующие первым четырем классам классической гимназии. Их выпускники имели право продолжить обучение в гимназиях с 5 класса.
Оплата за обучение была достаточно высокой, 60% гимназистов были детьми обеспеченных людей, крестьян было всего около 5%.
В конце 50-х годов появляются женские училища. С 1862 года такие училища стали именоваться женскими гимназиями. Эти гимназии также были семиклассными, но имели более упрощенную программу за счет урезания естественнонаучных дисциплин. Имелся также добровольный 8 класс, в котором велась подготовка учителей
В 1863 году был утвержден «Университетский устав». Этот устав распространял свое действие на 5 университетов – Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Университеты в национальных окраинах (Дерпте, Хельсинки, Варшаве) имели собственные уставы.
В каждом университете должны были быть историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. В Московском университете вместо медицинского факультета был восточный факультет. Было увеличено количество кафедр и преподавателей.
Устав давал университетам широкую автономию. Высшим органом управления университета был Совет. Этот совет самостоятельно решал научные, учебные, финансовые и административные вопросы. На факультетах действовали советы факультетов. Работники университета и сам университет имели право выписывать литературу из-за рубежа без таможенного досмотра. Была введена выборность ректоров, проректоров и деканов, но избранные должны были утверждаться в должности министром народного просвещения. Студентам было запрещено создавать объединения, не преследующие научных целей и не курировавшихся преподавателями.
В 60-е – 70-е годы были созданы женские курсы. Первыми были открыты Лубянские высшие женские курсы в 1869 году в Москве. В 1870 и 72 годах были созданы женские и медицинские курсы в Петербурге.
В 1871 году издается новый устав гимназий. Обучение стало восьмиклассным, было увеличено количество часов на изучение классических языков. В 1872 году реальные гимназии были заменены реальными шестиклассными училищами.
Реформа печати
В 1865 году был утверждены «Временные правила о печати», действовавшие до 1905 года. Предварительная цензура отменялась для сочинений объемом менее 10 печатных листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от цензуры с разрешения министра внутренних дел, за что издатель вносил залог в 2500-5000 рублей. Периодические издания могли подвергаться административным взысканиям - предупреждениям (после трех предупреждений газета закрывалась), штрафам и приостановке деятельности на полгода. С 1873 года газетам и журналам было запрещено обсуждать острые политические вопросы.
К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.
В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.
1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.
Рис. 2. Завод в России XIX в. ()
Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.
Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.
Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()
Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()
В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).
Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()
Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.
Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.
В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.
В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.
Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.
Рис. 6. Мировой судья ()
Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.
В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.
Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.
Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.
В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.
Список литературы
- Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
- Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
- Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
- Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
- История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
- После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
- Российское военно-историческое общество ().
- History.ru ().
- Grandars.ru ().
- Studopedia.ru ().
Домашнее задание
- Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
- Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
- Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?