Краткая история развития юридической психологии. Развитие юридической психологии
§ 2. Развитие отечественной юридической психологии
В России психология как наука стала зарождаться в XVIII в. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток. Наряду с физическими пытками применялись психологические, основывавшиеся на использовании обыденного опыта воздействия на человека. Предпринимались попытки заставить человека под воздействием специально созданных условий и ситуации выдать свои чувства и истинное отношение к событию, которое являлось предметом расследования.
"Устраивались потрясающие обстановки, - писал Л. Е. Владимиров, - вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя... ".
Большое внимание при этом обращалось на поведение обвиняемого, на его жесты, интонацию, мимику и т. д. Составлялся специальный протокол о "держимости и жестах подсудимого" во время допроса.
Наряду с подобным использованием обыденной психологии в XVIII в. в отдельных работах упоминаются тактические рекомендации ведения следствия. Много интересных советов такого рода содержится в работе И. Т. Посошкова (1652-1726) "Книга о скудости и богатстве", в которой давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей. В частности, автор обобщил использование приемов допроса свидетелей, дающих ложные показания, подробно изложил, как надо детализировать показания лжесвидетелей с тем, чтобы получить необходимый материал для их последующего изобличения.
М. М. Щербатов (1733-1790), историк и философ, автор "Истории российской с давних времен", указывал на необходимость разработки законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.
В начале XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812 гг. в московском университете читался курс "Уголовной психологии".
Судебные реформы 60-х гг. прошлого столетия, становление научной психологии создали объективные предпосылки для использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве.
После многовекового мрачного периода судебного произвола, не знавшего гласности и состязательности сторон, в судопроизводстве утвердился принцип независимости судей и подчинения их только закону, принцип их несменяемости, принцип состязательности судебного процесса, равенства сторон (обвинения и защиты). Предварительное следствие было отделено от полицейского сыска и от прокуратуры, учрежден демократический институт суда присяжных, создана независимая от государства свободная адвокатура.
С провозглашением свободной оценки доказательств судом встал вопрос об особенностях их восприятия и оценки судьями, присяжными заседателями. Присяжные заседатели столкнулись с фактом оказания на них психологического воздействия со стороны адвокатов и прокуроров во время судебных прений.
С целью выяснения причин и условий совершения преступления более глубокому психологическому анализу подвергалась в судебных речах личность обвиняемого, подсудимого, вскрывались мотивы их поведения.
Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. В учебнике Б. Л. Спасовича "Уголовное право" (1863) используется большое количество психологических данных.
В 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии - "Очерки судебной психологии" А. А. Фрезе, где автор рассматривает ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций.
В целом развитие судебной психологии во второй половине XIX в. происходит по следующим направлениям.
Первое направление - разработка исследований в области криминальной психологии , которая на начальном этапе своего развития испытала влияние ломброзианства. В работах некоторых русских ученых конца XIX в. личность преступника рассматривалась как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Достаточно привести названия работ: "Судебная психопатология" В. П. Сербского (1900), "Судебная психопатология" П. И. Ковалевского (1900).
В дальнейшем биологизаторский и психопатологический крен в изучении личности преступника был преодолен исследованиями В. М. Бехтерева, С. В. Познышева, М. Н. Гернета.
В 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса "Судебная психология".
Активное участие в разработке судебно-психологических проблем, в основном в сфере криминальной психологии, принимал В. М. Бехтерев. В работе "Об экспериментальном психологическом исследовании преступников" (1902) он классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т. д.).
В 1912 г. В. М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников "Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности".
В области криминальной психологии работал С. В. Познышев. В книгах "Основные начала науки уголовного права" (1912) и в "Очерках тюрьмоведения" (1915) он дал глубокую психологическую характеристику преступников. Позднее свои исследования в этой области он обобщил в капитальном труде "Криминальная психология. Преступные типы" (1926).
М. Н. Гернет длительное время изучал психологию заключенных. В 1925 г. он издал работу "В тюрьме. Очерки тюремной психологии", где обобщил большой материал наблюдений за поведением осужденных, дал глубокий анализ психики заключенных.
Второе направление развития судебной психологии в России - исследование психологии свидетельских показаний . Это работы И. Н. Холчева "Мечтательная ложь" (1903), Г. Португалова "О свидетельских показаниях" (1903), Е. М. Кулишера "Психология свидетельских показаний и судебное следствие" (1904), А. И. Елистратова и А. В. Завадского "К вопросу о достоверности свидетельских показаний" (1904), Я. А. Канторовича "Психология свидетельских показаний" (1925), М. М. Гродзинского "Единообразие ошибок в свидетельских показаниях" (1927)и др.
Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства привел к появлению в судебной практике психологических экспертиз . Первое обращение к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883 г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику. При проведении данной экспертизы за получением информации о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, обращались к известным русским актрисам М. Н. Ермоловой, А. П. Глама-Мещерской. Использование такого рода свидетельств было направлено на установление объективных критериев оценки в уголовном судопроизводстве психических состояний участников процесса. Таким образом, проведение психологических экспертиз явилось третьим направлением развития судебной психологии.
Значительный вклад в развитие юридической психологии внес известный юрист А. Ф. Кони, который был глубоким знатоком психологии и блестяще использовал психологические знания в судебных речах. В своих трудах "Свидетели на суде" (1909), "Память и внимание" (1922) в курсе лекций "О преступных типах" он уделял большое внимание психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям.
В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.
В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования института его сотрудниками было опубликовано около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.
Специальные кабинеты и лаборатории по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Минске, Харькове, Баку и других городах.
Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.
Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории известный психолог А. Р. Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А. Р. Лурия модифицировал его (кроме регистрации времени реакции - ответа на слово-стимул - специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия - тремор руки испытуемого). Разработки А. Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа).
Проводились работы и по экспериментальному исследованию психологии свидетельских показаний.
Но круг исследуемых тем не ограничивался изложенным. Изучение проблем повышения производительности труда привело к активизации исследований по психологии труда ("психотехнике"). Начались психологические исследования различных профессий с целью установления психологической пригодности, профориентации при выборе профессии. Подобные работы стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя, разработке профессиограммы следователя. Появившееся, таким образом, новое направление (четвертое) в судебной психологии (психология следственной деятельности) получит мощное развитие в 60-70-е гг.
Начавшиеся в стране в конце 20-х - начале 30-х гг. репрессии привели к правовому волюнтаризму, что обернулось неоправданным прекращением судебно-психологических исследований на 30 лет.
Только начиная с 60-х гг. вновь стали обсуждаться насущные проблемы юридической психологии. Постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности.
За последний почти 40-летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это не только психологическое изучение профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм.
" |
Юридическая, или, как ее ранее называли, судебная, психология прошла долгий и непростой путь развития. Проблемы личности преступника, психологические особенности противоправного поведения человека, доказывание его вины в совершенном преступлении, проблемы оценки достоверности свидетельских показаний в судопроизводстве давно привлекали внимание ученых-правоведов, юристов, психологов, психиатров, вызывали интерес в обществе.
Использование научных знаний для решения перечисленных проблем с привлечением достижений психологии имеет более чем двухвековую историю, начало которой относится к концу XVIII столетия. В это время стал остро ощущаться недостаток одних только правовых знаний при рассмотрении в судах наиболее сложных уголовных дел, доказывании вины подсудимых. В связи с этим появилась потребность в привлечении дополнительных знаний из области естественных наук, в том числе психологии, свидетельством чего является одна из первых работ, написанная в 1791 г. немецким естествоиспытателем Карлом Эккарт- сгаузеном (1752-1803) «О необходимости психологических знаний при обсуждении преступлений», которую с полным правом можно внести в библиографию юридической психологии. Указывая на тесную связь психологии и криминалистики, необходимость использования психологических знаний судьями «при обсуждении преступления», ученый призывал «знать анатомию души» преступника подобно тому, как врач знает анатомию тела человека . Перу К. Эккартсгаузена принадлежат и другие труды, написанные чуть позже («Судейские истории», «Кодекс, или Законоположение человеческого разума»), посвященные защите прав человека и проникнутые духом гуманизма.
В 1792 г. выходит книга другого немецкого ученого-философа И. X. Шауманна (1768-1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой предпринимается попытка психологического анализа отдельных уголовно-правовых понятий.
В начале XIX в. появляются работы И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835), в которых наряду с «психологическим освещением личности преступника, вопросов вины и некоторых других содержались отдельные положения, относящиеся к психологии уголовного судопроизводства» .
Как видно из этих работ, в XIX в. основное внимание обращалось на проблему личности преступника, чему в немалой степени способствовали также и труды известного итальянского психиатра, криминолога, основоположника так называемой антропологической школы, автора теории «прирожденного преступника» Чезаре Ломброзо (1836- 1909). При всей научной несостоятельности теоретических обоснований существования прирожденных свойств, определяющих заранее, кому суждено быть преступником, дискуссии по этому поводу, критика взглядов Ломброзо его оппонентами стимулировали интерес к личности преступника в целом, активизировали дальнейшие исследования в области проблем, лежащих на стыке правовой науки, в частности уголовного права, криминологии и психиатрии, психологии (патопсихологии), что привело в последующем к разработке нового научного направления, получившего название криминальной психологии.
Существенный вклад в развитие и самостоятельное оформление криминальной психологии в качестве научной области знания в начале XX в. внесли и другие немецкие ученые: Ю. Фридрих, написавший в 1915 г. работу «Значение психологии в борьбе с преступностью», П. Кауфман («Психология преступности», 1912), Ф. Вульфен («Психология преступника», 1926).
Другое направление научных исследований, по существу ставших основой той новой области научных знаний, которое впоследствии оформилось в виде судебной психологии, было связано с разработкой психологических проблем уголовного судопроизводства, расследования преступлений, проведения следственных и судебных действий. И здесь на первом месте стоят работы известного австрийского криминалиста Ганса Гросса (1847-1915), в частности его «Криминальная психология» (1898), значительная часть которой посвящена психологическим основам судебной деятельности, психологии допроса свидетелей и обвиняемых, а также «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1892). В последней своей работе Гросс использовал обширный исследовательский материал, накопленный в экспериментальной психологии (исследования известных психологов В. Вундта, Г. Эббингауза, А. Вине и др.), в интересах криминалистики .
Особого внимания заслуживают проведенные в те годы экспериментально-психологические исследования достоверности свидетельских показаний немецкого психолога Вильяма Штерна (1871-1938), выявившего значительно высокий процент ошибок в показаниях лиц, стремящихся правдиво рассказывать об интересующих органы правосудия обстоятельствах, - своеобразный феномен, названный им «обманом воспоминания», в связи с чем он рекомендовал привлекать к участию в уголовном судопроизводстве специалистов-психологов для проведения «экспериментально-психологического исследования свидетеля» .
Итак, к началу XX в. наметилось два основных направления в прикладных психологических исследованиях, проводимых в интересах правоохранительной деятельности: криминальная психология и психология свидетельских показаний. В последующем эти направления слились в единую прикладную отрасль психологической науки, получившую название судебной психологии.
В тот же период стали создаваться соответствующие лаборатории, выходить специальные журналы. В частности, в Лейпциге в 1903- 1906 гг. Г. Гросс издавал «Доклады по психологии показаний». Особое внимание ученых и практиков привлекали проблемы «диагностики ложных показаний», «диагностики причастности» к совершенному преступлению (К. Мелитан, Г. Мюнстерберг, Г. Шнейкерт и др.). В этой связи необходимо указать на тот вклад, который внес в юридическую психологию, в частности, в ее раздел, посвященный психологии свидетельских показаний, американский ученый Г. Мюнстерберг (1863-1916) - один из основоположников прикладной психологии (впоследствии названной им психотехникой). Он разработал метод ассоциативного эксперимента для оценки достоверности свидетельских показаний, полагая, что «с его помощью можно выяснить, искренен ли свидетель или утаивает известные факты». Кроме того, Г. Мюнстерберг стал автором первых работ, посвященных определению профессионально-психологической пригодности, профориентации в различных сферах правоприменительной деятельности .
Проводимые в конце XIX в. экспериментально-психологические исследования свидетельских показаний способствовали более активному использованию психологических знаний непосредственно в ходе предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел с привлечением специалистов-психологов, что объективно создавало предпосылки введения в уголовное судопроизводство судебно-психологической экспертизы.
В 1912 г. в Германии состоялся юридический конгресс, на котором судебная психология получила официальное признание в качестве «необходимой составной части первоначального образования юристов». С этого времени она стала преподаваться в высших юридических учебных заведениях.
Развитие судебной (юридической) психологии в России. Интерес к использованию психологических знаний в уголовном судопроизводстве проявлялся не только в таких передовых по тому времени странах, как Германия, Франция, но и в России. Одним из наиболее ярких выразителей новых взглядов в России на рубеже XVII - XVIII вв. на судебную систему, на необходимость замены жестоких пыточных методов в судопроизводстве являлся И. Т. Посошков (1652-1726), в 1724 г. написавший в форме «Доношения» (обращения) к Петру I «Книгу о скудости и богатстве», в которой он наряду с другими рассматривал вопросы, касающиеся правосудия, борьбы с преступностью, воинской службы и т.д. И хотя автор не употреблял собственно сам термин «психология», тем не менее в его книге содержались рекомендации психологического характера относительно того, как рассматривать жалобы, вести допрос, в том числе на очной ставке, изобличать лжесвидетелей, карать взяточников и т.д. При этом Посошков предлагал отказаться от существовавшего тогда инквизиционного режима судебной системы с его «судной расправой», сделав ее более гуманной с использованием в ней методов, которые сейчас называют психологическими, при соблюдении нравственных, этических норм поведения лицами, имеющими отношение к отправлению правосудия.
Идеи И. Т. Посошкова получили дальнейшее развитие в трудах историка князя М. М. Щербатова (1733-1790). Возможно, незнакомый с трудом Посошкова, он писал о тех же проблемах судопроизводства, о том, что в России, особенно в ее властных структурах, происходит «совершенное истребление всех благих нравов... грозящее падением государству»; что судьи «лихоимственно продают правосудие, чтобы получить себе прибыток... не знают узаконений... угождают вельможам...». При этом он обращал внимание на необходимость принятия законов « с учетом психологии народа» .
Постепенно идеи о необходимости переустройства государственной, судебной системы продолжали распространяться в общественном сознании. Выразителем этого процесса стал А. Н. Радищев (1749- 1802) - автор «Путешествия из Петербурга в Москву», оды «Вольность», также подготовивший законодательный проект «О законоположении» и «Проект для разделения уложения Российского», в которых им обращалось внимание на негативные качества тех, кто отправляет правосудие, необходимость совершенствования уголовного законодательства и выборности судей населением, на обязательное правило всякого законоположения, по которому «всегда должно почитаться аксиомою, что лучше предупреждать преступления, нежели оные наказывать».
В начале XIX в. необходимость психологического обоснования норм уголовного законодательства стала очевидной для еще большего числа исследователей. Активными сторонниками данной идеи стали П. Д. Лодий (1764-1829), В. К. Елпатьевский (1789-1854), X. Ю. Л. Штельцер (1765-1831). Последний уже в 1806-1812 гг. читал в Московском университете лекции по «уголовной психологии».
Как писал в те годы автор первого курса уголовного права в России (1814) ректор Императорского Московского университета С. И. Бар- шев (1808-1882), «ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии». Если судья, как полагал С. И. Баршев, не знает психологии, это будет «суд не над живыми существами, а над трупами». Главная причина ненадлежащего исполнения судьями своих обязанностей, считал он, состоит в том, что они изучают преступление, а не преступника. Представляется, что эти слова ученого не утратили своей актуальности и до сих пор .
Особое воздействие на пробуждение общественного правосознания в России, проявление интереса к личности участников судопроизводства, и в первую очередь к личности подсудимого, оказала судебная реформа 1864 г. В судопроизводстве утвердились принципы независимости и несменяемости судей, состязательности, равноправия сторон. Стал функционировать суд присяжных. Была создана независимая от государственной власти адвокатура. В результате возникли объективные условия для более широкого использования в уголовном судопроизводстве исследований из области психологии, патопсихологии, психиатрии.
В 1871 г. в Казани публикуется первая в России монография, посвященная судебной психологии. Ее автор - профессор психиатрии Казанского университета А. У. Фрезе (1826-1884) полагал, что предмет судебной психологии составляет «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни» .
Большое влияние на пробуждение общественного, профессионального интереса к возможностям психологии в правоприменительной деятельности судебных органов, к зарождающейся судебной психологии оказали взгляды известного правоведа, основателя психологической школы права Л. И. Петражицкого (1867-1931), который разрабатывал «психологическую теорию права», интерпретируя право с позиции психологии. Согласно его взглядам, определяющая роль в жизни общества принадлежит психологическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. Поэтому, по мнению ученого, в основе правовой нормы должны лежать психологические механизмы в виде всевозможных подсознательных «эмоциональных импульсов», которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится частью правового, обеспечивая динамику юридического. Как он утверждал, «право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически» .
В те годы с созданием судов присяжных, независимой адвокатуры возникли объективные условия, позволившие привносить в уголовное судопроизводство новые достижения из области естественных наук, в том числе психологии. Поэтому многие видные юристы, известные судебные ораторы того времени, в первую очередь такие, как
А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, А. И. Урусов, Л. Е. Владимиров и др., нередко прибегали к использованию психологических знаний при оценке доказательств в суде, по существу пропагандируя возможности судебной психологии, необходимость использования ее достижений при рассмотрении уголовных дел. Нельзя также не сказать и о том вкладе, который внесли в процесс пробуждения интереса в обществе к психологическим знаниям, их роли и значения в судопроизводстве русские писатели: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов,
А. М. Горький, Л. Н. Андреев и др.
В 1910 г. выходит работал. Е. Владимирова (1845-1917) «Психологическое исследование в уголовном суде», в которой автор обращает внимание на необходимость использования подлинно научных психологических знаний при рассмотрении уголовных дел в судах, когда требуется выяснять «силу страсти, под влиянием которой действовал подсудимый», психическое состояние подсудимого «при отсутствии достаточности мотива», силу аффекта, «насколько этот аффект мог потемнить сознание» . Высказанные им идеи, в том числе и о проведении медико-психологических исследований в суде, в дальнейшем положили начало разработке проблем судебно-психологической экспертизы. Л. Е. Владимиров ввел в научный оборот термин «психология уголовного процесса», под которым понимал «психологическое обследование как совершенного преступления, так и доказывания» .
Многое сделал для распространения психологических знаний в уголовном судопроизводстве России известный общественный деятель, выдающийся русский юрист А. Ф. Кони (1844-1927), опубликовавший ряд работ, в которых им рассматривались психологические особенности поведения свидетелей, подсудимых в суде, содержались его советы психологического характера представителям прокуратуры при поддержании обвинения в суде.
Дальнейшее становление судебной (юридической) психологии связано и с именами таких выдающихся ученых, как В. М. Бехтерев (1857- 1927), С. С. Корсаков (1854-1900), В. П. Сербский (1855-1917). Интересными представляются взгляды В. М. Бехтерева на особенности психики, волеизъявления лиц психопатического круга с «нарушениями нормального отношения между силой внешнего раздражения и чувственной реакцией» с признаками «психо-нервной раздражительной слабости», в то же время не страдающими какой-либо «душевной болезнью», к которым, по его словам, «целесообразно применять уменьшенную или неполную вменяемость» .
В 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева и Д. А. Дриля (1846-1910), представителя русской ветви уголовно-антропологической школы права, был открыт Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила разработка курса «судебной психологии». В 1909 г. в рамках данного института создается Криминологический институт. С этого времени судебная психология развивается в России как самостоятельная прикладная отрасль психологической науки.
В первые послереволюционные годы интерес к проблемам судебной психологии не ослабевает. Об этом свидетельствуют материалы I и II Всероссийских съездов по психоневрологии, состоявшихся в начале 1920-х гг. В те же годы в ряде крупных городов - Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку - организуются кабинеты для проведения криминально-психологических исследований и кабинеты научно-судебной экспертизы, целью деятельности которых было изучение личности преступника и психологии преступления. В 1925 г. в Москве создается первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника.
В 1920-е гг. издается целый ряд работ по судебной, криминальной психологии. Наиболее значительные из них принадлежали таким известным в то время ученым, как А. Е. Брусиловский, С. В. Позны- шев, К. И. Сотонин . Интересные исследования проводил А. Р. Лурия (1902-1977) в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. С помощью разработанного им метода «сопряженной моторной динамики» ему удалось выявлять «симптомы скрываемой ситуации» обследуемых лиц, подозреваемых в причастности к совершенным преступлениям. Полученные им результаты помогли создать прибор, который впоследствии получил название полиграфа, или лай-детектора .
Важным событием, повлиявшим на последующее развитие судебной психологии, стал прошедший в 1930 г. I Всесоюзный съезд по изучению психологии. На нем была создана специальная секция по судебной психологии, где обсуждались доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». Участники съезда пришли к общему мнению о необходимости дальнейшего развития трех основных направлений судебной психологии: криминальной, пенитенциарной и процессуальной психологии.
Благодаря высокому уровню научных исследований отечественных ученых к началу 1930-х гг. судебная психология в нашей стране представляла собой «авторитетную и обширную область науки, имеющую предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (“тюремная психология”) и т.п.» . Однако в это же время по отечественной психологии ударила первая волна репрессий, которая сопровождалась физическим уничтожением многих видных ученых. Не избежала подобной участи и судебная психология. Вторая волна репрессий пришлась на конец 1940-х - начало 1950-х гг., которым был придан идеологизированный характер борьбы с «бездарным космополитизмом, за верность марксизму-ленинизму» и пр. Одной из немногочисленных работ того периода, имевшей отношение к судебной психологии, остался конспект лекций по психологии П. А. Шеварева, преподававшего в Военно-юридической академии Красной Армии .
Возрождение судебной психологии в нашей стране началось в 1960-е гг. С 1964 г. во всех юридических вузах вводится преподавание судебной психологии в качестве обязательной составной части профессиональной подготовки юристов. В этот период в ряде работ процессуально-криминалистического характера начинают вводиться психологические понятия, с помощью которых авторы объясняют те или иные явления правового характера, дают рекомендации по проведению различных следственных действий. Однако, к сожалению, в работах того периода далее психолого-правового комментария отдельных юридических вопросов дело не продвигалось, что придавало этим публикациям, по выражению А. М. Столяренко, «психолого-комментаторский характер» на уровне житейской, но отнюдь не научной психологии» . В результате юридическая психология все еще была значительно ближе к юридической науке, чем к психологической, представляя собой «психологизирующую юриспруденцию», а не юридическую психологию .
И все же в эти годы заметной вехой в развитии судебной психологии явилась монография А. Р. Ратинова «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 г., которая оказала положительное влияние на многие последующие исследования в данной области.
Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный работник прокуратуры, доктор юридических наук, профессор А. Р. Ратинов (1920 - 2007 )
Не одно поколение юристов в нашей стране училось по книгам А. Р. Ратинова (его перу принадлежит более 200 научных трудов). Под его научным руководством было подготовлено более 50 кандидатов и докторов наук. С 1968 г. на протяжении многих лет он возглавлял созданный им сектор судебной, в последующем - юридической психологии в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. При его активном участии плодотворно разрабатывались такие направления в юридической психологии, как психологические основы расследования преступлений, проблемы правосознания и нормативно-правовой регуляции поведения, психология преступления и личности преступника, судебно-психологическая экспертиза и др.
В 1968 г. по инициативе А. Р. Ратинова создается Координационное бюро по судебной психологии при Академии наук СССР, принимается решение о выделении судебной (правовой) психологии в качестве самостоятельной научной специальности.
В 1971 г. проводится первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. В Обществе психологов СССР создается секция судебной психологии. Во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности организуется сектор психологических проблем борьбы с преступностью. В ряде ведущих юридических вузов страны создаются кафедры юридической психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского начинает функционировать психологическая лаборатория. Периодически проводятся межвузовские научно-практические конференции по юридической психологии. Создается Координационный совет, вводится научная специальность «юридическая психология», принимается решение о введении в реестр научных специальностей под номером 19.00.06 новой специальности - «юридическая психология». С 1980 г. под председательством доктора психологических, доктора педагогических наук профессора А. М. Столяренко начинает функционировать первый в стране диссертационный совет по юридической психологии .
На рубеже 1970-1980 гг. благодаря усилиям доктора психологических наук М. М. Коченова и работавших совместно с ним сотрудников экспертной группы Института прокуратуры СССР (О. Д. Ситковской, С. Н. Ениколопова, Л. П. Конышевой, Н. Р. Осиповой) начался процесс возрождения судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе, которой специально посвящена одна из глав настоящего учебника. Стала активно развиваться комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в сфере уголовного судопроизводства (доктор медицинских наук, доктор психологических наук И. А. Кудрявцев, доктор психологических наук Ф. С. Сафуанов и др.) .
Однако проблемы психологического обеспечения гражданского судопроизводства в этот период еще не затрагивались, и лишь с начала - середины 1980-х гг. стали появляться первые работы комплексного психолого-правового характера, посвященные гражданскому судопроизводству (И. М. Резниченко, Т. В. Сахнова, В. Л. Чертков ). Существенным вкладом в исследование данной проблематики явились работы Т. В. Сахновой . Дальнейшему развитию этого направления в значительной мере способствовало создание в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (ГНЦ ССП) отдела судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. В результате стали активнее разрабатываться научно-методические основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, всесторонне исследоваться психологические критерии оценки дееспособности субъектов различных гражданско-правовых отношений, индивидуально-психологические особенности их личности .
- См.: Китаев Н. Н., Китаева В. Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы: моногр. Иркутск, 2002. С. 399-424.
- См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 5. Достаточно подробный обзор развития юридической (судебной) психологии, ее литературы этого периода содержится также и в других работах. См., например: Болтунов А.О судебной психологии. М., 1916. С. 1-2; Дулов А. В. Введение в судебную психологию.М., 1970. С. 5-29; Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1997. С. 19-35; Ени-кеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 217-225; Юридическая психология: учебник / И. И. Аминов [и др.]. М., 2012. С. 13-48.
Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».
Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.
Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.
В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).
Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.
Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.
Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.
В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».
Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.
Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.
На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.
Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.
С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.
На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.
После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.
В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.
| |
§ 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии
Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.
В развитии юридической психологии можно выделить следующие три этапа.
1. Ранняя история (XVIII – первая половина XIX в.).
2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки (конец XIX – начало XX в.).
3. История юридической психологии XX в.
Ранняя история юридической психологии. Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной наукой и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже ученые, специализировавшиеся в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.
Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 – 1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых ученый поднял вопрос об условно-досрочном освобождении. М.М. Щербатов положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного ее обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.
В работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) была сделана попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.
Во второй половине XIX в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему оживлению и расширению судебно-психологических исследований.
Оформление юридической психологии как науки. Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории «врожденного» преступника, который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием.
Конец XIX в. и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь – уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).
Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.
В начале XX в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования. Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний.
Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты общепатологических экспериментальных исследований ряда психологов.
В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний проводил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, ученый утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание – исключение» .
Взгляды В. Штерна вызвали бурную реакцию и у русских юристов. Его горячим сторонником в России стал профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский, который по этому поводу писал: «В. Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным» .
Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции – Клапаредом, в США – Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.
Над вопросами психологии свидетельских показаний в России работали также М.М. Хомяков, М.П. Бухвалова, А.Н. Берштейн, Е.М. Кулишер и др. В 1905 г. вышел сборник «Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания». Многие статьи сборника пронизывала идея о недостоверности свидетельских показаний.
История юридической психологии в XX в. Конец XIX – начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Тогда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие авторы, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением своего времени.
Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений за определенный исторический отрезок времени (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Ж. Кетле, Э. Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Это убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни данного явления.
Эти факты нашли свое отражение в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов того периода – Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка. В их работах представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе.
Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.
В ХХ в. велись споры о роли биологических факторов в преступном поведении. Однако многочисленные исследования позволили сделать вывод, что существует некоторая связь хромосомных аномалий, но с душевными заболеваниями, а не с преступностью.
В настоящее время в западной криминологии большое место занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологические механизмы усвоения, так называемой, делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами. Социальные психологи США, придерживающиеся этих теорий, осуществили целый ряд довольно оригинальных попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры у несовершеннолетних.
Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.
Развитию юридической психологии в первые годы советской власти способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 г. в СССР впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет его существования было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.
Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.
Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и другим проблемам.
Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).
17 декабря 1928 г. А.С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии».
В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965–1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии.
В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.
Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов и М.И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй – в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.
В настоящее время в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:
- общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками);
- правосознание и правовая психология;
- профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности;
- криминальная психология;
- психология преступника и преступления;
- психология предварительного следствия;
- психология уголовного судопроизводства;
- судебно-психологическая экспертиза;
- психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
- исправительно-трудовая психология.
- Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
- Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – Гродно, 1998.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000.
- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. – М., 1991.
Становление юридической психологии как науки определялось тем, что основные проблемы юриспруденции (личность преступника, досудебное следствие и судебное производство уголовного дела, перевоспитания осужденных) не могли быть решены на уровне чисто юридическом или чисто психологическом, а требовали разработки специализированного методического инструментария для изучения и теоретической разработки проблематики на грани юридической и психологической науки. Именно поэтому юридической психологии в полной мере касается утверждения В. Гербарта о том, что психология имеет длительную предысторию и очень короткую историю. Еще в трактате древнегреческого философа Теофраста (IV-III вв. До н.э.) "Характеры" является описание отдельных асоциальных черт, присущих определенным типам личности.
В исторической ретроспективе можно выделить следующие основные этапы развития юридической психологии:
I - описательный (с древности до начала XIX в.);
II - сравнительно-аналитический (XIX в.);
III - естественнонаучный (с начала XX в. До настоящего времени).
Применение психологического знания для обеспечения правосудия и использования его в направлениях правоохранительной Деятельности имеет древнюю историю. Испытания участников процесса, иногда имели мистический характер, но в значительной степени синтезировали эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении знаний психологии человека, различных ее проявлений для получения правдивой информации. Прообразом тестирования, своеобразным эмпирическим исследованиям при расследовании преступлений и доведении вине было, например, испытания рисом в Древнем Китае или там тамом у народов Африки. Однако и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное признания в содеянном.
Розыскной процесс, как светский (более изысканный) вариант инквизиционного, а не использовал данных психологии, основываясь исключительно на тайных письменных свидетельствах. Личное признание как основное доказательство приобреталось всеми возможными способами, в том числе и с применением пыток и пыток. Одновременно с физическими, использовались и психологические методы воздействия на подозреваемых с целью получения признания угодно, основой которых были обобщены эмпирические данные и бытовая психология.
Чтобы заставить человека дать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, которая провоцировала к проявлению эмоций. Например, подозреваемого внезапно вводили в едва освещенное помещение, где находился труп, и там заставляли сказать правду, используя его шоковое состояние.
На смену инквизиционном средневековом розыскном процесса пришел процесс состязательный (идеи которого зарождались в философии, социологии, теории права) с присущей ему гласностью и устным производством. Важное значение приобретают свидетельские показания и информация о личности подсудимого, потерпевшего, истца, ответчика и тому подобное. Для правильной оценки показаний подозреваемого, обвиняемого и других участников процесса, получения данных об их личности в уголовном, а затем в гражданском буржуазном процессах появляется потребность привлечения и использования психологического знания.
Так, в Европе начала интенсивно развиваться судебная психология. В 1792 выходит работа К. Вкартсгаузена "О необходимости психологического анализа уголовно-правовых понятий"; в первой половине XIX в. увидели свет работы И. Гофбауэра "Психология и ее применение к судебному жизни" и И. Фредрейха "Систематическое руководство по судебной психологии», где освещались психологические аспекты проблем личности преступника, индивидуализации вины и наказания, а также непосредственно психологии уголовного судопроизводства.
Середина и вторая половина XIX в. знаменовалась в Европе значительным усилением интереса к уголовной психологии, обусловлено, прежде всего, развитием антропологических представлений детерминации преступного поведения (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало). В книге "Преступный человек, изучена на основе антропологии, судебной медицины и тюрмознавства" (1876) Ч. Ломброзо предпринял попытку определить материальный субстрат преступления, выразив мнение о том, что преступник это атавистический тип, который имеет ряд физических и, соответственно, психических черт, которые приближают его к дикарям, первобытных людей или даже животных. По его мнению, преступника невозможно исправить, как невозможно приручить и одомашнить хищника, поэтому единственным оправданным средством борьбы с преступностью является как можно более ранняя изоляция представителя преступного типа от общества.
Е. Ферри и Р. Гарофало дополнили перечень биологических детерминант преступности, но остались при этом на позициях антропологической школы. Так, Э. Ферри в работе "Преступление как социальное явление" определил три группы факторов, порождающих преступность: антропологические (индивидуальные), физические и социальные. К последним были отнесены: гражданское состояние, род занятий, место рождения, классовый положение, образование и воспитание. Р. Гарофало, отмечая, что преступник имеет черты "дикарей" и умственную недоразвитость, разделял преступления на "естественные" и "искусственные", вызванные неуважением к страданиям других людей и их права собственности.
Заметным достижением в развитии юридической психологии были работы Г. Гросса «Руководство для следователей" и "Уголовное психология". Автор впервые аргументировал необходимость выделения отдельного направления юридической психологии - судебной психологии, в структуре которой выделил "субъективную психологию", под которой понимал психическую деятельность судьи, и "объективную психологию" - психическую деятельность тех участников процесса, которые обеспечивают судьи материал для окончательных выводов и суждений, необходимых для вынесения приговора (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего).
В начале XX в. увидели свет работы Л. Блюнелли "Сознание обвиняемого" (в 1902 г..), М. Ворст "Экспериментальные исследования достоверности показаний" (1907 г.). Г. Райха "О направлениях психологии" (1912), К. Марбе "Принципы судебной психологии" (1913 гг.), А. Липмана "Основы психологии для юристов" (1914), в которых рассматривались теоретические и практические вопросы использования психологии в юриспруденции. С 1907 г.. Известный ученый Э. Клапаред читал в Женеве "Курс лекций по юридической психологии".
История юридической психологии в нашей стране насчитывает более трех столетий. Можно выделить три этапа ее развития:
1) конец XVII в. - Первая половина XVIII в. (эпоха Просвещения) - первые попытки проникнуть в психологию (душа) преступника, критически осмыслить психологию людей, вершат правосудие;
2) конец XVIII в. - Последняя четверть XIX в. - Характеризуется началом чтения курсов по юридической психологии;
3) XX в - начало XXI в. - Оформление юридической психологии как отрасли психологической науки и становление ее как экспериментальной дисциплины.
Начиная с Петра I, на территории Российской империи уголовно-правовые и процессуальные вопросы рассматриваются в определенном смысле через призму психологических знаний.
Так, Посошков И.Т. предлагал различные способы допросов свидетелей и обвиняемых, рекомендовал классифицировать преступников по степени их "испорченности". Он говорил, что осознание права отсутствует в массе народа. ТатищевВ.М. Считал, что многие законы нарушаются по незнанию, и их необходимо изучать с раннего возраста, когда психика ребенка к этому наиболее благоприятная. Князь Щербатов М.М. утверждал, что законодатель должен знать человеческое сердце и создавать законы с учетом психологии преступника и народа. Он одним из первых поднял вопрос о досрочном освобождении преступника, исправился, и считал, что наказания должно быть сопряжено с трудом.
В начале XVIII в. было высказаны мнения о необходимости отмены кровавых форм уголовных репрессий, пыток и изменение отношения к личности преступника. Выразителем этих взглядов был, прежде всего, Радищев ОМ. Ушаков Ф.В. в работе "О праве и цели наказания" раскрыл психологические основы воздействия на преступника наказания, считая наиболее важным создание условий для возникновения у него чувство раскаяния.
Украинский философ-просветитель и юрист Л. Лодий (1764-1829 гг.) В работе "Логические установки, направленные на познание и разграничения истинного и ложного" (1815 г..) Пытался обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. Он признавал только те наказания, выступают как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать духу преступления. Такого же мнения придерживались В. Елпатьевского, Г. Гордиенко. X. Штельцер стал первым, кто начал преподавание курса "Уголовное психология" (Московский и Тартуский университеты, 1806-1812 гг.).
Зарождение и развитие юридической психологии в России в конце XVIII - начале XIX в. связано с пониманием прогрессивными учеными и общественными деятелями необходимости решать уголовно-правовые проблемы с привлечением психологических знаний. Такую позицию высказывали, в частности, лицейские учителя А.С. Пушкина А. Куницын и А. Галич. А. Куни-цин считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступника, предупреждение преступлений. А. Галич написал одну из первых в России работ по характерологии, где отметил, что наказывать преступника должны те, кто знает его психологию, характер. Таким образом, он считал, что судья должен быть и хорошим психологом.
Практическая направленность юридической психологии особенно определилась в 50-70 годах XIX в. Так, С. Баршева работе "Взгляд на науку уголовного законоведення" (1858) отмечал, что ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии: "Если судья не знает психологии, то это будет судне над живыми существами, а над трупами ". По его мнению, психология нужна не только судьям, но и следователем, потому что с отменой пыток в их распоряжении остается только одно средство раскрытия преступления - воздействие на психику преступника. Психология нужна и законодателю, которого она научит видеть в преступники не неукротимого зверя, а человека, которого нужно перевоспитывать, а не действовать на нее "мечом и тюрьмой". В 1871 А. Фрезе опубликовал первую в России работу «Очерк судебной психологии», определив ее предмет как "заметки к юридическим вопросам о нормальных и ненормальные проявления душевной жизни".
Прогрессивные юристы второй половины XIX и начала XX в. (Л. Владимиров, Д. Дрель. С Гогель, А. Кони, Л. Петражицкий, В. Чиж, М. Ядринцев и др.), Понимая, что только психология позволяет определить закономерности, детерминирующие поведение человека, считали, что юридическая психология должна составить научную основу уголовного права, то есть на ее базисе должно строиться учения о субъекте преступления, вменяемость, содержание наказания.
Да. профессор Л. Владимиров, преподаватель Харьковского, Московского и Петербургского университетов в своих трудах "О значении врачей-экспертов в уголовном судопроизводстве" (в 1870 г..), "Психологические особенности преступника по новейшим исследованиям" (1877.), "Психологические исследования в уголовном суде "(в 1901 г..) обосновал необходимость привлечения к уголовному судопроизводству экспертов - специалистов по психологии, которые имели бы право ознакомиться с материалами дела, обследовать подсудимого, догапуваты участников процесса.
В 1881 г.. Выдающийся российский юрист А. Кони прочитал публичную лекцию "Ф. М. Достоевский как криминалист", где подчеркнул значение внутреннего содержания преступления. Он отметил, что преступник в теории уголовного права обычно рассматривается как "абстрактный", лишенный плоти и крови. И такому абстрактному преступнику назначается "абстрактное наказания". В продолжение этой мысли психолог Н. Грот выступал за развитие эмпирической психологии, должна изучать конкретного преступника. В 1890 году он писал: "Психолога никогда не приглашают для совета, когда нужно проникнуть внутрь умысла, замыслов и деяний преступника".
Представляют интерес работы Д. дрели, который отмечал, что психология и право имеют дело с теми же явлениями - "законами сознательной жизни человека". Не обладая собственными средствами для их изучения, право должно обращаться к психологии. Психология является тем базисом, на котором право только и может быть построено, иначе оно теряет свое значение как прикладная наука. В "Частной психологии преступности" (1890) он утверждал, что первым органическим моментом, способствует преступления, является ослабление у преступников способности "сознательно руководствоваться предвидением будущего"
Работы В. Чижа "Медицинское изучения преступника" (1894), "Преступный человек перед судом медицинской науки" (1894), "Криминальная антропология" (1895) является развитием теории Ч. Ломброзо, но его собственные идеи по необходимости привлекать сведущих в психологии и психиатрии лиц к участию в уголовном судопроизводстве были обоснованными и ценными.
С. Гогель в книгах "Суд присяжных и экспертиза" (1894), "Роль общества в борьбе с преступностью" (1904 г,), "Курс уголовной политики в связи с уголовным социологией" (1910) предпринял попытку совместить биологический и социологический подходы к исследованию преступлений и преступника, выразив мнение о необходимости привлечения специальных психологических знаний к уголовному судопроизводству. Н. Ядринцев выдвинул идею о перевоспитания преступников под влиянием общественного мнения и положительного морального воздействия.
Профессор Петербургского и Варшавского университетов Л. Петражицъкий в книгах "О мотивах человеческих поступков" (1904 г.) И "Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология" (1908 гг.) Утверждал, что реально существуют только психические процессы, а другие социально исторические образования является только их внешними проекциями - "эмоциональными фантазмами". Он считал, что государственно-правовые и другие науки имеют опираться на анализ психологических явлений. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву свободного труда и конкуренции - это все последствия и результаты "прогресса человеческой психики".
Л. Петражицъкий разделял право на положительное и интуитивное. Позитивное право - нормативное, санкционированное государством. Однако норма становится правом не с момента санкционирования, а после ее осмысления, принятия человеком, проявления ею эмоционального отношения к праву. Интуитивное право - в противовес официальному - более динамичным по своей природе, несет в себе определенный эмоциональный код, смысловую субстанцию. Это реальность, которая не воспринимается через сенсорные каналы, а является системой устоявшихся ценностных ориентаций, типов переживаний и т. Интуитивное право является абсолютным, а положительное - относительным.
В это же время (вторая половина XLX и начало XX в.) Все более весомое значение приобретали экспериментальные исследования по юридической психологии. Условия для этого были созданы усилиями врачей-практиков в области экспериментальной физиологии и психиатрии (И. Сеченов, В. Бехтерев, С. Корсаков, В. Сербский. В. Кан-Динская и др.).
Под руководством В. Бехтерева осуществлено первое экспериментальное исследование несовершеннолетних преступников, результаты которого изложены в работе "О умственную работоспособность малолетних преступников" (1903 г.). В 1904 г.. Эксперимент для проверки достоверности показаний свидетелей: зрителям пьесы Московского художественного академического театра "Юлий Цезарь" предложено ответить на 15 вопросов, которые касались сцены убийства. Поступило 505 писем с ответами, что позволило сформулировать определенные выводы.
Вопрос о показаний свидетельств, особенно несовершеннолетних, было предметом изучения многих ученых того времени Результаты, удостоверяющих их несовершенство (недостоверность), побудили к поиску других возможностей получения доказательной информации, в частности, с помощью экспериментальной психологии. В частности, стали появляться работы, посвященные использованию внушения и гипноза в уголовном судопроизводстве. При участии В. Бехтерева в 1896 г.. Был применен гипноз к подозреваемой в убийстве своего мужа Марии Румянцевой, совершившего преступление в результате суггестии фельдшера И. Хрисанфова, ее любовника и домашнего врача.
В 1902 опубликована книга В. Бехтерева "О экспериментальное исследование преступников", где подчеркивается, что исследовать преступников необходимо преимущественно "в психологическом отношении и особенно-в экспериментально-психологическом отношении". По его мнению, ближайшие причины преступления никогда не потеряют "своего психологического интереса и практического значения". Более поздняя его работа "Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности" (1912) посвящена методике психологического исследования преступников, в которой он разделял преступников на несколько групп по психологическим признакам: а) преступники по страсти (порывистые и импульсивные) ; б) преступники с недостаточной чувствительностью, без моральных критериев, совершают преступления умышленно; в) преступники с интеллектуальными недостатками; г) преступники со слабой волей (лень, алкоголизм и т.д.).
После Великой Октябрьской революции достаточно длительное время (1917-1934 гг.) Юридическая психология в нашей стране охватывала большой круг проблем и была авторитетной отраслью науки. В Петроградском университете юридическую психологию преподавал А. Кони, был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника (в 1925 г..), Проведено значительное число исследований и опубликовано только за первые четыре года его существования более 300 работ. В 1926-1927 гг. В "Административном вестнике НКВД" были опубликованы статьи А. Лурия о аппаратурную методику диагностики причастности лица к преступлению, где обоснована высказана возможность внедрения отечественного полиграфа. В это время издавались книги по проблемам профессиограммы следователя и оперативного работника (Казань, 1925), психологии толпы (Харьков, 1929г.) И др.
Известный ученый, профессор Московского университета С. Познышев опубликовал ряд работ, посвященных пенитенциарном и уголовному праву, перевоспитанию заключенных. Его книга "Криминальная психология. Преступные типы" (1926 г..) Стала итогом проведенных исследований по личности преступника и причин преступлений.
С. Познышев считал, что преступность порождается и изменяется под воздействием определенных условий, а также от того, что организм получил в наследство от предков, поэтому ни одно преступление нельзя объяснять исключительно внешними причинами, игнорируя индивидуальные свойства преступника. Он отверг теории Ч. Лом-Броз, Е. Ферри, Р. Гарофало и их сторонников, отметив, что идея прирожденного преступника ничем не обоснована: преступление всегда является проявлением сложного психического переживания, настроения человека, в котором находят выявления различные черты его характера. Итак, врожденная склонность к преступности психологически и логически невозможно. В то же время он подчеркивал, что основными элементами психической конституции является умственные задатки, мировоззрение и характер человека. С. Познышев определил преступный тип как сочетание свойств характера и взглядов человека, склоняют ее к преступлению, из-за чего человек становится на преступный путь, тогда как другие категорически от этого отказываются.
Были опубликованы и другие работы, посвященные общетеоретических вопросам юридической психологии. Так, А. Ольгинский, определяя предмет науки при осуществлении правосудия, указывал, что ее можно называть "криминальной психологией". В сферу ее изучения должны входить психология свидетельств, психология преступления и его причины, психология преступника и психология вынесения приговора. А. Брусиловский писал, что следует различать криминальную психологию и судебную психологию. Под уголовной он понимал ту, которая изучает преступление и личность преступника после вынесения ему судебного приговора. С этого времени заключенный становится объектом психологического и патопсихологического послесудебной исследования в специальных научно-пенитенциарных учреждениях. Судебную психологию он определял как совокупность научно-психологических знаний, направленных на освещение, постановку и экспериментальную разработку процессуальных психологических проблем, к которым относится психология свидетельских показаний, психология обвиняемого, психология других участников процесса (защитников, экспертов, гражданских истцов и т.п.), психология суда и судебной работы, вопросы, возникающие в судебной аудитории, границы исследования в уголовном суде, презумпция невиновности и ее роль, формы и виды суггестии при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел и тому подобное. А. Брусиловскому принадлежат также работы, посвященные доказательствам в уголовном процессе, психологии показаний малолетних несовершеннолетних свидетелей.
Широта исследований в области юридической психологии в 20-е годы XX в. определила место юридической психологии среди психологических наук. На научных собраниях тех пор действовали специальные секции, посвященные развитию и достижениям юридической психологии. Так, на I Всесоюзном съезде психоневрологов, который состоялся в 1923 г.., Работала секция по криминальной психологии. На ней были заслушаны ряд докладов о применении психологии в различных направлениях юриспруденции. В резолюциях съезда было указано на необходимость создания при пенитенциарных учреждениях лабораторий для проведения уголовно-психологических исследований, увеличение кадрового состава криминалистов-психологов. На II Всесоюзном съезде психоневрологов. который состоялся в 1924 г.., работала секция по вопросам криминалистической рефлексологии и психологии.
На I Всесоюзном съезде психологов, посвященном изучению поведения человека (1930), с докладами выступили А. Брусиловский ("Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе») и А. Тагер ("О выводах и перспективах изучения судебной психологии») . Последний определил следующие основные разделы юридической психологии:
а) уголовная психология - изучает поведение правонарушителя;
б) процессуальная психология - изучает организацию и деятельность
в) пенитенциарная психология - изучает поведение лиц, отбывающих наказание, и тех, на кого возложены функции надзора и перевоспитания осужденных.
На этом этапе развития юридической психологии для нее была характерна, как и для психологии и юриспруденции того времени, борьба мнений, подходов, методологических баз. Юридическая психология не избежала ошибок, присущих психологической науке: биологизм, рефлексологичний и реактологични наслоения и тому подобное. Они для такой молодой сферы научного знания были неизбежны, но исправимыми. К сожалению, в то время в СССР произошли значительные политические изменения, которые помешали дальнейшему развитию психологической науки. После принятия Постановления ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" были закрыты или реорганизованы психологические научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических проблем в социальной сфере, на производстве, в управлении и т. Психология фактически подчинилась педагогике. И такое положение длилось около тридцати лет. Зрозумло, что любые психологические исследования на границе с юриспруденцией также не проводились, психологию Изолировали от проблем криминалистики, следственной и судебной деятельности.
Преследование юридической психологии началось с статье С. Булатова "Возрождение Ч. Ломброзо в советской криминологии", опубликованной в первом номере журнала "Революция права" за 1929. В ней подверглась критике деятельность научно-исследовательских учреждений в области исследования личности преступника, практика привлечения психиатров и психологов к криминологических исследований, после чего сделаны соответствующие выводы: кабинеты по изучению личности преступника были ликвидированы, а психологические и патопсихологические исследования запрещены. Значительная часть того, что было "наработанное" в юридической психологии и связано с "технологии" работы, перешло в курсы криминалистики и уголовного процесса, а также в критические разделы, посвященные психологическим теориям субъективной стороны состава преступления в уголовном праве.
Чтобы исправить положение после нанесенных в 30-е годы XX в. ударов, понадобилось более ЗО лет. Только у 1965 году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс "Психология (общая и судебная)"; развернутые прикладные психологические исследования для правоохранительных целей, правоприменительной и профилактической деятельности; вопросы юридической психологии стали разрабатываться с целью обеспечения учебного процесса. У1966 г.. Состоялся Всесоюзный семинар по судебной психологии, на котором обсуждались вопросы преподавания психологии в вузах, а также проблемы судебно-психологических исследований. В это время создавались программы и методические рекомендации по судебной психологии для вузов 1 средних специальных учебных юридических заведений, где также вводился курс психологии.
В 1968 г.. На Ш Всесоюзном съезде психологов заслушана значительное количество докладов по психологических проблем борьбы с преступностью, хотя отдельной секции судебной психологии на съезде не было.
Возрождение судебной психологии сначала осуществлялось отдельными энтузиастами. Только в 1969 году. В главном криминологические научно-исследовательском учреждении страны - Всесоюзном институте изучения причин и разработки мер предупреждения преступности (созданном в 1963 г.) - Начинает работать сектор судебной психологии. Его задачей было исследование психологических аспектов индивидуальной и общественного правосознания, изучение психологических факторов преступности, психологии личности правонарушителя, психологических основ следственной и судебной практики.
Результаты научных изысканий нашли свое отражение в монографиях, учебных пособиях, статьях ученых и практиков: М. Алексеева, А. Васильева, В. Васильева, Ф. Глазырина, а, Дулова, М. Еникеева, В. Коноваловой, Н. Коченова, в. кудрявый-цева, Г. Миньковского, В. Пирожкова, А. Ратинова, А. Столярен-ка, Л. Филонова, А. Яковлевата других.
В 1971 г. В Москве состоялась I Всесоюзная конференция по судебной психологии, в которой принимали участие более 300 ученых и практиков; она стала важной вехой и стимулом для развития юридической психологии. Специалисты в сфере юридической психологии принимали участьу следующих (МЯИ) съездах психологов СССР (1977. 1983, 1989), где была представлена секция "Юридическая психология".
В 1986 г.. В Тарту состоялась II Всесоюзная конференция по юридической психологии, где было определено название науки, ее направления, дидактике и методике психологической подготовки юристов в высших учебных заведениях. Проблемы юридической психологии рассматривались на специальных секциях Всесоюзных конференций по работе психологической службы в Москве (1984), республиканских конференциях по проблемам повышения благосостояния (1987), роли социальных и психологических наук в деле повышения эффективности и культуры обслуживания (1988) в Тарту, с экспериментальной психологии во Львове (1988 г..), на конференциях и совещаниях, которые проводились Прокуратурой СССР, МВД СССР и др.
Становление Украины как независимого государства побудило к дальнейшему развитию юридической психологии. В соответствии с перечнем ВАК Украины, она вошла в круг психологических специальностей (19.00.06), при Национальной академии внутренних дел Украины создана специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. В 1996 г.. Проблемы юридической психологии рассматривались на секции II Всеукраинского съезда психологов. Исследования специалистов настоящее имеют достаточно широкий диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы профилактики правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения, профессиограмм и психограм юридических профессий и тому подобное.
Расширяется горизонт психологических исследований и сфер практического применения их результатов в практической юриспруденции. Проявляется тенденция использования психологических знаний для обеспечения выполнения задач гражданского судопроизводства, профилактики административных правонарушений, а также их применение в законотворческом процессе. Положительные изменения наблюдаются также в организации научных исследований-в последние годы определилось стремление к координации научных исследований, кооперации с научными поисками в смежных сферах - социологии, педагогике, медицине. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической психологии в Украине на новый этап развития.
Юридическая психология в Украине сегодня представлена следующим основным направлениям:
1) криминальная психология - психологические закономерности формирования антиобщественной направленности личности, мотивов совершения преступлений, особенности возникновения и динамики противоправных установок поведения; психология формирования и развития преступных групп (толпы) и т.д.;
2) психология процессуальной (следственной, судебной, адвокатской и др.) И Непроцессуальная (оперативно-розыскной. Управленческой и др.) Деятельности - психологические основы раскрытия и расследования преступлений;
3) пенитенциарная психология - психологические закономерности динамики личности в процессе отбывания наказания, в том числе - в местах лишения свободы, особенности формирования и функционирования микрогрупп осужденных;
4) правовая психология - психологические аспекты правотворчества и содержания права, общей и специальной превенции закона, его влияния на формирование правосознания (общественной и индивидуальной) и субъектов правоотношений;
5) психология юридического труда - психологические аспекты профессионального психологического отбора, психологического сопровождения оперативно-служебных мероприятий, психологической подготовки специалистов для осуществления юридической деятельности;
6) судебно-психологическая экспертиза и другие формы использования специальных психологических знаний в юрисдикционном процессе (уголовном, гражданском, административном).
Указанные направления юридической психологии связаны между собой общностью психологического содержания социально-правовых реалий, составляющих интегрированную схему. Любой другой подход или вступает в противоречие с самим собой, приписывая юридической психологии направления, не совместимые с правом, или же характеризуется недостаточным уровнем рассмотрения ее юридических аспектов,