Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…. Анализ стихотворения А.Фета "Я тебе ничего не скажу" Тебе ничего не скажу тема
От пространства слова к пространству человеческой души.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу…»
И я слышу, как сердце цветет
Организация: класс делится на 3 группы
Работа с эпиграфом и темой урока.
Создание интриги
Что можно сделать необычного с обыкновенным цветком?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Для того, чтобы услышать ещё один необычный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться вместе со мной в творческую мастерскую к Афанасию Афанасьевичу Фету, прикоснуться к пространству души поэта. Давайте прочитаем стихотворение Фета «Я тебе ничего не скажу…», которое поэт написал в 1885 году в возрасте 63-х лет.
Учащиеся выразительно читают стихотворение
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной, я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Что же необычного сделал с обыкновенным цветком А. А. Фет?
Оказывается, цветок можно превратить в человеческое сердце и даже услышать его цветение. Какие строки вы предлагаете взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Учащиеся:
- «И я слышу, как сердце цветет».
Записать тему урока и эпиграф в тетради.
Работа с текстом лирического произведения.
Сейчас я вам предлагаю совершить путешествие в пространство человеческой души , увидеть, услышать и почувствовать то, что мог видеть, слышать и чувствовать лирический герой стихотворения. Путеводительными звездочками для нас будут слова: «И я слышу, как сердце цветет». Из этого путешествия мы должны привезти образ цветущего сердца.
Анализ стихотворения
Работа групп:
1-ая группа: «Я вижу…»
2-ая группа: «Я слышу…»
3-я группа «Я чувствую…»
План выступления
Выразительное чтение первой строфы.
Выступления групп
Я слышу…
Я чувствую…
Вот вы осмыслили первую строфу, и у вас сразу возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряжённой внутренней жизнью, каким-то сильным чувством, которое мучает человека, тревожит его. Но какое это чувство – мы только угадываем, о чём хочет сказать герой – тайна.
И вместе с этой тайной нам передаётся ощущение тревоги, волнения, неопределённости.
Выразительное чтение второй строфы.
Выступления групп
1)Я вижу….
2)Я слышу…
3)Я чувствую…
Наблюдения: спокойное начало второй строфы. Здесь все другое, здесь ясно и красиво: цветы, заход солнца – это природа. И мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. И волны человеческой тревоги успокаиваются в этом океане мира и покоя.
В тишине этого мира расцветает человеческое сердце – можно услышать это цветение.
Выразительное чтение третьей строфы.
Выступления групп
1)Я вижу….
Я слышу…
Я чувствую…
Когда же расцветает человеческое сердце?
Сердце человека расцветает только в единстве с миром – только это и важно, осознание этого приносит какое-то облегчение.
Да, об этом третья строфа: перед нами снова человек с его смятением и болю – но она уже смягчена, умиротворена влагой ночи, слиянием с природой.
IV. Создание образа цветущего сердца.
Давайте попробуем подержать образ цветущего сердца в ладонях и выразить свои ощущения.
выразить свои ощущения.
Выступления групп.
Заключительное слово учителя:
Мы мечтаем о каком-то волшебном саде, полном роз, который виднеется где-то за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться теми розами, которые цветут в нашем сердце сегодня. Примите в подарок образ цветущего сердца, который дарит вам сам поэт, Афанасий Афанасьевич Фет.
Чтение стихотворения учителем (учащиеся держат в ладонях образ цветущего сердца).
Разработала: Емельянова Наталья Семеновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 9 п. Известковый
В этом стихотворении четко выражена мысль о том, что нельзя передать словами жизнь души или тонкость чувств. Романтики не считали язык слов как средство выражения влюбленного человека, тем более поэта.
В стихотворении мы читаем: “Я тебя ничуть не встревожу”. Да, действительно, любовь поэта может не только встревожить, она способна взволновать чистое сердце избранницы своим “содроганием” и томлением.
В стихотворении Фет дает объяснение, отчего же так молчалив его лирический герой. Он показывает, что его “сердце цветет”, как ночные цветы, которые упоминаются еще в самом начале стихотворения. Именно здесь происходит то самое единство души человеческой и природы.
Особый прием, который существенно усиливает внутреннее содержание произведения, заключается в том, что Фет называет грудь лирического героя вместилищем души, эмоций и чувств, души — больной и усталой. Он весь дрожит, и неизвестно, что послужило причиной сего, то ли его душевные переживания, то ли ночная прохлада. Все это сводится к тому, что в финале стихотворения поэт зеркально отображает то, что было в самом начале: “Я тебя ничуть не встревожу, я тебе ничего не скажу”.
Сочетание идентичных по смыслу слов является важным словесно-художественным образом этого стихотворения. Неповторимое торжество души человеческой и природы выражается и в большинстве других произведений Фета при помощи уникального художественного приема, которое называют психологическим параллелизмом. Поэтому, многие другие стихотворения поэта пронизаны рвением к духовной свободе и силой любви.
Поскольку речь идет о лирике Фета, повествующей об отношении к женщине и всех чувствах, связанных с этим, стоит заметить, что на протяжении своей жизни поэт неоднократно влюблялся. То бишь, двойственность натуры романтика постоянно проявлялась в его жизни. Естественно, в поэзии он тоже часто ее выражал.
Стихотворение привлекает читателя тонкостью, натуральностью и изяществом выраженных в нем трепетных чувств. Это негромкие простые слова, которые мог высказать по настоящему влюбленный человек.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу».
Стихотворение написано 2 сентября 1885 года. Это поздний период творчества Фета, он характеризуется образностью, романтичностью и грустью. Можно сказать, что стихотворение посвящено сразу двум женщинам: Марии Лазич (возлюбленной Фета, жениться на которой он отказался из-за её скромного приданого, и которая погибла в пожаре) и жене поэта Марии Боткиной, которая буквально боготворила мужа, считая его литературным гением. В это время Фет уже смертельно болен, в своих стихах он обращается к своей возлюбленной (Марии Лазич), его «сердце цветет», когда он вспоминает о ней, и к своей жене – женщине, с которой его связывает многолетний брак. Он говорит Марии Боткиной: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть».
Словами передать страдания души невозможно: «молча твержу» - об этом стихотворение.
Лирический герой страдает, его сердце «цветет» лишь ночью, а грудь – вместилище души – «больная и усталая». Лишь единение с природой приносит облегчение: «Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет», « И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной... я дрожу».
Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками, расположенными словно зеркально:
«Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть» - «Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу».
Таким образом, автор акцентирует читателя на самом важном: душа болит, но словами этого не передать. Поэт использует такие средства художественной выразительности как оксюморон - «молча твержу», олицетворение – «спят ночные цветы», метафора- «сердце цветет».
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка АВАВ перекрестная.
"Я тебе ничего не скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов. Музыку к стихотворению написал П.И.Чайковский, благодаря которому стихотворение стало известным романсом.
В этом стихотворении четко выражена мысль о том, что нельзя передать словами жизнь души или тонкость чувств. Романтики не считали язык слов как средство выражения влюбленного человека, тем более поэта.
В стихотворении мы читаем: “Я тебя ничуть не встревожу”. Да, действительно, любовь поэта может не только встревожить, она способна взволновать чистое сердце избранницы своим “содроганием” и томлением.
В стихотворении Фет дает объяснение, отчего же так молчалив его лирический герой. Он показывает, что его “сердце цветет”,
Как ночные цветы, которые упоминаются еще в самом начале стихотворения. Именно здесь происходит то самое единство души человеческой и природы.
Особый прием, который существенно усиливает внутреннее содержание произведения, заключается в том, что Фет называет грудь лирического героя вместилищем души, эмоций и чувств, души – больной и усталой. Он весь дрожит, и неизвестно, что послужило причиной сего, то ли его душевные переживания, то ли ночная прохлада. Все это сводится к тому, что в финале стихотворения поэт зеркально отображает то, что было в самом начале: “Я тебя ничуть не встревожу, я тебе ничего
Не скажу”.
Сочетание идентичных по смыслу слов является важным словесно-художественным образом этого стихотворения. Неповторимое торжество души человеческой и природы выражается и в большинстве других произведений Фета при помощи уникального художественного приема, которое называют психологическим параллелизмом. Поэтому, многие другие стихотворения поэта пронизаны рвением к духовной свободе и силой любви.
Поскольку речь идет о лирике Фета, повествующей об отношении к женщине и всех чувствах, связанных с этим, стоит заметить, что на протяжении своей жизни поэт неоднократно влюблялся. То бишь, двойственность натуры романтика постоянно проявлялась в его жизни. Естественно, в поэзии он тоже часто ее выражал.
Стихотворение привлекает читателя тонкостью, натуральностью и изяществом выраженных в нем трепетных чувств. Это негромкие простые слова, которые мог высказать по настоящему влюбленный человек.
На вопрос Анализ стихотворения "я тебе ничего не скажу" Фет заданный автором Андрей Лёвочкин
лучший ответ это 1)Афанасий Фет. "Я тебе ничего не скажу", датированно 2 сентября 1885 года.
2)тема, идея стихотворения - В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства.
Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта.
3)образ, лирический герой - В стихотворении мы слышим: "Я тебя не встревожу ничуть". И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и "содроганьями". В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его "сердце цветет", словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.
Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: "Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу".
4)средства художественной выразительности
"Молча твердить" -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения.
Его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом.
5)позиция автора
Поскольку мы говорим о лирике Фета, посвященной отношению женщине и всей гамме чувств, связанных с этим, необходимо заметить, что в течение всей своей жизни поэт влюблялся неоднократно. Можно, например, вспомнить о том, что, будучи военным, среди сослуживцев он слыл изрядным ловеласом, - и это несмотря на то глубокое чувство к Марии Лазич. То есть, двойственность натуры Фета проявлялась в жизни постоянно, часто он ее выражал и поэзии:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Это стихотворение так же положено на музыку, в частности, Чайковским, и по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем». Что касается Фета, стихотворение «Я тебе ничего не скажу» написано в поздний период его творчества, в 1885 году. К этому времени он много лет (с 1857 года) был женат на Марии Петровне Боткиной, но вряд ли это признание посвящено ей.
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.