Нежность самый кроткий. Проблема понимания нежности (по Н
Вот тут, на самой опушке леса, недалеко от деревни осинка брянской это и было. Мы шли по сосновому лесу вдоль оплывших, засыпанных старой хвоей и поросших травами ямок. Это были боевые ячейки. Маршал Василевский, помню, рассказывал: от этих одиночных окопов в первый же год войны пришлось отказаться - бойцы в них чувствовали себя подавленно, неуверенно. Общий окоп, чувство локтя товарища делали людей более стойкими и сплоченными. Но тут давний бой 16 августа 41-го года бойцы-кавалеристы приняли, лежа в ячейках. Эскадрон связи 112-го кавалерийского полка, 21-й дивизии, 13-й армии оказался на пути танков Гудериана, неумолимо катившихся на Восток. И горстка бойцов, не ведая, с какой силой она столкнется, коней привязала в низине, а на опушке окопалась для боя. Мотоциклистов, самоуверенно мчавшихся по шоссе, сильным огнем они смяли, с потерями заставили отойти, а против танков что могли конники сделать? Все полегли. Жители сельца Осинка схоронили их тут же, в лесу, в трех могилах.
После войны об этом неравном бое не позабыли. Установили возле дороги монумент конника, глядящего в сторону, откуда шел неприятель. Людей, помнивших этот маленький эпизод Великой войны, уже не осталось. Но друг мой Николай Старченко вспоминает, как бабушка повела его вдоль опушки, показала ямки в земле и, поплакав, повязала березку возле одной из ямок вышитым полотенцем. Мальчику было тогда семь лет. Взяв палку, он лег в ячейку и целился в воображаемые танки.
В этом году исполнялось шестьдесят лет с того дня, когда случился неравный тот бой. И Николай загодя стал готовиться к этому дню. Написал на Брянщину, что приедет, советовался, какие гостинцы привезти из Москвы еще живым свидетелям той войны - старикам и старушкам в Осинке и в других деревнях. Почин земляка поддержали в Сураже, в лежащих рядом белорусских деревнях. Мне Николай предложил: «Поедем на Брянщину - посмотришь, где я вырастал...»
И мы поехали через Малоярославец, Медынь, Юхнов, Рославль...
Памятный день в августе был солнечным, тихим и теплым. Несколько сотен людей пришли из близлежащих селений - русских и белорусских. Играл оркестр. Говорили речи. Вспомнили давний тот бой. Положили цветы на могилы, к сожалению, безымянных бойцов. Мой друг был в центре волнующего события. Сказал недлинную речь, а потом из двух коробов доставал подарки своим землякам: старушкам - цветные яркие шали на плечи, старикам - по хорошей книжке, повествующей о войне, и по фляжке - вспомнить «боевые сто грамм». В ответ прозвучали слова уваженья и благодарности: «Спасибо, Коленька, что приехал, что надоумил всех нас собраться, что помнишь родные места».
Врзвращалимь домой из брянских боров мы той же дорогой: Рославль, Юхнов, Медынь, Малоярославец. Николай вел машину, и вместе мы вспоминали пережитое за три дня. Вспомнили безымянных конников, дорогу, по которой в 41-м двигались танки. «Я слышал, что сказала старушка, когда ты накинул на плечи ей шаль. Она сказала: «Как бы хотела быть лет на двадцать моложе, чтобы в этой обновке показаться на людях» За разговорами долгий путь пролетел незаметно. После лесов, пажитей, сереньких деревушек, маленьких городков, мостов через речки вдруг появилось море огней - Кольцевая дорога... Как важно время от времени с этой дороги съезжать и видеть что-то еще, помимо златоглавой и дорогой для всех нас столицы.
Гастроли Волгоградского театра одного актера. …На сцену районного Дома культуры "Юбилейный" выходит женщина. В длинном черном платье, контрастно - белый тонкий шарф обнимает шею и красиво спадает с плеч, шляпа, в руках – белый чемоданчик. Заслуженная артистка России Зинаида Тихоновна Гурова показывает свою авторско - режиссерскую работу «Душечка». Эта философская миниатюра создана ею по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова, произведениям Вильяма Шекспира, Осипа Мандельштама и Надежды Тэффи.
Ряды заполнены зрителями разных возрастов. Но мне кажется, что на всех сейчас – одно дыхание… Ведь актриса словами классиков говорит о смысле жизни, о предназначении женщины, о любви - самом загадочном человеческом чувстве...
Центральный образ театрального действа – Душечка, Оленька, одна из самых популярных героинь прозы Чехова. Еще в 19-ом веке это имя вошло в лексикон читателей как нарицательное. Перед глазами оживает знакомый еще по школьной поре образ:
Она постоянно любила кого – нибудь и не могла без этого. Раньше любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю…; любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом… Глядя на ее полные, розовые щеки, на мягкую белую шею…на добрую наивную улыбку,которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…», и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:
- Душечка!
В спектакле соединились разные виды искусства – драматургия, поэзия, рассказ, песня… Используя оригинальный реквизит, интонации, жест, звучание мелодии, Зинаида Тихоновна магически владеет вниманием публики - ведь создаваемые ею образы так живы, так достоверны и так волнующи! Судьба Душечки… Кто из женщин может остаться к ней равнодушной? Два замужества, гражданский брак, в итоге одиночество и старость… Но не сюжет рассказа – главное для актрисы, а душа героини…
По любви выйдя замуж за театрального предпринимателя Кукина, Оленька понимает и разделяет его проблемы, всегда рядом с ним. «Ее милая,… похожая на сияние улыбка мелькала то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете…» Но муж умирает, и она впадает в траур. Затем снова влюбляется. Теперь в управляющего лесным складом Пустовалова, который заполняет всю ее душу. Они женятся. Душечка начинает вникать в вопросы торговли лесом. Но и Пустовалов умирает. Оленька рыдает: «Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная». Вскоре судьба снова дарит ей случай влюбиться. На этот раз в поссорившегося с женой ветеринарного врача Смирнина…
Душечка любит до самозабвения. И чувство это на сцене по - чеховски нежное, естественное, целомудренное. Актриса пленительна в образе - чистом и радужном, словно написанном акварельными красками. Оленька перевоплощается в любовь, возрождается ею и ею живет. Она отождествляет себя с любимыми мужчинами в такой мере, что перенимает даже образ их мышления, влюбляется в их профессии.
Разные персонажи – личности со своими судьбами, мыслями вплетены в ткань спектакля, стали одним целым, соединившись в исповедальности души. Каждая - идеал женственности и самопожертвования.
Любовь Андреевна Раневская из «Вишневого сада» откровенно говорит о том, почему возвращается во Францию к человеку, ее разорившему и предавшему:
Этот дикий человек опять заболел… Он просит прощения, умоляет приехать… Он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?...Я люблю его… Люблю, люблю…Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…
Надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить… Надо влюбляться…
В страдании, сострадании, жертвенности видит она свой долг. Так думает и писательница Надежда Тэффи:
Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви… Сестра нежности - жалость, и они всегда вместе. Любовь - нежность все отдает, и нет ей предела…
Но и последнее счастье Душечки длится недолго. Полк, в котором служил ветеринар, перевели куда – то очень далеко. Оленька остается одна. Ей жутко и горько.
Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь...
И вдруг… В один жаркий июльский день под вечер кто-то постучал в калитку… Это вернулся ушедший в отставку ветеринар. Он помирился с женой, да и сына пора было отдавать в гимназию. Душечка с восторженной радостью поселяет их в доме, а сама переходит жить во флигель.
Сын постояльца Сашенька - маленький, полный, с ясными голубыми глазами и ямочками на щеках… Он полностью заполнил ее жизнь и мысли. Самый большой страх Оленьки - что настоящая мать может забрать ребенка:
Ах, как она его любит! Из её прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда ещё раньше её душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления…
А образ женщины шекспировских комедий у Гуровой - олицетворение чистой поэзии. Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить, она сердечна и самоотверженна, свет и счастье несет в судьбу избранного.
Во все времена женщина олицетворяет любовь, хранит домашний очаг, создавая в нем уют и тепло. Она дает умиротворённость, спокойствие и психологическую стабильность для мужчины. Поэт серебряного века Осип Мандельштам о своей жене говорил как о «единственном и неоценимом друге». После гибели поэта, арестованного, как многих тогда, безвинно, за «контрреволюционную деятельность» и погибшего в лагере под Владивостоком, она сохранила его литературное наследие, до времени спрятав – и стихи, и прозу - в самом надежном месте – в своей памяти.
Потрясают строки из последнего письма Надежды Яковлевны Мандельштам мужу:
- Ося, родной, далекий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память.
Осюша – наша … с тобой жизнь – какое это было счастье… Наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?
…Наша счастливая нищета и стихи… Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник… Как долго и трудно погибать одному – одной. Для нас ли неразлучных – эта участь?..
Не знаю, жив ли ты… Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю?.. Ты всегда со мной…
В финальной сцене актриса, прижимая к груди большую куклу, баюкает ее, поет колыбельную… Беспредельно волнующи и текст, и мелодия, и голос… Эта аллегорическая фигура символизирует Любовь, Милосердие.
Жизнь наша стремительна и непредсказуема. Современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Но так хочется, чтобы она была твоей маленькой Вселенной, наполненной атмосферой любви. Это миссия женщины. Даже деловой, достигшей большого успеха в профессиональной карьере, но при этом остающейся – Душечкой…
Надолго запомнится благодаря блистательной игре талантливой актрисы вдохновенное общение с литературными святынями мировой классики. Не сразу растворится во времени и пространстве ощущаемая энергия тепла от света любви, которым окутаны милые женские образы…
На звуковой дорожке запись песни "Последняя любовь" в исполнении И. Кобзона и Н. Бучинской.
(1)Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть
— всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет
нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится
упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела.
(5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего».
(6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности
принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт
сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает
его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное,
нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные,
идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь — единоборство.
— (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи — ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть — все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность — тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один — злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
— Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.
(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
— (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
— (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! — бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
— (52)Но ведь ты же... — растерянно лепетала она. — (53)Ведь ты же всегда интересовался...
— (54)Никогда я не интересовался! — всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. — (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись
серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
(по Н. А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.
Сочинение
В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире.
В первой половине текста писательница дает определение любви-нежности, сравнивая ее с любовью-страстью, и приходит к выводу, что в современном ей мире такая всё отдающая и себя забывающая любовь-нежность встречается всё реже и реже: «(21)Кто познал нежность — тот отмечен», -подытоживает свои размышления Тэффи.
Во второй половине текста Тэффи приводит пример любви-нежности в современном ей мире ХХ века. Писательница рассказывает, что в санатории под Парижем она была свидетельницей трогательной заботы немолодой женщины «с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами» о муже, единственном настоящем больном в санатории, который, «если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза». Женщина, «как трепетная птица, вилась» вокруг мужа, а больной старик с явным отвращением принимал ее заботы.
«Её жалели и относились к ней с большой симпатией», - подчёркивает писательница. Особенно трогательным Тэффи кажется, как эта женщина «каждое утро с газетой в руках … носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала» и записывала ответы на вопросы кроссворда: «Ведь это единственное его развлечение», «я так рада, что хоть это его забавляет», - оправдывалась нежная жена.
В финале текста Тэффи описывает, как все отдыхающие стали свидетелями некрасивой сцены: оказалось, что старик вовсе не любил разгадывать кроссворды. «— (54)Никогда я не интересовался! — всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. — (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!». Женщина ничего не ответила, только «огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи», - заканчивает свой рассказ Тэффи.
«(59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю?» - спрашивает писательница. И сама же отвечает: «Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену». Так звучит последнее предложение предложенного для анализа текста русской писательницы, поэтессы, мемуаристки и переводчицы, Надежды Александровны Тэффи.
Таким образом, можно сказать, что на вопрос, каково место любви-нежности в современном ей мире, Тэффи отвечает, что в современном мире ХХ века такой любви-нежности нет места. Думаю, такой финал означает, что Тэффи считает, что в современном ей мире проявления любви-нежности измельчали, превратились в свою противоположность: нежность женщины к мужу обернулась ежедневной его экзекуцией, как извинения Червякова в чеховской «Смерти чиновника». Однако в то же время Тэффи не может утверждать это наверняка, потому что всё же маленький мальчик «вдруг зажмурился и горько-горько заплакал».
Поскольку авторская позиция не высказана прямо, могу согласится с тем, что людям ХХ века, вероятно, было свойственно высокомерно и иронично относится к семейно-бытовым проявлениям человеческих чувств, однако это не означает, что любви совсем нет. Просто в ХХ веке, после Чехова, стал наконец интересен сам человек, просто человек. И, какой бы он ни был, о нём все же стоит хотя бы поплакать.
О чём бы ни говорило искусство, оно всегда говорит о любви. Или о её отсутствии, о тоске по ней, или о её разнообразных проявлениях-ликах.
В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире. Есть ли ей место среди мира утверждающих свою личность современных людей? Нужна ли она им? Не устарела ли заповедь «возлюбить ближнего»?
Человеку присуща и нежность, и страсть, и слабость, и сила, а это понятия явно контрастные. Начиная свой рассказ с рассуждения о любви-нежности и любви-страсти, писательница отдаёт предпочтение первой, видя в ней черты истинной любви, говорит словами апостола Павла, что любовь-нежность «не ищет своего». В мире сильных людей, каковым был мир конца 19 – начала 20 века, все традиционные, христианские ценности подвергаются сомнению, нивелируются. Маяковский предлагал «сбросить Пушкина с корабля современности», а Горький искал нового, сильного героя, которому жалость не нужна, ибо она «религия рабов и хозяев». Казалось бы, в мире сильных людей, где «все молодцы и герои», нежности не встретить. У Тэффи иной взгляд на эту проблему. Она снижает заданный в начале рассказа возвышенный пафос ради того, чтобы рассказать, что в поисках этой истинной любви-нежности не надо ходить далеко, обращаться в ушедшее прошлое или возноситься высоко: она здесь, рядом, «в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных». Тэффи повествует о случае в санатории, где ухаживающая за «злющим стариком, поправлявшимся от тифа», женщина вызывает всеобщее участие, сочувствие и симпатию своей неустанной нежной, но суетливой заботой о муже. Казалось бы, женщина выглядит жалкой и глупой, когда вдруг выясняется, что все её старания «развлечь» мужа якобы любимым им разгадыванием кроссвордов были бессмысленны и только раздражали старика, о чём он внезапно, грубо и жестоко при всех сообщил ей, «со звериным наслаждением» глядя на её растерянность и отчаяние. Но «маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг за-жмурился и горько-горько заплакал», и эти слёзы говорят о том, что безобразна и жалка мстительная жестокость больного старика, а нежность его жены прекрасна в своей беззащитности и безответности, потому что это «самый кроткий, робкий, божественный лик любви». Об этой любви плачет мальчик.
Таким образом, своим словом в защиту нежности Тэффи ясно даёт понять: со времён апостола Павла ничего не изменилось. Истинная любовь жертвенна, беззащитна и прекрасна. Как всё истинное, она дана не каждому, но в истинности её нельзя усомниться. И без неё плохо.
Я согласна с автором. Истинная любовь неотделима от нежности. Нежность поддержит слабого, укрепит сильного. Не думаю, что непременно сила человека соседствует со страстью в любви и исключает нежность. Сильный и сам готов делиться нежностью, и нуждается в ней. В пушкинском стихотворении «Я Вас любил…» нежность, с которой лирический герой любил героиню-адресата своего послания, соседствует с силой: только сильный человек не будет проклинать не разделившую его чувство возлюбленную и мстить ей. Но нежность ценна и сама по себе, нет смысла взвешивать её на весах и сравнивать с прочими достоинствами человека. Так, например, поступает Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов»: ей мало нежности Ильи Ильича, ей нужен деятельный, целеустремлённый, сильный герой и молодец Штольц. И дай Бог ей счастья, но зачем же злиться и мстительно бросать в лицо не оправдавшему надежд возлюбленному упрёки, подобно старику из рассказа Тэффи! В том эпизоде романа Ольга, теряя-прогоняя Обломова, теряет многое в глазах читателя. И так же многое приобретает в глазах автора и читателя другая героиня того же романа, Агафья Матвеева Пшеницына, когда раскрывается во всей полноте своей любви-нежности к Обломову, приобретая смысл жизни. Нежность можно обидеть грубостью, но нельзя истребить, «нежным даётся радость, грубым даётся печаль». Нежность – это суть, грубость и сила – видимость.
В конце концов каждый приходит к этому. И Тэффи в 20 веке напоминает о неизбежности нежности. Вспомним об этом и в 21 веке и поищем её вокруг и в себе самих.
(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.
- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.
(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...
- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
(по Н. А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.
Информация о тексте
Проблемы |
Позиция автора |
1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?) | Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство. |
2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?) | Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании. |
3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?) | В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его. |
4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?) | Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости. |