Как управлялась византийская. Византийская империя
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV -середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап
(с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII-XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII-XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Общественный строй. Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа.
Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии.
Основные же формы феодального землевладения - условные земельные пожалования в виде иронии, арифмоса - утверждаются еще позже, в XI-XII вв.
Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства
С XI-XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов
Государственный строй. Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой
законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной.
Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов.
Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената,
включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.
Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы).
Их система была глубоко разработана. В X в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите).
Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными.
Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как воен-ные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.
Общая характеристика и источники права Византии в IV-VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы.
Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права.
Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года).
Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана . Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.
На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его
институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных
В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права.
Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным - в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.
Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана".
В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества
Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII-VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море
Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств. было издано новое руководство по праву, которое
также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики"
("Базилики"), т. е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.
При этом строго соблюдалась иерархия - расположение по старшинству и подчинение низших чиновников высшим.
Назначения на должность осуществлял император. Должности по наследству не передавались, поэтому попасть на высокий пост можно было и благодаря личным заслугам или богатству.
За службу чиновники обычно получали земельные владения и становились зажиточными людьми.
Власть в провинциях. Для управления удалёнными от центра пограничными территориями империи в VII в. были созданы фёмы - военно-территориальные округа, которыми руководили стратйги (военачальники). Они объединяли в своих руках командование войском и гражданское управление на местах. Со временем руководители фем, несмотря на официальные запреты, превращались в крупных землевладельцев. В X в. представители сформировавшейся таким образом провинциальной знати стали участвовать в борьбе за высшую власть в столице. 3.
Отношения с соседями
Важной задачей константинопольских василевсов являлась защита обширной территории империи от натиска народов, перемещавшихся в Европе и Азии на протяжении всего Средневековья.
С конца VII в. империю стали беспокоить северные соседи. В междуречье Дуная, Днестра и Прута поселились кочевые племена протоболгар, которые подчинили проживавших здесь славян. Так возникло Болгарское государство, с которым у Византии установились сложные отношения. С одной стороны, болгарский хан, а в дальнейшем князь Борис принял крещение от византийских священников и распространил христианство среди своих подданных. С другой стороны, болгарские и византийские правители в IX-
Вв. нередко вступали в военные конфликты. В начале XI
столетия император Василий II нанёс болгарам ряд серьёзных поражений, захватил их важнейшие крепости, столицу, крупные города. Болгарское царство пало, его земли почти на два столетия вошли в состав Византийской империи.
Василий II остался в истории с прозвищем Болгаробойца, связанным не только с его победами, но и с жестокостью. После разгрома болгарского войска в одном из сражений он приказал ослепить 15 тысяч пленных, оставив на каждую сотню единственного одноглазого поводыря, и отправил их к князю. Увидев своё изувеченное войско, болгарский князь, по свидетельствам источников, «почернел, упал на землю и спустя два дня умер».
Важное место во внешней политике византийских императоров занимали отношения с Древнерусским государством (об этом рассказывается в учебнике отечественной истории). Русские князья со своими дружинами предпринимали походы и против Византии, и против болгар. В то же время именно из Византии пришло на Русь христианство.
1 Мраморная арка, обозначавшая символический центр империи. На арке были указаны расстояния до крупнейших городов империи.
С VII в. Византии пришлось затрачивать значительные силы для обороны своих южных и восточных рубежей от натиска арабских государств (подробнее о них рассказывается в § 5).
Итак, Византия за свою тысячелетнюю историю прошла путь от эпохи Древнего Рима до Средневековья. В правление императора Юстиниана она стала одной из крупнейших и могущественных держав своего времени. Восприняв многое из римского наследия, византийцы создали собственную систему власти и управления. Это позволило в течение длительного времени преодолевать последствия внутренних усобиц и нападений со стороны других государств. Византия являлась центром восточного, православного христианства. Её богатая духовная и художественная культура оказала большое влияние на соседние народы.
Вопросы и задания 1.
Что означало название «ромеи»? Кого так называли? 2.
Покажите на карте, как изменилась территория Византийской империи в правление Юстиниана I. *Благодаря чему это стало возможным? 3.
Чем определялось положение крестьянина в Византии? От чего зависело его существование? 4.
Объясните, используя примеры, почему возникали и как происходили восстания жителей византийских городов. 5.
Охарактеризуйте власть василевсов. Кто и каким путём получал эту власть? 6.
Объясните, почему время правления Юстиниана I было названо «золотым веком» в истории Византии. 7.
Почему государственное управление в Византии называется централизованным? Используйте для ответа схему управления империей. 8.
Охарактеризуйте отношения Византии с её соседями. Какие задачи стремились решить правители империи? Приведите примеры.
История Византии, одной из «мировых» держав средневековья, общества своеобразного развития и высокой культуры, общества на стыке Запада и Востока, была насыщена бурными внутренними событиями, бесконечными войнами с соседями, интенсивными политическими, экономическими, культурными отношениями со многими странами Европы и Ближнего Востока.
Политическое устройство Византии
От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор.
Византийская Империя состояла из двух префектур - Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока (лат. Praefectus praetorio Orientis) и префект претории Иллирик (лат. Praefectus praetorio Illyrici). В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя (лат. Praefectus urbis Constantinopolitanae).
Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные реформы, связанные в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.).
С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон. Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты (лат. magister paeditum) и начальник конницы (лат. magister equitum), позже эти должности были объединены (Magister militum); в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия) (лат. Magistri equitum et pаeditum in praesenti). Кроме того, существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).
После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.
Для правящего класса Византии характерна вертикальная мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820). Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.
Армия Восточной римской империи к 395 году
Хотя Византия унаследовала свою армию от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью. Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков. В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница - катафрактарии. В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.
Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй. В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом конце существования империи представляют собой чисто наёмные формирования.
В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С X века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников. После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.
Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука - глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей).
В научной сфере этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий. В сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный от утраченных теперь писателей.
Экономика
В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов - Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 сословий Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха. Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке.
Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.
В начальный период истории государства основу экономики составляло производство и таможенная структура. 85-90 процентов производства во всей Евразии (за исключением Индии и Китая) приходилось на Восточную Римскую империю. В империи делалось абсолютно все: начиная от продуктов народного потребления (масленые лампы, оружие, доспехи, производство примитивных лифтов, зеркала, некие другие предметы, связанные с косметикой), которые теперь довольно широко представлены во всех музеях мира, до уникальных произведений искусства, в других областях мира не представленных вовсе - иконопись, живопись и так далее.
Медицина в Византии
Византийская наука на протяжении всего периода существования государства находилась в тесной связи с античной философией и метафизикой. Основная деятельность учёных находилась в прикладной плоскости, где был достигнут ряд замечательных успехов, таких как строительство Софийского собора в Константинополе и изобретение греческого огня.
В то же время, чистая наука практически не развивалась ни в плане создания новых теорий, ни с точки зрения развития идей античных мыслителей. Начиная с эпохи Юстиниана и до конца первого тысячелетия научное знание находилось в сильном упадке, однако впоследствии византийские учёные вновь проявили себя, особенно в астрономии и математике, уже опираясь на достижения арабской и персидской науки.
Медицина была одной из немногих отраслей знания, в которой был достигнут прогресс по сравнению с античностью. Влияние византийской медицины сказывалось как в арабских странах, так и в Европе в эпоху Возрождения. В последнее столетие существования империи, Византия сыграла важную роль в распространении древнегреческой литературы в Италии эпохи раннего Ренессанса. Основным центром изучения астрономии и математики к тому времени стала академия Трапезунда.
B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в "Новый Рим" (Константинополь – неофициальное название).
Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией. Константинополь сразу стал столицей христианской империи.
Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик.
Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330-518. В этот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникали многочисленные варварские, преимущественно германские племена. Положение на Востоке было не менее тяжёлым, и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит и король Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад - в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с их стороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, а его держава вскоре распалась.
Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов - Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад, завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство.
В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.
Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.
К началу XIV века от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой Западной Европы не имели успеха. 29 мая 1453 года Константинополь был завоеван второй и последний раз.
Религия Византии
В христианстве боролись и сталкивались многообразные течения: арианство, несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с Льва Великого (440-461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархи Александрии, в особенности Кирилл (422-444) и Диоскор (444-451), пытались установить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смут всплывали на поверхность старые национальные распри и сепаратистские тенденции.
С религиозным конфликтом тесно сплетались политические интересы и цели.
С 502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и булгары начали набеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столице велась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам команд колесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определёнными планами. Такую политику проводил Юстиниан I.
Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.
До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.
Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.
По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).
В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.
Культура Византии
В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:
Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии"
и так называемые Византийские "ренессансы":
Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс".
Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс".
Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".
Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).
В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.
С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.
Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:
"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед
возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожигания ересиархов на кострах".
Восточная Римская империя, созданная в начале IV века и получившая название Византийской, просуществовала почти одиннадцать столетий. Вся власть в государстве – военно-бюрократической монархии, – принадлежала императору, имевшем при себе совещательный орган – сенат. Базилевса провозглашала армия, сенат, народ – власть не передавалась по наследству, хотя в Византии и были императорские династии.
Вершиной расцвета Византийской империи многие историки считают правление императора Юстиниана (527–565 годы).
Император, получивший власть в 45 лет, начал свое правление с кодификации права. Собранные законы римских императоров за последние 400 лет, а также другие законодательные акты были разделены по отраслям права и составили свод гражданского права – Corpus juris civilis, в который вошли «Кодекс Юстиниана», конкретные законы – «Дикесты» и «Институции» – руководство по изучению права. Было провозглашено равенство граждан перед законом, определено понятие имперского гражданства, создана система регулирования института частной собственности. Р.Ю. Виппер писал:
«Кодекс Юстиниана уяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Свод Юстиниана имеет громадную важность не только для его эпохи, но и для всей дальнейшей истории. При его помощи последующие народы и их правители учились тому, как нужно управлять государством, как надо понимать законы, как надо смотреть на власть государя.
Создатель кодекса правовед Требониан предусмотрел возможность освобождения от рабства – раб становился свободным при службе в армии или ухода в монастырь. В семье права мужчины и женщины были равными. Смертной казни – четвертованию, обезглавливанию, сожжению, распятию, травле дикими зверями, поркой до смерти, – карались многие нарушения закона, самым страшным из которых было «оскорбление величества». Казнили как за словесное оскорбление императора, так и за повреждение его «портретов», в то время скульптурных изображений.
И.М.Дьяконов писал:
«Заслуга составителей Кодекса Юстиниана – и прежде всего их руководителя Требониана заключалась в разработке целой системы юридического мышления, юридических дефиниций, вследствие чего римское право имело громадное влияние на позднейшее европейское право, вплоть до нашего времени».
Только что принятые законы были нарушены почти сразу – во время народного восстания «Ника» в Константинополе в 532 году. Сгоревший город был восстановлен, а Юстиниан начал считать свою власть божественной. Ему сделали двойной трон – слева сидел базилевс, а правая часть была пуста: считалось, что там незримо сидит Господь.
Юстиниан начал восстановление Римской империи. Многие земли, принадлежащие ранее Риму, в результате многолетних кровопролитных войн вошли в состав Византии, в которой было построено более сотни новых городов. Средиземное море опять стали называть «Римским озером». В результате четвертьвековых войн казна империи опустела, экономика страны была подорвана, а лучшие воины-ромеи погибли. Начавшая после смерти Юстиниана смута «расстроила дела империи». Один из предшественников Юстиниана на византийском троне говорил: «Я не сделал ничего такого, в чем должен бы раскаиваться, я смотрел на власть, как на истечение могущественного, я старался сохранить ее незапятнанной, управляя государством с умеренностью и воюя лишь по необходимости».
В результате войн Византии с арабами и славянами к IX веку территория империи сократилась вдвое, как и количество ее граждан. Византийская империя этого периода – государство процветающих интриг, коррупции и воровства. История империи наполнена мятежами, заговорами, переворотами, политическими изменами и убийствами. Особенно процветала политическая интрига, сопровождавшаяся коварством, жестокостью и цинизмом. Императоры резались за власть, сокращая количество своих подданных. Борьба за престол не может себе позволить роскошь соблюдать законы, даже если это кодекс Юстиниана.
Историк того времени писал:
«После того, как римская армия присвоила себе право избирать императоров и стала возводить на трон людей самого низкого достоинства и звания, любой мог надеяться достичь этого высшего поста в государстве. Чтобы добиться его, следовало всего лишь применять в нужное время и в нужном месте подлость, коварство и убийство. Таковы были заговоры, потрясавшие в течение долгого времени, Константинополь. Редко, когда кто-либо из императоров оканчивал свои дни в покое, передавая власть законным наследникам».
Ситуация в империи изменилась в период правления императоров Македонской династии (вторая половина IX – середина XI века), раздавших государственные земли знати и военачальникам; землю обрабатывали зависимые крестьяне. Земельные магнаты составили класс феодалов. Ополчение воинов-стратегов, соответствовавших по типу европейским рыцарям и японским самураям, было заменено катафрактариями – закованной в броню тяжеловооруженной конницей.
И.М.Дьяконов писал:
«В середине IX века значительно уменьшившаяся Византия сплачивается в сильное централизованное государство, а в XI_XII веках в ней создается система условного, «феодального» владения с «сеньериальной» системой эксплуатации крестьян при одновременном их государственном обложении».
Существованию и развитию империи помогло развитие ремесел, внешней торговли и товаро-денежных отношений. Бурно развивавшиеся византийские города стали хозяевами среднеземноморской торговли. Константинополь – центр торговых путей между Западом и Востоком, стал богатейшим городом того времени. Развивается черноморская торговля. Развитию государства способствует подъем культуры. В Константинопольском университете преподаются арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Система просвещения создается по всей империи. В конце XI века патриарх Фотий собирает лучшую библиотеку того времени.
В 988 году в Херсонесе принимает православие великий киевский князь Владимир. За столетие до этого Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Библию. Начинается духовный, а за ним и политический подъем в славянском мире, развивается архитектура, литература, живопись. Однако византийские императоры считали, что крещение варваров – так они называли славян – означает автоматическое подчинение славянских государств базилевсу Византии. Это и стало одной из главных причин падения империи в 1453 году.
Императоры династии Комнинов вошли в историю как высокопрофессиональные политики, дипломаты, военачальники, опиравшие на провинциальную знать. Местные феодалы, однако, не смогли стать решающей силой в империи – армия Византии состояла в основном из наемников, подчинявшихся платившему им императору.
Характерным примером византийской политической интриги стал захват власти в империи Андроником Комнином в 1182 году.
После смерти императора Мануила Комнина власть пришла к его одиннадцатилетнему сыну Алексею. Андроник был его родственником и жил в Византии, дав слово не участвовать в заговорах против власти малолетнего базилевса. Когда правившая за сына Мария Антиохийская ослабила свою власть в междоусобной борьбе за престол, поддержавший ее Андроник заодно и вступил в Константинополь как освободитель народа, прекративший смуту в государстве.
Андроник обратился к народу, только что дравшемуся в уличных боях, обещая ему благоденствие в империи. Объявив, что власть ему не нужна, так как он просто сын отечества, Андроник сказал, что благополучию в государстве мешает вредное влияние на малолетнего императора его матери, союзницы Андроника Марии Антиохийской. Он попросил ее «добровольно» отказаться от власти, и она отказалась. Андроник пообещал народу создать национальное правительство и «унять» местную аристократию и дворянство, заступиться за мелких землевладельцев.
Андроник отменил самые непосильные налоги, уволил самых зарвавшихся чиновников. Одновременно он устранил всех конкурентов в борьбе за престол. Родственники императора арестовывались и неожиданно умирали. Оставшимся в живых в судах выносили смертные приговоры.
Объявив, что не может гарантировать жизнь императора, Андроник арестовал его мать. Появившиеся свидетели показали, что императрица – франкский шпион. Смертный приговор своей матери утвердил мальчик-император. Когда Марию душили в камере, перед ее лицом держали приговор с подписью его сына. Впрочем, правители Византии за ее историю совершили все преступления, подвластные земному и божественному суду, причем делали это часто, и с наслаждением. Унять самодержца всегда было очень сложно. С «унимающими» не разбирались, их казнили. Некоторые историки писали, что в соседних государствах было еще хуже.
Через несколько месяцев после казни регентши, «группа граждан» обратилась к Андронику с предложением принять корону базилевса. Андроник публично отказался и по улицам Константинополя прошли демонстрации в поддержку просьбы «группы граждан». Когда придворные одевали на нового императора мантию и корону, он стал отбиваться и его «силой» втащили на трон. Слезать с трона Андроник не стал – он заплакал и сказал, что «покоряется воле народа». Он поклялся помогать малолетнему императору в управлении Византией. Через несколько дней мальчика-базилевса задушили, а его голову принесли Андронику, который несколько дней любовался ею, говоря: «Отец твой был лжецом, мать – развратницей, а сам ты – трусом».
Совершив после этого несколько преступлений, за которые по законам Византийской империи полагалась смертная казнь в виде сожжения, Андроник Комнин стал править империей. Через двадцать лет рыцари – участники Первого Крестового похода неожиданно изменили цель своего похода, захватили Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю.
Константинополь захватили войска, численность которых на несколько порядков было меньше византийской армии. Еще Алексей Комнин, считавшийся знаменитым императором, не мог найти на ответственные государственные должности сановников, которые соглашались вставать раньше 9 часов утра и начинать рабочий день до 12 часов пополудни.
Империю в 1261 году восстановил Михаил Палеолог. Перед избранием Михаил «обещал народу»:
– назначать на высшие должности в империи только достойных людей;
– не посягать на имущественные права граждан;
– не устанавливать новых налогов;
– не принимать доносов и гарантировать правосудие;
– увеличить жалованье ученым империи;
– гарантировать солдатам и их семьям сохранение за ними земельных участков.
Палеологи правили Византией до ее падения.
В 1453 году Константинополь осадила громадная турецкая армия Мехмеда II. Осаду ожидали. Из казны были выделены деньги на ремонт укреплений, тут же украденные первым министром императора. Крепостные стены остались в запущенном состоянии и никто из обреченных жителей города не озаботился этим или не достучался до императора. Чуть позднее не удосужившийся проверить расходование средств император был зарублен как раз у не отремонтированной стены.
Свои услуги для обороны Константинополя предложил тогдашний артиллерийский гений венгр Урбан. В византийской казне не нашлось денег на оплату труда артиллериста. Деньги нашел султан Мехмед II, и пятисоткилограммовые ядра урбановских пушек разнесли не отремонтированные константинопольские стены.
Историки назвали основные причины гибели Византии:
– громадный разрыв в обществе между бедными и богатыми;
– отсутствие справедливых судебных решений для обычных подданных;
– пренебрежительное отношение власти к своей армии и флоту;
– громадная коррумпированная чиновничья – бюрократическая система управления империи;
– презрение столицы империи к провинциям государства.
Валентин Иванов писал в своей работе «Русь изначальная» о Византии:
«Подданный не имеет воли и иного назначения, кроме содействия империи. Так называемые жертвы подданного на самом деле суть единственное его назначение, и лишь они определяют его право на земное существование. Отказывающийся выполнять обязанности по отношению к империи тем самым ставит себя вне права на жизнь, так как общее благо воплощено в благе империи».
ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
ВИЗАНТИЯ
Образование Византийской империи. В 395 г. произошел официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную. Позднее Восточно-Римская империя получила названия Византия, так как еще в 330 г. император Константин I Великий (306-337) перенес столицу своего государства из Рима в Византий - древнюю мегарскую колонию на Босфоре. Город был переименован в Константинополь. Перенесение столицы на берега Босфора объясняется удачным положением города: здесь пересекались торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Константинополь являлся превосходно укрепленным военно-стратегическим центром. Кроме того, в период домината центр экономической и культурной жизни Римской империи все явственнее перемещался на Восток.
Византия включала в свой состав Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию Палестину, Египет, Киренаику, Северную Месопотамию, часть Армении, острова Эгейского моря, южный берег Крыма и т.д. Население Восточно-Римской империи было разноэтничным. Ее населяли: греки, фракийцы, иллирийцы, многочисленные эллинизирванные малоазийские племена, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, готы и т.д. Господствующее положение среди них занимали греки. Поэтому греческий язык получил статус государственного. Хотя романизация Византии и носила поверхностный характер, ее жители называли себя ромеями (римлянами), а государство Ромейским.
Аграрный строй. В состав Византийской империи входили области с различными природно-климатическими условиями, что позволяло развивать все отрасли сельского хозяйства. Широкому распространению хлебопашества способствовали традиции древней земледельческой культуры, особенно в Египте, Сирии, Северной Месопотамии, где значительную роль играла ирригация. Виноградники и оливковые рощи славились далеко за пределами Балканского полуострова. Население Малой Азии наряду с земледелием активно занималось скотоводством.
Существенные особенности социально-экономического развития Восточной Римской империи позволили ей легче перенести кризис III в., а затем, выдержав натиск варварских племен, вступить на новый путь развития. Во-первых, упадок сельского хозяйства в Византии проявился позднее (в VI в.) чем на Западе. Во-вторых, крупное землевладение латифундиального типа развивалось здесь медленнее и не в таких масштабах как в западной части империи. Крупные земельные владения в Византии принадлежали императорскому фиску и церкви. В-третьих, в Подунавье, в Македонии, во Фракии и Малой Азии в IV-VI вв. возрастала роль свободных земледельцев и общины. Типичной формой соседской сельской общины в Ромейской державе являлась митрокомия , объединявшая земледельцев, владевших мелкими участками земли и обладавших широкими правами собственности на них. В деревне получила распространение долгосрочная аренда - эмфитевсис , - особенно на императорских и церковных землях. Чаще всего арендаторами были свободные земледельцы, реже крупные землевладельцы.
Рабский труд применялся в хозяйствах почти всех категорий византийских земельных собственников. Однако здесь он не играл такой значительной роли как на Западе. Более всего рабство было распространено в Греции, на западе Малой Азии, в Сирии и Египте. Для увеличения производительности рабского труда в сельском хозяйстве рабу стали предоставлять в пользование участок земли - пекулий . В Восточной Римской империи сильнее чем на Западе была развита система колоната . В IV-V вв. колоны делились на свободных, обладавших большим объемом личных и имущественных прав, и приписных, считавшихся «рабами земли», но не рабами господина. В VI в. положение колонов ухудшается. Стирается грань между свободными и приписными колонами.
Существование многочисленных свободных земледельцев и сельской соседской общины, широкое распространение колоната и рабства с предоставлением пекулия способствовали большей экономической устойчивости Византии, замедлению темпов кризиса рабовладельческого строя, его окончательного разложения, а затем и процесса феодализации Восточной Римской империи.
Города, ремесло и торговля. В то время как на Западе города пришли в упадок в Византии в IV-VI вв. они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли. Самым крупным из них являлся Константинополь - столица империи. Здесь были собраны искусные ремесленники различного профиля. Слава ромейских архитекторов, иконописцев, специалистов по мозаике, ювелиров доходила до самых отдаленных уголков Старого Света. Константинопольские центры изготовления рукописных иллюстрированных книг (скриптории) пользовались широкой известностью. Кроме Константинополя значительными экономическими центрами империи являлись Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, Эфес, Смирна, Никея, Никомидия в Малой Азии, Фессалоника и Коринф на Балканах.
Высококачественная продукция византийских мастеров долгое время оставалась недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран. Огромные и разнообразные запасы полезных ископаемых (железо, золото, медь, мрамор и т.д.) способствовали развитию горных промыслов, оружейного дела, изготовлению орудий труда для ремесла и сельского хозяйства. Строительная техника, стекольное и текстильное производство постоянно совершенствовались и достигли довольно высокого уровня, особенно выработка полотняных и шерстяных тканей. В середине VI в., тайно раздобыв на Востоке личинки шелковичного червя, византийцы начали собственную выделку шелка.
Развитию византийского мореплавания и морской транзитной торговли способствовало обилие удобных гаваней и господство над Босфором и Дарданеллами. Ромейские купцы на востоке достигали Индии, Цейлона и Китая, на юге - Эфиопии и Аравии, на северо-западе - Британских островов и Скандинавии. Возросла торговля империи с Северным Причерноморьем и Кавказом. В течение всего этого периода Восточно-Римское государство являлось великой морской державой и осуществляло гегемонию на Средиземном море. Солиды (византийские золотые монеты) играли роль международной валюты.
В IV-VI вв. в ремесленном производстве Византии довольно широко применялся труд рабов. Благодаря этому имперские города, в которых в основном концентрировались ремесленники, долгое время оставались оплотом рабовладельческих отношений. Часть рабов работала в эргастериях (мастерских, принадлежащих частным лицам). Другие, подразделявшиеся на государственных рабов и рабов, находившихся в ведении муниципальных властей отдельных городов в подавляющем большинстве трудились в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.
Для повышения производительности труда рабов-ремесленников все шире практикуется предоставление рабу пекулия в виде мастерской или лавки. Но часто наряду с эргастериями известное значение приобретают небольшие мастерские лично свободных ремесленников. Последние в некоторых городах объединялись в корпорации.
Высокий уровень ремесленного производства, большие доходы от богатых городов и широкой морской торговли, значительные налоговые поступления от сельского населения и императорских поместий давали правительству возможность распоряжаться огромными средствами, содержать сильную армию (часть которой составляли иноземные наемники) и флот. Все это помогло Византии в отличие от Запада, где города в это время пришли в упадок, выдержав варварский натиск, сохраниться в виде независимого государства с сильной централизованной властью.
Государственное устройство. В 476 г. Одоакр, возглавлявший служивших в Италии германских наемников, сверг последнего западноримского императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Теперь Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Варварские королевства Западной Европы вплоть до создания империи Карла Великого формально признавали верховную власть константинопольских императоров.
В Византии сформировалась идея о божественном происхождении императорской власти, причем обожествлялся сан императора (василевса), а не сам император. Василевс являлся повелителем всех христианских народов. Он сосредоточил в своих руках всю исполнительную и законодательную власть и был окружен поклонением и восточной роскошью. В государстве ромеев не было твердых правил престолонаследия. При благоприятных обстоятельствах трон мог занять выходец из любого социального слоя, представитель любого народа, входившего в состав империи. Теоретически власть императора ограничивалась сенатом (синклитом) , консисторием (государственным советом) и димами (организациями свободных граждан византийских городов). Димы (от греч. «демос» - народ) выполняли хозяйственные, политические и военные функции. При осуществлении своей политики император должен был считаться и с церковью.
Государственное устройство Византии развивалось на традициях домината. В императорском дворце сосредоточилось центральное управление, которое делилось на ряд ведомств. Ведомствами руководили высшие чиновники, назначенные императором. Центральной власти подчинялось провинциальное управление, которое также было строго централизовано. Верховная власть постоянно и упорно боролась с любыми проявлениями провинциального сепаратизма. Табель о рангах определяла иерархию византийского бюрократического аппарата.
От поздней Римской империи Византия унаследовала систему налогообложения и организацию армии. В IV-VI вв. землевладельцы все чаще отказываются от поставки рекрутов в армию и заменяют ее денежными взносами. Наемники из варварской среды начинают играть все большую роль в византийском войске. Однако значительную часть армии и особенно флота составляли подразделения, сформированные на основе местного свободного населения. Это существенно повышало боеспособность византийских войск по сравнению с армией Западной Римской империи.
Церковь и еретические движения. В IV в. христианская церковь стала союзницей и опорой государства в идеологической и социально-политической сферах жизни византийского общества.
Церковная организация в Византии находилась в большей зависимости от императорской власти чем на Западе. Уже в это время намечаются различия между западной и восточной церквами как в организационной сфере, так и в области церковной догматики. Константинопольский патриарх постоянно соперничает с римским первосвященником за главенство в христианском мире.
В IV-VI вв. в Византии складывается сложная и разветвленная церковная организация. Духовенство было освобождено от налогов (за исключением поземельного) и повинностей. Высшие церковные иерархи имели право суда над клириками. В то же время церковь в провинциях обладала многочисленными земельными владениями, которые обрабатывались рабами, колонами и мелкими арендаторами, а в городах владела эргастериями и лавками.
В ожесточенной социально-политической и богословской борьбе вырабатывались основные догматы христианства. Главный догмат христианского символа веры о «троичности бога» породил длительные споры и противоречивые истолкования, давшие жизнь различным народно-еретическим движениям. Колыбелью многих из них являлась Византия. Пестрота еретических учений была необычайна: от радикальных дуалистических сект демократического характера, подобных манихеям, монтанистам и мессалианам, до более умеренных, не согласных с догматами господствующей церкви, как ариане, несториане и монофиситы. Наибольшее распространение радикальные еретические движения имели среди сельского населения империи, хотя они широко проникли и в городскую среду. К социальным мотивам народно-еретических учений зачастую примешивались политические интересы различных племен и социальных групп, участвовавших в религиозно-догматической борьбе.
Эпоха правления Юстиниана. Византия на раннем этапе своей истории достигла наивысшего могущества при императоре Юстиниане I (527-565). Это время внутренней стабилизации империи. Ромеи не только отражали натиск варваров, но и были в состоянии проводить широкую завоевательную политику.
Юстиниан - одна из самых колоритных, ярких, сильных, но вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Он родился в Македонии в многодетной семье бедного иллирийского крестьянина. Император Юстин I (518-527), дядя Юстиниана, взошел на престол в результате военного переворота. Солдатский император вызвал в столицу своего племянника и сделал его соправителем. После смерти Юстина Юстиниан стал полновластным хозяином огромной империи. Его историограф Прокопий Кесарийский в своих трудах создал двойственный образ императора. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению идеи возрождения былого могущества Римской империи. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и коварная. Верной помощницей Юстиниана являлась его жена Феодора. В молодости она была актрисой на цирковых подмостках и куртизанкой, но, став благодаря редкой красоте и необычайному обаянию императрицей, проявила недюжинный государственный ум, твердую волю, активно участвовала в управлении страной.
Во внутриполитической деятельности Юстиниан проводил курс на усиление централизации государства и укрепление его экономики. Он всемерно способствовал активизации торговли и поискам новых торговых путей. Многие города империи (в первую очередь Константинополь) становятся центрами международной торговли, что дает дополнительный толчок к подъему ремесленного производства, к пополнению государственной казны и росту муниципальных доходов. Это дало возможность императору финансировать в городах строительство дворцов и храмов (в столице между 532-537 гг. возвели храм Святой Софии), создавать мощные оборонительные сооружения.
Покровительствуя росту крупного церковного землевладения, Юстиниан в то же время оказывал поддержку и средним слоям землевладельцев. Явственно прослеживается, проводимая Юстинианом (правда не всегда последовательно), политика ограничения власти старой сенаторской аристократии и других крупных землевладельцев.
С 528 по 534 гг. созданная Юстинианом комиссия из видных юристов во главе с Трибонианом провела кодификацию римского права. Свод гражданского права Юстиниана состоял из Кодекса - основных установлений действующего римского права, Дигест - обширного сборника правовых положений, заимствованных у римских юристов, Институций - краткого руководства по юриспруденции и Новелл - новых законов, изданных самим Юстинианом.
В византийском законодательстве, как и во всех сферах жизни империи наблюдается борьба рабовладельческих устоев с нарождающимися феодальными. Так как в государстве ромеев в VI в. господствовали основы рабовладельческого строя, то фундаментом «Свода гражданского права» являлось старое римское право, которое накладывало отпечаток консерватизма на законодательство Юстиниана. Однако в «Новеллах» можно заметить и прогрессивные изменения, произошедшие в общественной жизни. Идеи неограниченной власти государя-самодержца и союза государства с христианской церковью становятся центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана. Получил четкое юридическое оформление институт колоната, облегчались условия отпуска рабов на волю, поощрялось предоставление рабам пекулия.
Строгой регламентации и охраны права частной собственности требовало наличие в Византии IV-VI вв. крупных городских центров с развитыми ремеслом и торговлей. В сфере частноправовых отношений отменялись старые, изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности - основы всего гражданского права.
«Свод гражданского права» Юстиниана сохранил свое значение на протяжении всего периода средневековья, а затем его основные положения были использованы в буржуазном обществе.
Восстание «Ника». Проведенное Юстинианом резкое повышение налогов было вызвано активной строительной деятельностью, содержанием разветвленного государственного аппарата, активной завоевательной политикой, роскошью императорского двора, что в свою очередь вызвало недовольство подданных и привело в 532 г. к восстанию, известному в историографии как восстание «Ника». Клич повстанцев «Побеждай» (по-гречески «Ника» дал название всему движению, которое было связано с обострившейся борьбой цирковых партий «Константинополя». Цирк (ипподром), где проходили конные ристания и различные спортивные игры, служил местом многолюдных собраний, являлся центром социально-политической борьбы. Цирковые партии были не только спортивными, но и политическими организациями. Свои названия они получили по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые»), русии («красные»). Наибольшим политическим весом обладали партии венетов и прасинов. Сенаторская аристократия и крупные землевладельцы возглавляли партию венетов. Владельцы крупных ремесленных эргастериев и купцы, торговавшие с восточными провинциями империи составляли основную массу партии прасинов. Цирковые партии самым тесным образом были связаны с византийскими городскими димами. Рядовые члены димов, относившиеся к средним и низшим слоям свободного населения городов, также входили с состав цирковых партий. Между прасинами и венетами существовали и религиозные разногласия. Венеты являлись сторонниками ортодоксальной церкви, прасины придерживались монофиситства. Покровительство Юстиниана партии венетов и преследование прасинов вызвало ненависть последних к правительству.
11 января 532 г. на константинопольском ипподроме прасины подняли восстание против правительства. Вскоре к ним присоединилась часть венетов. Низы обеих партий требовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Начались грабежи и поджоги домов знати и правительственных зданий. Затем возмущение восставших обратилось на самого Юстиниана, который со своими приближенными был осажден во дворце. Император решился бежать из столицы, но Феодора потребовала, чтобы он взял себя в руки и напал на восставших. Среди восставших к этому времени начался раскол. Часть аристократии из партии венетов, недовольная требованиями средних и низших слоев населения, отошла от восстания. Верные Юстиниану войска под предводительством полководцев Велисария и Мунда напали на собравшийся на ипподроме народ и перебили около 30 тыс. человек. После подавления восстания «Ника» прослеживается поворот политики Юстиниана в сторону реакции. Но народные выступления в империи не прекращались.
Внешняя политика Юстиниана. Идея восстановления Римской империи являлась стержнем внешней политики Юстиниана. Чтобы осуществить свои замыслы ему необходимо было покорить варварские королевства, возникшие на обломках Западной Римской империи. Королевство вандалов и алан, раздираемое внутренними междоусобицами вандало-аланской знати, первым подверглось ударам превосходящих сил византийской армии под руководством полководца Велисария. Недовольство местных берберийских племен правлением вандалов, помощь византийцам со стороны римских рабовладельцев и ортодоксального духовенства против вандалов-ариан ускорили разгром. В 534 г. королевство вандалов и алан исчезло с политической карты Средиземноморья. Однако из-за недовольства населения восстановлением рабовладельческих порядков и введением непосильных налогов Северная Африка была полностью подчинена только к концу 40-х гг. VI в.
Летом 535 г. войска Велисария захватили Сицилию и, переправившись в Южную Италию, начали продвигаться к Риму. В 536 г. Велисарий взял Рим, опираясь на помощь италийских рабовладельцев и ортодоксального духовенства (готы, как и вандалы исповедовали арианство). Но против власти Юстиниана, восстановившего рабовладение, началось широкое народное движение, которое возглавил остготский король Тотила. В 546 г. он отвоевал у византийцев Рим, а вскоре изгнал ромеев с большей части Апеннинского полуострова, с Сицилии, Сардинии и Корсики. В 552 г. византийскому полководцу Нарсесу в битве у местечка Тагина удалось разбить армию Тотилы, от которого отвернулась часть повстанцев, недовольная его политикой компромиссов по отношению к италийским рабовладельцам и остготской знати. Сам Тотила погиб в бою. В 555 г. Италия была полностью завоевана византийцами.
Одновременно с завоеванием Италии Юстиниан начал войну против вестготов в Испании, где его войскам удалось захватить целый ряд стратегически важных объектов в юго-восточной части Пиренейского полуострова.
Таким образом, к государству ромеев были присоединены многие области, ранее входившие в состав Римской империи. Но недовольство покоренного населения реставраторской политикой Юстиниана, делало эти победы непрочными.
На Востоке на протяжении почти всего правления Юстиниана Византия вела изнурительные войны с Сасанидским Ираном за господство над Закавказьем и в первую очередь над территорией Лазики (Западной Грузии). Воспользовавшись тем, что к 540 г. империя прочно увязла в войне с остготами, сасанидский шах Хосров I Ануширван напал на Сирию. Затем военные действия, длившиеся с перерывами до 562 г., развернулись и в Закавказье. В итоге Лазика осталась под византийским контролем, остальная часть Грузии была закреплена за Ираном.
На северных границах империи Юстиниану почти ежегодно приходилось вести оборонительные и не всегда удачные войны против гепидов, герулов, гуннов-кутригуров, славян и других варварских племен, которые обычно после набегов уходили назад за Дунай. Однако с середины VI в. обстановка меняется. Усилившиеся славянские земледельческие племена, у которых в это время интенсивно идет распад родовых связей, теперь не боятся подходить к стенам Константинополя. Во времена Юстиниана ромеи еще с трудом отражают их нападения. Но после его смерти и ослабления византийской государственности в результате многочисленных войн славяне начинают планомерно заселять плодородные земли империи. Они приносят с собой на Балканы и в Малую Азию общинный строй и институты власти, характерные для периода «военной демократии» (совет старейшин, военный вождь - князь, народное собрание). Проникновение варваров на территорию Византии наложило свой отпечаток на дальнейшее экономическое и социально-политическое развитие империи.
Византия в конце VI - середине VII в. После смерти Юстиниана I ромейская держава, истощенная продолжительными войнами и непосильным налоговым бременем, вступает в полосу упадка. В это время кризис рабовладельческого способа производства в Византии достигает наивысшей степени остроты и характеризуется разрушением ирригационной системы, ухудшением агрикультуры, увеличением площадей заброшенных земель, ростом крупного землевладения, основанного уже на эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев, распространением патроната. В личной зависимости от патрона (крупного землевладельца) оказываются не только отпускаемые на волю рабы, но и свободные земледельцы. Характерные для феодального общества формы ведения хозяйства получают все большее развитие. То же самое можно сказать и об общественных отношениях.
Складывающаяся в империи ситуация способствует развитию антиправительственного движения «разбойников» и колонов, которые с оружием в руках пытаются отстаивать свои права. Наиболее интенсивно эти процессы идут в Египте, Палестине, Сирии. В 602 г. вспыхивает восстание в армии, расквартированной на Дунае. Повстанцы провозглашают императором центуриона (сотника) Фоку, который начинает проводить политику террора против крупной земледельческой аристократии. В восточных провинциях Византии начинается гражданская война, в результате которой в 610 г. Фока был свергнут и казнен. Константинопольский престол занимает Ираклий (610-641) - представитель феодализирующейся провинциальной знати.
В начале VII в. на территорию империи усиливается проникновение славян, которые заселяю Фракию, Македонию Грецию, Далмацию и Истрию. К середине VII в. почти весь Балканский полуостров колонизован славянами, которые теперь устремляются в Малую Азию. В начале 80-х гг. VII в., пришедшие на Балканы из Северного Причерноморья тюркоязычные болгары, вместе со славянами создают Первое Болгарское царство.
В 627 г. при поддержке Хазарского каганата императору Ираклию на Востоке удалось разгромить Сасанидский Иран. Но с середины 30-х гг. VII в. на азиатские провинции Византии обрушились арабы. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук, а затем с 636 по 642 г. завоевали Египет, Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, население которых, недовольное деспотическим правлением империи поддержало новых завоевателей. К концу VII в. арабы отторгают от ромейской державы ее североафриканские владения. В Закавказье Армения и Лазика стали независимыми от империи.
В Италии Константинополь контролирует лишь Равеннский экзархат, Апулию и Калабрию на юге Апеннинского полуострова, а также остров Сицилию. Со времен правления Юстиниана и до конца VII в. Византия потеряла приблизительно две трети своих земель. За это время изменился и этнический состав населения империи: значительная часть Балканского полуострова и территории на западе Малой Азии оказались заселенными славянами. На востоке Малой Азии появились поселения армян, персов, сирийцев и арабов.