Доклад на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Сущность понятия регулятивных ууд, их виды Регулятивные возможности
Регулятивные
универсальные учебные действия
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Роль учителя сегодня изменилась - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Поэтому учителю начальной школы следует перейти к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные УУД.
Цель работы – формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников для повышения качества образования.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив (в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те регулятивные универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:
Отдельные этапы урока | Деятельность учащихся | |
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) | |
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.
Овладение учащимися регулятивными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Математика учит ребят планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. умение строить алгоритм поиска необходимой информации.
Русский язык даёт умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Окружающий мир формирует способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Чтение учит ребятумению строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Развитие регулятивных действий связано формированием произвольности поведения . Формированию РУУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК: «Перспективная начальная школа» и «Перспектива», «Ритм». В данных УМК представлены технологии:
1.Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении.
2.Организация учебного сотрудничества.
3. .
4.Проектно-исследовательская деятельность.
5.Использование интерактивных возможностей ИКТ.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивны е универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена прежде всего на формирование универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса:
принимает и сохраняет учебную задачу
учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
планирует свои действия совместно с учителем
овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения
Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующее:
надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу;
на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний; вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
учить детей ставить цели и искать пути их достижения ;
для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания;
на уроке уделять большое внимание самопроверке детей;
учитель должен помогать ребенку найти самого себя, создавая ситуацию успеха.
Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Вебинары по теме УУД
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования. (Слайд №4)
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
«Тема урока математики «Задача. Условие и требование».О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Вебинары по теме УУД
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Вебинары по теме УУД
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.
В своей работе на данном этапе можно использовать следующие приемы:
С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.
Вебинары по теме УУД
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.
Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.
Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Д».
После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Вебинары по теме УУД
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания : сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания : ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.
Вебинары по теме УУД
При оценке учебных умений ученики могут использовать лесенку успеха: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!
Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.
К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.
Оценка по уровням:
Сомневаюсь Умею Могу научить.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?
Чему научился?
За что себя можешь похвалить?
Над чем еще надо поработать?
Какие задания тебе понравились?
Какие задания оказались трудными?
Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу?
Вебинары по теме УУД
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
В настоящее время приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Исходя из вышесказанного, тема реферата является очень актуальной.
Объектом изучения являются регулятивные действия, входящие в систему УУД.
Предметом изучения – особенности регулятивных действий.
Целью написания реферата является изучение влияния регулятивных действий на учебный процесс.
Глава 1 регулятивные учебные действия
1.1.Универсальные учебные действия, основные понятия
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
1.2. Особенности регулятивных действий
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов нового стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем, встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что планирование происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Что касается действия оценки , то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения .
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Для работы по новым ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, направленную на достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными стандартом. Частью образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования бы-ли положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.
Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личност-ное общение со сверстниками, и старший подростковый воз-раст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.
В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.
В подростковом возрасте формируется произвольная само-регуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.
Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициа-тивность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды.
В программе формирования УУД значительное место занимают типовые задачи формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В широком смысле термин универсальные учебные действия обозначает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся следующие действия:
- Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).
- Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
- Прогнозирование (предположение о том, какой результат получится в конце работы).
- Контроль (сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
- Коррекция (внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами)
- Оценка (осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения).
- Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению пре-пятствий).
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас-смотрено в трёх аспектах:
—формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно-го смысла и мотивации учения;
—развитие регуляции учебной деятельности;
—саморегуляция эмоциональных и функциональных со-стояний.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций».
Общение является необходимым условием развития спо-собности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.
Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничест-ва ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.
Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное пла-нирование, осуществление, обсуждение и оценивание само-стоятельной работы.
Учитель должен планировать своё взаимодействие с уче-ником, ориентируясь на необходимость:
1) инициации внут-ренних мотивов учения школьника;
2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохране-нии учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;
3) исполь-зования групповых коллективных форм работы.
Значимыми ориентирами в формировании действия оце- нивания являются:
—акцент на достижениях ученика;
—выделение универсальных учебных действий как объек-та оценки;
—сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;
—формирование рефлексивности оценки и самооценки.
—с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;
—необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной де-ятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;
—предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб-ного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка)
—необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;
—оценка должна основываться на содержательных, объ-ективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;
—необходимо формировать у учащихся умение анализи-ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;
—способствовать развитию умения учащихся самостоя-тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф-ференцированной оценки в учебной деятельности;
—необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценоч-ное суждение учащегося предваряет оценку учителя;
—организовывать учебное сотрудничество на основе со-блюдения принципов уважения личности учащегося, приня-тия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.
Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии само-стоятельности и автономии личности, принятии ответствен-ности за свой личностный выбор, обеспечивает основу само-определения и самореализации.
На мой взгляд, формирование регулятивных УУД наиболее успешно проходит во внеурочной деятельности. Для этого можно использовать различные формы работы: кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования и т.д. Учащиеся охотно принимают участие в таких формах работы, потому что занятия проходят в неформальной дружеской обстановке, ребята легко идут на контакт, им очень интересно и увлекательно. Любая неудача переживается гораздо легче и быстро забывается.
Одним из способов развития регулятивных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности.
Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:
· включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);
· разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.
Критерии при работе над проектом:
· Ученик (или группа, по желанию) выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
· Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
· Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.
Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.
Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на уроке.
Ребята сначала подумали как они хотят работать: в группе или индивидуально.
Тему выбирали самостоятельно, в рамках изучаемого материала на уроках ОБЖ в 7 классе.
В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.
Регулятивные УУД - определение и формулирование цели своей деятельности.
Второй этап. Выполнение проекта.
Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся, работая в группах или индивидуально составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.
Регулятивные УУД - составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Третий этап. Оформление проекта.
На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Форму оформления проекта (в виде плаката, доклада, коллажа или компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Четвертый этап. Представление проекта.
Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.
Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.
1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
· Наличие картинки (рисунка)
· Аккуратность
2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
· Соответствие теме проекта
· Наличие оригинальных находок
· Полнота
3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):
· Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения
· Фонетическая правильность речи
· Грамматическая правильность речи
· Лексическая правильность речи
· Степень владения материалом
· Эмоциональность в представлении
4. Итого:
· 12 - 15 баллов - “5”
· 9 - 11 баллов - “4”
· 6 - 8 баллов - “3”
Итоговая оценка:
Критерии оценки мультимедийных проектов
1. Критерии оценки презентации (5 баллов):
· Объем презентации
· Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
· Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
· Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
· Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
· Соответствие между темой и содержанием
· Актуальность, новизна
· Информативная насыщенность проекта
· Наличие оригинальных находок, собственных суждений
· Логичное изложение материала
3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
· Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
· Степень владения материалом (свободное - без опоры, несвободное - с опорой)
· Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
· Самостоятельное управление слайдами презентации
4. Итого:
· 13 - 15 баллов - “5”
· 10 - 12 баллов - “4”
· 7 - 9 баллов-“3”
Итоговая оценка:
Пример задания на развитие регулятивных УУД «Планирование учебной работы»
Задание «Планирование учебной работы»
Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Возраст: 13—14 лет.
Учебная дисциплина: ОБЖ.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа
Описание задания : составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.
Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.
Хронокарта
Действие |
Минуты |
Всего минут |
|||||||||||
Определение темы и цели |
|||||||||||||
Чтение литературы |
|||||||||||||
Отбор и систематизация содержания доклада |
|||||||||||||
Написание тезисов доклада |
|||||||||||||
Проверка |
После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным каранда-шом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фак-тическим и отвечают на вопросы:
Есть ли различия?
В чём они состоят?
Какое действие вы недооценили по временным затра-там? Какое переоценили?
Как бы вы теперь заполнили хронокарту?
Используемая литература
- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
- Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред.
А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе.
Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:
Просвещение, 2010. — 160 с.