Конспект открытого урока по чтению на тему "Н. А
Н.А. Некрасов во время написания поэмы ставил целью изобразить реальную действительность того времени, когда создавалось его стихотворение. Его герои становятся отождествлением молодежи той эпохи, которая подразделялась на тех, которые только говорили о том, как было бы хорошо изменить существующий порядок.
Но они не подкрепляли свои слова делами. И своим произведением Некрасов хотел призвать молодежь быть активными, стать людьми, которые подкрепляют все свои слова действиями. Ниже описано краткое содержание "Саши" Некрасова.
Коротко о произведении
Некрасов написал "Сашу" в 1855 г. и она стала первой поэмой в его творчестве. Ранее в своих произведениях поэт уже затрагивал тему становления демократических принципов у молодежи. Основной мыслью поэмы является призыв к молодежи приносить пользу своей стране, даже при помощи искусства.
Можно сказать, что поэма - это обращение к будущей молодежи. На примерах своих героев Некрасов хотел показать, как праздность и бездеятельность влияют не только на общественное положение человека, но и на его личность.
Действующие лица
Главные герои "Саши" Некрасова являются отражением молодежи, придерживающейся демократических убеждений. Персонажи произведения противопоставляются друг другу, и таким образом поэт пытается донести до читателей главную мысль произведения.
Саша - милая деревенская девушка. Ее родители - старички, небогатые люди. Свою дочь они воспитывали, не прибегая к книгам. Поэтому для Саши милее всего - деревенская жизнь и единение с природой. С появлением соседа девушка испытывает первое чувство и взрослеет как личность.
Агарин - сосед Саши. Молодой человек, "бледный и тонкий". Обучает девушку французскому языку, приносит книги. Обещает ей, что скоро их жизнь изменится к лучшему. Но позднее разочаровывается в своих убеждениях, становится угрюмым и тем самым отталкивает от себя Сашу. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему.
Детство Саши
Но старичкам обучение науке и знакомство с книгами казалось лишним. Такая простая деревенская жизнь позволила сохранить Саше душевную ясность и простоту. Девочка росла в единении с природой.
Юношеские годы
В кратком содержании "Саши" Некрасова следует особое внимание уделить личности главной героини. До шестнадцатилетнего возраста девушка не ведала ни тревог, ни других душевных волнений. Она радовалась жизни, красоте полей и свободе. Только река казалась Саше несвободной - она наблюдала за тем, как река пытается вырваться из своего устья. Глядя на ее борьбу, девушка понимает, что жаловаться на судьбу - глупо.
Девушке нравилось наблюдать за тем, как работают селяне. Ей нравилось гулять по полям, собирать цветы и петь незатейливые песни. Глядя на то, какой славной выросла их дочь, родители начинают задумываться о хорошем женихе. Случалось девушке и печалиться - это случалось, когда вырубали лес. Но пока что ее сон продолжал быть безмятежным.
Знакомство с Агариным
Важным моментом в кратком содержании "Саши" Некрасова является ее знакомство с молодым соседом. Неподалеку от домика Сашиных родителей стояла уже давно заброшенная усадьба. Туда приезжает молодой хозяин Лев Агарин. Это был бледный и тонкий юноша, постоянно глядевший в лорнет. Он по-доброму обращается с прислугой и называет себя перелетной птицей.
Агарин знакомится с Сашей и берется за ее обучение. Он читает ей разные книги, обучает французскому языку, рассказывает о том, что он увидел в дальних краях, и размышляет о том, почему человек может быть бедным и злым. Агарин обещает Саше, что скоро все изменится и над ними взойдет доброе солнце.
Отъезд Агарина
Важным моментом в поэме, о котором нужно рассказать в поэме "Саша" Некрасова, является то, как на главную героиню повлияло знакомство с соседом. С наступлением зимы, молодой человек уезжает из своей усадьбы. Девушке становятся ее прежние занятия неинтересны.
Возвращение Агарина
Одним из ключевых моментов в поэме "Саша" Некрасова является приезд молодого соседа. Сашеньке на тот момент едва минуло 19 лет. Если девушка стала еще красивее, чем прежде, то Агарин вернулся еще бледнее, чем его помнила героиня. Они разговаривают, как и раньше, но только теперь Лев ведет себя озлобленнее, и, словно специально, перечит во всем девушке.
Молодой человек теперь не говорит о том, что скоро воссияет солнце правды. Теперь он считает, что все люди злые и у всех низкие помыслы. Агарин говорит девушке, что вся ее деятельность, направленная на то, чтобы помочь бедным - бесполезна. Спустя какое-то время Саша перестает общаться с Агариным: не принимает его книги, старается его избегать. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему, объясняя свой отказ тем, что он изменился, стал злым и перестал бороться за свои убеждения.
Во время анализа "Саши" Некрасова особое внимание следует уделить концовке произведения. В нем говорится о том, что родители девушки не могут понять, что за человек этот Агарин. В своем простодушии они не знают о том, что он - представитель нового поколения молодых людей. Они находятся в постоянном поиске великого дела, о котором они прочитывают в книгах.
Он хочет сделать мир лучше, но все время разрушает то, что находится рядом с ним. Любовь затрагивает ему только голову, но не тревожит сердце. В любую минуту такие люди готовы отказаться от дела и обвинить окружающих в том, что у них ничего не получилось.
Поэтому Саше повезло, что она вовремя увидела натуру Агарина и отказала ему. Но все-таки благодаря ему, девушка смогла раскрыть свой потенциал и направить свою энергию в полезное русло. И в будущем Саша станет еще лучше и обязательно найдет свое счастье.
Главная мысль в "Саше" Некрасова - это то, что человек должен быть полезным окружающим. Что праздное времяпрепровождение влияет и на личность человека - человек без цели становится озлобленным, все люди кажутся ему такими же, книги уже воспринимает не так как раньше. Но будущего за такими людьми нет - они способны только на разговоры.
А Саша, получив нужное направление, уже без помощи Агарина, смогла развить свои способности и приносить пользу людям. Поэтому девушка не стала такой, как Лев, а труд, наоборот, еще больше облагородил ее личные качества. Такие личности были способны изменить общество, потому что они показывали на своем личном примере, что важнее красивых слов творить добрые дела.
«Саша» Некрасов
«Саша» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Поэма «Саша» была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале «Современник» № 1 . Действие поэмы относится к сороковым - началу пятидесятых годов.
Литературное направление, жанр
Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.
Тема, основная мысль и композиция
Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.
Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.
В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик - отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.
Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое...»
В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.
Тема поэмы - влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.
Основная мысль . Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.
Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».
Герои и образы
Лирический герой - рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).
Образ Саши - центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».
Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.
Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.
Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение - вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.
Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин - огарок.
Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить - ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» - порождение векового рабства.
Размер и рифмовка
Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.
МКОУ «Богородская школа №8»
Конспект
открытого урока по чтению и развитию речи в 9 «а» классе
на тему:
Н. А. Некрасов « Саша».
Подготовила: Кузнецова Л.С.
2016 год.
Тема: Н. А. Некрасов « Саша».
Цель урока:
Познакомить учащихся с отрывком из поэмы.
Задачи урока:
1 . Обучающая : ввести учащихся во внутренний мир Н.А. Некрасова, через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы, в которой присутствует человек со своей болью, сочувствием.
2. Коррекционная : развивать у учащихся навыки анализа поэтического текста, внимание, мышление, виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, обогащать словарный запас.
3 . Воспитывающая : воспитывать любовь к природе, родному краю, Родине, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: презентация, учебник, аудиозапись отрывка поэмы «Саша», карточки со словами.
Ход урока:
Орг. момент .
Рапорт дежурного.
(число, месяц, время года, погода, присутствие учащихся в классе)
Достать тетради и необходимые для урока предметы.
Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы повторим пройденный материал, познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «Саша», будем его читать, слушать, анализировать, постараемся понять и доказать, что главная тема этого стихотворения любовь к природе.
Повторение пройденной темы.
Фронтальный опрос
Ответить на вопросы:
Где родился Н. А. Некрасов?
( Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге .)
Каков был путь поэта в жизни и в поэзии?
(Путь Некрасова в жизни и поэзии был нелёгким.)
Каким человеком был отец Некрасова?
(Отец поэта был человеком жадным, невежественным и жестоким).
А какой была мать поэта?
(Мать Николая была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела)
Что посвятил ей Некрасов, став известным поэтом?
(Он посвятил ей несколько стихотворений)
Какое стихотворение, посвящённое матери поэта вы знаете?
(Рыцарь на час)
Какие факты из жизни матери вспоминает Некрасов в этом стихотворении?
(Как она жила нелюбимая и защищала своих детей от избиения мужа.)
Сломили ли поэта жизненные невзгоды?
(Жизненные невзгоды не сломили поэта).
Чем он упорно занимается?
(Он упорно занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести)
Каким поэтом он становится?
(Он становится первым народным поэтом, который рассказывает в своих стихах о многострадальном русском мужике, о тяжёлом положении женщины).
Что любит и хорошо знает Некрасов?
(Некрасов влюблён в русскую природу, он хорошо её знает).
Индивидуальный опрос.
Стихотворение «Рыцарь на час» - наизусть.
III. Новая тема:
Слово учителя.
Мы с вами знаем, что Н.А. Некрасов очень любил русскую природу и хорошо её знает. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Саша» и проследим, что и в стихах о природе присутствует человек со своей болью, страданием, сочувствием к тому, что он видит вокруг.
Чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев Некрасов используют л итературный приём олицетворение , при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
(Слайд 2)
Чтение эпиграфа к теме: (слайд 3)
«И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она».
Ребята, прочитав эпиграф, как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?
(выслушать ответы учащихся)
В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение.
Карточки на доске:
Березняк - берёзовый лес;
дубняк - дубовый лес;
осинник - осиновый лес;
аркан - длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце;
роковой - приносящий вред, несчастье;
Проверяем (Слайд 4)
Физминутка! (Слайд 5)
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Работа с учебником:
Чтение текста стихотворения учителем (стр. 138-140).
IV . Закрепление темы:
Ответить на вопросы:
Кто главный герой этого произведения?
(девочка Саша)
Каким Саша видела лес до вырубки? Найдите в тексте ответ, зачитайте или расскажите.
(Сколько тут было кудрявых берёз; там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели; Там поднимался дубок молодой; птицы царили в вершине лесной; понизу всякие звери таились)
Как поэт описывает страдания деревьев во время вырубки? Зачитайте ответы из текста.
(лес зазвенел, застонал, затрещал; стоном стонали верхушки осин, раненый стонет, зовёт, проклинает. тени ходили;)
Какой приём описывает автор для того, чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев?
(Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам).
С кем сравнивает поэт погибшие деревья? Найдите эти строчки.
(С мёртвым героем)
Как вели себя животные во время вырубки леса?
(Заяц послушал и вон побежал; в тёмную нору забилась лиса; машет крылом осторожнее птица; низко… летали совы; звонко кукушка вдали куковала; да, как безумная галка кричала)
Чем грозила им эта работа людей?
(гибелью)
Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?
(У Саши было печальное, грустное состояние при воспоминании о былой красоте леса, возмущение и гнев от работы мужиков, жалость к срубленным деревьям и растерявшимся жителям леса.)
- О каких качествах характера говорят слезы девочки?
(О доброте девочки)
- А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова .
Аудиозапись стихотворения. ( Слайд 6)
Работа в группах:
1 группа – деревья (какая польза: кров, пища для птиц и животных, веники, кислород, сок, лекарство, здоровье)
2 группа – птицы (какая польза: уничтожают вредных насекомых).
V. Итог урока.
Ответить на вопросы. (Слайд 7)
1.О чём говорится в стихотворении?
(о природе, о лесе).
2. Какая судьба была у леса?
Роковая (несчастная)
3. через кого поэт показал любовь к родной природе?
(через девочку Сашу).
(Слайд 8) Вывод:
Это стихотворение – яркий пример того, как в творчестве Некрасова показана любовь к русской природе, родному краю, сострадание и сочувствие ко всему тому, что он видит вокруг.
Выставление оценок:
Сегодня за урок получили следующие оценки…
VI. Задание на дом:
Стр. 138-140 выразительно читать.
Приложение 1.
Березняк
берёзовый лес
дубняк
дубовый лес
осинник
осиновый лес
аркан
длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце
роковой
приносящий вред, несчастье
олицетворение
литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам
Замечательное творение Николая Алексеевича учит нас тому, что если уж человек наделен умом, то он должен еще и использовать его в определенной ситуации, а не расхваливать свои возможности в разговорах. Особенно эта проблема затрагивает нынешнюю молодежь.
В центре сюжета мы видим семейство пожилых зажиточных господ, которые воспитывают дочку по имени Саша. Ее родители были открытыми и добродушными людьми, которые презирали угодничество и высокомерие. Мать и отец старались вложить в нее все самое чистое и прекрасное, однако наукам обучать
Ее не стремились. Девочка обитает в глуши, сохраняя невинность своих мыслей и поступков.
До своего того, как ей исполнилось шестнадцать лет, она вела свободную и беззаботную жизнь. Волнения и колебания Саше чужды. Она радуется своим существованием в гармонии с природой. Ей нравится наблюдать за работой крестьян, в которых она видит хранителей простой жизни. Саша с удовольствием бегает по полям, собирает цветы и исполняет народные песни вместе с селянами. В зимнее время девушка с удовольствием катается на санках с горы, а по вечерам с увлечением слушает сказки няни. Но случаются у Саши и дни, наполненные печалью.
Особенно
Она переживала, когда вырубали лес. Со слезами на глазах Саша вспоминает, как лежали выруленные и уже высохшие деревья, как были раскиданы гнезда, и беспомощно пищали птенцы.
Любуясь, как подрастает дочь, старики подыскивают ей хорошего мужа. И вот, однажды, в соседнем имении, которое пустовало долгое время, появляется Лев Агарин. Статный господин, всегда учтиво говорит со слугами. Долго путешествуя, и рассказывая о своих приключениях, он считает себя великим прорицателем.
Агарин любит бывать в гостях у Сашиных родителей, подолгу беседует с ними, подсмеивается над деревенской природой, и много рассуждает о причинах появления человеческих пороков.
После отъезда Агарина в Саше как будто все переменилось. Она ста больше увлекаться литературой и оказывает помощь малоимущим.
Когда девушке исполнилось девятнадцать лет. В имение возвращается Агарин. Он восхищается красотой Саши. Но уже больше не говорит, что наступит скоро время истины, а скорее наоборот, осуждает людей за их злобу и низость. Саше не понравилось поведение Льва. Ведь этот человек только говорит, а изменить данное положение дел даже не стремится. Вовремя поняла девушка этого господина, и отказывается стать его супругой.
(2
оценок, среднее: 1.00
из 5)
Сочинения по темам:
- В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть...
- Совсем недавно попадалось такое грустное объяснение о чем на самом деле эта сказка: Оказывается в средние века в Европе действительно...
Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта Некрасова. Сюжет произведения, который включает в себя обширные отступления автора, характеристики действующих в поэме персонажей, а также непревзойденные картины живой природы, построен на истории отношений между Агариным и молодой красивой девушкой с именем Саша. Она является дочерью либерального помещика, не сильно богатого, но и не бедного.
Главный герой поэмы не в силах выдерживать суровые жизненные испытания, которые наступили после 1848 года, во времена так называемого
«мрачного семилетия», резко отвергает свои свободолюбивые взгляды, которых он недавно придерживался. При первой же его встречи с Сашей он – приверженец правды и веры в добро. Однако затем он постепенно утрачивает веру.
Основной проблемой данного произведения можно назвать проблему, которая связана с процессом формирования демократических убеждений у передовой молодежи того времени.
Стоит отметить, что ранее данной проблемы автор неоднократно касался в своей ранней лирике (произведение «Родина»), а также в прозе (речь идет о произведении «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»). Однако именно
В поэме «Саша» Некрасову удалось выяснить основополагающее отличие между такими социальными явлениями, как демократизм и либерализм.
В «Саше» неизменная рифма к слову Агарин – это «барин» что, конечно же, нельзя считать случайностью. Некрасов естественным образом включает Агарина в типологический ряд так называемых «лишних людей».
И в данном случае именно молодая девушка по имени Саша противопоставляется Агарину, как человек, человек который всей душой жаждет новой жизни. Кроме того, довольно символическим является тот факт, что произведение названо не в честь героя, а в честь героини, что, к слову, создает определенный контраст с произведением еще одного талантливого российского писателя Тургенева «Рудин», которое было опубликовано одновременно с произведением Некрасова.
Конечно же, роман и поэма имеют ряд общих моментов, как в характерах и поведении главных действующих персонажей, так и частично в самих сюжетах. Но более интересными являются, безусловно, отличия. Если говорить о Некрасове, то он более критично относится к своему герою, нежели Тургенев.
По глубоким убеждениям Некрасова, духовная сила любого человека, прежде всего, зависит от степени его родства с народом. Этот критерий будет у него основополагающим. Именно поэтому в поэме два главных героя друг другу противопоставляются. И можно невооруженным глазом заметить, что все авторские симпатии принадлежат именно героине.