Анализ поэтического произведения памятник державин. Анализ стихотворения «Памятник» Г.Р
Тест по литературе Памятник для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите древнеримского поэта, чье стихотворение положено в основу «Памятника» Державина.
2. К какому литературному направлению принадлежит творчество Державина?
3. Как называется изобразительное средство?
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
…
4. Определите способ рифмовки.
5. Как называется средство иносказательной выразительности?
И времени полет
его не сокрушит…
Задания с развернутым ответом
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому роду литературы относится это произведение?
2. Назовите жанр торжественного стихотворения, черты которого отражены в «Памятнике» Державина?
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Чело твое зарей бессмертия венчай…
4. Определите размер, которым написано стихотворение.
5. Как называется изобразительное средство?
О муза! возгордись заслугой справедливой
…
Задания с развернутым ответом
6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?
7. Каков лирический герой стихотворения?
8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского оригинала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.
Ответы на тест по литературе Памятник
1 вариант
1. Гораций
2. классицизм
3. эпитет
4. перекрестная
5. метафора
2 вариант
1. лирика
2. ода
3. метафора
4. ямб
5. эпитет
Заключил второй том собрания своих сочинений 1808 года, подобно тому как его литературный источник – ода 20 Горация заканчивала вторую книгу од этого римского поэта . В конец первого тома Державин поставил стихотворение «Памятник» (1796). Его оригинал у Горация также заканчивал третью книгу од.
Державин. Памятник
Первый перевод на русский язык этой замечательной оды, названной Горацием «К Мельпомене », был сделан Ломоносовым. Он по возможности точно перевел оду пятистопным ямбом, без рифм и явно понимал то значение, которое она может получить как итог творчества не только Горация, но и того поэта, который переводил ее.
«Памятник» Державина (см. его полный текст) дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, но в «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно.
Важно заметить, что Державин считает себя национальным поэтом. Он говорит:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить... –
и очерчивает географические границы своей славы – «от Белых вод до Черных», как позже в «Лебеде» перечислит
Народы, света с полукруга,
Составившие Россов род, –
и назовет некоторые из них – «славяне, гунны, скифи, чудь».
«Хотя мысль этого превосходного стихотворения, – пишет Белинский , – взята Державиным у Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию». Считая, что Пушкин свой «Памятник» написал «по примеру Державина», Белинский далее отмечает, что в одноименных стихотворениях обоих поэтов «резко обозначился характер двух эпох, которым принадлежат они: Державин говорит о бессмертии в общих чертах, о бессмертии книжном; Пушкин говорит о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа», – и этим стихом олицетворяет ту живую славу для поэта, которой возможность настала только с его времени».
По-разному понимали заслуги поэта Пушкин и Державин, но нельзя не напомнить о том, что и Державин в отношении себя представлял не только «бессмертие в общих чертах» – именно «общие черты» умел он подмечать меньше всего, – а конкретной народной памяти. Со свойственной ему зрительной ясностью Державин в «Лебеде» даже описал, как будут его узнавать народы:
Покажут перстом, – и рекут:
«Вот тот летит...»
О народной памяти Державин говорит и в стихотворении «Памятник»:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных...
Не «книжное бессмертие» видел он, а устную память народа, из поколения в поколение передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово бессмертно.
Свои заслуги Державин перечисляет лаконично и точно:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Здесь указаны «забавный русский слог» – новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, два центральных его произведения – «Фелица » и «Бог », подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации – «сердечная простота», а также гражданская смелость и правдолюбие.
Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», то есть смягчая резкость нравоучения шутливостью тона, однако не за счет, как мы знаем, глубины возражений и несогласий.
Любопытно сравнить, как Пушкин и Державин видоизменяют существенную мысль Горациевой оды «Памятник», обосновывая свои права на бессмертие. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин выражает мысль: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям»; Пушкин – «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».
Сочинение
Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.
«Памятник» Гавриил Державин
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.Так!- весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Анализ стихотворения Державина «Памятник»
Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.
При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.
Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии , однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который «металлов тверже» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной . И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.
Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».
Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.
Первая публикация стихотворения "Памятник" (1795) Державина вышла под названием "К Музе. Подражание Горацию". Автор тем самым указывал на латинского поэта как на своего рода источник собственного поэтического осмысления одной из вечных проблем литературы: что же остаётся в памяти потомков после того, как поэт или писатель уходят из жизни? Если шире, то это можно рассматривать как проблему смерти и бессмертия, преодоления с помощью творчества смертности всего живого и сохранения в памяти потомков души поэта, воплощённой в его произведениях.
В первой строфе лирический герой стихотворения Державина признаётся в том, что оно - нечто вроде подведения итогов, осмысления пройденного жизненного пути, поэтому мысль о "памятнике" (том, что останется после тебя) вполне естественна для него. И он утверждает, что он "воздвиг" себе памятник, определяя его как "чудесный, вечный". Эти эпитеты весьма многозначны, ведь далеко не каждое "чудо" оказывается в конечном итоге способным пережить время и стать частью мироздания, обретя "вечность", поэтому с самого начала стихотворения возникает ощущение торжественности, приподнятости, и оно ещё более усиливается от тех сравнений, с помощью которых автор утверждает "вечность", несокрушимость созданного им памятника: "Металлов тверже он и выше пирамид". Эти и другие образы первой строфы подтверждают величие созданного поэтом "поэтического памятника".
Далее лирический герой анализируемого стихотворения объясняет, что поэзия может преодолеть "тленье" (образ смерти), потому что она является воплощением всего лучшего, что есть в человеческой душе, может быть, и само-то существование человека оправдано именно тем, что в нём есть эта "часть меня большая" - здесь как бы объединены телесное и духовное начала, и очевидна доминанта духовного в сохранении всего того, что хочет и может оставить человек потомкам после себя. Примечательно, что "славу" свою лирический герой связывает со своим народом, без которого, очевидно, и самой его поэзии не было бы: "И слава возрастёт моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить". В такой форме Державин утверждает неразрывное единство поэта и народа, единство их судеб.
В третьей строфе даётся беглый набросок страны, на необъятных просторах которой живут "неисчётные" народы, в которой будет востребован поэтический "памятник", творчество поэта. Но главным своим достижением лирический герой считает то, что "из безвестности я... известным стал". Помня о судьбе Державина, мы должны согласиться с тем, что такое "вознесение" не может не вызвать законной гордости, тем более, что оно произошло не само по себе, а стало результатом упорного и честного труда, высоких нравственных качеств, отстаивания своего понимания добра и зла в очень нелёгких условиях.
Объяснению того, что именно ставит себе в заслугу лирический герой, посвящена четвёртая строфа стихотворения "Памятник" Державина. Здесь и "добродетели Фелицы", о которых он "первый... дерзнул в забавном русском слоге" говорить, здесь и "сердечная простота", с которой он "беседует о боге", но самое главное - это завершающая строка строфы. "И истину царям с улыбкой говорить", - вот в чём видит лирический герой Державина (или все-таки сам автор?) свою главную заслугу, вот что было для него самым главным. Как мы помним, сам Державин редко беседовал с царями "с улыбкой", но то, что он всегда старался быть честным в выражении своих мыслей и чувств, неоспоримо. Можно, наверное, говорить о том, что требование абсолютной правдивости было для Державина главным, предъявляемым им к поэзии и поэтам, причем "истину" следовало говорить открыто всем, потому что она, истина, одинакова для всех созданий Божьих ("Властителям и судиям"), независимо от того, кто они есть на земле.
Последняя строфа - обращение к Музе, к поэзии, которой, по мнению автора, следует в первую очередь думать не о том, как будут восприняты результаты ей трудов, а о "заре бессмертия", о самом творчестве, потому что людскому суду она неподвластна, она живёт в мире "вечности"... "Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай", - вот какими, по мнению Державина, должны быть отношения поэзии с современниками, потому что только автор создает сам себя в своих произведениях, создает свой "памятник", способный пережить века.
Завершая анализ стихотворения "Памятник" Державина, отметим, что в своей интерпретации оды Горация Гавриил Романович оригинален, он утверждает собственное понимание роли и места в жизни общества поэта и поэзии, оценивая собственное творчество с позиций просветительства, восходящего к общечеловеческим нравственным ценностям.