Персоналии. Дмитрий Владимирович Веневитинов: биография Дмитрий веневитинов биография
1805 - 1827
Страна: Россия
Веневитинов Дмитрий Владимирович - поэт. Родился 14 сентября 1805 г., умер 15 марта 1827 г. Происходя из старинной дворянской семьи, Веневитинов вырос в самых благоприятных условиях, пользуясь заботливым попечением умной и образованной матери. Из его наставников особенное влияние оказал на Веневитинова умный и просвещенный француз-эльзасец Дорер, хорошо ознакомивший его с французской и римской литературой. Греческому языку Веневитинов учился у грека Байло, издателя греческих классиков. Веневитинов рано ознакомился с древнеклассическим миром; отсюда изящная гармоничность его душевного строя, ясно отразившаяся в неразрывной связи между его поэтическим вдохновением и его философским мышлением; современники называли его «поэтом мысли". Он обладал также способностью к живописи и значительным музыкальным талантом. В студенты он не поступал, а слушал лекции некоторых университетских профессоров. Особенно интересовали его курсы А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, М.Г. Павлова и профессора анатомии Лодера. Последние три пытались связать преподавание своего предмета с господствовавшей тогда на западе философской системой Шеллинга и, несомненно, много способствовали умственному развитию Веневитинова в духе шеллингианства. Мерзляков оказывал благотворное влияние на университетскую молодежь устроенными им общедоступными педагогическими беседами; здесь Веневитинов скоро привлек к себе общее внимание ясным и глубоким умом и замечательной диалектикой. Эти качества он проявлял и в кружке студентов, центром которого был Н.М. Рожалин; молодые люди занимались философскими прениями и читали собственные сочинения на разные отвлеченные темы. В 1825 г. Веневитинов определился в московский архив коллегии иностранных дел. Легкая служба оставляла много свободного времени. Из вышеупомянутого кружка образовалось довольно многочисленное литературное общество, а пятеро из его членов составили более интимное тайное «общество любомудрия", с целью исключительного занятия философией, преимущественно немецкой; но оно было ими же самими закрыто, вследствие опасений, возбужденных событием 14 декабря, к которому оказались прикосновенными знакомые их и родственники. К числу небольших работ, читавшихся на собраниях общества, принадлежат прозаические наброски Веневитинова: «Скульптура, живопись и музыка", «Утро, полдень, вечер и ночь", «Беседы Платона с Александром", представляющие (последнее - даже и по самой форме) удачное подражание диалогам Платона, как по развитию мыслей, так и по поэтическому тону. У членов общества явилось желание иметь свой печатный орган. Сначала предполагалось выпустить в свет альманах (альманахи тогда были в моде); но Пушкин, приехавший в начале сентября 1826 г. в Москву, посоветовал кружку основать ежемесячный журнал. Веневитинов, находившийся в дальнем родстве с Пушкиным и уже известный ему по статье о первой песне «Евгения Онегина", изложил программу задуманного периодического издания, озаглавив ее: «Несколько мыслей в план журнала". Вскоре было приступлено к изданию «Московского Вестника", в духе веневитиновской программы, по которой основная задача русского периодического журнала заключалась «в создании у нас научной эстетической критики на началах немецкой умозрительной философии и в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств". Журнал выходил с начала 1827 г., под наблюдением коллективной редакции и под официальной ответственностью М.П. Погодина. Веневитинов к этому времени уже перешел на службу из Москвы в Петербург, в канцелярию иностранной коллегии. Этому способствовала платонически обожаемая Веневитиновым княгиня Зинаида Александровна Волконская. Уезжая из Москвы в конце октября, Веневитинов взял с собой спутником, по просьбе той же Волконской, француза Воше, который только что проводил в Сибирь княгиню Е.И. Трубецкую, последовавшую туда за своим мужем-декабристом. При въезде в Петербург Веневитинов и Воше были арестованы вследствие крайней подозрительности полиции ко всем, имевшим хотя бы малейшее отношение к участникам заговора 14 декабря. Трехдневный арест оказал на Веневитинова пагубное влияние: кроме тяжелого нравственного впечатления, пребывание в сыром и неопрятном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. Он скучал по Москве, где оставались любимая им семья, княгиня Волконская, его товарищи по литературному обществу и по затеянному сообща журналу, заботы о котором Веневитинова горячо высказываются в сохранившихся его письмах к Погодину и другим. Неудовлетворенность своим положением побуждала его помышлять о скорейшем отъезде на службу в Персию. До отъезда из Москвы Веневитинов с жаром отдавался изучению немецких философов: Шеллинга, Фихте, Окена, а также и творений Платона, которые читал в подлиннике (об этих его занятиях свидетельствует небольшая работа, исполненная им для княжны Александры Трубецкой: «Письмо о философии", замечательная по платоновски стройному изложению и безукоризненной ясности мыслей). Веневитинов, по-видимому, всего больше времени посвящал поэтическому творчеству. Это видно как из количества его вообще немногочисленных стихотворений, приходящихся на петербургский период его жизни, так и из достигнутого в них совершенства формы и глубины содержания. В начале марта, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился, и вскоре его не стало. На его могильном памятнике в Симоновом монастыре, в Москве, вырезан его знаменательный стих «Как знал он жизнь, как мало жил!". Он знал жизнь не из опыта, а благодаря тому, что умел глубоко проникнуть в ее внутренний смысл своею рано созревшей мыслью. «Поэт» является для Веневитинова предметом своего рода культа, выразившегося в его лучших как по искренности тона, так и по прелести формы стихотворениях: «Поэт", «Жертвоприношение", «Утешение", «Я чувствую, во мне горит...", «Поэт и друг» и «Последние стихи". Необыкновенным изяществом стиха и выразительным языком отличается его рифмованный перевод знаменитого монолога «Фауста в пещере"; превосходно переведены также из Гете «Земная участь» и «Апофеоз художника". Не считая названных переводов, число стихотворений Веневитинова не превышает 38. Принадлежащие к первому периоду его творчества, то есть написанные до переселения в Петербург, не отличаются той безукоризненностью формы, какую представляют перечисленные выше, могущие в этом отношении померяться со стихами Пушкина. Но стихотворения обоих периодов одинаково характеризуются искренностью чувства и отсутствием изысканности как в мыслях, так и в выражениях. В некоторых из них сказалось пессимистическое настроение, под влиянием которого начат был и оставшийся недописанным роман в прозе. В общем, однако, в поэзии Веневитинова господствуют светлый взгляд на жизнь и вера в судьбы человечества. Созерцательно-философское направление поэзии Веневитинова заставляет многих писавших о нем предполагать, что он скоро оставил бы стихотворство и предался бы разработке философии. Яркий отпечаток философского склада мыслей лежит на его замечательных критических статьях, в которых он эстетическим пониманием далеко опередил своих современников. Кроме издания «Сочинения Д. В. В.» (1829), вышло «Полное собрание сочинений Д.В. Веневитинова", под редакцией А.В. Пятковского (СПб., 1882), с его же статьей о жизни, о сочинениях Веневитинова, и отдельно «Стихотворения Веневитинова» (1884), в «Дешевой Библиотеке". - См. Барсуков «Жизнь и труды М.П. Погодина» (т. II, СПб., 1888); Н. Колюпанов «И.А. Кошелев» (т. I, ч. 2, СПб., 1889) и статьи Михаила Веневитинова в «Историческом Вестнике» (т. XVII, 1884) и в «Русском Архиве» (1885, I, стр. 313 - 31). И. Болдаков.
Среди множества музеев и архитектурных памяток на территории Российской Федерации особенно выделяется усадьба Веневитинова (Воронеж). Построенная почти три века назад, она дарит посетителям ощущение тайны, погружает в атмосферу загадочности и величия. Со времени основания в здании мало что изменилось, однако даже постоянные посетители каждый раз обнаруживают какую-то новую, незамеченную ранее деталь. Веневитинова усадьба знаменита не только красотой внешнего оформления и внутреннего убранства. Ныне в ней располагается филиал Воронежского областного литературного музея имени Никитина.
Сегодня эта памятка открыта для посещения. Музей-усадьба Веневитинова едва ли не каждый день принимает пары молодоженов, которые заказывают фотосессию на территории поместья.
Филиал Воронежского музея
Собственно, одним только жилым зданием имение поэта не ограничивается. В его пределах также находились парк, конюшня, множественные хозяйственные постройки, флигель. Расположен филиал музея, некогда бывший обителью семейства, на территории площадью в три гектара.
Веневитинова усадьба - это одна из немногих построек своего времени, которая дошла до наших дней практически в идеальном состоянии.
На первом и втором этаже расположены экспозиции, которые представляют вниманию посетителя эпизоды из жизни Дмитрия и его семейства, творчество поэта. Помимо этого, перед визитерами открыты двери в парковую зону и окрестности дома. По этим местам можно прогуляться самостоятельно. Единственное - необходимо придерживаться строгих правил поведения: не повреждать имущество, не уносить с собой любые предметы, взятые из музея. Также существует запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.
История
Сам род Веневитиновых на территории современной Воронежской области появился в начале 17 века. Первым владельцем удела на этих просторах стал Лаврентий Герасимович и его сын. Они приобрели порядка 10 тысяч десятин земли на левобережье На это место сразу же переселили несколько семей крестьян. Новые жители были родом из села Животинное. Чтобы сохранить память об их малой родине, новый населенный пункт было решено назвать Новоживотиным.
Позже сюда перенесли церковь, потому деревня превратилась в село, которое стало основным населенным пунктом в окрестности.
Но самого жилого здания еще не было. Только в начале 18 века на месте современной постройки был вырыт пруд и посажен парк. Веневитинова усадьба, по мнению специалистов, была построена в пределах 60-70-х годов 18 века. Еще через десятилетие обновили и Архангельскую церковь. С тех пор она стала каменной.
Из хозяйственной книги начала 19 века узнаем, что, помимо жилого здания, имелись также погреб, пара флигелей, ледник и сарай.
В дальнейшем история здания была более чем насыщенной. Хозяева заново оштукатурили фасад и снесли второй этаж. Во времена СССР Веневитинова усадьба служила для нужд школы, детского дома, в период ВОВ тут размещались военные. Соответственно, каждый новый хозяин менял планировку в зависимости от предназначения здания.
Реставрация
К моменту реставрации помещение было неузнаваемо по сравнению с тем вариантом, который был изначально. Веневитинова усадьба несколько раз перестраивалась, прежде чем обрела сегодняшние очертания. Впервые перепланировку провели только в 1988 году. Работы продолжались 6 лет, чтобы затем здесь расположился музей-усадьба Веневитинова.
Это семейство принимало участие во многих благотворительных мероприятиях, а также сделало весомый вклад в кораблестроение. Однако самым знаменитым представителем рода был именно Дмитрий Владимирович - поэт, философ, прозаик.
С 2005 года на территории поместья ему был поставлен памятник авторства Максима Дикунова.
Музей-усадьба Д. Веневитинова (Воронеж в 27 километрах от поместья) будто смотрит на своего хозяина, заключенного в бронзе.
Войнич в музее
Однако не только этим знаменито поместье. Еще один известный представитель этой фамилии - племянник Дмитрия Михаил. Он был знаменитым археологом и историком.
Усадьба графа Веневитинова также связана с именем Этель Лилиан Войнич, которая работала гувернанткой в этом доме. Она преподавала детям английский и литературу, а также учила манерам.
Именно после того как писательница побывала в России, она написала свой легендарный роман «Овод». Этель настолько прониклась жизнью местного населения, его переживаниями и недовольством еще и после прочтения книги «Подпольная Россия», что свой опыт пребывания в стране перенесла на бумагу, изменив имена и географию романа.
После она начала работать в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и продолжала поддерживать связь со своими заграничными друзьями из Петербурга.
и интерьер
Усадьба Веневитинова (воронежские экскурсионные бюро организовывают поездки) - это памятка федерального значения.
Сегодня дом насчитывает два этажа, практически полностью восстановлен интерьер. Нынешним внешним видом он обязан художнику-реставратору Максимально восстановлен дух 19 века. Обновленный экстерьер здания предлагает посетителям музея окунуться в атмосферу тех времен. Для реставрации были использованы самые современные технологии, благодаря чему музей-усадьба Веневитинова стал популярным местом времяпрепровождения многих воронежцев.
По вечерам в окнах можно увидеть силуэты движущейся аристократии, а голографические картинки в темное время суток транслируются на фасад здания. Такое ощущение, что проходит какой-то светский раут или хозяева решили пригласить своих знакомых на бал.
Также восстановлен пруд и парковые насаждения. Дорожки, которые огибают здание и вьются через парк, выложены плиткой и создают в точности такой же рисунок, какой был при первых хозяевах.
Усадьба Веневитинова, фото которой потрясают красотой, стала одним из самых красивых и популярных мест Воронежской области.
Музейные экспонаты
З D изображения не только транслируют события из жизни знаменитого семейства перед домом, но и создают трехмерные фигуры предметов, которые когда-то принадлежали семейству, но теперь утратили свой вид или же пропали вовсе.
На первом и втором этажах реставраторы попытались восстановить интерьер, который был при жизни хозяев. Но, помимо обихода его жителей, усадьба Дмитрия Веневитинова расскажет о том, как проводили свое время дворяне 18-19 веков, о создании и существовании типичного музыкально-литературного салона в России и даже погрузят в историю кораблестроения на территории Воронежской области.
Парк усадьбы Веневитинова с восстановленным ландшафтом даст возможность не только отдохнуть морально, но и полюбоваться историческими местами. И кто знает, может, ваш отпечаток ляжет ровно на след Дмитрия Владимировича или его друзей.
Современная жизнь здания
Излюбленное место романтиков и мечтателей - усадьба Веневитинова. Воронеж по праву гордится жемчужиной области. Едва ли не ежедневно у ворот можно встретить свадебный кортеж, вне зависимости от времени года.
Самовольно фотографировать тут запрещено. Прежде чем начать съемку, необходимо обязательно договориться с администрацией.
Музей-усадьба Веневитинова (Воронеж находится в часе езды) открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника. Также необходимо предварительно уточнять график, так как в разное время года он отличается.
Как добраться
Территория музея занимает очень выгодную позицию - от него недалеко до Воронежа, и в то же время он находится на достаточном расстоянии, чтобы посетитель смог убежать от городского шума и суеты.
От Воронежа всего в 23 километрах расположена усадьба Веневитинова. Как проехать к ней, знает каждый местный житель, ведь для этого нужно просто выехать на трассу М 4 «Дон» и затем свернуть по указателю на Новоживотинное.
Если личным автомобилем вы не располагаете, то есть ежедневные рейсы автобусов от Центрального автовокзала Воронежа.
Также можно посмотреть расписание экскурсий, так как воронежский культурный актив часто организовывает поездки к Новоживотинному отдельным автобусом.
Стоимость экскурсий
В зависимости от возраста и личных капризов экскурсия посетителю обойдется от 45 до 220 рублей с человека. Входной билет для ребенка - 45. Для школьников и студентов предусмотрены скидки.
Если вы не желаете идти в толпе, а хотите о достопримечательностях узнать от персонального гида, то придется выложить 220 рублей. Стоит отметить, что так получится увидеть значительно больше. В индивидуальном порядке посетители могут посещать места, закрытые для групповых экскурсий.
Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (14 (26) сентября 1805, Москва - 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) - русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ.
Биография
Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве. Его отец, отставной прапорщик Л.-гв. Семеновского полка Владимир Петрович Веневитинов, происходил из богатой дворянской провинциальной семьи, известной с начала XVII века по переписным и разборным книгам города Воронежа. Мать, Анна Николаевна, происходила из древнего рода князей Оболенских — Белых. Через нее Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным. Веневитинов получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернер Дорер — отставной французский офицер. Греческому — грек Бейля (Байло). Живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А.Ф.Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И.И. Геништа. Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х.И. Герке — гувернера его рано умершего брата Петра. В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет, где увлекся немецкой философией и романтической поэзией. В Московском университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина. В 1823 г. Дмитрий Владимирович Веневитинов успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 г. поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).
Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других.
Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».
Большую роль в жизни Дмитрия Владимировича Веневитинова сыграло знакомство с княжной Зинаидой Александровной Волконской — умной и высокообразованной женщиной. Прекрасная певица и драматическая актриса-любитель, Волконская была центром одного из самых знаменитых литературно-художественных салонов Москвы. Дмитрий Веневитинов был очарован ее умом и красотой и неразделенное чувство к княжне Волконской до последних дней беспокоило его чуткую натуру.
В ноябре 1826 г. Веневитинов, по протекции З.А. Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт, вместе с Ф.С. Хомяковым и библиотекарем гр. Лаваля О. Воше, провожавшем в Сибирь жену декабриста кн. С.П.Трубецкого, Екатерину Ивановну (урожденную Лаваль), был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что повлияло на состояние ослабленных легких. После этого, 2 марта, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.
Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, по-видимому от тяжелой пневмонии, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневитинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.
Творчество
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
Центральная тема последних стихотворений Веневитинова-судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:
…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью власти на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.
Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:
…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.
Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
Биография
Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи . Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых . Через неё Дмитрий Веневитинов состоял в дальнем родстве с А. С. Пушкиным (приходился четвероюродным братом).
Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке , где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Д"оррер (D"Horrer) - отставной французский офицер, греческому - грек Бейля (Байло), живописи - художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков , а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа . Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке - гувернёра его рано умершего брата Петра.
В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет , где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией . В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова , И. И. Давыдова , М. Г. Павлова и Лодера . В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши » - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе - сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.
Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия », куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев , В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, формально не являясь его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырёв . Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Фридриха Шеллинга , Иммануила Канта , Фихте , Окена , Фридриха Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник ».
Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. В тридцатые годы двадцатого века, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище , 2 уч. 13 ряд. Прах матери и брата Дмитрия, Алексея Веневитинова, перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта супругой архитектора Петра Барановского Марией Юрьевной и сейчас хранится в Литературном музее .
Творчество
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:
…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.
Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:
…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
Издания
- «Сочинения Д. В. В.» (1829),
- «Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862
- «Стихотворения Веневитинова» (1884)
- Веневитинов Д. В. «Полное собрание сочинений» М.-Л., 1934.
- Веневитинов В.Д. Полное собрание стихотворений. - Вступ. стат., подготов. текста и прим. Б.В. Нейман. - Л. : Советский писатель , 1960. - 204 с. - портр. - (Б-ка поэта. Большая серия. Второе издание)
Примечания
Библиография
- Кошелев А. И., Литературные записки. - Берлин, 1884.
- Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. - СПБ., 1888-1899 (см. по указателю при последнем XXII т.).
- Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. - СПБ., 1901.
- Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. - Казань, 1901.
- Котляревский Н., Старинные портреты. - СПБ., 1907.
- Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. - СПБ., 1910.
- Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. - M., 1913.
- Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». - № 1. - 1914.
- Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». - I. - П., 1921.
- Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. - Л., 1924.
- Мордовченко Н. И. , Русская критика первой четверти XIX в. - М. - Л., 1959.
- История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М. - Л., 1962.