Школьная мастерская по технологии. Курсовая
Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.
4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения
Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.
Учебные мастерские
Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.
В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.
Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.
Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.
Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.
Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.
Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.
Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.
Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.
Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.
Каждую из учебных мастерских вспомогательных школ необходимо оборудовать с учетом требований, обусловленных технологией определенного вида труда. В качестве примера рассмотрим оборудование мастерских для некоторых наиболее распространенных в настоящее время профилей трудового обучения во вспомогательных школах.
Слесарная мастерская. В школьном здании слесарную мастерскую располагают на первом этаже. На рабочем месте учителя, кроме стола, устанавливается поворотный верстак, который служит для демонстрации рабочих приемов. Защитный экран (защитная сетка) на верстаке учителя должен быть съемным. Крышка этого верстака по размерам может быть меньше, чем на верстаках учащихся.
На участке ручной работы в слесарной мастерской оборудуют рабочие места для учащихся. В зависимости от площади помещения мастерской верстаки располагают в два или три ряда так, чтобы при работе за верстаками ученики были обращены лицом к классной доске. Участок ручной работы целесообразно размещать в середине мастерской. Такое расположение верстаков позволяет учащимся постоянно видеть рабочее место учителя и обеспечивает удобный подход к станкам и инструментальным шкафам.
К конструкции слесарных верстаков для мастерских вспомогательной школы предъявляются те же требования, что и в училищах профтехобразования. При хранении инструментов способом открытой выкладки в инструментам в ящиках слесарных верстаков целесообразно размещать весьма ограниченное число предметов (например щетка-сметка, щетка для чистки напильников и накладные губки к тискам). При выборе варианта размещения оборудования слесарной мастерской необходимо учитывать следующие требования:
1. Станки одной группы следует размещать в непосредственной близости один от другого. Это создает ряд хронологических удобств. Например, один сверлильный станок налажен на сверление, а другой - на зенкование тех же отверстий. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом разметочную плиту и токарные станки размещают вдоль окон.
2. Маломощные учебные станки (токарные и сверлильные) необходимо располагать ближе к участку ручной работы с таким расчетом, чтобы учитель, находясь на этом участке, мог быстро прийти на помощь учащимся V- VI классов, работающим на учебных станках.
3. Станки, предназначенные для самостоятельной работы школьников, необходимо размещать в общем помещении мастерских. Отдельную механическую мастерскую создают только в том случае, если она служит местом работы для всей группы учащихся. Исходя из требований охраны труда, учащимся не разрешается работать на станках в то время, когда учитель находится в другом помещении. Нецелесообразно также создавать различные ограждения участка машинной работы слесарной мастерской, так как эти ограждения могут помешать учителю быстро подойти к работающим на станках учащимся.
Столярная мастерская . Помещение для столярной мастерской располагается на первом этаже, как правило, в торце школьного здания.
Классный участок столярной мастерской отличается от слесарной мастерской прежде всего тем, что на рабочем месте учителя устанавливают столярный верстак для демонстрации трудовых приемов учащимся.
На участке ручной работы размещают одноместные столярные верстаки с таким расчетом, чтобы при работе учащиеся были обращены лицом к классной доске. Один из возможных вариантов расположения верстаков в столярной мастерской показан на рисунке 8.
Для того чтобы обеспечить устойчивость верстаков, их необходимо закрепить к полу. Высоту верстаков регулируют по росту учащихся.
На каждом верстаке необходимо иметь щетку-сметку, отправитель для пиления (стусло), подкладную доску для долбления и лучковую пилу. Остальные инструменты и приспособления для ручной столярной работы рекомендуется хранить в инструментальном шкафу, который должен быть расположен так, чтобы не мешал передвижению учащихся. Кассы с инструментом необходимо поместить в шкафу с таким расчетом, чтобы полностью исключить всякую возможность получения травм, когда ученики достают инструмент из шкафа. Наиболее часто используемые инструменты располагают не выше, чем на уровне груди учащихся, чтобы за ними не нужно было тянуться или нагибаться.
Инструмент и приспособления индивидуального и общего пользования (коловороты, выкружные пилы, струбцины и т. п.) хранят кассовым способом в общем инструментальном шкафу. Если позволяют габариты инструмент тального шкафа, инструменты индивидуального пользования целесообразно хранить наборами. В этом случае наборы инструментов на каждое рабочее место помещают в отдельных ящиках, для которых в инструментальном шкафу сделаны ниши.
Независимо от способа хранения инструмента индивидуального пользования и приспособлений их нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест учащихся.
Участок машинной работы столярной мастерской состоит из токарных, сверлильных и заточных станков. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом названные станки рекомендуется располагать вдоль окон.
Помещение столярной мастерской, в котором хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и установлены заготовительные станки (круглопильные, рейсмусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным. Оборудование и поддержание порядка в этом помещении необходимо рассматривать не только исходя из технических и хозяйственных нужд, но и с точки зрения воспитательных задач.
Наиболее удобный способ хранения столярных материалов в подсобном помещении предполагает использование стеллажей. При таком способе можно расположить материалы отдельно друг от друга, а каждое отделение стеллажа снабдить табличкой с соответствующим названием материала. Заготовительные станки должны быть оснащены вытяжной вентиляционной установкой.
Швейная мастерская (рис. 9). Классный участок швейной мастерской включает рабочее место учителя и посадочные места для учащихся. Рядом с классной доской располагается демонстрационный щит (подрамник, на который натянута ткань). Стол учителя по своим размерам должен быть достаточным для показа приемов ручной работы.
Картонажно-переплетная мастерская. На классном участке картонажно-переплетной мастерской размещаются стол и верстак учителя, столы для учащихся, шкаф для Хранения дидактических пособий и учебных принадлежностей учащихся.
На участке ручной работы расположены рабочие места учащихся (столы с пластиковым покрытием). Столы рас полагают в зависимости от формы помещения мастерской в один или два ряда, но при любом варианте их положения во время работы школьники должны быть обращены лицом к классной доске. В тех случаях, когда-учащиеся преимущественно работают с костным клеем, в крышках всех столов прорезают отверстия дляустановки клеянок. Остальные конструктивные особенности столов для картонажно-переплетных работ зависят от характера операций, выполняемых школьниками.
На участке ручных работ расположен инструментальный шкаф, в котором кассовым способом хранится инструмент. Здесь же установлена ванна для подогрева клея в клеянках. Применение ванны позволяет поддерживать нужную температуру клея. Ванна должна быть оборудована местной вентиляцией. Наполнение клеянок клеем производится учителем в подсобном помещении.
На участке машинной работы устанавливают бумагорезальную машину, картонорезальный станок, пресс переплетный обжимной, биговально-перфорировальный станок, проволокошвейную одноаппаратную машину, ручной позолотный пресс, настольные сверлильный и заточный станки. В качестве дополнительного оборудования применяются механические прессы небольших размеров, изготовляемые в слесарной мастерской школы или шефствующим предприятием.
Размещая указанное оборудование, следует руководствоваться правилом: более часто используемые станки и машины устанавливают ближе к участку ручной обработки, а рабочая зона такого оборудования должна быть большей площади.
Шкафы для одежды учащихся находятся в подсобном помещении. Здесь же размещают шкаф-стеллаж для хранения картонажных материалов и законченных изделий учащихся. Рядом с входом в мастерскую размещают умывальник.
Обувная мастерская (по ремонту обуви). В обувной мастерской классный участок устраивают по типу мастерских, в которых стол учителя не выполняет функцию верстака (для показа учащимся приемов работы). Кроме рабочего стола, на классном участке расположен демонстрационный верстак. В остальном оборудование классного участка не отличается от других мастерских. Верстак" учителя устанавливают на возвышении так, чтобы уровень крышки верстака совпадал с уровней крышек столов учащихся на классном участке.
На участке ручной работы устанавливают верстаки для учащихся (индивидуальные рабочие места). Здесь же находится инструментальный шкаф, в котором инструмент и приспособления хранятся кассовым способом, а также шкаф для хранения незаконченных работ учащихся.
У входа в мастерскую устанавливают умывальник, шкафы для хранения спецодежды учащихся. Если площадь мастерской не позволяет разместить свободно шкафы для спецодежды учащихся, то их можно расположить в подсобных помещениях.
Участок машинной работы включает следующее оборудование: машина для отделочных операций при ремонте обуви, пресс для прикрепления деталей низа обуви, термоактиватор, шкаф для сушки клеевой пленки, швейная машина для ремонта верха и подкладки обуви, машина для обрезки и вырезания деталей низа обуви, электроточило и другие машины, в соответствии со спецификой обувных работ.
В подсобном помещении устанавливают стеллажи для хранения материалов, запасных инструментов и приспособлений и стеллажи для обуви.
Лекция 1.
Рабочее место учителя.
его
Стол демонстрационный
Первая группа
вторая группа - мебель для сидения.
Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.
специальное оборудование
Основное оборудование
Верстак столярный.
Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.
Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.
Верстак слесарный
Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.
По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бруса. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.
Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и технологическая документация.
Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на верстак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной предохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и устанавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.
В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой используются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона покрывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.
Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крышки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.
На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.
Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.
Клиноременная передача
На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, который при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шкиву, закрепленному на шпинделе станка.
Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением открывающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с электродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродвигателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.
Ограждение зоны резания станка
Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отлетающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыхания работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из металлического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий экран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.
В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.
Приспособления для крепления деталей
Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления заготовки совместно с задней бабкой.
Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.
Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобышка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты
Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновенную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внешней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.
Электрооборудование
К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универсальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонтированы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного освещения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электроаппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.
Защитные устройства
Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппорте станка.
Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об абразивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а поступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу используют для переработки на крахмал или на корм.свиней.
Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двигателя, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;
Лекция 1.
Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.
На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.
Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.
Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.
При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.
Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.
Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.
Оборудование учебных мастерских.
Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.
Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.
См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,
Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/
Рабочее место учителя.
Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.
Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.
Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.
Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.
В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.
На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.
Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.
Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.
Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.
Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.
Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.
Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.
Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.
В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.
Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.
Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.
Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.
Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,
вторая группа - мебель для сидения.
Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.
Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.
Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.
В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.
Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.
В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.
В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.
Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.
Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.
Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.
Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.
паспорт мастерской
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
учебных мастерских технического труда
Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы:
Мастерская – основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.
Мастерская – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры.
Мастерская – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету.
Мастерская – место для предпрофессиональной подготовке обучающихся по профилю предприятия ВОС
Мастерская – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология».
Мастерская – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей.
Мастерская – место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.
Мастерская – место проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.
Мастерская – вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.
Мастерская – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.
Техническое описание учебной мастерской:
Учебная мастерская представлена следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям:
1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.
- Инструментальная кладовая – место хранения раздаточного оборудования и материалов, накопления дидактического материала и технологической учебно-методической литературы.
Площадь комбинированной мастерской 60 м 2 .
Площадь подсобного помещения 12 м 2 .
Комбинированная мастерская размещена на первом этаже и имеет свой выход в школьный двор.
Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерская имеет:
Соответствующее программам и нормам оборудование: общеучебное и технологическое;
Соответствующее искусственное и естественное освещение;
Умывальник в помещении;
Электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности;
Средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации;
Экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение;
Соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ;
Сменные экспозиции и выставки работ обучающихся;
Средства электробезопасности и предупредительные знаки;
Места хранения оборудования и материалов;
Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
План развития кабинета:
- Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.
- Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов труда (прилагаются).
- Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.
- Возможность предоставления платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы мастерских и школы.
- Организация работы технических кружков на базе мастерских.
- Дальнейшее планирование развития в соответствии с планами развития образовательного учреждения.
ПЕРЕЧЕНЬ
документов учебных мастерских технического труда
№ п/п |
Наименование документов |
Периодичность |
Положение об учебных мастерских |
Ежегодно |
|
Анализ работы за предыдущий год |
Ежегодно |
|
План работы на текущий год |
Ежегодно |
|
Акт приемки к новому учебному году |
Ежегодно к |
|
Перспективный план развития |
Ежегодно |
|
Инвентарные ведомости основного и текущего оборудования |
По последней инвентаризации и поступлению |
|
Аттестационная карта |
Ежегодно |
|
Акты приемки нового оборудования |
По поступлению |
|
Инструкции по технике безопасности на каждый станок и вид оборудования, общие |
1 раз в 3 года |
|
Протоколы о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов |
1 раз в 3 года |
|
Приказ о назначении заведующего мастерскими |
По назначению |
|
Приказ об открытии учебных мастерских |
По назначению |
|
Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности |
По ведению |
|
Должностные обязанности заведующего мастерской |
Постоянные |
|
Должностные обязанности учителя труда |
Постоянные |
|
Перечень медикаментов в медицинской аптечке |
По срокам годности |
|
Концепции развития кабинета |
||
Основные направления развития мастерской, цели и задачи |
||
Список потребностей в текущих расходных материалах |
На год по обучающимся |
|
Перечни дидактических материалов и литературы |
По пополнению |
Оборудование мастерской
Наименование оборудования |
инв. номер |
примечание |
||
Стол верстак универсальный Верстак столярный Токарно-винторезный станок Станок СТД по дереву Фрезерный станок Сверлильный станок Станок деревообрабатывающий СДН Точило ЭТШ-1 Набор слесарных инструментов Набор столярных инструментов Заклепочник Набор ключей Набор отверток ножницы по металу стеклорез магнитофон Стусло CROSS Лобзик мп-120 ДА-144 шуруповерт Мультитестер DT-830 Отвертка аккумуляторная Фрезер ФМ-32 Набор фрез Бормашина Оmax Степлер gross Сан220 сварочный Шиток сварочный Станок сверлильный корвет 46 Ушм 125-0,7w aeg шлифовальная машина |
ПЛАН
работы учебной мастерской на 2015-2016 учебный год
Цели работы:
1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.
2. Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время.
3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.
4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.
5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.
Задачи учебного года и их исполнение:
Поставленные задачи |
исполнения |
||
Привести оборудование мастерской к нормам и требованиям учебных программ |
Произвести полный учет и оценку состояния наличного учебного оборудования. Составить списки несоответствия |
В течение года |
|
Обеспечить учебный процесс необходимыми расходными дидактическими и методическими материалами |
Произвести расчет потребностей в данных материалах в соответствии с учебными программами и учебным планом |
В течение года |
|
Организовать расширение и обновление материально-технической базы |
Сделать заявку в администрацию школы на необходимое оборудование и расходные материалы |
||
Оптимизировать процесс технического труда путем функционального разделения операций по обработке древесины и металла |
Спланировать действия по оборудованию отдельных зон в мастерских по обработке металла и обработке древесины |
К началу нов. уч. года |
|
Произвести косметический ремонт мастерских школы |
Косметический ремонт |
В течение лета |
|
Привести документацию мастерских в соответствие с нормами |
Выявление нормативной базы учебных мастерских |
До нач. уч. года |
|
Произвести необходимые работы по обеспечению электробезопасности |
В течение года |
||
Произвести необходимые работы по обеспечению пожарной безопасности |
В течение года |
||
Произвести необходимые работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм |
В течение года |
||
Произвести аттестацию учебного кабинета по готовности к работе |
Внутришкольная аттестация |
К началу уч. года |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
развития учебной мастерской
- Произвести капитальный ремонт помещений учебной мастерской.
- Провести водопровод и канализацию.
- Полное обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями.
- Обеспечить мастерскую современной оргтехникой и средствами ТСО.
- Предусмотреть предоставление платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы.
- Организовать работу технических кружков и элективных курсов на базе мастерской.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАСТЕРСКОЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 60 и внесенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 г. № 31/3-30, применяемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. № 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России.
1.2. Заведующий учебным кабинетом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы.
1.3. Заведующий учебной мастерской подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебной работе.
1.4. В своей работе заведующий мастерской руководствуется правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.
2. Функции
Основными направлениями деятельности заведующего мастерской являются:
2.1. поддержание в надлежащем состоянии мастерской;
2.2. своевременность обновления и ремонта учебной мебели, оборудования и наглядных пособий;
3. Должностные обязанности
Заведующий мастерской выполняет следующие обязанности:
3.1. руководит работой лаборанта, закрепленного за мастерской;
3.2. контролирует целевое использование мастерской;
3.3. организует пополнение мастерской оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
3.4. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;
3.5. контролирует оснащение учебной мастерской противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
3.6.проводит или организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
3.7. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
3.8 вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;
3.9. следит за экономным расходованием воды, электроэнергии;
3.10. обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда):
- осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий,;
- не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а обучающихся, воспитанников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения;
- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
- вносит предложение по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещенности, шум аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
- подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся;
- немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником или обучающимся;
- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
4. Права
Заведующий учебной мастерской имеет право:
4.1. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструментами, материалами, индивидуальными средствами защиты и спецодеждой по установленным нормам;
4.2. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации (оборудования, машин, механизмов, приборов, конструкций и т.п.);
4.3. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений администрации школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заведующий мастерской:
6.1. работает в течение учебного дня по мере необходимости, согласно плана работы и паспорта учебного кабинета;
6.2. проходит инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
С должностными обязанностями ознакомлен ___________ Федосеев А.В.
«____» ________________ 20____г.
План работы кабинета технологии (технического труда)
на 2015-2016 учебный год.
Цель: создание материально-технической и справочно-методической базы для:
Реализации требований образовательного стандарта по технологии;
Выполнения обучающимися практических и лабораторных работ;
Выполнения обучающимися творческих проектов.
Выполнение обучающимися производственных заданий по предпрофессиональной подготовке и производительному труду
Задачи на учебный год |
Сроки выполнения |
|
Разработка и выполнение обучающимися творческих проектов |
В течение уч. г. |
|
Подготовка к выставке технического творчества обучающихся |
В течение уч. г |
|
Заточка, правка и ремонт инструмента для кабинета технологии. Текущее обслуживание и ремонт оборудования. |
В течение уч. г |
|
Изготовление, сборка и ремонт школьной мебели, инвентаря, оборудования |
В течение уч. г |
|
Обновление материально-технической базы и создание наглядных пособий (стендов) по электротехнике, работе над проектами. |
В течение уч. г |
|
Сбор данных и материалов для методической работы по самообразованию |
В течение уч. г |
|
Анализ работы кабинета технологии. Планирование работы на следующий учебный год. |
Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год
В работе с учащихся формировал трудовые умения и навыки, технические, технологические и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, расширял политехнический кругозор и развивал творческие способности каждого учащегося на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, ознакомил с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями чтобы побудить к сознательному выбору одной из них, привить любовь к творчеству, научить строить свою жизнь интересной, обслуживать себя и свою семью в повседневной жизни.
Во внеурочное время проводил многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. Все занятия строю с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как электротехника, радиотехника, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов, изготовление изделий хозяйственного назначения.
Проводил конкурс мастерства в рамках недели технологии, участвовали в межрайонной выставке поделок, 2 раза в год провели творческий отчет: «Выставку-продажу» изделий и поделок учащихся. Для достижения поставленных целей я стремлюсь разнообразно строить свою работу, проводя нестандартные формы уроков: уроки-эксперименты, посещение мастерских, цехов по обработке различных материалов на Валуйском предприятии «Металлоизделия», провожу показательные уроки творчества среди учащихся, занятия по взаимосвязи учащихся различных групп и возможностей. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями, я применяю специальные методы и приемы обучения, используя тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Некоторые инструменты, наглядные пособия мы делаем сами (например модели механических передач).
В этом году с помощью фонда «Поколение» в школьную мастерскую приобрели электрофицированые инструменты: электролобзик, фрезер, сварочный аппарат, дрель, шуруповерт. Поэтому на уроках теперь можем внедрять новые современные технологии обработки материалов. Так же в мастерской установлен проектор, с помощью которого теперь можно показывать наглядные пособия, чертежы, эскизы, рисунки, презентации на большом экране.
В своей работе использую опыт передовых тифлопедагогов, таких как М.И. Земцова, В.П. Ермаков, различные методические разработки реабилитационных центров г. Москвы, Свердловска, С.Петербурга. Например, при изучении обработки древесины использую методическое пособие незрячего автора Б. Таранова, разработанное в 1998 году в реабилитационной мастерской при Московском учебно-производительном предприятии №8. Большое значение в моей деятельности имеют работы таких организаций как Московский научно исследовательский институт дефектологии академии наук РФ, республиканский учебно – методический кабинет при министерстве просвещения РФ, Всероссийское общество слепых, Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АН РФ, С.Петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
В прошлом году я прошел курсы по изучению системно – деятельностностного подхода в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в этом учебном году я ставил в своей работе задачи по новому стандарту – не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать у них умение учиться. Умение учиться я пытался формировать посредством освоения системы универсальных учебных действий которые являются определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, поскольку именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения
Некоторые темы из программ трудового обучения освещены не полностью из за нехватки оборудования и материалов, например темы по электротехнике из за отсутствия Эл. конструкторов. Темы по слесарной обработке материалов – слесарных инструментов. В этом году были мало отработаны навыки по работе с ручными инструментами и работе на эл. станках из-за малого количества часов и неимении материала для заготовок. Хотелось бы обновить станочное оборудование мастерской которое не менялось 25 лет, столярные верстаки приобрести, компьютер для внедрения новых технологий на уроках труда
Доработать тематические планы с учетом изменений в материальной базе мастерской.
Доработать рабочие места по производственному обучению в мастерской школы, наладить снабжение этих мест сырьем.
Отремонтировать усовершенствовать оборудование и ручные инструменты мастерской, купить и высушить пиломатериалы, лак, гвозди, краски и т.д. для уроков и кружковой работы.
Тема по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках технологии»
Вместе с учащимися участвуем в техническом оформлении всех общешкольных мероприятий, театрализованных представлений. Участвуем в работе по поддержанию порядка в классах и спальнях, территории школы - ремонтировали мебель спален и классов, оборудование учебной мастерской, изготовляли хозяйственный инвентарь, различные наглядные пособия.
Принимаю участие в заседаниях районных методических объединений учителей трудового обучения средних школ, но там обсуждаются работа зрячей школы.
Кабинет пополнился методическими пособиями для педагогов и обучающихся. В целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность».
Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 88%.
Для реализации многих методических разработок не хватает средств, инструментов и расходных материалов. Поэтому я спланировал перспективный план оснащения мастерской и составил списки необходимого инструмента, материала и оборудования на 2015-2016 уч.год.
Задачи на новый 2015-20166учебный год:
Составить КТП занятий по технологии для 5-8 классов - обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»;
Приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы;
Сохранение материально-технической базы кабинета;
Приобретение расходных материалов (древесины и металла).
Проведение внеурочных мероприятий:
Школьные выставки продажи изделий обучающихся;
Предметная неделя по технологии;
Участие в конкурсах по предмету.
План-заказ
дооборудования и работы по оснащению учебной мастерской
на 2015-2016уч.год.
наименование |
Цена, руб |
Цена, руб |
||
Столярные верстаки |
||||
Набор столярных инструментов |
||||
Набор слесарных инструментов |
||||
Набор электромонтажных инструментов |
||||
станок заточной |
||||
Токарный станок по дереву |
||||
Циркулярно-фуговальный станок 1-2 квт |
||||
Шлифовальная машинка |
||||
Компьютер, сканер, принтер, проектор. |
Правила поведения в учебных мастерских
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
- являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
- иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
- в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
- не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
1.5. Количество учебных мастерских, их разновидность и площади в образовательном учреждении принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), дисциплин образовательных программ.
1.6. Учебные мастерские должны соответствовать эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.
1.7. Учебная нагрузка мастерских должна быть не менее 36 часов в неделю.
2. Основные требования к учебной мастерской
2.1. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Требованиями к оснащению образовательного процесса.
2.2. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
2.3. В мастерских должны строго соблюдаться требования по охране труда. В соответствии с требованиями СанПиН производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности.
2.4. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.
2.5. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых инструкций, утвержденными директором Учреждения. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
2.6. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
2.7. Станки: фуговальный школьный, круглопильный школьный, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву обязательно оборудуются вентиляционными отсосами (специальным пылесосом).
2.8. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
2.9. Мастерские по обработке тканей и кулинарии должны быть раздельными.
2.10. Рабочими местами индивидуального пользования в мастерской по обработке тканей являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.
2.11. Рабочими местами коллективного пользования являются (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.
2.12. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.
2.13. К мойкам в мастерских подводится холодная вода. При отсутствии в Учреждении горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими нагревателями (по мере возможности).
2.14. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
2.15. В учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у администрации школ или медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, нарукавники, передник, косынка).
2.16. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.
2.17. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему комбината к учебному году и оформляется актом.
2.18. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся.
2.19. Администрация Учреждения принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
2.20. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
3. Требования к документации мастерской
3.1. Паспорт учебной мастерской.
3.2. Акт приемки учебной мастерской на начало учебного года.
3.3. Акт приемки и установки нового оборудования.
3.4. Технические паспорта на каждый вид оборудования.
3.5. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование. Правила техники безопасности работы в учебной мастерской и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
3.6. График (режим) занятости мастерской.
3.7. Состояние учебно-методического обеспечения мастерской
3.8. План работы мастерской на учебный год и перспективу (утверждается директором Учреждения).
Требования к учебно-методическому обеспечению учебной мастерской. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебной мастерской
Наличие в мастерской нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, рабочие программы, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации образовательной программы по предмету (дисциплине).
Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).
Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамкаx функционирования мастерской.
Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.
Правила хранения и размещения учебных пособий и оборудования
Размещаются и хранятся по разделам программы. Демонстрационные пособия и раздаточный материал храниться отдельно. Учебники и книги для внеклассного чтения в шкафах. В шкафу у стола учителя, словари, картотеки. Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления.
Все пособия систематизируются по темам, нумеруются. Для каждого пособия составляется список, где указывается название темы, названия пособия, его номер, чтобы учитель смог быстро, без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в мастерской. Инструменты, приспособления, заготовки, материалы, незавершенные работы учащихся, учебно-наглядные пособия хранятся в специальном помещении (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции).
Все учебное оборудование мастерской размещают и хранят в секционных шкафах. Раздаточный материал целесообразно хранить в каталожных ящиках с разделителями. Все пособия распределяются по видам, предметам, темам.
Оценка деятельности учебных мастерских
Выполняется на основании «Положения о смотре учебных кабинетов, мастерской» два раза в год.
По результатам смотра подводятся итоги и определяются лучшие мастерские.