Лагерь шмидта в арктике. Шмидт сидит на льдине, как шухер на малине
Михайлов Андрей 30.09.2018 в 10:00
30 сентября - день рождения выдающегося академика, математика, географа, геофизика, астронома, исследователя Памира и Арктики, героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего и титулованного ученого. А его экспедицию на пароходе "Челюскин" не забудут никогда.
Были времена, когда Отто Юльевич Шмидт был не менее известен , чем, скажем, Юрий Гагарин. Помню, в нашем классе училась Ольга Оюшминальдовна; оказалось, что ее отца в свое время так и назвали - Оюшминальд: "Отто Юльевич Шмидт на льдине".
Встречаются и другие имена-производные: Лагшминальд: ("Лагерь Шмидта на льдине"); Лагшмивар ("Лагерь Шмидта в Арктике"). Ну, кто из нашего ученого сообщества удостоен такой памяти - в именах? Разве что классики марсксизма, давшие нашим дедушкам имена Рэм, Вилен, Владлен, Марлен и прочие подобные.
Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года Могилеве. Его предки по отцовской линии - из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской - латыши с другой арендованной усадьбы, по фамилии Эргле.
В детстве он работал в лавке письменных принадлежностей. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле. Интересно, что неподалеку от хутора Фрициса Эргле находится Биркинели - мыза, где прошло детство известнейшего латышского поэта Яна Райниса.
С золотой медалью Отто Шмидт в 1909 году окончил гимназию в Киеве. Затем - физико-математическое отделение Киевского университета, где он учился в 1909–1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп.
Отто Шмидт - один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и заведующий кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического и механико-математического факультета МГУ. В 1930–1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах "Седов", "Сибиряков" и "Челюскин". В 1930–1932 годах он - директор Всесоюзного арктического института, в 1932–1938 годах начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года Шмидт был вице-президентом АН СССР.
Также он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака, оставил по себе ряд трудов по алгебраической теории групп.
В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе "Седов". Начальником этой экспедиции и "правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа" был назначен О. Ю. Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой создается полярная геофизическая обсерватория.
В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Седов". Она открыла острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов был назван островом Шмидта. В 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков" в одну навигацию прошла весь Северный морской путь и тем самым положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.
В 1933–1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе "Челюскин": ее целью было проверить, существует ли возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Вот эта-то экспедиция и стала одним из самых ярких моментов в исследовании Арктики и настоящим звездным часом Отто Юрьевича. В момент гибели "Челюскина" во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа и экспедиции на льдине он проявил мужество и твердую волю.
"Челюскин" водоизмещением 7,5 тысячи тонн был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля - Лена) и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наисовременнейшим грузопассажирским кораблем. По классификации Ллойда он отнесен к судам ледокольного типа.
Пароход был спущен на воду 11 марта 1933года, виспытательное плавание вышел 6 мая того же года. В первое плавание судно отправилось 3 июня под названием Лена и через два дня прибыло в Ленинград . 19 июня оно получило новое название - "Челюскин" в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина.
16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы.
Первые льдины встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.
"Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев - с 23 сентября до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул за два часа. Благо, экипаж, готовый к подобному разыитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Лагерь эвакуировали с помощью авиации: 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем в полутора сотнях километров от ледовой стоянки.
Под руководством Отто Юльевича Шмидта все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения.
Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-километровый пеший переход из Ванкарема до Уэлена, а некоторые и далее - до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы.
Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги, люди проходили до 70 километров в сутки. 16 человек по прибытии в бухту Провидения были госпитализированы.
В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в город Ном на Аляске. В Москве участников экспедиции торжественно встречали члены правительства и жители столицы.
Летчики, участвовавшие в снятии челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза, а имена челюскинцев получил ряд географических объектов СССР. Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Поиски 1974 и 1978 года не дали результатов.
К 70-летию памяти "Челюскина" в 2004 году была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники "Челюскин-70" сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина".
Многие современники воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому, Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть…
Но это еще не все подвиги Шмидта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1" Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" под номером 35.
126 лет назад в Могилеве родился будущий ученый, чье имя станет одним из главных позывных ХХ века. Отто Юльевич Шмидт был одним из самых ярких служителей Просвещения.
Свой первый подвиг Отто совершил в шестилетнем возрасте, когда переплыл тогда еще полноводную речку Дубравенку. Это было под силу не каждому взрослому. В отчете 1900/01 года классный наставник характеризует Шмидта как ученика «примерного поведения, трудолюбивого и способного в учебе». Это трудолюбие Отто Шмидт сохранил на всю жизнь.
Вот он стал студентом физико-математического факультета Киевского университета, составил себе список литературы, которую ему как будущему ученому необходимо прочитать. И, не давая себе поблажек, двинулся к высотам знаний. Простой математический подсчет показал, что на прочтение книг из его списка уйдет тысяча лет! Отто с болью в сердце сократил список, снова подсчитал – вышло 250…
Страницы из дневника студента Шмидта демонстрируют честолюбивого труженика или, как говорят в наше время, трудоголика, – каким он и останется в истории науки: «…всё время, начиная с марта или раньше, я занимался, не переставая и не отдыхая. И все-таки я не пришел к удовлетворительным результатам: предметы мои слишком обширны, они требуют больше времени. Уроки также отнимают много времени, но это, возможно, неплохо, оберегает от отупения за одной и той же работой. Во всяком случае, жаловаться не хочу. Если провалюсь, то никого винить не стану».
Отто Юльевич Шмидт — исследователь, ученый, полярник.
Опасения студента-первокурсника не оправдались, 17 мая он пишет: «Я вышел из аудитории сияя. Этим экзаменом я мог быть доволен. Я смог продемонстрировать познания по всем дисциплинам, и они отлично выдержали испытания».
В 1912 году в «Трудах Киевского университета» Шмидт опубликовал новое доказательство теоремы по теории групп, выигрывающее на фоне предшественников. А еще он продолжил одно из исследований Журдана в работе «Об уравнениях, решаемых в радикалах, степень которых есть степень простого числа». Результат – золотая университетская медаль и решение печатать работу за счет университета.
После Февральской революции, летом 1917 года, он перебрался из Киева в Петроград для участия в работе Всероссийского съезда по делам высшей школы и вскоре увлекся административной работой. Он занимался продуктовым обеспечением и работал в Министерстве продовольствия Временного правительства, затем начальником Управления по продуктообмену. Шмидт составил «Обращение группы объединенных социалистов Министерства продовольствия с изложением проекта политической платформы». Суть «Обращения» – готовность сотрудничать со всеми, кто согласен с госрегулированием экономики вне зависимости от политических взглядов граждан.
Его отрывочные воспоминания о том времени передают некоторую растерянность, которую деятельный ум Шмидта преодолевал, погружаясь с головой в новые проекты – большие и малые.
«Я чувствовал сумбур у себя в голове, не мог охватить всей совокупности явлений… Я встретил Октябрьскую революцию с радостью…», однако «…до Октябрьской революции я еще не дозрел… у меня не было опыта работы с массами, я плохо понимал силу масс».
Еще шла Гражданская война, а он уже стал членом коллегии Наркомата финансов, возглавляя еще и налоговое управление. А где же наука? Где математика, астрономия? Он вернулся к науке, когда подал идею Большой советской энциклопедии. А уже в конце двадцатых нашел главное свое призвание – путешествия, географические открытия, открытие новых пространств и маршрутов, необходимых науке и человечеству.
Полярники получили энергичного вождя
Сначала он пошел в горы, участвовал в экспедициях на Памир. Набрался опыта как путешественник. Но главным фронтом в борьбе за «покорение пространства и времени» с конца двадцатых годов считалась Арктика. И Шмидта неожиданно назначили начальником экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Неожиданно, потому что вокруг было немало более опытных полярников…
Политический подтекст проекта просматривался в идее научно-практического освоения Земли Франца-Иосифа и ее включения в наши полярные владения, как это декларировалось еще нотой царского правительства 1916 года и подтверждалось советской нотой 1926 года. На труднодоступных островах они должны были построить радиостанцию.
Финал похода так описывается в дневнике Шмидта:
«6 сентября, вечер. Конец эпопеи близок. Идем на юг, назад к земле. Проделали гидрологический разрез по 79° с. ш. до 70° в. д. за долготу мыса Желания. От плана добраться до о. Уединения и до Северной Земли приходится отказаться… Вечером 5 сентября капитан, при сочувствии Самойловича, стал убеждать меня повернуть обратно… судно в таком виде не может больше входить в лед и не перенесет серьезного шторма. Вода впереди чистая… но доводы капитана серьезны… Утром 6-го момент для решения наступил… Волнение 6 баллов, ледокол сильно дрейфует, научные работники бьются без успеха – невозможно работать. Тут уже и В.Ю. Визе вышел из себя, заявив, что, раз гидрологические исследования вести более невозможно, незачем дальше ехать… Потеряв последнего союзника, я уже не могу сопротивляться общему мнению специалистов».
Он увлекся Севером не на шутку. Стал лучшим организатором зимовок, экспедиций, строил станции, а дело это было таинственным и рискованным. Полярники получили энергичного вождя. Ему не хватало специфических знаний и навыков, но он был истинным ученым, обладал авантюрной жилкой и умело держал себя в начальственных кабинетах.
Сталин в присущей ему в те годы шутливой манере сравнил новую организацию с существовавшей в XVII–XIX веках английской Ост-Индской компанией, колонизовавшей Индию, но в отличие от нее построенную «не на костях местного населения, а на основе поднятия культуры». Заметил, что у Ост-Индской компании были войска для подавления восстаний, а у нас всё должно решаться мирным путем, сказав под занавес: «Пушек Шмидту не давать!»
Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Шмидт возглавил шесть экспедиций, каждая из которых оставила заметный след в истории освоения Арктики. Во время славной экспедиции 1932 года советские полярники на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые за всю историю человечества прошли Северный морской путь без зимовки, за одну навигацию. «Шмидтовцы» осуществили мечту, которая владела мореплавателями в течение четырех столетий!
Бернард Шоу, встретив советского посла в Великобритании Ивана Майского, воскликнул: «Что вы за страна! На роль главного героя ледовой драмы нашли настоящего Деда Мороза с большой бородой. Уверяю вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей!» Так оно и было. Перед шмидтовским обаянием мало кто мог устоять. Даже блеклые газетные фотографии длиннобородого полярника излучали романтический флёр.
И неудивительно, что народные сказители слагали былины (точнее – этот жанр называли новинами) о Шмидте и его соратниках. Конечно, они исполняли идеологический заказ и государство широко рекламировало собственный арктический проект. Но не менее важным было и искреннее народное влечение к науке, к открытиям и к таким личностям, как Шмидт. Былинницы – такие, как знаменитая Марфа Крюкова – называли его богатырем Поколен-Бородой.
Детей называли в честь Шмидта – не только Отто, но и Оюшминальдами! Это имя-аббревиатура означало «Отто Юльевич Шмидт на льду». Звонко, во вкусе эпохи. В основном счастливые обладательницы этих имен к совершеннолетию переименовались в самых обыкновенных Олечек. Но шума было много!
Да, арктический проект во многом был пропагандистской эпопеей. За победы было принято выдавать даже полуудачи и откровенные провалы. Но настоящих побед было всё-таки больше – и, наверное, без шумихи их не было бы. Ведь приходилось считать копейки, страна готовилась к войне, а тут – масштабные исследования, путешествия, ледоколы, станции… Без идеологического гарнира даже Шмидт не добыл бы субсидий на такие «развлечения».
Самое громкое из его дел – это, конечно, челюскинская эпопея. Тогда Шмидта узнал весь мир. Несколько месяцев он пробыл в ледовом плену, во главе экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Весь мир считал их смертниками. 104 человека во главе с героическим академиком. И всё-таки их спасли! 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Пробились к челюскинцам и другие полярные летчики. В результате спасли всех. Никто не погиб! Шмидт в последние дни пребывания на льдине тяжело заболел, но вел себя мужественно и покинул лагерь последним.
Следующим громким делом Шмидта стала экспедиция Ивана Папанина. Впервые самолеты сели в районе Северного полюса, впервые была организована дрейфующая станция. За ее работой следила вся страна.
Последние годы жизни
В начале сороковых Шмидт не то чтобы оказался в опале, но постепенно его отодвинули в сторону… Отчасти – из-за болезней, отчасти – потому что у власти нашлись новые любимцы.
«В последние годы жизни он сосредоточился на создании новой теории происхождения Земли и планет. Тяжело больной, вне света славы, отстраненный Сталиным от руководства Академией наук, он, напрягая последние силы, продолжал работать. Он не мог не работать, и я вспоминаю разговор с ним, когда он уже не вставал с постели.
Отец спросил: “Как ты думаешь, кого напоминает подлинный исследователь?” Я ответил какую-то банальность, а он сказал: “Зачем так красиво? Он напоминает бульдога, который схватил палку и не может ее выпустить, пока не раскусит”», – вспоминал об отце сын, Сигурд Оттович Шмидт.
И добавлял: «Что сказать в заключение о моем отце? Это был ученый ренессансного склада, энциклопедист, деятельный участник государственного строительства с незаурядными личными качествами, обаятельный мужчина, любивший женщин и любимый ими». Такая же взаимная любовь сложилась у него и с наукой. А особенно – с ее практическими отраслями.
Талантливый ученый, предприимчивый организатор исследований, сегодня он – легенда. Нам не хватает таких веселых подвижников. А если они есть, то остаются в тени. В наше время всюду еще больше показухи, чем в 1930-е, тут уж не до Шмидтов.
Арсений Замостьянов
125 лет назад родился Отто Юльевич Шмидт (1891–1956) - академик, организатор научной жизни, имя которого в нашей страны ассоциируется с такими понятиями, как «челюскинцы» и «Севморпуть».
В 1930-е годы академик Шмидт, несомненно, являлся одним из самых известных людей страны. Да и в мире его хорошо знали - и по свершениям, и в лицо. Про него слагали стихи и газетные дифирамбы. А народные сказительницы сочиняли былины о покорителе Арктики. Он был одним из «знатных людей советской державы». Запоминалась колоритная внешность решительного учёного: яркие глаза, длинная тёмно-седая борода… Мы не знаем, сознательно ли он выстраивал свой имидж, но успех сомнений не вызывает: слава Шмидта гремела.
Студентом его считали надеждой русской математической науки. Однако после революций он стал проявлять не столько исследовательский, сколько организаторский талант. Занимался и снабжением, и финансами, и организацией научных институтов. Преподавал математику, занимался астрономией. Кстати, именно Шмидт в своё время ввёл в обиход слово «аспирант», без которого сегодня трудно представить себе университетскую жизнь. Был инициатором и энергичным руководителем Большой советской энциклопедии. Правда, всесоюзная слава пришла к нему, когда Шмидт стал руководителем полярных экспедиций и главой Севморпути.
«Хочешь стать хорошим полярником - полезай сначала в горы», - говаривал Отто Юльевич. Всё началось с того, что, лечась от туберкулёза в Европе, он прошёл курс альпинизма. Судьба его решилась, когда «на просмотре кинофильма о прошлогодней Памирской экспедиции (в марте 1929 года. - Авт.) Н.П. Горбунов (управделами СНК СССР, участник Памирской экспедиции. - Авт.) рассказал мне об экспедиции на Землю Франца-Иосифа и предложил ехать ее начальником… В мае я согласился, получил назначение Совнаркома и в июне был в Ленинграде, в Институте по изучению Севера, где с Р.Л. Самойловичем и В.Ю. Визе договорился об основном». Политический подтекст проекта просматривался в идее научно-практического освоения Земли Франца-Иосифа и её включения в наши полярные владения, как это декларировалось ещё нотой царского правительства 1916 года и подтверждалось советской нотой 1926 года. 5 марта 1929 года Совет Народных Комиссаров утвердил проект организации экспедиции на Землю Франца-Иосифа, где предполагалось строительство радиостанции. Самым опытным полярником среди участников экспедиции на Землю Франца-Иосифа был, несомненно, Владимир Визе, который в 1912 году принял арктическое крещение в качестве географа экспедиции Георгия Седова. Не уступал ему по части опыта и Рудольф Самойлович. Однако Совет Народных Комиссаров назначил начальником экспедиции Шмидта. Ему доверяли. Его считали своего рода комиссаром.
Шмидт писал: «Первая разумная, оправдавшаяся идея о географической структуре Центрального полярного бассейна принадлежит Нансену». Современники его и слушать не хотели. Известно, что этот энергичный мужественный человек тем не менее не поколебался в своих теоретических воззрениях, сумел их претворить в практику на дрейфе «Фрама». Дрейф «Фрама» до сих пор считается величайшим событием в истории полярных стран. Но дрейф «Фрама», происшедший в 1890-х годах, остался одиноким. «Фрам» прошёл от Новосибирских островов, немного заходя за 85-й градус, через значительную часть Центрального полярного бассейна, однако не был у полюса. Фритьоф Нансен предполагал повторить поход в других условиях, а именно, чтобы где-нибудь на север от Аляски судну такого же типа вмёрзнуть в льдину, надеясь, что она пройдёт ближе к полюсу и, дрейфуя 4–5 лет, соберёт больше материала, чем «Фрам».
Шмидту за несколько лет удалось прочно перехватить инициативу у норвежцев и американцев по освоению Арктики. Достижения советских полярников в шмидтовские времена впечатляют. В 1929 году на ледокольном пароходе «Седов» была сформирована арктическая экспедиция, успешно достигшая Земли Франца-Иосифа. В бухте Тихой Шмидт создал полярную геофизическую обсерваторию, обследовавшую земли и проливы архипелага. В 1930 году, во время второй экспедиции, были открыты такие острова, как Исаченко, Визе, Длинный, Воронина, Домашний. В 1932 году ледокол «Сибиряков» впервые за одну навигацию осуществил проход из Архангельска в Тихий океан. О Севморпути в те годы в СССР слыхал каждый ребёнок. На него возлагали большие надежды, прежде всего экономические. Видели в Севморпути один из рычагов преобразования жизни. Шмидт возглавил Главное управление Севморпути. В его ведение входило многое. И строительство метеостанций, и организация полярной авиации, и вопросы судостроения, а также проблемы радиосвязи…
В 1933-м он встал во главе экспедиции на пароходе «Челюскин», которая должна была доказать жизнеспособность Севморпути. Но «Челюскин» не смог выйти в Тихий океан. Судно было раздавлено льдами и затонуло. 104 человека оказались на льдине, казалось бы, в безнадёжной ситуации. Шмидт проявил себя как настоящий командир. При высадке многочисленного экипажа на льдину погиб один человек. Несчастный случай! Больше таких случаев в лагере Шмидта не происходило. Под руководством академика челюскинцы быстро возвели палаточный городок, создали условия для приготовления пищи, для лечения больных. Эрнсту Кренкелю удалось установить радиосвязь с Большой землёй. Челюскинцы жили как большая семья. Шмидт вселял в товарищей веру в спасение, волю к жизни. Тут-то и проявился его главный талант - общение, педагогическое воздействие. На льдине он читал для челюскинцев занимательные лекции. Весь мир следил за жизнью шмидтовского лагеря как за своего рода «реалити-шоу». Всё закончилось чудесным спасением. Лётчики вывезли на материк всех до единого челюскинцев. Никто не погиб.
В последние недели пребывания на льдине Шмидт серьёзно заболел. Туберкулёз, пневмония… Сначала он скрывал недомогание от товарищей, потом не мог скрывать. Со льдины он угодил прямиком в больницу. Однако при награждении героев его не обделили. Москва встречала академика как триумфатора.
В 1937-м Шмидт выступил в качестве организатора дрейфующей станции «Северный полюс». Вместе с папанинцами он прилетел на льдину, всё проверил, страстно выступил на митинге и возвратился на Большую землю. А Иван Папанин вернулся после годичного дрейфа всесоюзным героем. Вскоре Иосиф Сталин счёл необходимым заменить Шмидта на посту главы Севморпути именно Папаниным. Тогда возникла шуточная песенка: «Примеров много есть на свете, Но лучше, право, не найти: Снял Шмидт Папанина со льдины, А тот его - с Севморпути». Хотя и в то жестокое время Шмидт не попал в опалу. Занимался наукой, руководил кафедрами и институтами, к сожалению, часто и подолгу лечился.
В сер. 1940-х годов Шмидт выдвинул новую космогоническую гипотезу о появлении Земли и планет Солнечной системы. Академик считал, что эти тела никогда не являлись раскалёнными газовыми телами, а сформировались из твёрдых, холодных частиц вещества. Разработку этой версии Отто Юльевич Шмидт продолжал до конца жизни вместе с группой советских учёных. В сер. войны обострилась болезнь. Шмидт был вынужден отойти от дел, но научными изысканиями продолжал заниматься. К сожалению, всё чаще болезнь надолго отнимала его у науки. Великий жизнелюб (он по праву считался «советским Дон Жуаном») умер, не достигнув и 65-летнего возраста. Он остался в памяти и во многих реализованных начинаниях.
Настоящие герои тридцатых годов - летчики и полярники, объединенные одним именем - «Челюскин». Их в буквальном смысле слов носила на руках вся страна, фамилии знал наизусть каждый, фотографии были прикноплены над кроватями тысяч мальчишек, и жизнь, конечно, хотелось делать с них, быть такими же мужественными и сильными.
История «Челюскина» такова. Его строили на судостроительном заводе Копенгагена по советскому заказу. В марте 1933-го его спустили на воду, а уже в августе «Челюскин» вышел из Мурманска навстречу своей судьбе. Цель - порт Владивосток. Официальная задача - отработка доставки грузов по трассе Северного морского пути. Во главе экспедиции капитан Воронин и академик Отто Юльевич Шмидт. На борту - более 100 человек команды, среди которых женщины и дети. Присутствие последних объясняет неофициальная, возможно, засекреченная, версия: «Челюскин» был снаряжен для доставки не столько грузов, сколько заключенных на добычу оловянной руды, и вышел из порта не один. За ним следовала «Пижма», на которой везли заключенных и охранников. Семьи же охранников следовали на «Челюскине». В документах и спустя несколько десятилетий никаких сведений о «Пижме» нет. Она стала кораблем-фантомом, существующим либо в памяти свидетелей, либо в воображении литераторов.
Так это или не так, но в конце сентября экспедиция оказалась полностью блокирована льдами в Чукотском море. Льды постепенно сжимались, и в феврале весь экипаж был вынужден сойти на лед, где в течение двух месяцев моряки, женщины и даже дети жили в палатках. 13 февраля льды окончательно сомкнулись и легко, как папиросную бумагу, смяли стальную обшивку «Челюскина». Корабль затонул всего за два часа. Челюскинцы на два месяца оказались в ледовой изоляции. Не потеряв присутствия духа, они занялись устройством жизни, строительством аэродрома, который постоянно ломался, покрывался трещинами и торосами, полностью заносился снегом. Связь с материком была, ее обеспечивал радист Эрнст Кренкель. Шмидт издавал газету и читал лекции по философии. Подвиг челюскинцев - в том, что они не сдались, не потеряли человеческого облика, не предались апатии.
Сначала челюскинцев хотели спасти американцы. Но правительство отказалось категорически, несмотря на то, что в составе экспедиции были женщины и дети, включая новорожденную девочку, появившуюся на свет в Карском море. Почему? Позднейшие толкователи утверждают, что именно из-за «Пижмы», вмерзшей в лед неподалеку и ставшей ледяной могилой всем заключенным.
Отечественные специалисты не верили в возможность спасения челюскинцев. Была слабая надежда на авиацию. Правительственная комиссия направила в зону действия три группы самолетов. Страна, затаив дыхание, слушала сводки новостей о спасении челюскинцев. Вот Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек, вот Василий Молоков за девять рейсов — 39 человек, Николай Каманин за девять рейсов — 34 человека, Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек, Маврикий Слепнев за один рейс — пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Специально для летчиков было создано новое звание - Герой Советского Союза. Все, находившиеся на «Челюскине», от капитана до уборщика, были награждены орденом Красной звезды. А в метриках новорожденных девочек появилось новое имя Оюшминальда - «Отто Юльевич Шмидт на льдине».
Александр Достян
Россия (СССР)
Отечественный исследователь Памира, полярник; с детства болел туберкулёзом.
Отто Шмидт с отличием закончил гимназию в Киеве.
Характерный эпизод: студент Отто Шмидт составил список книг, которые ему следует прочесть. Выходило, что, даже если читать одну книгу в неделю, серьёзное чтение потребует тысячу лет...
В 1918 году Отто Юльевич Шмидт вступил партию большевиков.
В 1928 году Отто Шмидт во главе международной экспедиции изучал ледники Памира.
В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледокольном пароходе « », организовавшие на Земле Франца-Иосифа первую советскую полярную научную станцию.
В 1933 году - для проверки возможности прохода судов по Северному морскому пути - из Мурманска был направлен пароход «Челюскин» во главе с Отто Юльевичем Шмидтом и В.И. Ворониным. Но судно было затёрто льдами и затонуло, а 104 человека, оказавшихся на льдине, вынуждены были провести на ней два месяца в условиях полярной зимы, пока их не спасла полярная авиация.
В 1937 году Отто Юльевич Шмидт организовал экспедицию на Северный полюс для создания дрейфующей станции.
Отто Юльевич Шмидт - один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942).
«Ряд крупных учёных являются противниками плана любого вида.
Они считают, что научная работа - это творческая деятельность, а творчество не подлежит плани-рованию, оно должно развиваться совершенно свободно, и ученые творят только то, к чему у них лежит в данное время склонность.
Для подтверждения такой точки зрения приводится ряд убедительных примеров.
Сам ,
например, не мог бы по заданному плану открыть закон тяготения, поскольку это произошло стихийно, на него нашло наитие, когда он увидал знаменитое падающее яблоко. Очевидно, что нельзя запланировать момент, когда ученый увидит падающее яблоко, и как это на него подействует. Самое ценное в науке - и что составляет основу большой науки - не может планироваться, по-скольку оно достигается творческим процессом, успех которого определяется талантом учёного.
Чтобы согласовать эти противоречия, выдвигается компромиссный взгляд. На нашем совещании этот взгляд выдвигал академик О.Ю. Шмидт
. Он считает, что действи-тельно существуют научные открытия и, конечно, никто не может заставить учёных заранее планировать свои открытия, и здесь мы предоставляем учёным свободу.
Но есть масса работы, кроме творческой, и эту работу мы будем планировать.
Я считаю этот взгляд мало обоснован-ным.
Это соответствовало бы тому, как если бы при оценке картины в музее, хотя мы и знаем, что лишены возмож-ности оценить, например, картину , поскольку художественное качество деньгами не выразить, мы всё же приняли бы, что можем оценить раму, краски и пр. и таким образом определить некоторую часть стоимости худо-жественных фондов музея. Такие оценки ничего не выра-жают и могут удовлетворить только бюрократическую администрацию.
Мне думается, что предложение О.Ю. Шмидта, как и все другие, не решает задачи и нам надо искать более широкий подход, в основу которого должен быть положен следующий принцип: в науке самым ценным является творческий элемент , поэтому план и отчёт должны составляться так, чтобы не стеснять свободу творчества, а поддерживать её».
, Эксперимент. Теория. Практика, М., «Наука», 1987 г., с.160-161.
Новости
-
Уважаемые Коллеги!Эта очная конференция - часть проекта сайт - крупнейшего портала Европы, посвящённого научному изучению Т ворческих личностей / коллективов.
Материалы для этого проекта собирались Игорем Леонардовичем Викентьевым с 1979 года. Конференции проводятся им с 1984 года.
ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИЙ:
1) Стратегии выдающихся Т ворческих личностей;
2) Профессиональные (а не любительские!) М етодики креатива в различных областях деятельности;
3) Создание и функционирование результативных (!) Т ворческих коллективов.Возможно приобретение билетов как на online-трансляцию, так и для очного участия (что рекомендуется для установления личных контактов, если Вы намерены профессионально и результативно заниматься изучением т ворческих личностей / коллективов и создавать новые методики решения креативных задач).
Список Докладов-45 и регистрация Участников - .
В регистрационной форме Вы можете задать Ваши вопросы нашим Докладчикам.
С 25 августа 2019 года начинается VIII-й
сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных
лекций И.Л. Викентьева
о Т
ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;
3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .