Николас фламель его дом во франции. Николя фламель - самый знаменитый алхимик средневековья
Из предисловия к его работе и деталей, которые всплывают при её изучении, можно сделать вывод, что Фламель был самым образованным европейским философом. Своему искусству он обучился у крещеных евреев на дороге к Сантьяго-де-Компостеле (Santiago de Compostela).
Дебора Харкнесс (Deborah Harkness) пишет: "Некоторые люди считали, что Фламель – выдумка редакторов и издателей XVII века, отчаявшихся издавать печатные редакции древних алхимических трактатов, которые жадная читающая публика снова превращала в рукописи". Современное утверждение о том, что отсылки на работы Фламеля встречаются в текстах XVI века, не подтверждается фактами. Утверждается, что он достиг двух целей алхимии - изобрёл Философский камень, который может превращать навоз в золото, а обычные камни - в драгоценные, и помог своей жене Перенелль (Perenelle) достигнуть бессмертия с помощью Эликсира жизни.
Николя и его жена Перенелль были католиками. Они были известны благодаря своему богатству, любви к людям, а также достижениями в области алхимии. Прожив более 80 лет, в 1410 году Фламель создал себе могильный камень, покрытый тайными алхимическими знаками и символами. Сейчас камень хранится в Музее средневековья (Musée de Cluny) в Париже (Paris).
Записи говорят, что Фламель умер в 1418 году. Однако утверждается, что после смерти его видели живым несколько раз. Он похоронен в Париже, в Музее средневековья, в конце нефа бывшей церкви Сен-Жак-да-ла-Бушери (Church of Saint-Jacques-de-la-Boucherie).
Подробности его жизни легендарны. Ему приписывается книга по алхимии, опубликованная в 1613 году в Париже под названием "Livre des figures hiéroglypiques" и в 1624 году в Лондоне под названием "Exposition of the Hieroglyphical Figures". В предисловии к работе Фламель описывает поиск Философского камня. Этот поиск был целью всей жизни алхимика и сводился к тому, чтобы расшифровать текст некой таинственной книги, состоящей из 21 страницы. В предисловии написано, что в 1378 году он предпринимал путешествие в Испанию (Spain), чтобы найти себе помощь в переводе. Фламель рассказывает, что на обратном пути он встретил мудреца, который утверждал, что эта книга – копия книги Абрамелина (Abramelin the Mage). Узнав об этом, Фламель и его жена в течении нескольких лет работали над расшифровкой и узнали достаточно, чтобы выявить рецепт Философского камня. В 1382-м они создали первую порцию серебра, а затем и золота. Кроме того, считается, что Фламель изучил несколько текстов на иврите.
Легендой среди алхимиков Фламель стал к середине XVII века. Исаак Ньютон (Isaac Newton) ссылался на него в своих журналах. Интерес к личности алхимика вновь возродился в IXX веке; он упоминается в романе "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго (Victor Hugo); Альберт Пайк (Albert Pike) упоминал его в своей книге "Morals and Dogma of the Scottish Rite of Freemasonry".
Один из домов, в котором жил Фламель, до сих пор находится в Париже (Paris) на улице Монморанси (rue de Montmorency), дом 51. Это самый старый каменный дом в городе, в подвале здания сейчас располагается ресторан.
В Париже рядом с Лувром (Louvre) есть улица Николя Фламеля (rue de Nicolas Flamel), которая пересекается c улицей Перенелль (rue Perenelle), названной в честь его жены.
Алхимики действовали во Франции во все времена, но никто, даже современный адепт Фулканелли, не имел такой репутации, как Николай Фламель. Приход Сен-Жак-ля-Бушери, расположенный в густонаселенной части Парижа, сохранил, по крайней мере, до начала XIX века, живую память об этом человеке, его жене Перренелль, а также об их щедрой благотворительности и огромном богатстве.
Фламель родился около 1330 года близ Понтуаза в небогатой семье, сумевшей, однако, обучить его грамоте. Полагают, что родители его умерли, когда Николай был еще очень молод, и он отправился в Париж, где стал общественным писцом. Сначала он проживал возле кладбища Святых Младенцев, а затем, как и другие представители его ремесла, перебрался в галерею Сен-Жак-ля-Бушери.
Женившись на женщине зрелых лет, успевшей дважды овдоветь и принесшей в семью скромный достаток, Николай смог арендовать две мастерские: одну для себя, другую - для своих копировальщиков и подмастерьев. Нельзя, однако, сказать, что он являлся зажиточным человеком. Помещение, в котором Фламель проработал всю жизнь, было столь мало, что в наши дни подобное можно найти разве что на отдаленных улочках - это скорее пристройка, чем лавка.
Несколько лет спустя, благодаря мадам Пер-ренелль и экономя на всем, Николаю удалось построить небольшой домик прямо напротив мастерских. Хотя положение его несколько улучшилось, он все еще был беден.
Существует юридический акт, составленный через несколько лет после свадьбы, согласно которому супруги передают все свое имущество в совместное владение. Судя по этому документу, состояние их все еще крайне невелико.
Однако благодаря женитьбе, Фламель приблизился к тому, чтобы вступить в класс мелких собственников. В это время он еще не занимается герметической философией. Расширение деятельности за счет торговли книгами - вот что поглощает все его мысли. Новое дело знакомит его с алхимическими трудами, которые он получает для продажи или копирования. Очевидно они и стали причиной одного сновидения, явившегося отправной точкой в его карьере алхимика.
Позже Николай рассказывал, что к нему явился ангел с огромным томом в медном переплете, открыл его титул и сказал: «Фламель, запомни эту книгу. Сейчас ты, как и многие другие, не поймешь в ней ни слова. Но настанет день, когда ты узнаешь из нее нечто, другим недоступное». Затем видение исчезло, но память о нем никогда не покидала Николая. Сон внезапно стал реальностью много лет спустя, когда та самая книга попала в руки Фламеля. Вот как он описывает это в своей рукописи Интерпретация иероглифических образов»:
Итак я, Николай Фламель, писарь, после своих родителей зарабатывал на жизнь искусством письма, составляя описи и счета и проверяя расходы опекунов. Случилось так, что за два флорина я приобрел очень большую и старинную книгу, украшенную золотой чеканкой. Она была написана не на бумаге или пергаменте, как большинство других книг, а на чем-то, что показалось мне широкими листами коры молодых деревьев. Обложка ее была сделана из меди и покрыта причудливым орнаментом, состоящим из любопытных букв и рисунков. Насколько я мог судить, это был греческий или какой-то другой из древних языков. Все что я знал, так это то, что не могу прочитать эти буквы и что, несомненно, это не латынь и не галльское наречие, с которыми я, естественно, был знаком.
Что касается текста, страницы были заполнены с величайшим мастерством металлическим пером четкими и чудесно раскрашенными латинскими буквами. Книга содержала три раза по семь страниц (они были пронумерованы в таком порядке вверху каждой страницы), причем все седьмые страницы были пустыми, не считая каймы из переплетенных змей по краям. На второй седьмой странице был крест с распятой . На последней седьмой странице была нарисована пустыня со множеством прекрасных родников, из которых во все стороны расползались .
На первой странице были написаны позолоченные заглавные буквы: ИУДЕЙ, АВРААМ, КНЯЗЬ, СВЯЩЕННИК, ЛЕВИТ, АСТРОЛОГ И ФИЛОСОФ ПРИВЕТСТВУЕТ ТЕХ ИЗ ПЛЕМЕНИ ИУДЕЕВ, КТО ГНЕВОМ ГОСПОДНИМ БЫЛ РАССЕЯН СРЕДИ ГАЛЛОВ. За этим следовали самые страшные обвинения и проклятия (причем часто повторялось слово MARANATHA) тем, кто осмелится взглянуть на эту книгу, если он не священник и не писец.
По его собственному признанию, Николай Фламель понял из книги не слишком много. Первая страница содержала лишь заголовок, приведенный выше, вторая - призыв к израильтянам, а третья объявляла трансмутацию металлов средством для выплаты дани, наложенной римскими императорами. Текст, относящийся к получению Философского Камня, был относительно понятен, но - что в общем-то традиционно для всех герметических работ - не содержал совершенно ничего о природе необходимого первоветцества. Что представляет собой первове-щество, сообщали четвертая и пятая страницы, не имевшие текста, но чудесно раскрашенные несколькими картинками. Фламель заключал, что, хотя эти картинки, несомненно, указывают, какие вещества следует использовать, только знатоку Искусства под силу проинтерпре тировать их. Он осознавал, что пока еще совершенно неспособен увидеть в них какой бы то ни было смысл.
Я сам тщательно исследовал эти иероглифические символы, но, как и в случае других, чисто аллегорических художеств, никогда не понимал, что автор хотел сказать. Даже зная, что конкретно означает тот или иной , я понимал, что для той же цели можно было использовать и другие символы. В то же самое время один и тот же можно было толковать совершенно по-разному.
Так же как и иллюстрации, текст книги не оправдает наших надежд, поскольку Фламель очень осторожен. Он пишет: «Я не могу объяснить, что написано на остальных страницах чистой и совершенной латынью, ибо Господь покарает меня. Я совершу больший грех, нежели человек, захотевший, по преданию, чтобы у всех людей в мире была одна голова, которую он мог бы отсечь одним ударом». (Вполне вероятно, что Николай оставил более подробную информацию в «Химическом псалтыре», который он завещал своему племяннику Перье, но текст, написанный на полях его собственного служебника, закодирован).
Поделись статьей с друзьями!
История Николаса Фламеля
https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/1-150x150.jpg
Алхимики действовали во Франции во все времена, но никто, даже современный адепт Фулканелли, не имел такой репутации, как Николай Фламель. Приход Сен-Жак-ля-Бушери, расположенный в густонаселенной части Парижа, сохранил, по крайней мере, до начала XIX века, живую память об этом человеке, его жене Перренелль, а также об их щедрой благотворительности и огромном богатстве. Фламель родился около...
Неприметный каменный дом под номером 51, построенный на улице Montmorency (Монморанси) в 1407 году, является самым старым из полностью сохранившихся зданий в Париже. Интерес к дому также вызван его хозяином Николя Фламелем, знаменитым алхимиком, который согласно легенде открыл тайну философского камня. Долгое время звание старейшего парижского дома носило здание, расположенное на улице Volta (Вольта). Однако со временем историки установили, что на самом деле он был построен значительно позже дома Фламеля – в 1644 году.
Николя Фламель - легендарный хозяин дома
Личность и биография Николя Фламеля окутана множеством тайн. Простой писарь и нотариус родом из Понутаза прибыл в Париж, чтобы реализовать свои амбиции. Однажды он купил у незнакомца некую рукопись, содержащую секрет изготовления философского камня, способного превращать свинец в золото. Доподлинно неизвестно каким образом Фламелю удалось внезапно разбогатеть, но алхимик действительно стал владельцем нескольких десятков участков по всему Парижу, среди которых дом на улице Монморанси.
Вместе со своей супругой Пернелль алхимик обустроил в доме пансион для бедных и бездомных, которые в качестве платы за проживание должны были дважды в день молиться. Фламель завоевал славу мецената и благотворителя и провел в этом доме последние годы своей долгой жизни (1330–1418).
Дом Фламеля в наши дни
Выщербленные плиты четырехэтажной постройки, зажатой с двух сторон более современными домами, и сегодня бережно хранят тайны своих владельцев. Длинная надпись, сохранившаяся на фасаде, переводится с латыни следующим образом: «Мы, земледельцы, мужчины и женщины, живущие здесь и пребывающие под покровом дома сего, построенного в 1407 году от Рождества Христова, обязаны ежедневно возносить молитву Господу, читая «Отче наш» и «Аве Мария», моля Господа простить несчастных умерших грешников. Аминь».
Дом Фламеля украшают барельефы, которые долгое время не было видно из-за толстого слоя штукатурки. После восстановительных работ дом обрел вид, приближенный к первоначальному. Когда-то фасад украшала фреска, на которой были изображены Иисус Христос, Николя Фламель и его супруга Пернелль, но, к сожалению, ее не удалось сохранить.
Таверна Николя Фламеля
В 2007 году дом Фламеля был полностью реконструирован, при этом сохранив очарование средневекового особняка. Первый этаж здания (во Франции его принято считать цокольным) занял первоклассный ресторан «Таверна Николя Фламеля», ориентированный на традиционную французскую кухню. Кстати, в нем есть специальное детское меню с символичным названием «Гарри Поттер».
Старинный дом на улице Монморанси с годами все больше привлекает своей загадочностью и даже вдохновляет писателей: имя его знаменитого хозяина Николя Фламеля и само здание упоминается в бестселлерах Джоан Роллинг и Дэна Брауна.
Как добраться
Адрес: 51 Rue de Montmorency, Paris 75003Телефон: +33 1 42 71 77 78
Сайт: auberge-nicolas-flamel.fr
Метро: Rambuteau, Étienne Marce, Arts et Métiersl
Время работы: 12:00–14:30, 19:00–22:30
Обновлено: 20.04.2016
Николя Фламель и госпожа Пернелла
Перейдя к рассказу о Николя Фламеле и его супруге госпоже Пернелле, мы окончательно порываем с представителями официальной средневековой учености (с университетами), чтобы заняться выходцем из народа, самоучкой, посмотреть, как он стал алхимиком.
Биография Николя Фламеля хорошо известна благодаря терпеливым исследованиям Альберта Пуассона, который, сам будучи алхимиком в Прекрасную эпоху (он, увы, безвременно скончался в возрасте всего двадцати четырех лет, не успев даже закончить изучение медицины), посвятил ему в 1893 году детальный труд, опираясь исключительно на аутентичные документы.
Хорошо известная книга Лео Ларгье «Делатель, золота Николя Фламель»™, несмотря на свой воодушевленно-романтический стиль, не отступает от документальной достоверности: реальное существование Николя Фламеля показано в строгом соответствии с тем, что можно прочитать в старинных манускриптах.
Тот, кому суждено было стать самым знаменитым алхимиком Средних веков (и, можно сказать, тот, чье имя на устах даже у людей, которые никогда не имели случая всерьез заняться историей алхимии), родился в Понтуазе в 1330 году. Его родители принадлежали к небогатым горожанам, но сумели дать сыну (что в те времена было большой редкостью) хорошее образование. Он еще молодым человеком прибыл в Париж, чтобы заниматься ремеслом писаря. Это не было чем-то сопоставимым с работой современного литератора, но представляло собой совокупность профессиональных занятий, предполагавших владение каллиграфическими навыками: составление и написание частных писем, ходатайств, актов гражданского состояния, а также требовавшая немалого терпения переписка целых манускриптов. Все эти виды работ в эпоху, когда во Французском королевстве большинство населения было неграмотно и когда (напомним еще раз, ибо это важно) книгопечатание еще не было изобретено, оказывались неплохим источником дохода.
Фламель самолично сообщает нам: «В ту пору, после смерти моих родителей, я зарабатывал себе на жизнь, занимаясь ремеслом писаря: составлял инвентарные описи, вел счета…» Он умел также рисовать, иллюминировать рукописи и писать красками - сам являлся автором иллюстраций, украшающих его манускрипты.
Этой работой писаря Фламель занимался в крохотной мастерской, прилепившейся к контрфорсам церкви Сен-Жак-ла-Бушри; ее размеры составляли два шага в ширину и два с половиной шага в длину. Это скромное заведение после смерти Фламеля сдавалось в аренду за восемь парижских солей в год - за весьма умеренную плату.
Будущий алхимик женился, еще совсем молодым человеком, на женщине, перешагнувшей сорокалетний рубеж и уже дважды овдовевшей - на госпоже Пернелле, которая хотя и имела кое-какое состояние, но весьма умеренное. Несмотря на разницу в возрасте супругов («дважды вдова» была на двадцать лет старше своего молодого мужа), их союз оказался исключительно счастливым.
Поскольку коммерция, несмотря на смутное время (это был, напоминаем, самый мрачный период Столетней войны), процветала, супруги построили дом на углу двух узких улочек - Мариво и Экривен (Писарей). Напротив этого нового дома стояла и новая мастерская, несколько более просторная, под вывеской с изображением цветка лилии.
Название старинной улицы Мариво происходило от слова marivas, «небольшое болото», по причине заболоченности территории близ реки Сены, где в начале Средних веков приступили к городской застройке. Современная улица Николя Фламеля, застроенная зданиями в банальном стиле Второй империи, в основном проходит там же, где пролегала старинная улица Мариво; свое название она получила во времена барона Османа по причине того, что там располагался ныне не существующий дом знаменитого алхимика.
Все началось с неожиданного вторжения чуда в насыщенную делами, но прозаическую жизнь парижского буржуа.
Однажды ночью Фламель был неожиданно разбужен - был ли то сон? А может, видение? - появлением в сиянии лучей ангела, державшего книгу. Сверхъестественное существо возвестило: «Фламель, взгляни на эту книгу, ты в ней ничего не поймешь - ни ты, ни кто-либо другой, но однажды ты увидишь в ней то, чего никто не смог там увидеть».
Фламель протянул руки, чтобы схватить кишу, по она исчезла вместе с ангелом, и лишь золотой поток простирался вслед за ними. Николя туг же проснулся, охваченный сильным возбуждением. Однако, словно бы в продолжение чудесного видения, спустя некоторое время Фламель нашел у одного книготорговца - о чудо! - привидевшуюся ему необыкновенную книгу.
Это чудесное обретение «Книги Авраама Еврея» вовлекло Николя Фламеля в грандиозную авантюру поисков на пути Великого Делания, однако логично было бы предположить, что он, как и множество его современников, уже давно был зачарован этой наукой. Обратимся еще раз к его собственному свидетельству:
«Тот, кто продал мне эту книгу, и сам не знал истинной ее цены, точно так же, как и я, когда покупал ее… Она попала ко мне в руки всего за два флорина, эта позолоченная старинная и очень большая книга. Она была изготовлена не из пергамента или бумаги, как прочие книги, а, как мне показалось, из тонкой коры дерева. Ее обложка была из мягкой кожи с выгравированными на ней странными письменами и рисунками. Что до меня, то я думаю, что это был или греческий алфавит, или же буквы такого же древнего языка… На первой странице большими золотыми буквами было выведено: "АВРААМ ЕВРЕЙ, КНЯЗЬ, СВЯЩЕННИК-ЛЕВИТ, АСТРОЛОГ И ФИЛОСОФ, ОБРАЩАЕТ СВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ К НАРОДУ ИУДЕЙСКОМУ, РАССЕЯННОМУ ГНЕВОМ БОЖЬИМ ПО ВСЕЙ ГАЛЛИИ"».
Был ли этот Авраам Еврей реальной личностью или же под этим псевдонимом скрывался вымышленный персонаж? В данном случае вполне могла идти речь о французской версии текста испанского каббалиста, родившегося в Толедо, Авраама бен Эзры (1089–1167), которого христианские авторы знали под латинизированным именем Avenare, Avenarius или Abraham Judaeus (Авраам Еврей).
Однако христианские авторы знали его главным образом как математика и астролога, не ведая о его занятиях каббалой и алхимией. Этот Авраам Еврей был известен не в одной только Испании (большая часть которой в то время еще находилась под властью ислама): он совершал далекие путешествия, которые приводили его в Италию, Лангедок, Париж и даже Лондон. Весьма вероятно, что таинственная книга являлась творением некоего парижского еврея, незадолго до того вынужденного отправиться в изгнание вместе со своими собратьями по вере. Фламель в связи с обнаружением книги отметил: «Она могла быть изъята у какого-нибудь несчастного еврея или же найдена в месте его прежнего проживания…»
Во времена Фламеля, увы, уже осталась далеко в прошлом терпимость, с которой относились к евреям в христианских странах в начальный период Средних веков. Неоднократно издававшимися королевскими эдиктами, в частности, Людовика Святого и Филиппа Красивого, все евреи, которые отказывались обратиться в христианство, подлежали изгнанию за пределы Французского королевства.
«Книга Авраама Еврея» включала в себя, помимо текста (в котором французское письмо перемежалось буквами, по поводу коих Фламель заметил: «Мне не удалось разобрать их», и вполне возможно, что это были буквы еврейского алфавита), представлявшего собой, вероятно, французскую версию еврейского оригинала, ряд символических изображений. Но дадим опять слово самому Фламелю:
«Эта книга содержала три раздела по семь листов. На каждом седьмом листе не было текста… На первом из этих семи листов можно было видеть жезл, вокруг которого обвились две змеи [иначе говоря, был изображен кадуцей, хорошо известный врачебный символ]. На другом из них изображен распятый на кресте змей. На третьем же из семи листов были пустынные пейзажи, где среди песков виднелись прекрасные источники, из которых вылезали и расползались во все стороны змеи… На третьей и последующих страницах… автор открывает секрет трансмутации металлов. Тут же были нарисованы сосуды [реторты и тигли, используемые для осуществления операций, ведущих к успеху Великого минерального Делания], указано, чередование каких цветов можно наблюдать, а также прочие подробности, однако не упоминался первый агент. Автор изобразил его с большим искусством на всей поверхности четвертого и пятого листов. И хотя этот рисунок был отчетлив и понятен, тем не менее никто не смог бы разгадать его значение, не зная в совершенстве традиции… На четвертой странице среди прочего был изображен молодой человек с крылышками на пятках, державший в руке жезл с обвивающими его двумя змеями, коим он касался своего шлема [можно было узнать Меркурия со своим кадуцеем]…
Напротив него был нарисован летящий на распростертых крыльях мощный старик с песочными часами на голове и косой в руках, как у смерти. [Это - Сатурн, бог времени]…
На другой странице четвертого листа был нарисован прекрасный цветок, который рос на вершине высокой горы, сгибаемый жестокими порывами северного ветра. У цветка были голубой стебель, белые и красные бутоны и сверкающие, как чистое золото, листья. Вокруг него располагались драконы и грифоны, приходящие с севера…
На пятом листе был нарисован распустившийся розовый куст, растущий посреди прекрасного сада под защитой дуплистого дуба [символа алхимической печи]. Из-под его корней брал начало прозрачный источник, впадавший вдалеке в пропасть… На обороте пятого листа был изображен царь, вооруженный большим кинжалом и приказывающий своим солдатам убивать множество младенцев [евангельский эпизод «избиения младенцев»]… кровь которых другие солдаты собирали в большой сосуд, в котором намеревались искупаться Солнце и Луна».
Фламель, не раздумывая, тут же рассказал Пернелле о своем чудесном открытии, и его спутница жизни тоже загорелась надеждой преуспеть в осуществлении Великого Делания.
В надежде найти ключ к разгадке таинственного произведения Николя Фламель показывал с точностью воспроизведенные рисунки из него многим своим знакомым, которые, как было ему известно, интересовались герметическими изысканиями (например, лиценциату медицины мэтру Ансельму). Но все напрасно: на протяжении двадцати одного года Николя Фламель безрезультатно проделывал всякого рода алхимические опыты. «Поскольку, - говорит он, - в ходе моих работ мне никогда не удавалось заметить знаки, которые, согласно книге, должны появляться спустя определенное время, я начинал свои опыты снова и снова. Наконец… я дал обет Богу и святому Иакову Галисийскому и решил обратиться за разъяснениями к раввину какой-нибудь испанской синагоги».
Речь при этом шла и о традиционном акте благочестия - о паломничестве к могиле святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на крайнем северо-западе Испании; апостол Иаков являлся, как известно, святым покровителем христианских алхимиков.
Итак, в 1378 году, оставив дом на попечение госпожи Пернеллы и ее верной служанки, Николя Фламель отправился паломником в дальний путь в Сантьяго-де-Компостела, пройдя пешком по дорогам, которые были отнюдь не безопасны для путешествующих. Наш алхимик благополучно прибыл в Сантьяго, однако не встретил там человека, на помощь которого рассчитывал. Желанная встреча состоялась, когда он уже отправился в обратный путь: по воле Провидения (ибо подобного рода события никогда не бывают случайными) он повстречался на захудалом постоялом дворе города Леона со старым евреем, обратившимся в христианство и занимавшимся врачебной практикой, мэтром Каншем, или Санчесом. Тот согласился сопровождать Николя Фламеля в Париж. Однако мэтру Санчесу не суждено было добраться до цели: в Орлеане он скончался на руках у парижского алхимика. Но дело было уже сделано: у Николя Фламеля на обратном пути домой было достаточно времени, чтобы узнать у него все секреты, имеющие решающее значение для успеха трансмутации металлов.
Возвратившись в Париж, Николя Фламель сумел при помощи своей верной Пернеллы успешно реализовать намерение, которое лелеял на протяжении столь долгого времени. Но вот его собственное свидетельство, вернее говоря, даже два свидетельства. Сначала он прошел предварительный этап, осуществив трансмутацию в серебро (Малое Делание):
«В первый раз, произведя трансмутацию, я применил порошок проекции ко ртути, превратив примерно полфунта этого металла в чистое серебро, гораздо более высокого качества, нежели то, что добывают в рудниках… Это произошло в понедельник 17 января 1382 года около полудня в присутствии одной лишь Пернеллы».
Вскоре Фламель приступил к осуществлению, в свою очередь, и Великого Делания - трансмутации в золото. Вот что он рассказывает об этом:
«…Неукоснительно следуя написанному в книге (имеется в виду "Книга Авраама Еврея"), я осуществил Великое Делание с красным камнем, превратив в золото такое же количество ртути. Также в присутствии Пернеллы, в нашем доме, 25 апреля того же года, около пяти часов вечера, я получил почти равное количество золота, со всей очевидностью более высокого качества, нежели обычное золото, то есть более мягкое и ковкое… Я был более чем удовлетворен своим первым успехом, но помимо того я еще испытал и огромное удовольствие, наблюдая за тем, как в герметических сосудах свершается изумительная работа природы…»
Парижане были немало заинтригованы, видя, как прежний писарь (который, конечно, преуспевал в ремесле, но этого ни в коей мере не могло быть достаточно, чтобы так разбогатеть) начал расходовать весьма значительные, даже огромные суммы, и притом всегда без выгоды для себя, но исключительно в альтруистических целях. В 1407 году по его заказу был построен дом, в который он, однако, не переселился, но устроил в нем приют для бедных странников, временно пребывавших в столице королевства. Впрочем, высказывалось предположение, что этими бедными странниками в первую очередь были делатели, останавливавшиеся в Париже алхимики, относившиеся к категории бедных земледельцев.
На фасаде нынешней «Таверны Николя Фламеля» до сих пор можно, хотя и с трудом, прочитать надпись на старофранцузском языке, выбитую в камне еще в то время, когда знаменитый адепт уступил свой второй дом для приема в нем «земледельцев» без средств. Надпись гласит:
«МЫ, БЕДНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, ОБИТАЯ ПОД СЕНЬЮ СЕГО ДОМА, ПОСТРОЕННОГО В ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ТЫ-
СЯЧА ЧЕТЫРЕСТА СЕДЬМОЙ, ИМЕЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЖЕДНЕВНО ЧИТАТЬ ОДНУ МОЛИТВУ "ОТЧЕ НАШ" И ОДНУ "AVE MARIA", ПРОСЯ БОГА, ЧТОБЫ ОН ПО МИЛОСТИ СВОЕЙ ПРОСТИЛ БЕДНЫХ УСОПШИХ ГРЕШНИКОВ. АМИНЬ»2.
Тогда как облик прочих средневековых адептов нам известен лишь но портретам, относящимся к более позднему времени и, вероятнее всего, недостоверным, мы имеем подлинные изображения Фламеля. Однако не на знаменитом портрете, с которого на нас смотрит старый, бородатый и морщинистый человек в большой шляпе (он относится к XVII веку), а на трех гравюрах, на которых воспроизведены ныне утраченные памятники: аркада кладбища Невинных, малый портал церкви Сен-Жак-ла-Бушри и статуя, стоявшая в церкви Сен-Женевьев-дез-Ардан. Они представляют нам Николя Фламеля коленопреклоненным, безбородым человеком средних лет, облаченным на первый взгляд в церковное одеяние, в действительности же - в одежду паломника в Санть-яго-де-Компостела.
Николя Фламель и его супруга представлены молящимися у ног Девы Марии на тимпане портала церкви Сен-Жак-ла-Бушри. Сама оригинальная вещь, как уже сказано, утрачена, но сохранился сделанный с нее рисунок.
Что касается церковных сооружений столицы Франции, то Николя Фламель не ограничился восстановлением церкви Сен-Жак-ла-Бушри: его заслугой является также реконструкция старинной капеллы (ныне не существующей) госпиталя Сен-Жерве, располагавшегося на улице Тиксерандри. И там, среди прочих персонажей, высеченных на портале, алхимик велел изобразить себя молящимся.
И в Средние века строительство зданий, в том числе церквей и часовен, стоило очень дорого. Вопреки расхожей благочестивой легенде, строители церковных сооружений отнюдь не отличались бескорыстием.
Таким образом, Николя Фламель умножил число собственных изображений (и в большинстве случаев на пару со своей супругой госпожой Пернеллой), помещенных на различных парижских зданиях, построенных или перестроенных на его деньги. Адепт любил, чтобы его изображали молящимся, но иногда он представлен также и держащим гербовый щит, на котором письмо (символ его профессии) соседствует с оружием.
Выше мы уже упомянули скульптурное изображение Николя Фламеля на тимпане портала (а точнее говоря, на малом портале) церкви Сен-Жак-ла-Бушри, но и еще одна его скульптура нашла свое место на опоре церкви (причем еще до ее реконструкции), ставшей одной из стен его мастерской писаря.
Скульптурное изображение алхимика было представлено также и в церкви Сент-Женевьев-дез-Ардан, однако одно из наиболее знаменитых изображений Николя Фламеля и его супруги госпожи Пернеллы находилось на одной из аркад оссуария кладбища Невинных, а точнее говоря, на той, что выходит на улицу Лэнжри.
И по сей день еще второй дом знаменитого парижского алхимика-адепта (тот, который он пожертвовал для создания в нем богоугодного заведения) хранит на своей стене надпись и изображения, высеченные в камне в соответствии с его личными распоряжениями.
Он был тем, кто вложил большие средства в парижские церкви, больницы и прочие богоугодные заведения. Из собственных средств он создал фонд, предназначенный для полной реконструкции церкви Сен-Жак-ла-Бушри. Впрочем, эта большая работа была начата и завершена лишь после его смерти, причем знаменитая башня Сен-Жак, служившая колокольней, - единственное, что осталось от этой церкви, разрушенной в конце XVIII века. Башня была возведена в годы правления Франциска I, но строго в соответствии с планами, разработанными Фламелем.
Напрашивается вопрос: случайно ли в распоряжении, составленном в конце XVIII века, о сносе церкви Сен-Жак-ла-Бушри предусматривалось сохранение ее колокольни? Ведь по народному преданию именно под ней находился тайник с баснословным сокровищем самого Николя Фламеля.
Церковь Сен-Жак-ла-Бушри после реконструкции включала в себя целый ряд алхимических скульптур и витражей, изготовленных по чертежам Фламеля. Адепт также нарисовал для четвертой арки оссуария кладбища Невинных символические фигуры, которые должны были представлять подлинные и основные знаки искусства (алхимии).
Задним числом предпринимались попытки объяснить причину внезапного появления у Николя Фламеля большого богатства иначе, нежели как следствие обретения им порошка проекции. Так, именно с этой целью в Париже, спустя века после смерти алхимика (книга датируется 17 61 годом), было опубликовано сочинение «Критическая история Николя Фламеля и его жены Пернеллы, написанная на основании древних актов, доказывающих, что их богатство было гораздо меньше того, что утверждают алхимики. Прилагаются завещание Пернеллы и много других интересных документов», в котором аббат Этьен-Франсуа Виллэн пытался опровергнуть народную веру в «герметические» источники, за счет которых Фламель покрывал свои расходы.
Но если богатство Фламеля в конечном счете оказалось значительно более скромным, то как же он мог (именно это возражение здравого смысла тут же приходит на ум) позволить себе совершать столь щедрые дарения? Для объяснения этого явного несоответствия делается злонамеренное и заведомо ложное утверждение, что Фламель быстро разбогател в результате крупномасштабного мошенничества: будто бы парижские евреи, обреченные королевским указом на изгнание, поручили ему как писарю собирать деньги, данные ими в долг другим, и он будто бы присвоил большую часть суммы, полученной с должников. Однако все, что известно нам о Николя Фламеле, рекомендует его как человека правдивого, честного, совершенно не способного на подобного рода лихоимство.
В 1418 году состоялись похороны мэтра Николя Фламеля, супруга которого сошла в могилу несколькими годами раньше него. Надгробный камень алхимика, нашедшего упокоение на кладбище церкви Сен-Жак-ла-Бушри, в конце концов, претерпев всякого рода превратности судьбы, последовавшие после разрушения церкви, оказался в парижском музее Клюни.
Однако народная молва (в полном соответствии с герметическими легендами о телесном бессмертии адептов) не замедлила опровергнуть факт кончины как самого Николя Фламеля, так и его супруги госпожи Пернеллы: в обоих случаях будто бы состоялась лишь инсценировка похорон (деревянные куклы заняли место как в одной, так и в другой могиле), позволившая омолодившейся супружеской паре бежать на Восток под вымышленными именами. Не раз проходил будто бы достоверный слух о том, что видели Николя Фламеля, прибывшего с кратким визитом в столь любимый им Париж. В мае 1818 года видели даже некоего человека, снимавшего квартиру в доме 22 по улице Клери, который предлагал богатым любителям, готовым заранее выложить кругленькую сумму в 300 тысяч золотых франков, курс герметической науки, овладев которой, ученики также обрели бы способность производить драгоценный металл и открыли бы для себя секрет вечной молодости. Этот человек исчез прежде, чем полиция успела провести надлежащее следствие по его делу!
Не переводятся подобного рода легенды о бессмертии, ибо чудеса завораживают!
Четвертая крупная фигура среди адептов, Василий Валентин, представляет собой настолько таинственный персонаж, что порой даже отрицают факт его исторического бытия.
Из книги 1185 год. Восток - Запад автора Можейко Игорь Из книги Когда любовь была «санкюлотом» автора Бретон Ги Из книги Священная загадка [= Святая Кровь и Святой Грааль] автора Бейджент МайклНикола Фламель Это первый из великих магистров Сиона, не принадлежащих ни к одной из генеалогий «документов Общины», и вместе с ним этот титул перестает быть исключительно семейной привилегией. Родился около 1330 года, в течение некоторого времени работает переписчиком в
Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай НиколаевичНиколя Фламель – создатель золота? Не существует точных сведений ни о дате, ни о месте рождения Фламеля. Большинство его биографов называют местом его рождения Понтуаз, но никто из них не сообщает точно год рождения. Однако, собрав вместе приблизительные даты с небольшим
Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек КарелЧасть первая Николя Верт Государство против своего народа Насилие, репрессии и террор в Советском Союзе Архипелаг ГУЛАГ Карта депортаций народов Архипелаг
Из книги Резня в ночь на святого Варфоломея автора Эрланже Филипп Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко ИгорьГоспожа Инандж-хатун Вырвавшись на волю из холодных ущелий Памира, Великий шелковый путь разбегался десятками дорог. Отсюда его уже невозможно проследить как единую артерию. Караваны сворачивали на юг, к Индии, шли на север, к богатым городам Хорезма и далее, через
Из книги Московские загадки автора Молева Нина МихайловнаВысокочтимая госпожа президент В последнее время имя ее стало появляться все чаще – на радио, телевидении, в печати. По разным поводам – юбилеев Академии наук, истории русского XVIII века, женской эмансипации, очередного выхода ее «Записок». Стало невозможным не знать
Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина ВитальевнаДаву Луи Николя (род. в 1770 г. – ум. в 1823 г.) Знаменитый полководец, маршал и пэр Франции, князь Экмюльский, герцог Ауэрштедтский, участник наполеоновских войн, командующий 1-м пехотным корпусом (1812 г.). «Это один из самых славных и чистых героев Франции» – так
Из книги Черная книга коммунизма автора Бартошек КарелЧАСТЬ ПЕРВАЯ Николя Верт ГОСУДАРСТВО ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА Насилие, репрессии и террор в Советском Союзе Архипелаг ГУЛАГ Карта депортаций народов Архипелаг
Из книги Шпионки в Париже автора Массар Майор ЭмильVI: Тишлли и госпожа Дюсиметьер Мышление шпионокВот госпожа Антуанетта Тишлли, в девичестве Дюфэ, родившаяся в Париже 29 ноября 1870 года у немецкой матери, бывшая горничная в парижском отеле «Мёрис».Она фигурировала в регистрах немецкого шпионажа под шифром Zud 160.Тишлли до
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин ВасильевичНикола Фламель - один из выдающихся алхимиков, которому легенды приписывают открытие тайны бессмертия. Именно его считают обладателем философского камня, способным превратить обычный металл в золото и даровать бессмертие. Так ли это на самом деле, достоверно неизвестно, во всяком случае бессмертным Никола Фламель не был, хоть и пожил немало – с 1330 по 1417 год.
К сожалению, сведений о жизни этого великого алхимика сохранилось очень мало. Он родился в городке Понтуаз близ Парижа. О его молодости достоверных сведений нет, известно лишь, что после смерти родителей Никола до тридцати лет работал писарем в какой-то нотариальной конторе, составляя описи, счета и проверяя расходы опекунов.
В ту пору Фламель даже не помышлял об алхимии. Но однажды его судьба резко изменилась, а связано это с необыкновенной покупкой, которую он сделал в одном из букинистических магазинов. Речь идет о купленной им за два флорина книге некоего еврея Авраама, посвященной изготовлению философского камня.
Существует легенда, что задолго до того, как купить этот трактат, Фламелю снился сон, в котором ангел показывал ему страницы из «Книги Авраама» и говорил, что его ждет великое будущее, если он займется алхимией.
На расшифровку алхимических знаков и опыты по воплощению изложенных в книге идей ушло много лет. За это время Фламель успешно женился на вдове Перенелль, чье состояние позволило ему арендовать две мастерские, где от теории он перешел к практике алхимии, руководствуясь советами из таинственного манускрипта, а также своими личными разработками.
Фламель так был увлечен своими поисками, что даже разрисовал стены своего дома символами из этой книги. Он делал множество копий гравюр из древнего манускрипта и показывал ученым, но они так и не смогли объяснить ему значение алхимических знаков.
Лишь однажды Фламелю повезло - он повстречал адепта одной из оккультных школ, который приподнял перед ним завесу тайны и объяснил значение некоторых из символов, указав, в каком направлении следует двигаться при их исследовании. Исполненному честолюбивыми планами и смекалистому алхимику этого было достаточно, чтобы с новой силой отдаться своему увлечению.
Считается, что на расшифровку и эксперименты у Фламеля ушло двадцать лет, но зато потом он резко разбогател - купил более тридцати домов в Париже и сделал щедрые пожертвования на храмы и больницы, вложил большие средства в первый в Европе приют для слепых и в ремонт кладбища Невинных младенцев, где по его настоянию воздвигли арку с высеченными на ней символами из «Книги Авраама».
Естественно, после такого резкого финансового успеха среди людей поползли слухи о том, что Фламель занимается алхимией, а надо сказать, что все свои эксперименты он проводил втайне от всех.
Слухи эти в скором времени достигли и короля Карла VI, который заинтересовался никому не известным . Обуреваемый жаждой богатства, добываемого таким «легким» способом, он послал к Фламелю своего инспектора, дабы тот выяснил, что правда в этих слухах, а что нет. Алхимику пришлось заплатить инспектору немалую сумму денег, чтобы тот по возвращении к королю уверил его в бедности Фламеля, расписав во всех красках, в каких стесненных условиях тот живёт.
Добившись успехов в алхимии, Никола Фламель пишет книгу «Иероглифические фигуры Никола Фламеля», в которой в зашифрованном виде излагает свой опыт. Также существует произведение под названием «Завещание», приписываемое Н. Фламелю, но на самом деле оно принадлежит другому неизвестному алхимику, который лишь воспользовался именем великого оккультиста.
Считается, что Никола Фламель умер в 1417 году, но легенды утверждают, что посредством философского камня он стал бессмертным, поэтому множество известных мистиков, даже спустя двести и больше лет, утверждали, что видели его и лично с ним общались.
Слава великого алхимика была настолько велика, что после его смерти дом, где он жил и умер, стал местом настоящего паломничества и вандализма - огромное количество так называемых адептов тайных учений перерыли его вдоль и поперек в поисках якобы зарытого там философского камня, со стены была содрана штукатурка (надеялись обнаружить там тайное алхимическое послание Фламеля), были сломаны стены (искали тайники алхимика) - одним словом, стараниями этих горе-алхимиков дом очень скоро пришел в негодность и рухнул, превратившись в прах, а слава алхимика осталась в веках.