Тема природы в творчестве александра блока. Сочинение «Образы русской природы в стихах А
Образы русской природы
в стихотворениях А. Блока о России
Все творчество А. Блока пронизано бесконечной любовью к Родине, к России. Детство поэта прошло среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России. Нежностью к “благоуханной глуши нашей маленькой усадьбы” дышат строки поэта при воспоминаниях в “Автобиографии”.
Дед А. Блока А. Н. Бекетов - был ботаником, и они часто “часами бродили… по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции…”
Там неба осветленный край Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай Так внятен.
Так еще в детстве великому поэту удалось испытать восторг перед необъятными просторами своей Родины и, возможно, именно тогда в его сердце зародилась искра понимания, что страна, владеющая такими несметными природными богатствами, неисчислимым количеством рек и озер, бескрайними лесами и полями, - поистине великая страна.
За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?
Однако А. Блок в своем творчестве далек от идеализации родины, ведь ему близка и неброская красота России,
ее убогие, монотонные и даже иногда скучные пейзажи, которые часто может увидеть путешественник, проезжая по деревням и селам.
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Родина - в сердце поэта, в его душе, поэтому его не смущают ни “избы серые”, ни “расхлябанные колеи”, ни виды “низких нищих деревень”. А. Блок делится с нами самым сокровенным:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
В ранних стихотворениях А. Блока Россия предстает перед нами дремлющей или даже погруженной в глубокий сон. А в этом сне - то, что дорого каждому русскому человеку: загадки и тайны, старинные предания и сказки., тонкая, но неразрывная связь с прошлым.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Со временем в творчестве Блока появляются мотивы пробуждения Родины ото сна, осознания ею собственной мощи и силы, веры в ее великое будущее. И это, прежде всего, связано с развитием промышленности.
Путь степной - без конца, без исхода,
Степь, да ветер, да ветер, - и вдруг
Многоярусный корпус завода.
Города из рабочих лачуг…
Будучи поэтом-символистом, А. Блок и в картинах природы видел символы, тайну, предвестников будущего и хранителей прошлого. Поэтому пейзажи в творчестве поэта существуют не сами по себе, они не безличны, а передают переживания лирического героя, его тревоги:
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали!..
Часто природа предупреждает лирического героя о грядущих событиях - зачастую драматических. А понять ее может тот, кто привык общаться с миром, внимательно прислушиваясь к голосу птиц и ветра, языку неба, земли, воды:
Осенний день высок и тих,
Лишь слышно - ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.
Олицетворяя природу родной страны, одухотворяя всю Русь, А. Блок хочет слиться с ней в единое целое, чтобы черпать силы и вдохновение в ее красоте, могуществе, бескрайних просторах и великих богатствах. Поселяя в своем сердце образ Родины, поэт мчится вместе с ней к светлому, счастливому будущему, не боясь опасностей и препятствий:
Наш путь - степной, наш путь - в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»
Выполнил:
учащийся 6 класса
МБОУ Павловская СШ
Тарасенков Сергей
- Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
- Изучить биографию поэтов
- Подобрать стихи о явлениях природы
- Научиться выразительно читать стихи
- Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
Результат проекта:
- выразительное чтение стихов
- Компьютерная презентация
Блок Александр Александрович
Биография Александра Блока
Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.
Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Первые стихи Блок написал в пять лет.
В честь поэта назван также астероид
Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html
Биография
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.
По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Отец и мать С. Есенина
Есенин и Айседора Дункан, 1922
С. А. Есенин и
С. А. Толстая
Сыплет черемуха снегом...
Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.
Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.
В ходе работы над проектом я выяснил:
- А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
- В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
- Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.
Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.
Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.
Понятие Родины для Блока
Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.
К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.
То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.
Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.
Варианты изображения Родины Блоком
Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:
- сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
- романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
- историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
- бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
- обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
- оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.
Сказочные мотивы в изображении
Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.
Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.
Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).
Романтизация образа Родины
Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.
Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.
Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.
Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.
Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.
Россия в диахроническом срезе
Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.
Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.
Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.
Россия - бедная и многострадальная
Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.
Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.
При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.
Персонифицированный образ без привязки к конкретике
Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.
Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.
Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.
Оптимизм в изображении России
При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.
Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.
Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.
Средства для создания образа Родины
Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.
Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.
Новаторство Блока в изображении Родины
Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.
Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вавожская средняя общеобразовательная школа
Урок литературы в 6 классе на тему:
«Родная природа в лирике А.А.Блока»
Составитель:
Гарачёва Марина Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
Вавож, 2016
УМК : Т.Ф. Курдюмова
Тема : «Родная природа в лирике А.А.Блока»
Цель: познакомиться с замечательными образцами пейзажной лирики А.Блока и рассмотреть образ родной природы в стихотворениях поэта (на примере стихотворений « Ветер принес издалёка», «Полный месяц встал над лугом»)
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией поэта.
2. Развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся.
3. Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений.
4. Прививать чувство любви к природе родного края, к Родине.
5. Развивать начальные навыки анализа лирического произведения.
Оборудование: выставка книг, портрет поэта, репродукции пейзажей русских художников, фотографии родной местности, учебники, тетради по литературе, памятки «Анализ стихотворения», «Критерии выразительного чтения».
Предварительная работа:
Ученики, работая в парах или группах, подготовили фотографии родной местности, иллюстрирующие, по их мнению, красоту нашего края.
Планируемые результаты:
1.Развитие позитивной учебной мотивации.
2.Формирование адекватной нравственной оценки.
3.Уважение чужого мнения и права на ошибку.
4.Корректность.
5.Формирование умения адекватно определять свою активность и своё участие в коллективном процессе (уроке).
6. Формирование навыки литературного анализа художественного текста
7. Научиться выразительному, внимательному и вдумчивому чтению художественного произведения.
8. Развивать творческое воображение и логическое мышление.
Познавательные УУД:
Чтение, анализ художественного текста (выделение основной мысли, определение рифм, ритма), совершенствование ИКТ-компетенций
Регулятивные УУД :
Контроль, самооценка
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оцениваем учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозируем предстоящую работу (составлять план).
Осуществляем познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Развивать умение слушать и понимать других.
Ход урока
1.Организационный момент .
С каким настроением пришли сегодня на урок? Погода за окном прекрасная, солнце улыбается, улыбнёмся и мы друг другу.
2. Актуализация знаний .
Беседа:
Какую мы начали изучать тему?
О каком поэте XX века вы узнали на прошлом уроке? Какие стихотворения И.А. Бунина мы рассмотрели?
Дома вы познакомились со стихотворениями ещё одного поэта XX века, назовите его имя. Как называются стихотворения А.А. Блока?
Какова же тема сегодняшнего урока?
А цель и задачи нам помогут определить слова помощники, записанные на доске:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
3.Основная часть.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вступительное слово учителя. (Приложение № 1)
Вчера мы рассматривали репродукции пейзажей русских художников, определяли, как они помогают раскрыть образ родины в лирике поэта И.А.Бунина. Сегодня мы также обратимся к картинам известных пейзажистов, но и вы принесли свои работы. Как вы думаете, для чего?
Природа – великий дар, данный нам свыше. Природа прекрасна в любой точке земного шара. Но каждому человеку близок его родной край, место, где он родился и вырос. Расскажите, что вы запечатлели на своих кадрах?
Отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся рассказывают, делятся впечатлениями.
Поэт А.А. Блок также обращался к теме родной природы. Свидетельством тому являются его стихи. Дома вы подготовили выразительное чтение его стихов. Но прежде познакомимся с личностью поэта. На партах находятся карточки с интересными фактами из биографии А.Блока. (Приложение № 2) . Прочитайте информацию и выпишите в тетради ключевые слова, а затем обсудите работы в группах. Послушаем желающих выступить (1 ответ от группы).
Читают информацию, выписывают ключевые слова, готовят устный рассказ с опорой на ключевые слова.
Желающие выступают перед классом.
Итак, давайте послушаем подготовленное вами чтение стихотворений. На столах находятся карточки с памятками «Критерии выразительного чтения», поэтому вы сами сможете оценить работу ваших одноклассников. (Памятка № 3)
Желающие учащиеся выступают с подготовленным выразительным чтением стихотворений.
Остальные оценивают работу, делают комментарии.
Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения.
На столах находятся памятки «Анализ стихотворения» (Памятка № 4 ), ваша задача - проанализировать стихотворения, передавая чувство и настроение автора. Работа проводится в группах, обязанности вы распределяете, затем делаете вывод и готовите выступление.
Учащиеся работают в группах, распределив обязанности, затем обобщают работу, делают письменные выводы, готовят устное высказывание.
4. Итог урока : Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией А.Блока. Он создавал свои произведения благодаря любви к Родине, поэтому не случайно мы увидели много общего в его стихотворениях и иллюстрациях художников, а также в ваших работах. Но главное то, что вы показали по-своему красоту окружающего нас мира природы.
5.Рефлексия:
Приём «Гора». Учащиеся приклеивают стикеры на нарисованную гору на доске: вершина – всё понятно, середина – есть вопрос, подножье горы – ничего не понятно.
6.Домашнее задание.
Учащимся раздаётся «Билетик на выход». Приложение №5.
Приложение № 1
Приложение № 2
Интересные факты из биографии Александра Блока
Отец Александра Блока - (1852-1909), юрист, профессор .
Мать - , урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь . Замужество оказалось недолгим: после рождения сына разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла.
Жизнь Александра Блока, родившегося 16 ноября 1880 года, была недолгой. Поэт прожил всего 41 год, но жизнь его пришлась на очень важный для России период. Блок стал признанным гением Серебряного века. Произведения его – стихотворения, поэмы – до сих пор вызывают неоднозначную реакцию и споры литературоведов.
Зимой 1919 года Блок был арестован. Он находился под стражей полтора дня по подозрению в сговоре против революционной власти. Отпустили его по просьбе знакомого А.Блока - Анатолия Луначарского, государственного деятеля, писателя .
Женой Блока была дочь выдающегося химика Дмитрия Менделеева. Будущие супруги познакомились еще в детстве.
Одним из выдающихся произведений поэта является поэма «Двенадцать». Перед смертью поэт находился в бреду несколько дней. И одной из навязчивых мыслей, которая мучила его, была мысль о том, все ли экземпляры поэмы он уничтожил. Поэт хотел, чтобы ни одного из них не осталось.
Именем Блока назван один из астероидов 2540 , обнаруженный астрономами в 1971 году.
Блоку было всего пять лет, когда он написал свои первые стихи.
Блок мог окончить свои дни гораздо раньше – в 1912 году. Однажды его друг художник Сапунов отправился отдыхать в небольшой рыбацкий поселок и пригласил с собой нескольких друзей, в том числе Блока. Однако поэт не смог поехать. Компания же, приехав на отдых, отправилась кататься ночью на лодке. Лодка перевернулась, все оказались в воде, и Сапунов, не умевший плавать, утонул. Такая же судьба могла ожидать и Блока, который также не умел плавать.
Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения правительство ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи. Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921года.
Приложение № 3
Памятка «Критерии выразительного чтения»
1Умение передать основное настроение стихотворения.
Передал ли исполнитель чувства лирического героя, его настроение, мысли?
Соответствие темпа и интенсивности произнесения содержанию.
Правильный ли темп чтения выбрал исполнитель, уместную громкость?
Дикция
Отчётливо ли были произнесены поэтические строки?
Соблюдение норм орфоэпии.
Не допущено ли при прочтении ошибок в произнесении отдельных слов, в расстановке ударения?
Приложение № 4
Тема – о чем, основная мысль – как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины возникают при чтении, какие мысли и чувства.
Настроение.
Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.
5. Стихотворный размер и как он влияет на настроение, рифмовка.
6. Какие строчки запомнились более всего и почему.
Приложение № 5
«Билетик на выход»
3 – 2 – 1
3.Три главных вывода, которые я открыл(а) для себя на уроке.2.Лирика А.А.Блока – это … (предложи ассоциации)
1.У меня возник вопрос…