Тема памяти в лирике Твардовского. Военная лирика Твардовского
Александр Трифонович Твардовский – величайший поэт 20-го века. Он написал множество стихотворений, посвещенных различным вопросам. Чаще же всего поэт обращался в своей лирике к теме памяти. Назревает вопрос: почему? Попробуем в этом разобраться.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует вспомнить факты из биографии Александра Трифоновича Твардовского и обратиться к его произведениям.
Начнём с того, что поэт застал такое значимое событие, как великая отечественная война, и он как истинный патриот не мог не написать стихотворение на тему памяти. Он очень любил свою родину и уважал отважных солдат, которые её защищали. Именно поэтому он и создал множество тематических произведений. Например, в стихотворении "Я убит подо Ржевом "поэт описал все ужасы войны. Чтобы отдать должное солдатам, лирический герой призывает нас "счастливыми быть "и не забывать: "память воина-брата, что погиб за неё ".
Также в известной поэме "Василий Теркин ", в которой повествуется о простом русском парне Ваське Теркине, автор размышляет о том, что, к сожалению, не всех солдат будут помнить. Эту мысль подтверждают строчки из главы "переправа ":Кому память, кому слова, кому темная вода, – ни приметы, ни следа ". В поэме "по праву памяти "также поднимается вышеупомянутая проблема. Автор вновь призывает нас помнить. В противном случае, мы окажемся недостойными и несчастливыми людьми: "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу ".
Таким образом, вспомнив биографию Александра Трифоновича Твардовского и обратившись к его произведением, мы можем сделать вывод, что тема памяти играла ведущую роль в его лирике. Будучи человеком русским, поэт считал себя должным воспеть подвиги солдат в своих стихотворениях и поэмах.
Обновлено: 2017-09-11
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа «Капитанская дочка»?
Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», - писал А. Твардовский. Его жизненное кредо - отвечать за все. Его произведения - это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.
Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Военная тема - одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Рассказать о страшной войне - священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете
Живых и мертвых, знаю только я.
А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического звучания:
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.
В другом стихотворении «В тот день, когда окончилась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».
Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы - «незабываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памяти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.
А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы предупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.
Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», — писал А. Твардовский. Его жизненное кредо — отвечать за все. Его произведения — это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.
Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же.
Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:
Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете Живых и мертвых, знаю только я.
А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица... погибшего солдата, эта тема достигает трагического звучания:
Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.
В другом стихотворении «В тот день, когда окончилась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».
Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы — «незабываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памяти перерастает в проблему ответственности.
Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.
Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!
Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.
А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы предупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.
Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова.
На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.
Имя замечательного поэта А.Т. Твардовского принадлежит к числу наиболее любимых и популярных в нашей стране. В его творчестве нашли глубокое и правдивое отражение важные события в истории нашего государства. Они были полны драматизма, даже траге-дийности, порой сопряженной с ломкой в психологии людей, порой с подвигами во имя Родины, а порой - с тяжелыми уроками памяти.
Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. Первое крупное произведение, которое принесло Твардовскому успех, - поэма «Страна Муравия» (1936 г.). В основу произведения положен сюжет, берущий нача-ло в народных сказках. Здесь нашли отражение события, разрушившие крестьянский ук-лад жизни, разорившие отеческий дом. Перед читателями развернулась картина трагиче-ского расставания России со своим прошлым, но за болью утрат сквозит надежда на со-хранение взлелеянной трудом земли. Однако жизнь берет свое. И на этой земле создается колхоз, открываются новые дали.
Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщенном, величавом былинном стиле. Автор использует существительные во множественном числе (деревня, версты, реки, зем-ля). Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре зем-ли - человек и его поле (они образуют единое целое, как это свойственно мифологии, кре-стьянскому сознанию). Образ дороги, дали, издавна созвучный в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судьбе человека, народа, России в целом, в своем обобщенном значении использован и Твардовским. Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.
В поэме «За далью - даль» - нашла воплощение поэтическая формула, которая вобрала в себя не только просторы родной страны, дали истории, памяти, судьбы, века, но и дали творчества, мысли. В произведении звучит призыв к другу-читателю «обретать и ведать» всё новые дали вместе с автором.
Тема памяти все чаще выносится Твардовским в заглавия произведений, написанных в 60-е годы. Так назван цикл стихов «Памяти матери». Так названа последняя поэма, увидев-шая свет лишь в конце 80-х годов, - «По праву памяти». Не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой - эти мотивы определяют драматическую на-пряженность и исповедальность произведений Твардовского.
Стихи, посвященные матери, скорбны и лиричны. Это плач по той, чья судьба сложилась так трудно, по той, которая дала жизнь, по той единственной, которую «до самой послед-ней разлуки» можно назвать мамой.
Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль…
Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, - в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» (1966 г.). Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рас-судка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта ви-на, в проявлениях совести, не склонной к беспамятству.
Нет сомнений, что лирический герой - ветеран войны. Но сама сбивчивость размышле-ний, сокровенность переживаний приближают к нему и молодых, тех, кто родился после войны. К ним не может быть отнесен упрек «не сумел сберечь», но троекратное «все же» и их совестью воспринимается как личное. И потому так велика сила лирического воздейст-вия этой поэтической миниатюры.
Лирическое «я» поэта здесь принимает на себя духовную тяжесть, не покидающую остав-шихся в живых фронтовиков:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - то старше, то моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Лирический герой Твардовского предстает перед нами в особой ипостаси. Умудренный жизнью человек запечатлел мир и себя на разных этапах судьбы. Мы встречаемся с уди-вительным феноменом: мотив скорби и отчаянья практически отсутствует у Твардовского. Напротив, на первый план выходит мотив памяти, и взору открывается несказанная зем-ная красота. Восхитительны, светлы и ярки стихи этого поэта о природе, в любое время года дарящей душе благодать.
В поздней лирике Твардовского царит атмосфера спокойствия, принятия общего мироуст-ройства, завершенности пути: здесь есть и мотивы приближающейся неизбежности, лич-ных и общественных невозвратимых утрат: «Посаженные дедом деревца…», «Все сроки крайни в этом мире…», «Есть имена и есть такие даты…», «Памяти Гагарина…». Творче-ское удивление и непосредственное соприкосновение личности с миром оберегают поэта от банальности, заставляют нас поверить в искренность каждого его слова.
В стихах Твардовского, при всей их мудрости, нет назидательности. Они рождаются из удивления перед миром, из непосредственного, личного соприкосновения с ним. В этом плане «творческие достижения» не могут закрыть дороги идущим рядом или шагающим вослед:
Нет ничего, что раз и навсегда
На свете было б выражено словом.
Все, как в любви, для нас предстанет новым,
Когда настанет наша череда.
Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, –
Ни приметы, ни следа.
Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»). «Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.
Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону – домой…
Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало
Стране клейменных сыновей.
«Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов –
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль – забыть!
"Нельзя забывать!" – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.
Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.
Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.