Таинственная княгиня Р. Павел Петрович и Княгиня Р
Так называется роман И. С. Тургенева , опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.
Вконтакте
Биография Кирсанова
Карьера военного
Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.
Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :
- Русский и иностранные языки.
- Точные науки - математика, физика, география.
- Военное дело, геральдика, генеалогия.
- Гуманитарные дисциплины - история, философия, мораль, право.
Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.
Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.
Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.
Роковая любовь
На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.
Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.
Жизнь в деревне
Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.
Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.
Дуэль
В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:
- Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
- В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
- Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
- Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.
Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.
Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.
Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.
Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.
Разделы: Литература
- Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, его идейном содержании.
- Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:
- Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
- Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними гораздо более сходства, чем различий.
- Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе близок.Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
- Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений: выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать.
План занятия:
1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
– Тематика
– Проблематика
– Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
– композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка);
– время и пространство;
– система образов: главные герои (их место в образной системе всего
романа), второстепенные персонажи;
– средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь,
взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская
оценка и т. д.);
– пейзаж, интерьер;
– роль детали;
– отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.
Конспективный сценарий урока.
1. Вступительное слово учителя.
Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.
2. Анализ VII главы романа.
Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана его необходимость?
– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны. Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.
Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?
– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.
Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.
Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной публики.
– Какова композиция сюжета?
Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус, Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным, усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П. Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его исключительность, энергию.
Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.
Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.
Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.
Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода, представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову, обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова, непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”, позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий: возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы. Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал. Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.
Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.
Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.
При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) – “богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное, внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке “тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки (гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они – тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это? Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо: Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не сумел!
Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой женой, счастлив с Фенечкой.
“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.
3. Подведение итогов урока.
Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и особенно последующим содержанием романа:
– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р. позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.
– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?
Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь таинственной княгини.
Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о княгине Р. всю жизнь.
Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.
Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.
– Развязка истории.
Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да он и был мертвец”.
– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.
Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что героиня продолжает жить в романе.
Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним.
Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне.
– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.
Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”).
Литература:
- Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ ДО, Москва 2003.
- Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
- Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая школа”, 2003.
- Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
- Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков, Москва, 1997.
История о княгине Р., которая появляется перед читателями в романе «Отцы и дети», на первый взгляд кажется не существенной, малозначимой. Некоторые литературные критики относят ее к лирическому отступлению, которое может быть даже лишним в тексте романа. Однако настолько талантливый мастер пера не вставлял бы в текст своего произведения лишнюю историю.
Оказывается, княгиня Р. была возлюбленной Павла Петровича Кирсанова. Однако, эти чувства были неразделенными, именно поэтому, один из братьев Кирсановых был таким замкнутым и одиноким.
Образ княгини Р. преследует Павла Петровича на всех страничках произведения. Кирсанов видит точное отражение возлюбленной в чистой и невинной девушке – Фенечке, именно поэтому и влюбляется в нее.
Имея такую несчастную, неразделимую любовь, история Павла Петровича и княгини Р. очень похожа на отношения Базарова и Одинцовой. Несмотря на все своим ссоры и конфликты, оба мужчины – и Евгений и Кирсанов оказались бессильны перед чувствами и душевными эмоциями.
Однажды, Павел Петрович получил от княгини Р. кольцо, которое было перечеркнуто крестом. Оно имело два немаловажных значения. В одном понимании, княгиня пыталась сказать Кирсанову, чтобы тот задумался над новой жизнью, без мыслей о возлюбленной. Однако ему это так и не удалось. В другом понимании, крест означает конец жизненной истории самой княгини.
Никто из героев не может выдержать испытаний любовью. Все они оказываются бессильны перед божьей силой и божьим велением. Княгиня Р. и Анна Одинцова очень похожи. Обе женщины загадочны. У обоих довольно странный характер.
Описывая конфликты разных слоев населения, И.С. Тургенев пытается показать читателю тот факт, что все люди, независимо от статуса и положения, ничего не могут поделать с велением Всевышнего, они не могут повлиять на природу человека.
Именно княгиня Р. раскрывает в Павле Петровиче те чувства, которые так сближают его со своим главным врагом – с Евгением Базаровым. Их объединяет неразделимая, несчастная любовь. Их возлюбленные дамы полны таинства и загадочности.
Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.
Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице.
История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (она была известной певицей). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.
Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с княгиней Р. не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене она и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим возлюбленным. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он пронес в себе на протяжении всей жизни.
В этой истории есть одна загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс - это она. После смерти княгини Р. он получает обратно конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.
Первая версия решения этой загадки - то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях и этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая версия заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекала Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.
Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. В этом мифе рассказывается о сфинксе, полуженщине-полульвице, которая загадывала всем путникам загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скалы. Можно предположить, что княгиня Р. - это сфинкс, а Павел Петрович - Эдип. Но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.
История трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в произведении. Она душевно сближает главных героев, Павла Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.
Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их переживания он попытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.
ИСТОРИЯ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Роман "Отцы и дети" чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: "А зачем нужна эта история княгини Р.?" Но все детали, пусть даже малейшие, несут на себе определенную нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь я бы даже провела параллель с поэмой Гоголя "Мертвые души". В. Г. Белинский говорил, что лирические отступления - это важный недостаток "Мертвых душ". Но мы-то знаем, как велика была роль этих "недостатков" в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в "Отцах и детях". Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо...
Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, мы понимаем его манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени "Елена" - это свет, блеск. А Фенечка, Федосья - это Божья благодать. Это свет Божий, то есть в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.
Так же, с помощью истории княгини Р., Тургенев сближает своих героев. Ведь несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Кирсанова к княгине Р.
И наконец, в этом рассказе Тургенев показывает то, перед чем бессильны герой и героиня, - перед Богом, перед высшими силами. Княгиня Р. - сфинкс для Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: "Крест - вот разгадка..." Крест - символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика, он символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, княгиня и Павел Петрович бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.
Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди перед Богом, природой, перед этими таинственными силами. Олицетворением этих сил в "Отцах и детях" являются княгиня Р. для П. П. и Одинцова для Базарова. То есть Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их "сфинксам". Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.