Конюхов протоиерей. Фёдор Филиппович Конюхов
Краткая биография Федора Конюхова рассказывает об удивительно разносторонней личности, интересы которой настолько сильно отличаются друг от друга, что с трудом можно понять и осознать, как они совмещаются в одном человеке. Федор Конюхов - российский путешественник, мореплаватель, альпинист, велосипедист, писатель, журналист, художник и протоиерей. Он является первым путешественником из России, который посетил 7 самых высоких вершин континентов, а также побывал на обоих полюсах (Северном и Южном).
Жизненный путь
Конюхов родился в Запорожской области, на Украине. Мальчик появился на свет в селе Чкалово 12 декабря 1951 года. Его отец был потомственный рыбак - выходец из архангельских поморов, мать - уроженка Бессарабии. С самого детства Федор Конюхов хотел стать путешественником и готовил свое тело и дух ко многим испытаниям в будущем. Своё первое путешествие он совершил в возрасте 15 лет, когда в одиночку переплыл Азовское море на рыбацкой лодке.
Конюхов прошел армейскую службу, окончил техническое училище в городе Бобруйске и Одесское мореходное училище, а также Петербургскую духовную семинарию. В возрасте 32 лет стал участником Союза художников СССР. С 1998 года заведует и управляет лабораторией дистанционного обучения выживанию в экстремальных условиях. Является участником Союза Писателей РФ, написал 9 книг, в которых рассказывает о своих путешествиях и жизненных принципах. У него есть жена - Ирина (доктор юридических наук), трое детей и шестеро внуков.
Путешествия и экспедиции
Федор Конюхов осуществил множество сухопутных и морских путешествий, восхождений на вершины и полярных экспедиций, как в группах, так и в одиночку. Он совершил 5 кругосветных путешествий, 17 раз переплывал Атлантический океан. В 1981 году путешественник пересек Чукотку на собаках, в 1986 совершил экспедицию по Уссурийской тайге, в 1989 году участвовал в совместном Советско-Американском велопробеге от Находки до Ленинграда, в 1991 году организовал российско-австралийский автопробег на внедорожниках, а в 2002 и в 2009 годах совершил караванные экспедиции на верблюдах, которые проходили по маршруту Великого Шелкового Пути.
К его наиболее известным и удивительным морским путешествиям относятся: плавание вокруг света на яхте «Караана» в одиночку в режиме нон-стоп с осени 1990 года по лето 1991 года. Пересечение Атлантического океана на лодке «УРАЛАЗ» в 2002 году. Участие в гонке вокруг Антарктиды в 2007-2008 годы. Тихоокеанское плавание на весельной лодке без посторонней помощи и без заходов в порты в 2013-2014 годы за 160 суток. Также Федор Конюхов принял участие в нескольких полярных экспедициях.
Лыжный переход в море Лаптевых и к Полюсу относительной недоступности произошли в 1983 и 1986 годы соответственно. Путешественник совершил одиночные лыжные походы к Северному полюсу в 1990 году и к Южному полюсу в 1995-1996 годы. В 2000-е годы осуществил несколько походов на собачьих упряжках. Совершив более сотни больших и маленьких путешествий, Федор Конюхов осознал, что жизнь - это путешествия и новые открытия, и только, двигаясь куда-то и стремясь к какой-то цели, человек приходит к пониманию, что его жизнь проходит не зря. Эту мысль он и пытается донести до всего человечества.
Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о Фёдоре Конюхове – известном на весь мир путешественнике и мореплавателе. Его яркая и насыщенная жизнь является примером того, как человек, рожденный в обычной семье, своими силами добился признания во всем мире.
Биография
Фёдор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в украинском селе Чкалово, находящемся на берегу Азовского моря, в многодетной семье. Его отец-рыбак часто брал сына с собой в море, и тот с удовольствием помогал отцу вытаскивать сети из воды и брал на себя вахту рулевого. Вообще отец, прошедший Великую отечественную войну, так же как и дед, подполковник царской армии, оказали большое влияние на маленького Фёдора Конюхова, своими рассказами о войне и путешествиях, связанных с нею.
После окончания школы Фёдор Конюхов ни капли не сомневался в том, с чем будет связана его дальнейшая жизнь и поступил в Одесское мореходное училище по специальности судовой механик. После его окончания он поступил в Ленинградское полярное училище, его второй специальностью стала профессия штурман-навигатор. Во время срочной службы в армии его сначала отправляют на Балтийский флот, но после конфликта с сослуживцами отсылают в спецотряд во Вьетнаме служить матросом на катере, поставляющем боеприпасы вьетконговцам. После службы в армии он получает ещё одно образование в ПТУ города Бобруйск – резчик-инкрустатор.
Экспедиции Фёдора Конюхова
Началом исследовательской деятельности Фёдора Конюхова стал 1977 год. Именно тогда он организовал путешествие на парусной яхте по маршруту Беринга в Тихом океане. Сделано это было с целью повторить путешествие великого исследователя и первооткрывателя в тех же условиях, в каких был он – на небольшом судне, преодолевая невзгоды и тяготы. С такой же целью были подготовлены и осуществлены и другие экспедиции – на Камчатку, остров Сахалин, Командоры.
После этого Фёдор Конюхов поставил себе кажущуюся невыполнимой цель – в одиночку добраться до Северного полюса. Для этого он долгое время жил на Чукотке, изучая науку езды на собачьих упряжках, строительство домов изо льда и вообще учился выживать в экстремальных условиях полярного холода. Также он участвовал в нескольких экспедициях, в том числе в двух путешествиях к Северному полюсу – в составе советско-канадской группы и группы под руководством В. Чукова. Но своя собственная экспедиция, задуманная им, манила его, и в 1990 году он всё-таки отправился к Северному полюсу в одиночку. Устраиваясь на ночёвку прямо на льду, испытывая множество лишений, преодолев огромное количество трудностей, и даже едва не погибнув во время торошения льда, на 72 день путешествия он всё-таки добрался до Северного полюса и стал первым человеком, сумевшим дойти до него в одиночку.
После этой удачной экспедиции целью Фёдора Конюхова стал другой полюс – Южный, и в 1995 году он смог достичь и его, потратив на это путешествие 59 дней. Попутно, за эти почти два месяца он провёл ряд научных исследований, по итогам которых написал несколько научных работ и был принят в члены Русского Географического общества.
Фёдор Конюхов совершил не только путешествия в полярных краях. Он известен и своими восхождениями на горы, морскими и кругосветными путешествиями. Он известен как первый россиянин, совершивший «Большой шлем» — посещения Северного и Южного полюсов и восхождение на гору Эверест.
В честь 850-летия столицы нашей Родины – Москвы он решил совершить восхождения на «7 вершин мира». Заняло это у него почти 5 лет, но он стал первым человеком в СНГ, сделавшим это и побывавшим на Эльбрусе, Эвересте, массиве Вильсона, горе Аконкагуа, вулкане Килиманджаро, пике Косцюшко и вершине Мак-Кинли.
В 1981 году Фёдор Конюхов совершил своё первое сухопутное путешествие – пересёк Чукотку на собачьей упряжке, а в 1985 году организовал и осуществил пешеходную экспедицию по маршруту известнейших исследователей тайги Дерсу Узала и В. Арсеньева. В 1989 году он участвовал в советско-американском велопробеге по маршруту Находка-Ленинград, а в 199 году в пробеге на внедорожниках по маршруту Находка-Москва. Но самая интересная из его сухопутных экспедиций была организована в 2002 году – караванная экспедиция на верблюдах по маршруту Великого Шёлкового пути. В 2009 году эта экспедиция была продолжена по второму этапу.
Но самую большую известность Фёдору Конюхову принесли его морские путешествия. Он 17 раз пересекал Атлантический океан в одиночку, причём один раз на весельной лодке и совершил это путешествие всего за 46 дней, установив тем самым мировой рекорд. Также он совершил 6 кругосветных путешествий, из них одно вообще без остановок. В общей сложности он совершил более сорока морских экспедиций. Также он является постоянным участником и призёром многих гонок на парусных и весельных судах.
Интересные факты из жизни Фёдора Конюхова
Своё первое путешествие он совершил всего в 15 лет, переплыв Азовское море на весельной лодке.
Во время службы в армии он попал на гауптвахту из-за того, что опрокинул бачок с горячим супом на голову одного из старослужащих, издевавшихся над новобранцами. Именно тогда его отправили служить во Вьетнам.
Дед Фёдора Конюхова Михаил служил в одном гарнизоне с Георгием Седовым, знаменитым полярным исследователем. Накануне экспедиции, окончившейся трагически, Седов оставил деду Фёдора нательный крест с наказом передать его самому крепкому из своих детей, который сможет осуществить мечту исследователя – отнести его на Северный полюс. И это смог осуществить именно Фёдор Конюхов.
Он является лауреатом и почётным членом нескольких научных сообществ, почётным жителем городов Находка, Терни (Италия) и Бергин (Калмыкия), а также занесён в энциклопедию «Хроника человечества» как выдающийся деятель науки.
Фёдор Конюхов снялся в нескольких рекламных роликах компании «Роллтон»
Фёдор Конюхов – очень разносторонний человек. Помимо путешествий и написания научных работ, он также пишет книги, рисует картины, сочиняет музыку. А в 2010 году он принял сначала сан иподиакона Русской Православной церкви, а затем был рукоположен в священники.
Знаменитый российский путешественник, писатель, художник, священнослужитель, пилот свободного аэростата. Протоиерей Русской православной церкви Московского патриархата.
Федор Конюхов. Биография
Фёдор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в запорожском селе Чкалово (позже - Троицкое) на Украине, на берегу Азовского моря в простой крестянской семье. Помимо Федора, у его родителей - Филиппа Михайловича, потомка архангельских рыбаков-поморов, и уроженки Бессарабии Марии Ефремовны было еще двое сыновей и две дочери.
С детства Федор готовился стать путешественником: научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами, часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом, который всегда рассказывал своим отпрыскам о Великой Отечественной, призывал беречь родную землю и честно работать.
Осознав, что море и путешествие - это его жизнь, Конюхов отучился в белорусском Бобруйске в профессионально-техническом училище № 15 (позже Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж), получив диплом резчика-инкрустатора. Окончил Одесское мореходное училище по профилю судоводителя. А потом получил образование по специальности «судовой механик» в Ленинградском арктическом училище. Попутно прошел обучение и в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Дед Федора Конюхова, подполковник царской армии, как-то рассказал внуку о сослуживце из своего гарнизона - Георгии Седове , который перед трагической поездкой в Арктику, оставил тому православный крестик, попросив вручить памятную вещицу самому крепкому из потомков, дабы он сумел воплотить в жизнь его идею. В итоге Федор выполнил завет - трижды побывал на Северном полюсе, в том числе и с тем самым крестиком.
Федор Конюхов. Карьера путешественника и исследователя
В 1966 году, будучи 15-летним, впервые отправился в экспедицию на вёсельной лодке и пересёк Азовское море, а в 1977 году - организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана - по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.
Исследовательский интерес не покидает Федора никогда. Научную деятельность он осуществлял и в походах на Камчатку, Командоры, Сахалин. Где бы Конюхов не появлялся, он везде любопытствовал о быте людей, узнавал о том, как они выживают в сложных северных условиях.
Перед штурмом Северного полюса Федор в составе группы Д. Шпаро совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле. За плечами исследователя остались и трансарктический лыжный переход (СССР - Северный полюс - Канада), и участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В.Чуковым.
В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова .
В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.
В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков - оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.
Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Так, в 1989-м он сам организовал советско-американский велопробег по маршруту Находка - Ленинград, а в 1991-м - советско-австралийский автопробег - Находка - Брест. Однако лейтмотив путешествий яхтенного капитана - это море и океан.
Конюхов - единственный из россиян, кто в одиночку совершил три кругосветки. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней. Третья кругосветка, длившаяся с сентября по май 1999 года, охватила весь Мировой океан (50 тысяч км) и проходила по маршруту: порт Чарлстон - Кейптаун - Окленд - Пунта-дель-Эсте - Чарлстон.
В мае 2012 года вместе с российской командой «7 Вершин» Конюхов совершил своё второе восхождение на Эверест. В 2013-м у него была экспедиция из Карелии до южной точки Гренландии через Северный полюс. С декабря 2013 года по май 2014 года путешествовал через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» и прошел из чилийского порта Конкон в австралийский Брисбен за 160 дней. Это был лучший результат для такого одиночного перехода.
К 2016 году прославленный странник совершил свыше полусотни уникальных экспедиций и восхождений. Специалисты в РФ и з арубежом считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников, в активе которого десятки разноплановых походов, в том числе и по горам. Например, в честь 850-летия Москвы он взошел на горные вершины всех континентов Земли, затратив на это пять лет упорного труда.
12 июля 2016 года Конюхов отправился в свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «Мортон», стартовав на аэродроме австралийского Нортхэма. Маршрут был тот же, что и у его предшественника Стива Фоссетта , совершившего в 2002 году рекордный полёт. Но это мировое достижение Федор Филиппович побил: его летательный аппарат благополучно приземлился на западе Австралии 23 июля 2016 года, а результат кругосветки составил 11 дней 4 часа и 20 минут.
Федор Конюхов о полете на «Мортоне»: Для меня главный рекорд - завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время - 11 дней и 6 часов - с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс.
Конюхов заверяет, что не было такого момента, когда бы он пожалел о своей затее, поскольку такой полет был его мечтой на протяжении двух десятков лет:
Я знал, что будет тяжело, опасно, но по-другому и быть не может. На Эверест поднялось более пяти тысяч человек, а вокруг света в одиночку на воздушном шаре облетело всего двое - Стив Фоссетт, а теперь еще вот и я.
Под занавес 2016-го российский путешественник удостоился высочайшей награды в области воздухоплавания: Международная ассоциация аэронавтики FAI-Breitling назвала его «Пилотом года». Такая премия была вручена россиянину впервые за 110 лет своего существования.
Федор Конюхов: Для меня это очень большая награда. Но мне приятно, что она принадлежит нашей стране, России, за которую я всегда и выступаю.
В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма, ведь он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.
Федор Конюхов: Учиться никогда не поздно. Мне исполняется 65 лет, и я с удовольствием приступил к освоению нового для меня типа воздушного судна - планера. Надеюсь, при поддержке Федерации планерного спорта России нам удастся осуществить несколько красивых проектов в этом виде спорта...
Федор Конюхов. Творчество и духовная деятельность
Путешественник, кроме главного увлечения своей жизни, еще пишет стихи и музыку для органа, сочиняет художественные произведения. Находясь в экспедициях, Конюхов непременно выражает свое видение мира в записях и картинах, которых у автора уже свыше трех тысяч.
В 1983 году он был принят в Союз художников СССР, а с 1996 года стал членом Московского союза художников. Федор Филиппович - участник российских и международных выставок. С 2012 года получил статус академика Российской Академии художеств.
В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы, а в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, - в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.
Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени - за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.
Федор Конюхов. Достижения и награды
Орден Дружбы народов - 1988 год. Орден великомученика Георгия Победоносца I степени Украинской православной церкви за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви. Золотая медаль Российской академии художеств. Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая РГО - 2014. Премия UNEP Global 500 за вклад в защиту окружающей среды. Приз ЮНЕСКО «За честную игру». Премия и орден Дружбы народов «Белые журавли России» - 2015.
Федор Конюхов первым на планете Земля достиг пяти полюсов Земли (Северный географический - трижды; Южный географический; полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане; полюс высоты - Джомолунгма; полюс яхтсменов - Мыс Горн). Кроме того, он первый из россиян, выполнивший программу «Большой шлем» и первый в СНГ, кто закончил программу «Семь вершин».
Путешественник в 1990-1991 годы совершил в одиночку первое в истории России кругосветное плавание на яхте без остановок. Один он пересёк и Атлантический океан на гребной лодке «УралАЗ», установив при этом мировой рекорд - 46 суток и 4 часа, а также Тихий океан (мировой рекорд - 159 суток 14 часов 45 минут).
Федор Конюхов - заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму; почётный житель Находки (с 1996 года), посёлка Бергин, города Миасса, Терни (Италия).
Федор Конюхов. Личная жизнь
Супруга известного путешественника - Ирина Анатольевна Конюхова - доктор юридических наук, профессор. У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г. р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).
Осенью 2015 года стало известно, что Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки.
Федор Конюхов: Жалко, конечно, что вдоль берега Оки уже нет ни одного свободного участка. Если бы село выходило к воде, мы устроили бы детскую парусную школу или открыли секцию по гребле.
Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников, уставших от «каменных джунглей», людей, которые ценят активный образ жизни и любят дикую природу и т.п. Сама деревня задумана не только как место проживания Федора Конюхова , но и как музей великого путешественника.
Федор Конюхов. Книги
«Мой дух на палубе «Карааны»
«Все птицы, все крылаты»
«Гребец в океане»
«Дорога без дна»
«И увидел я новое небо и новую землю…»
«Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал»
«Антарктида»
«Как я стал путешественником»
«Паруса сбивают с неба звезды»
«Наедине с океаном»
«Океан - моя обитель»
«Под алыми парусами»
«Мои путешествия»
«Тихий океан»
«Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном»
«Мои путешествия. Следующие 10 лет»
«Мой путь к истине»
Федор Конюхов. Экспедиции
- 1977 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга
- 1978 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция
- 1979 - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский
- 1980 - международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ
- 1981 - пересечение Чукотки на собачьей упряжке
- 1983 - научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.
- 1984 - международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту
- 1985 - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала
- 1986 - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции
- 1987 - лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции
- 1988 - трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы
- 1989 - первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград
- 1990 - одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня
- 1990-1991 - одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней за 224 дня (первое в истории России)
- 1991 - российско-австралийский автопробег по маршруту Находка - Москва
- 1992 - восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия)
- 1993-1994 - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань
- 1995-1996 - автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня)
- 1996 - 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка)
- 1997 - 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral
- 1998-1999 - американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка)
- 2000 - самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном
- 2000-2001 - французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России)
- 2002 - караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд - 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова - Барбадос
- 2003 - российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов - 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка - Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов - 16 суток)
- 2004 - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова - Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана - 14 дней и 7 часов)
- 2004-2005 - одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн)
- 2005-2006 - проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия
- 2006 - испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии
- 2007 - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа)
- 2007-2008 - австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп)
- 2009 - второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия)
- 2011 - экспедиция „Девять высочайших вершин Эфиопии“
- 2012 - 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест)
- 2013 - пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада
- 2013-2014 - тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба)
- 2015 - российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут)
- 2016 - мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре „Мортон“ (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут - абсолютный мировой рекорд)
Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. В его активе около сорока разнохарактерных походов, в том числе и по горам. Не имея специальной альпинистской подготовки, но обладая большой физической выносливостью и упорством в достижении намеченной цели, он решил в честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки сбегал на Ключевскую сопку высотой 4750 метров и поверил в свои силы. Затем были кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийская гора Косцюшко (2230 м), южноамериканская Аконкагуа (6960 м). Конечно, труднее всего было взобраться на Эверест, но три вершины были по-своему интересными, загадочными и трудными. Давно потухший африканский вулкан Килиманджаро (5895 м), воспетый Эрнестом Хемингуэем, особо привлекал внимание русского путешественника. Поднимаясь вверх из тропической зоны, он постепенно испытывал смену климатических и погодных условий. Если у подножия была выжженная на солнце растительность, то с 3-4-х километров начинается вечнозеленый тропический лес, еще выше - альпийские луга, потом скалы и, наконец, царство льда и снега. Как художник, он не мог налюбоваться красотами природы, сделал зарисовки, много фотографировал. Но самыми трудными и опасными для восходителя оказались ледово-скалистые горы: североамериканская Мак-Кинли (6193 м) и антарктическая - массив Винсон (5140 м). Здесь и глубокий снег, и коварные трещины во льду, и сковывающий дыхание свирепый холодный ветер. А благополучно спустившись (местами приходилось ползти) с массива, чуть было не погиб от холода и голода - более трех суток самолет не мог прилететь за ним из-за сильно разыгравшейся пурги.
Большинство походов путешественник совершает в одиночку, но он охотно принимает участие и в коллективных экспедициях. И сам организовал и возглавил два интересных трансконтинентальных пробега: советско-американский на велосипедах по маршруту Находка - Ленинград (1989) и советско-австралийский автомобильный - Находка - Брест (1991). В долгом пути по российским просторам Федор показал своим зарубежным коллегам-путешественникам многие природные достопримечательности: кедровые леса, озеро Байкал, могучие сибирские реки, Уральские горы, новые города. Результатом этих пробегов явились репортажи, документальные кинофильмы, фотоальбомы, выпущенные у нас в стране и за рубежом.
И все-таки главная линия путешествий яхтенного капитана - это море и океан. И он, единственный из россиян, в одиночку совершил три кругосветных плавания. Первое из них - в 1990 - 1991 годах на яхте «Караана». Стартовал из австралийского порта Сидней и туда же вернулся через 224 суток. Причем выбрал самый трудный маршрут: между «ревущими» сороковыми и «неистовыми» пятидесятыми широтами, там, где преимущественно попутный ветер и где ходили первые русские кругосветные мореплаватели Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и др. Но вместе с тем, на маршруте - холодный, а то и штормовой ветер со снегом или дождем, опасные встречи с китами и айсбергами, особенно в проливе Дрейка, у мыса Горн. Но все преодолел мореход, правда, похудел при этом на 11 килограммов.
Уже через год Конюхов отправился во второе кругосветное плавание по другому, экваториальному маршруту: Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань с заходом на все континенты. Одиночное плавание на большой двухмачтовой яхте «Формоза» продолжалось 508 дней и было связано с драматическим и одновременно героическим событием. В районе Филиппин капитан сильно заболел и попал в больницу. А в это время пираты угнали его яхту на другой остров. Но Федор - не из робкого десятка. Ведь служил на балтийском десантном корабле, выполнял задания командования в джунглях Вьетнама и Никарагуа. Чтобы найти «Формозу» на дальнем острове, пришлось угнать катер от других пиратов. А обнаруженных на борту яхты пьяных разбойников смельчак связал и погрузил на их резиновую лодку.
Участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», он совершил третью кругосветку, управляя яхтой «Современный гуманитарный университет». Поначалу на соревнование записалось 39 претендентов из многих стран, но на старт вышло только 16 судов, остальные отсеялись по разным причинам, в том числе не сдавшие квалификационный пробег в 2 тысячи морских миль. Федор испытание выдержал, но попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее.
Гонка охватила весь Мировой океан протяженностью 27 тысяч морских миль, т.е. 50 тысяч километров, и проходила по маршруту: американский порт Чарлстон - Кейптаун (ЮАР) - Окленд (Новая Зеландия) - Пунта-дель-Эсте (Уругвай) - Чарлстон. (Интересно, что во все эти пункты прилетали на самолете супру
га Ирина, сын Оскар - для моральной поддержки Федора. И помогали ему в устранении технических неполадок на яхте).
Всего в пути яхтсмены были восемь месяцев, с сентября 1998 года по май 1999 года. Испытали на себе тропическую жару и пронизывающий ветер Антарктики, уклонялись от стальных кораблей и айсбергов и все время гнали вперед, не зная сна и покоя. На некоторых судах было до 15 различных поломок, не избежала этого и яхта Конюхова. В темное время суток он столкнулся со спящим китом, в результате чего был погнут руль. При подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, что редко бывает в практике мореплавания, шкиперу с трудом удалось вытолкнуть тяжелое и скользкое тело морского гостя в его родную стихию. А у берегов Бразилии он еле отбился от современных флибустьеров с помощью сигнальной ракетницы.
Не выдержав условий экстремальной гонки, семь участников сошли с дистанции. Федор Конюхов пришел к финишу третьим. На его имя в Америку пришла правительственная телеграмма от мэра Москвы Юрия Лужкова. «Нам приятно, - говорилось в ней, - что такой легендарный путешественник живет в Москве и продолжает традиции наших соотечественников в освоении планеты».
По заявке Ф. Конюхова он зарегистрирован для участия в международной парусной гонке «Винди Глоуб-2000», старт которой намечен на 5 ноября 2000 года. Главная особенность этого глобального соревнования - оно проводится без остановки, без единого захода в порты! И еще что здесь привлекает Конюхова: надо обогнуть Антарктиду, а ему давно хочется пройти путем первооткрывателей шестого континента русских морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это будет четвертая кругосветка мужественного мореплавателя. А до этого он успел поучаствовать в международной гонке на собачьих упряжках «Айдитарод-2000» по заснеженной Аляске, по пути золотодобытчиков XIX века.
Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей науке, спорту, туризму, всему обществу. Они показывают, чего может достичь человек, хорошо подготовленный физически и морально, умеющий сохранять здоровье и работоспособность, подчас в сложных ситуациях. И не удивительно, что 48-летний следопыт планирует путешествовать до 2020 года.
Пополняя свои знания, он учится на юридическом факультете Современного гуманитарного университета, там же руководит лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях.
Федор Конюхов всегда, даже во время походов, много пишет и рисует. Он является членом Союза художников и членом Союза журналистов РФ. В 1999 году вышли три его книги: «И увидел я новое небо и новую землю», «Гавр - Чарлстон» и «Как открывали Антарктиду»; ранее был издан альманах «Русский путешественник». Это в основном дневниковые записи автора, но воспринимаются они как приключенческие повести.
Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в международной энциклопедии «Хроника человечества». Путешественник награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за вклад в дело экологии. Он - Заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан.
Конюхов Федор Филиппович – человек, чьей профессией стали путешествия. Конюхов Ф.Ф. наверное, самый известный из представителей этой профессии в современной России.
Федор появился на свет в декабре 1951 года в Запорожской области. Его отец был помором архангельской области и, конечно, был связан с мореходством.
В армию Федор был призван на Балтийский флот. Дедовщина процветала и однажды молодой солдат вынужден был защищаться от «дедов». Конечно, продолжать службу в этом месте не было возможности и Федор решил отправиться во Вьетнам, где выполнял функции матроса при доставке боеприпасов одной из воющих сторон.
Впоследствии Федор использовал свои навыки во время учебы на профессионального щтурмана-навигатора. Так же обучился профессии резчика-инкрустатора и получил духовный сан.
Федор делится своим опытом путешествий и жизни, рисуя картины – он состоял в Союзе Художников. Описывает свои похождения в книгах – на сегодняшний момент он автор 9 трудов.
Федор уже пять раз обогнул земной шар. Для этого он использовал разные типы плавучих средств. Одно путешествие проходило на весельной лодке. Наверное, это был более взрослый опыт, так как в 15-летнем возрасте подросток уже пересекал Азовское море так же на лодке.
Первые, пробные, путешествия Конюхов совершал не в одиночку. Все последующие старался выполнять «соло». Да и многие попутчики, сначала соглашавшиеся на совместное путешествие, впоследствии отказывались, считая замыслы Федора экстремально опасными. Одно из немногих групповых восхождений – это покорение Джомолунгмы.
Последующие экспедиции проходили с целью ответа на ряд научных вопросов. Это изучение работы ряда медицинских препаратов, способов питания в экстремальных условиях. Так же испытывает системы жизнеобеспечения и аварийного спасения.
Федора финансово поддерживает ряд как государственных институтов, так и частные компании.
За путешествиями Федора внимательно следит жена Ирина. Имеет троих детей и пятерых внуков.
Достижения Федора Конюхова:
Более сорока путешествий. Ряд из них уникальны и до сих пор не повторены никем.
Побывал на всех пяти экстремальных полюсах Земли.
Установил несколько мировых рекордов, связанных со скоростью пересечения океанов.
Испытал и показал, какие возможности имеет человеческий организм, поставленный в экстремальные условия.
Автор более чем 3000 художественных произведений. Часть из них является предметом коллекционировании.
Передает свой опыт выживания в экстремальных условиях, работая в лаборатории дистантного обучения.
Имеет восемь престижных, в том числе международных, наград.
Даты из биографии Федора Конюхова:
1951 г., 12 декабря появился на свет в Запорожской области
1990 г. первое путешествие на Северный полюс, совершенное в одиночку
1988 г. награжден орденом Дружбы Народов
1995 г. путешествие на Южный полюс
2010 г. получил духовный сан
Интересные факты Федора Конюхова:
Имеет коллекцию подарков, полученных за свои путешествия. Так, С.Миронов преподнес путешественнику минерал, найденный собственноручно.
Является почетным жителем нескольких городов.
Очень редко, но снимается в рекламных роликах.
Есть несколько соревнований для подростков, названных именем путешественника.
Живет в экстремальных условиях между путешествиями в Приморском крае. Может переносить экстремальные для обычного человека холод и жару.
В 2001 году во время плавания возникло острое заболевание почек. С помощью дистанционных консультаций врачей удалось купировать острый процесс, и путешествие было закончено.
Вряд ли найден россиянин, который бы не слышал о путешествиях Федора Конюхова — о нем много говорят и пишут в интернете.
"На Земном шаре нет неверующих людей, верят все семь миллиардов, человек не может прожить без веры. Сейчас я строю часовню в память о Федоре Ушакове. А вообще, без Бога, мне не хватило бы ни ума, ни здоровья на то, что я делаю. Когда я в одиночку гребу на веслах в океане, то чувствую, что это ангелы гребут, они мне помогают."
Французский актер Сами Насери назвал Федора Конюхова рекордсменом по путешествиям на воздушном шаре и «единственным авантюристом», который исследовал Северный и Южный полюса. Это «невероятный человек», отметил звезда кинематографа.
Конюхов, путешественник, где сейчас: о путешественнике
Федор Конюхов - российский путешественник и исследователь, первый в мире человек, который достиг пяти полюсов - Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), Мыса Горн (полюс яхтсменов).
Является действительным членом Российского географического общества, автором более трех тысяч картин, участником российских и международных художественных выставок, автором 17 книг, членом Союза писателей РФ.
Обладатель национальной премии «Хрустальный компас».
Фёдор Филиппович Конюхов — советский и российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви.
Окончил профессионально-техническое училище № 15 города Бобруйска (ныне Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж) по специальности резчик-инкрустатор, Одесское мореходное училище (судоводитель), затем Ленинградское арктическое училище (судовой механик). Обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Первую экспедицию осуществил в 15 лет - пересёк Азовское море на вёсельной лодке.
В 1989 году принял участие вместе с младшим братом Павлом в советско-американском велопробеге "Находка-Ленинград".
C 1998 года - заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной гуманитарной академии (Москва).
К 2016 году совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений, выражая своё видение мира в картинах и книгах.
В 1983 году принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент).
С 1996 года - член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура». Автор более трёх тысяч картин, участник российских и международных выставок.
С 2012 года - академик Российской Академии художеств. Автор 18 книг, член Союза Писателей России.
19 мая 2012 года, в составе российской команды «7 Вершин» Фёдор Конюхов совершил своё второе восхождение на вершину Эвереста, на этот раз по Северному хребту (со стороны Тибета).
На 2013 год была запланирована «экспедиция» Конюхова и Виктора Симонова из Карелии до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Данный маршрут является самым протяжённым в Арктике (более 4000 км). В итоге путешественники прошли только 900 км.
В период с 22 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года совершил путешествие через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» из порта Конкон (Чили) в Брисбен (Австралия). Потратив на путешествие 160 дней, Конюхов показал лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке без заходов в порты и посторонней помощи (лучшее из предыдущих подобных путешествий длилось 273 дня). Это первое пересечение Тихого океана на весельной лодке от континента до континента.
12 июля 2016 года Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН», изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль). Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году - летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета - 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.
Конюхов, путешественник, где сейчас: сегодня
На 2018 год Конюховым запланирован полет в стратосферу, а также кругосветное путешествие на вёсельной лодке.
Также на август 2018 год запланирован в Горной Шории в Кузбассе сплав по местным рекам в честь Дня шахтера.
Путешественник Фёдор Конюхов не смог принять участие в «Крымской кругосветке» из-за того, что учился на пилота малой авиации в Белоруссии.
Фёдор Конюхов собирался войти в состав «кругосветки», однако впоследствии его планы изменились.
Российский планер должен стартовать в 2020 году, а пилотировать его будет путешественник Федор Конюхов, который уже совершил пять кругосветных плаваний и, в частности, установил рекорд, облетев на воздушном шаре вокруг Земли за 268 часов. Конюхов уже неплохо освоился в статусе авиатора и прошел обучение на пилота в минском Авиационном учебном центре «Даймонд».
Стоимость проекта пока прогнозировать сложно, бюджет может измениться из-за многих причин, главные из них - технологическая составляющая и непредвиденные логистические расходы. Технологическим инвестором проекта выступила группа компаний «Ренова».
Советский и российский путешественник Федор Конюхов готовится к своему шестому кругосветному путешествию, которое он совершит на миниатюрной весельной лодке.
За 250 дней Федор Конюхов планирует преодолеть 27 тысяч километров. На лодке-неваляшке он доплывет до Мыса Горн в Чили, затем направится к Мысу Доброй Надежды (ЮАР) и вернется обратно в Новую Зеландию. Первый этап экспедиции начнется в ноябре 2018 года.
Конюхов, путешественник, где сейчас: последние новости
Школу путешественников Федора Конюхова для детей планируют построить возе села Машино Бахчисарайского района. Воспитанники здесь будут заниматься не только спортом и творчеством, но и развиваться духовно.
Об этом рассказал самКонюхов:
"Будет школа путешественников. Мы готовы строить хоть сейчас: земля есть, инвесторы есть. Это все мои друзья и спонсоры будут реализовывать. У меня такие школы есть в Вологде, Челябинской области. Мы хотим учить детей путешествию. Это не только спорт, но и духовность, образование. На въезде в село справа будет стоять часовня, слева - мечеть", - поделился планами он.
Российский путешественник Федор Конюхов в интервью радио «Звезда» прокомментировал спасение петербуржского альпиниста Александра Гукова, который дожидался помощи шесть дней без воды и еды.
«Ты можешь там даже сидеть, а у тебя силы уходят. Как говорится, гора забирает», — сообщил он.
Конюхов восхитился силой воли Гукова и подчеркнул, что петербуржец - настоящий альпинист.
«Мало бы кто так сделал. Я им восхищаюсь», — заключил путешественник.
Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.