Этнической психологии и социологии автор. Этнопсихология как наука
План
Введение
1. Понятие этнопсихологии
2. История этнопсихологии
Заключение
Список литературы
Введение
Происходящие за последние годы в России перемены заставляют по-новому осмыслить межнациональные связи во всех регионах страны. Необходимо сегодня признать: в течение длительного времени в нашей стране не замечалось нарастание противоречий в одной из самых сложных областей человеческого бытия – межнациональной, которое сейчас отражается в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. Дело дошло до открытых межнациональных конфликтов, разрешение которых представляет большие трудности.
Национальная политика в стране может и должна проводиться на основе новых подходов к организации комплексных этносоциологических и этнопсихологических исследований объективных процессов развития наций и национальных отношений, использование мирового опыта решения национального вопроса, выработки научно обоснованных рекомендаций для политиков, руководителей, пришедших к власти в национальных регионах.
Правильная стратегия и тактика в проведении такого рода исследований и формулирования необходимых рекомендаций для практики разрешения межнациональных конфликтов и соответствующей воспитательной работы может быть построена на основе четких методологических и теоретических посылок, представляющих собой результат изучения всех проявляющихся в межнациональных отношениях социально-психологических феноменов.
Цель реферата – характеристика этнопсихологии как предмета.
1. Понятие этнопсихологии
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.
Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.
Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д.
Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.
Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.
Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.
Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп.
К способам исследования в этнопсихологии относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным . В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)
Итак, этнопсихология - наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психической типологии, ценностных ориентациях и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве.
Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены - национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными, комплементарными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество, с одной стороны, обособление и агрессия - с другой. Эта наука - смежная дисциплина с этнографией, этнопедагогикой, философией, историей, политологией и др., заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности.
2. История этнопсихологии
Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.
Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г. Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.
Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д. Юм, и великие немецкие мыслители И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.
Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.
Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д. Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.
Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов . Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.
Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г. Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.
Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах. Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И В СССР
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЗА РУБЕЖОМ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
ГЛАВА ПЯТАЯ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
ГЛАВА ШЕСТАЯ. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Многим известно, что представители различных народов отличаются друг от друга по поведению, темпераменту, в какой-то степени по складу характера. Каждый из нас сталкивался с расхожим мнением о том, что "англичане — чопорные", "итальянцы — темпераментные", а "немцы — очень педантичны и даже немного занудны". Но имеют ли эти стереотипы что-то общее с реальностью?
На этот вопрос призвана ответить этнопсихология — раздел психологии, изучающий этнокультурные особенности представителей разных народов и наций, психологические характеристики этносов, а также вопросы межэтнических отношений. Национальные стереотипы, национальный характер и менталитет, особенности протекания межэтнических конфликтов, — всё это вопросы, которыми занимается этнопсихология.
С конца XIX в. в этнопсихологии выделяют два направления , решающие схожие задачи, но опираясь на противоположные по сути концепции:
- Сравнительная антропология , которая изучает, как конкретный человек мыслит, действует, чувствует себя в определённой культурной среде. Исследователи, работающие в этом подходе изучают культуру того или иного народа как бы изнутри, не сравнивая с другими культурами. В этом подходе ценится уникальность каждой культуры, её неповторимость и самобытность.
- Кросс-культурная психология изучает особенности двух или нескольких народов, наций, этнических групп. Она выявляет сходства и различия, разрабатывая для этого различные критерии.
И в том и в другом подходе есть свои сильные стороны и свои ограничения. Поэтому на сегодняшний день существует тенденция к объединению этих подходов.
Чем могут помочь знания этнопсихологии обычному человеку?
- Во-первых, деловые коммуникации. Если вы работаете с зарубежными партнёрами, то очень полезно знать особенности менталитета и бизнес-этикета той страны, с которой ведёте дела. Например, очень многие наши соотечественники, мягко говоря, удивляются особому отношению ко времени во многих азиатских странах. Опоздать на встречу на 2 часа по причине обеда и приятной беседы — вполне реальная ситуация.
- Во-вторых , у каждой культуры есть чему научиться. Сочетая мудрость Востока и целеустремлённость Запада, можно в разы повысить собственную эффективность.
- В-третьих, распространение знаний этнопсихологии позволяет снизить напряжение в обществе, развивать толерантность и уважение к культурам разных народов. Этот вопрос очень актуален в России — стране, на территории которой проживает почти 200 различных народов.
- В-четвёртых, изучая традиционные культуры, обряды, обычаи, можно глубже понять проблемы современного человека, часто оторванного от своих корней. Традиции, песни, сказки помогают получить доступ к мощным ресурсам, хранившимся на протяжении веков.
Знание этнопсихологии может пригодиться во многих сферах деятельности — педагогике, психотерапии, бизнесе, переговорах, политике. А на сегодняшний день, когда можно поддерживать контакты практически с любой точкой планеты, эти знания актуальны как никогда.
Этническая психология (этнопсихология) – междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке психологии, социология, философии, культурологии, этнологии и этнографии, изучающая национальные особенности психологии этносов.
Прежде всего, рассмотрим само понятие «этнос» . Л. Н. Гумилев рассматривал этнос как явление не социальное, а скорее как географическое, природное. По его мнению, этнос это «…тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения…». Т.е. основными признаками этноса Л.Н. Гумилёв считал психологические характеристики : самосознание (идентичность) и стереотип поведения, нормы отношений между группой (социумом) и отдельным индивидом, и соответственно, между индивидами.
Академик Ю. Б. Бромлей , главный оппонент Л.Н. Гумилёва, рассматривал этнос как «…исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании…». Кроме того, Ю.Б. Бромлей определял этнос и как «этносоциальный организм», примером которого может служить нация , обладающая экономической и политической общностью.
В настоящее время понятие этнос определяется как исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией, а основным условием возникновения этноса является общность самосознания, т.е. сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований, территории, языка и культуры.
Но для этнической психологии важны не различия между современными подходами к интерпретации этноса, также не столь существенно, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они связаны с социально-политическими проблемами сообщества. Более важно признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса, т.е. и психологическую общностью. Изучение социумов, микросоциумов и отдельных индивидов, состоящих в них, и главное – осознающих свое членство в них, как раз и есть главное направление этнической психологии .
Поэтому с позиции и психологии, и этнической психологии этнос определяется как устойчивая в своем развитии и существовании группа людей (социум), осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие, в частности, например культура, как материальная, так и духовная.
Для этнической психологии более важна, пожалуй, духовная культура, или культура субъективная, т.е. способы, с помощью которых члены этноса или социума познают созданную ими же, или иными этносами и социумами, культуру и человеческое окружение, категоризация социальных объектов, нормы и ценности, которые они признают своими.
получила значительное развитие в XX веке, а в результате разобщенности исследователей возникло даже две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией , и психологическая , для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная психология .
Но основное в этнической психологии в настоящее время – это психология межэтнических отношений. В современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнической психологии требует к себе самого пристального внимания.
В современно понятии этническая психология возникла на материалах отчётов миссионеров и путешественников, а в дальнейшем этнографов и антропологов, а первую попытку психологического обобщения этнографического и этнического материала предпринял В. Вундт в работах по психологии народов .
Развитие этнической психологии тесно связано и с исследования в лингвистике, исследованиями специфики мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам) и социологии, в исследовании как социума – этносов и субэтносов, так и малых групп, микросоциумов.
Этническая психология тесно связана с социальной психологией (психосоциологией), изучающей поведение человека в экстремальных условиях среды, адаптацию человека, стресс и т.д. Следует отметить, что национально-психологические особенности людей это реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.
В целом и общем предметом этнической психологии является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей, закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.
Методология этнической психологии – это наиболее изучение наиболее общих представлений об основных закономерностях познания и осмысления национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей, изучение их содержания, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания.
В истории человечества взаимодействие между различными индивидами и социумами было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ со сложной, разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью, и в ходе филогенетической эволюции человека его взаимодействие с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность.
Следовательно, только в результате взаимодействия людей рождаются социальные, т.е. общественные (в том числе и национальные) отношения, а также психосоциальные отношения, связанные с адаптацией в определённых условиях среды (или социума), а в дальнейшем – и этносоциальные и этнопсихологические отношения, обуславливающие характер и содержание многочисленных общественных отношений, во многом обусловленных спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия и целями, преследуемыми конкретными людьми в процессе социологизации, конкретизации определённого места в социуме.
Любые виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих, и, в результате жизни индивидов, и материальной, и духовной, их исторического развития, и формируется общественное, в том числе и национальное, этническое сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений, что и является этнопсихологическим аспектом развития социума.
На современном уровне развития этнической психологии, как синкретической, комплексной науки, основными её задачами э тнической психологии являются (по В. Красько):
- Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей
- Выявление специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития этносов, своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии
- Изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения различных качеств, определяющих эффективность деятельности и специфики поведения людей как представителей конкретных этнических общностей;
- Выявление и анализ закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания
- Изучение эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и закономерностей их эмоциональной жизни
- Изучение специфики «установок на волевую активность», функционирующих в национальной психике определённых этносов и выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания «волевых процессов», своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки представителей нации
- Исследование проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;
- Сравнительное изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики
- Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических, социологических, культурных и др.) их развития и функционирования;
- Изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации;
- Изучения возможности использования этнопсихологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политических, воспитательных, просветительских, социальных, культурно-массовых мероприятий
- Исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей
- Выработка практических рекомендаций для представителей власти, руководителей, педагогических работников для совершенствования управления и руководства многонациональными коллективами
- Всестороннее и глубокое изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей России и других стран, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между нациями и народностями
- Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах России и в других государствах на основе учета специфики психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни.
Этнопсихология, этнология и этнография часто исследуют один объект – национальные общности, быт, культуру, демографические характеристики народов, закономерности и особенности психики этноса, его самосознания, черты национального характера и поведения, и, совместно с этнологией и этнографией, этническая психология накапливает информацию и изучает национальные особенности поведения, действия, поступки, традиции и обычаи представителей различных этнических общностей.
Совместно с политической психологией и социопсихологией, этническая психология анализирует социальные явлений, возникающих в социуме, фиксируя национально-психологические особенности и их влияние на общие тенденции развития политического сознания представителей той или иной этнической общности, потребности, мотивы и ценностные ориентации жителей того или иного национального региона со своими специфическими этническими особенностями и своеобразием функционирования и проявления самосознания данного народа в процессе политической активности.
Этническая психология, вероятно, ведет свое начало ещё со времен античности, когда Геродот (490-425 гг. до н.э.), да и другие ученые древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Тогда считалось, что эти знания могло облегчить отношения и контакты с соседями, понять их замыслы и намерения, особенности поведения, поступки. Конечно, в работах античных авторах было много фантастического, надуманного, субъективного, но часто в них содержались полезные и интересные сведения, почерпнутые из непосредственных наблюдений за жизнью других народов.
Гиппокра т (ок. 460-370 гг. до н.э.), например, физическое и психологическое своеобразие разных народов объяснял спецификой их географического положения и климатических условий. «Формы поведения людей и их нравы», писал он, «отражают природу страны». Предположение о том, что южный и северный климат неодинаково влияют на организм , а, следовательно, и на психику человека, допускал и Демокрит .
Много веков спустя сложилась традиция использования такого рода описаний в политических целях, что показано в труде IX века византийского императора Константина Багрянородного «Об Управлении империей»
Политика Византии была политикой государства, граничащего со многими другими странами, а поэтому предполагала оказание воздействия на них, для чего необходимо было знать психологические особенности людей, в них проживающих. Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах «варваров», об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях, о междоусобицах, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.
Констатируя различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, сначала древнегреческие мыслители, а потом и ученые других государств предпринимали и попытки определить природу этих различий.
К. Гельвеций (1715-1771) – французский философ, впервые показал диалектический анализ ощущений и мышления, и роль среды в их формировании. В одном из своих главных трудов «О человеке» Гельвеций посвятил большой раздел выявлению изменений, происходящих в характере народов, и факторов, их порождающих. По его мнению, каждый народ наделен собственным способом видеть и чувствовать, который и определяет сущность его характера. У всех народов характер этот может изменяться или внезапно, или постепенно в зависимости от незаметных трансформаций, происходящих в форме правления и общественном воспитании. Характер, как считал Гельвеций, – это способ миросозерцания и восприятия окружающей действительности, это то, что свойственно только для одного народа и зависит от социально-политической истории народа, форм правления. Изменение последних, т.е. изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера.
Ш. Монтескье (1689-1755), французский мыслитель, философ, правовед, историк, наиболее близко подошёл к понятию проблем этнической психологии, и, поддерживая появившуюся в то время теорию о всеобщем характере движения материи и изменчивости материального мира, рассматривал общество как социальный организм, имеющий свои закономерности, которые концентрированно выражаются в общем духе нации.
По мнению Ш. Монтескье, для того, чтобы понять сущность общества и особенности его политико-правовых установлений, необходимо выявить «народный дух», под которым он понимал характерные психологические черты народа . Он считал, что «народный дух» формируется объективно, под воздействием физических и моральных причин. Признавая решающую роль среды в возникновении и развитии того или иного общества, Монтескье разработал теорию факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им в «Этюдах о причинах, определяющих дух и характер» (1736).
Большинство западных ученых-этнопсихологов начала XX в. придерживались психоаналитического подхода, так как п редложенный в конце XIX столетия 3. Фрейдом психоанализ из своеобразного способа изучения подсознательной сферы психики человека постепенно превратился в «универсальный» метод исследования и оценки сложнейших социальных явлений, в том числе психического склада этнических общностей.
Английский философ, историк и экономист Д. Юм (1711-1776) в работе «О национальных характерах» (1769), выдвинул свои взгляды на национальную психологию (иными словами – на этнопсихологию), определив, что общие черты национального характера людей (общие склонности, обычаи, привычки, аффекты) формируются на основе общения в профессиональной деятельности, а сходные интересы способствуют становлению общенациональных черт духовного облика, единого языка и других элементов этнической жизни. Кроме того, Д. Юм считал, что нравы одного народа значительно меняются с течением времени или в результате его смешения с другими общностями, что всегда имеет место в этногенезе.
Французский философ и этнограф Л. Леви-Брюль (1857-1939) полагал, что людям различных этнических общностей свойствен специфический тип мышления . Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские, представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах и т.д. Тот факт, что логика первобытных людей отличается от мышления современного человека, свидетельствовал, по его мнению, о длительности эволюции национальной психики.
Согласно концепции Л. Леви-Брюля, логика первобытного человека была «мистической», она не подчинялась четырем законам формальной логики, и в основе мышления первобытного человека лежали практический опыт и способность к развитию, зависящая от роста знаний. В то же время он считал, что «дологическое» мышление проявляется в таких сферах общественной жизни, как религия, мораль, нравственность, национальное самосознание и национальные отношения .
Г. Гегель (1770-1831), создатель объективно-идеалистической диалектики, считал, что национальный характер – это социальное явление, детерминированное социокультурными, природными и географическими факторами.
К. Леви-Строс (1908-1987), французский этнограф и социолог, провёл анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания, на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. По его мнению, культура, как важнейший компонент образа жизни людей, обладает примерно одинаковым набором признаков в различных национальных общностях. К. Леви-Строс выдвинул концепцию «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых различий. Его теория во многом этнопсихологична по своему содержанию, но она направлена не на выявление различий между представителями различных этнических общностей, а на нахождение того, что может их объединить.
Считается, что этнопсихологические «знания» передаются человеку по наследству от предыдущих поколений, и существует в его сознании на невербальном, чаще всего, подсознательном уровне, а действия, поступки и проявления чувств, возбуждаемые социально-психологическим (этническим) архетипом, бывают гораздо более сильными, чем побуждения, инициируемые в психике человека простыми воздействиями окружающей его среды. Т.е. у каждого этноса существует свой, часто специфический национальный характер, проявлением которого является функционирование в его психике определенного набора черт, влияющих на сознание, мотивы поведения и всю деятельность людей.
Учитывая, что в национальном характере этноса соединены общие для всех его представителей национальные особенности личности и ее коммуникативного поведения, национальный характер формируется главным образом под воздействием культурных институтов в процессе обучения и воспитания ребенка, под влиянием системы ценностей и поведения взрослых, и отражает именно психологические, а точнее этнопсихологические особенности представителей той или иной этнической общности.
Итак, этн и ческая психол о гия – это научная дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности, а основные объекты её изучения, это этносы – племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов), а также религиозные и иные сообщества и секты.
Основное содержание этнопсихологических исследований – это установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей – с другой. Отметим, что этнопсихологические исследования в большинстве своём носят эмпирический и сравнительно-описательный характер.
История развития этнопсихологии
Этнопсихология, как и любая наука, возникла и развивается как социальная потребность общества, и в зависимости от конкретных социально-исторических условий, определяющих эту потребность, ее содержание отражает те представления и интересы общества, которые характерны для соответствующего времени и уровня существующих знаний.
Этнические различия в социальной организации многих народов, их быт, культура, обычаи всегда привлекали внимание при взаимодействии с ними путешественников, ученых, заставляя последних задуматься о сущности этносов и их различиях. Проблемы взаимного познания диктовались, прежде всего, практической потребностью - обменом товаров, знаний. Трудно назвать время, когда эти интересы стали осознанной потребностью в развитии социальных отношениях между разными народами. Однако еще древнегреческие ученые и мыслители пытались понять причины различия в жизни тех или иных народов. Так, первые научные попытки объяснить природу этих различий можно найти в трактате Гиппократа «О воздухах, водах местностях» (около 424 г. до н. э.). Он полагал, что основная причина, которая приводит к существенным различиям жизни народов, содержится в геоклиматических условиях средь; их жизнедеятельности, т. е. климат, природные факторы, географическое положение страны полностью определяют внешние условия жизни и взаимообусловленные отношения между людьми. Однако эта всего лишь внешняя констатация не могла объяснить действительные причины этнических различий. Подчеркивая важное значение климатогеографических условий жизни, древние авторы не затрагивали тот фактор, что именно условия существования определяли экономический уклад, уровень развития языка, культуры научных знаний и т. д.
Тем не менее новым этапом в развитии науки об этносах можно считать середину XVIII в., когда развивающиеся буржуазные экономические и общественно-политические отношения потребовали расширения рынка сбыта, поиска новой дешевой сырьевой базы и производителя. В это время бурно начали развиваться внутринациональные отношения и межнациональные связи. Массовое производство товаров и их обмен существенно повлияли на национальную культуру, быт, традиции. Установление новых межгосударственных отношений обусловило создание регулярных национальных армий, которые, с одной стороны, защищали государство от посягательств извне, а с другой - захватывали территории других стран и народов, расширяя свои потребительские интересы. Наука об этносах призвана была строго выполнять социальный заказ своего времени и выступить с теоретическим обоснованием таких понятий, как единство культуры народов, его духовно-психологической общности. Об этом речь идет в работах Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля.
Так, Ш. Монтескье (1689–1755) в своих воззрениях придерживался принципов географической детерминации этнических различий у разных народов, утверждая, что национальный характер есть результат воздействия климатогеографических условий. В работе «О духе законов» он охарактеризовал национальные характеры северных и южных народов, сравнивая их добродетели и считая, что южане более порочны. В качестве промежуточной формы между ними французский мыслитель приводит страны с умеренным климатом. Крайне наивное обоснование природы этнических различий в культуре, быте, социальных отношениях и процессах, по его мнению, опирается на ряд объективных фактов. Естественно, уклад жизни и приспособление к суровым условиям требуют своеобразных взаимообусловленных отношений, влияют на плотность населения, способ добывания продуктов питания, т. е. на удовлетворение естественных потребностей. Эта сторона вопроса практически затрагивает условия существования населения как биологического вида и составляет климатогеографические критерии границ выживания, которые, несомненно, отражаются в элементах быта, культуре, традициях. Таким образом, климат является составной частью биогеографического фактора развития этноса и влияет на границы его перемещения от привычных комфортных условий жизни.
В исследованиях ученых Сибирского отделения АН СССР, посвященных изучению аборигенов азиатского севера, указывается на разительное отличие норм медико-биологических показателей оценки здоровья европейской и азиатской части населения СССР [Казначеев, Пахомов, 1984]. Однако в работах Ш.Монтескье и его последователей стремление найти объективные причины различий в климатобиологических факторах выглядело в чрезмерно упрощенной форме.
Совершенно иное направление в освещении особенностей национального характера прослеживается в трудах других представителей французского Просвещения. Так, К.А. Гельвеций (1715–1771) в работе «О человеке» выделил особый раздел «Об изменениях, происшедших в характерах народов, и о вызвавших их причинах», в котором проанализировал характерологические черты народа и причины, сформировавшие их. К.А.Гельвеций считал, что основными факторами, влияющими на формирование национального характера, являются общественное воспитание и формы правления государством. Национальный характер в его представлении - это способ видения и чувствования, т. е. это то, что характерно только для одного народа, и зависит он от социально-политической истории народа, форм правления им.
Таким образом, черты характера Гельвеций связывал с изменением политического строя, его свобод, форм правления. Он отрицал влияние географических факторов на духовную структуру нации. Научная концепция Гельвеция послужила основой развития знаний о феномене национального характера в дальнейших исследованиях, посвященных изучению проблем этносов. Им было также сформулировано представление о некотором диапазоне социально-политических условий, характерных для той или иной нации, что в свою очередь и определяет национальный характер, быт, культуру, традиции. Таким образом, сторонники двух направлений по исследованию этнопсихологических проблем обосновывают наличие некоторого диапазона характеристик, которые, по их мнению, являются определяющими в формировании национального характера.
Первыми работами, в которых было сказано о влиянии и географических, и социальных факторов на формирование этнических и национальных особенностей культуры и характера народа, явились труды английского философа Д.Юма (1711–1776). Так, в работе «О национальных характерах» он указал на значимость физических и моральных (социальных) факторов в формировании национальных черт психологии характера. При этом физическими факторами у него выступают природные условия жизни общности, которые определяют характерные черты быта, традиции труда. К моральным факторам он относит социально-политические отношения в обществе, которые воздействуют на ум как мотивы и формируют определенные комплексы обычаев. Прежде всего, это формы правления, социальные конфликты, изобилие или нужда, в которых живет народ, его отношение к своим соседям.
Рассматривая социальные отношения как факторы формирования психологии общностей и конкретных слоев общества, Д. Юм выдвинул тезис о необходимости учета психологии различных слоев общества и о соотношении их с общенациональными чертами. Указывая на особенность черт психологии различных социально-профессиональных групп, он отмечал, что определяющим в данном случае являются различные условия их жизни и деятельности. Нация и этнос выступают не как однородная масса, а как сложная структура социально взаимообусловленных групп и слоев населения. В формировании общности черт Д. Юм видел экономическую основу, подчеркивая, что на основе общения в профессиональной деятельности возникают общие склонности, обычаи, привычки, аффекты, что и составляет духовность той или иной социально-профессиональной группы. Эти черты углубляются под воздействием политико-экономических интересов. Общие интересы способствуют становлению общенациональных черт духовного облика, единого языка и других элементов национальной жизни. Таким образом, ведущим фактором в развитии исторических общностей Д.Юм выдвинул экономико-политические закономерности развития общества. Этническую общность он не считал неизменной, подчеркивая, что нравы одного народа значительно меняются с течением времени из-за изменений системы правлений, из-за смешения с другими народами. Его заслуга в развитии вопросов этнопсихологии состоит в том, что он утверждал историчность формирования национального характера.
Однако в работах Юма встречаются суждения о характерах различных народов, с присвоением одним народам черт мужества, другим трусливости и т. п. Эти стереотипы общественного сознания, не имея научного обоснования, оказались крайне живучими. Естественно, что заключения, сделанные им, во многом определялись уровнем развития в то время научных знаний о народоведении.
Существенный вклад в развитие этнопсихологических исследований внесла немецкая классическая философия конца XVIII - первой половины XIX вв. Это прежде всего работы И. Гердера (1744–1808), И. Канта (1724–1804), Г. Гегеля (1770–1831).
Так, И.Гердер представлял взгляды немецких просветителей. Интерес к проблеме национального характера в немецком Просвещении был обусловлен развитием интернационалистических экономико-политических отношений, которые актуализировали проблемы национальной специфики и межнационального общения. В его работах постулируются идеи этнической экологии и указывается о предрасположенности различных народов к жизни в конкретных климатических условиях, что позволяет говорить об экологической гармонии и образе жизни. Он отстаивал идеи о единстве закономерностей истории общества и истории природы. Идеи единства развития приводят его к признанию взаимосвязи культур и их преемственности.
Существенное место в истории этнопсихологических исследований занимает наследие И. Канта. В работе «Антропология с прагматической точки зрения» Кант дает определения таким понятиям, как народ, нация, характер народа. Под словом «народ» он понимает объединенное в конкретном месте множество людей, которое составляет одно целое. Этому множеству или его части, которая в виду общего происхождения признает себя объединенным в одно гражданское целое, он дает определение нации. Однако как в одном, так и в другом определении не указывается сила, объединяющая множество людей, что допускает довольно широкую трактовку этого понятия, но не указывается возможная минимальная численность данного множества. Характер народа определяется в его отношении и восприятии других культур. Если признается только характер своего народа, то Кант определяет это как национализм.
Признавая влияние природных и социальных факторов на формирование характера народа, И. Кант отдавал основное предпочтение врожденным чертам далеких предков, что существенно ослабляет ценность его научного вклада в развитие проблем этнопсихологии.
Важным этапом в развитии представлений о характере нации стали работы Г. Гегеля. Основным произведением, посвященным этому вопросу, является «Философия духа». В суждениях Гегеля о характере народа присутствуют существенные противоречия. С одной стороны, он признает, что характер народа - это плод социальных явлений, а с другой, считает, что национальный характер выступает как абсолютный дух. Утверждая положение о том, что не все народы могут быть носителями духа, он отрицает их всемирно-историческую принадлежность. Такой подход оказал существенное влияние на более позднее развитие этнопсихологических концепций.
Во второй половине XIX в. наблюдается новая волна интереса к этнопсихологическим проблемам, особенно это касалось немецких ученых. В это время появилась совместная работа Г. Штейнталя и М. Лазаруса «Мысль о народной психологии». Фактически эта работа носит полумистический характер и не содержит глубоких научных результатов. Поставив задачу построить систему народной психологии как науки, авторы не смогли ее решить, так как идеализация народного духа, непризнание объективно действующих социальных факторов сделало последнюю неисторическим образованием.
Более весомый вклад в развитие этнопсихологических концепций сделал В. Вундт. Именно он заложил в своих исследованиях основы социальной психологии. Его работа «Психология народов» явилась основой социально-психологических исследований больших групп населения. «Душа народа», по мнению Вундта, не простая сумма индивидов, а связь и их взаимодействие, что порождает новые, специфические явления со своеобразными законами. Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении психических процессов, которые лежат в основе развития человеческого сообщества и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности. Вундт внес большой вклад в становление этнопсихологии как науки, определил более конкретно ее предмет, сделал разграничение между народной психологией (в последующем социальной) и индивидуальной. Он отмечал, что психология народов является самостоятельной наукой наряду с индивидуальной психологией и обе эти науки пользуются услугами друг друга. В. Вундт, по замечанию советского психолога С.Рубинштейна, ввел исторический метод при изучении коллективного сознания. Его идеи оказали существенное влияние на развитие этнопсихологических исследований в России.
Среди авторов, занимающихся народной психологией, необходимо отметить французского ученого Г. Лебона (1841–1931), работа которого «Психология народных масс» вышла в 1995 г. на русском языке. Его взгляды являлись вульгаризированным отражением идей предшествующих авторов. Такой подход был отражением социального заказа того времени, связанного с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и развитием массового рабочего движения. Подчеркивая развитие народов и рас, он указывал на невозможность их равенства. Это позволяет классифицировать народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Однако их слияние и единение невозможно, ибо для развития высших рас вполне допустимо освоение жизненного пространства низших с дальнейшей их колонизацией. В целом же взгляды Лебона. в своей сущности антисоциальны и антигуманны.
Жизненно необходимые проблемы этнонациональных отношений и этнической психологии характерны, как известно, для многонациональных стран. Именно этим объясняется большой интерес общественной мысли России к исследованию проблем этнической психологии. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли революционеры-демократы В.Г. Белинский (1811–1848), Н.А. Добролюбов (1836–1861), Н.Г. Чернышевский (1828–1889). В основу рассмотрения вопросов национального характера они положили общесоциологическую теорию и теорию народа. Теория народа была важным средством изучения культуры как целостности в ее национальной форме, что позволяло рассматривать нацию с различных сторон, в том числе и социально-психологической.
Русские революционеры-демократы одни из первых в европейской науке четко сформулировали преобладающую значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера, в частности и характера народа в целом. Они отмечали, что умственные и нравственные формы поведения сильно видоизменяются под влиянием социальных обстоятельств и при их перемене происходят изменения в этих формах поведения.
Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что каждый народ, имеющий историческое значение, представляет соединение людей очень различных между собой по степени умственного и нравственного развития. Неоднородность народа в его структуре во многом определяется социальными особенностями культурного развития групп, слоев, сословий. В каждом случае национальный характер выступает как результирующая характеристика разных качеств, которые не наследуются, а формируются средой, формой бытия и являются результатом исторического развития. Именно этим и определяется неоднородность понятия «народный характер». Структура национального сознания включает в себя комплекс элементов и представляет системное, развивающееся явление. Сюда входят интеллектуальные, нравственные качества, язык, образ жизни, обычаи, уровень образования, идейные убеждения.
Следует отметить особую заслугу революционеров-демократов в том, что они дали глубокий критический анализ ходячих (существующих) представлений о характере народов, межнациональных стереотипов. Н.Г.Чернышевский подчеркивал, что ходячие понятия о характере народа созданы под влиянием обобщающих представлений о симпатии и антипатии к определенному народу и что они не соответствуют подлинному понятию многосложного характера того или иного народа и всегда преследуют социально-политическую цель, являясь порождением социального заказа существующей власти. Ходячие характеры мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая недоверие друг к другу. Постановка вопроса о стереотипах понимания характера народа, основанных на социально-политических и идеологических факторах, является большим вкладом Н.Г. Чернышевского в развитие теории этнопсихологии.
Несмотря на большой вклад, сделанный еще в конце XIX в. в развитие и изучение вопроса о национальном характере, в современной литературе продолжают встречаться представления о межнациональных стереотипах поведения. Естественно, что природа этого явления носит прежний характер, и корни ее уходят в социально-политические цели.
Важной особенностью рассмотрения вопроса о характере народа всегда было соотношение национального и социального (классового). Еще в работах Н.Г.Чернышевского отмечалось, что каждый народ имеет свое понятие о патриотизме, которое проявляется в международных делах, и в этом общность представляет одно целое. Но во внутренних отношениях эта общность, как целое, состоит из сословий, групп, классов, чьи интересы, чувства патриотизма существенно различаются и могут входить в крайние противоречия, порождая социальные конфликты.
Сословное, классовое чувство патриотизма менее похоже внутри одной нации и своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других народов. Именно эти факты и определяют интернациональные стремления, с одной стороны, и национальные, с другой, и только социальное равенство сглаживает эти противоположные силы.
В работе «Очерки научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории» Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что по образу жизни и по понятиям земледельческий класс всей Западной Европы представляет как будто одно целое; это же можно сказать о ремесленниках, богатых простолюдинах, знатном сословии. Так, португальский вельможа по образу жизни и по понятиям был более похож на шведского вельможу, чем на земледельца своей нации; португальский земледелец - более похож в этом отношении на шотландского земледельца, чем на лиссабонского богатого негоцианта. Именно этим и определяется единство интересов при противоположности в социальных конфликтах, которые возникают в различных нациях и государствах. Тогда как с одной, так и с другой стороны преобладают интернациональные устремления, которые порождены одинаковым социально-политическим положением конкретной части народа, социальных слоев или классов.
Анализ соотношения национального и социального в духовном облике нации является важным вкладом в теорию этнонациональных отношений представителями русской школы, которая в более глубоком и обоснованном представлении отразила соотношение этих двух составляющих в истории развития народов, чем это сделали представители немецкой классической философии и школы народной психологии.
Особую роль в изучении национального характера сыграло религиозно-идеалистическое направление русской общественной мысли, представленное в работах славянофилов, которые создали свою социологическую теорию. В этой теории ведущее значение придавалось русской самобытности и национальному самосознанию. Основная их цель сводилась к определению места культуры русского народа в системе культур окружающих народов.
Национальная программа славянофилов включала в себя определение понятий «нация», «народ» по отношению к человечеству вообще и индивиду, в частности, качественную оценку национальных «идей», национальной сущности исторического бытия различных народов, проблему их взаимоотношений. Наиболее яркими представителями этого направления были И.В.Кришевский, П.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.
Так, В.С.Соловьев (1853–1900) подчеркивал стремление каждого народа выделиться, обособиться, считая это положительной силой народности, но способной переходить в национализм, против чего он всегда предостерегал соотечественников. Национализм в наиболее крайней форме, по его мнению, губит впавший в него народ, делая его врагом человечества. Подобные заключения В.С.Соловьева остаются одним из научных обоснований стремления народов обособиться и сохранить свою самостоятельность. Поэтому сама по себе народность не имеет большой ценности, а на первый план у него выдвигается вселенская христианская идея - объединение всего мира в единое целое. В своих взглядах он полностью игнорировал социально-экономические отношения в обществе, представляя всех людей как клетки тела одного организма, объединенных в более сложные органы - племена, народы.
Первые этнопсихологические исследования в советское время относятся к 1920 г. и связываются с именем Г.Г. Шпета (1879–1940), представителем феноменологической школы в философии. В том же году он организовал в МГУ первый в России кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал книгу «Введение в этническую психологию». В 20-е гг. уделялось огромное внимание изучению краеведения, характерных особенностей национальных меньшинств. Особый интерес к исследованию проблем этнопсихологии и возник в связи с формированием нового многонационального государства - СССР. Г.Г. Шпет дал новую трактовку содержания коллективности, диалектики общего и особенного. В его представлениях, «дух» народа есть отражение коллективного единства, откликающегося на всякое событие в быту этого единства. Он много внимания уделял изучению таких понятий, как «коллективное», «коллектив». Коллективность у Г.Г. Шпета выступает предметом этнической и социальной психологии. По его мнению, этническая психология находит свой предмет и определяется не как объяснительная, основная наука для других дисциплин, а как описательная психология, изучающая коллективные переживания.
В настоящее время интерес к проблемам этнопсихологии вновь возрастает в связи с проведением коренных социальных преобразований как в стране, так и в окружающем мире. Вновь актуализируется проблемы этнопсихологии, намечаются перспективы ее развития, увеличивается число исследований, которые носят крайне противоречивый характер и определяют необходимость разработки учебного курса, особенно в системе высшего образования в системе МВД, так как этнопсихология всегда использовалась в качестве теоретической основы в идеологической работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Причины возникновения этнопсихологии как науки.
2. К какому времени и кому принадлежат первые научные обоснования природы этнических различий?
3. В чем видели причину этнических различий ученые древности?
4. Причины повышенного интереса к этнопсихологическим вопросам в XVIII вв.
5. Кто из ученых XVII–XVIII вв. занимался вопросами этнопсихологии?
6. Теоретические взгляды КЛ. Гельвеция на причины этнопсихологических различий.
7. Какие два независимых представления лежат в основе обоснования этнических различий народов?
8. Взгляды Д. Юма на природу формирования этноса.
9. Прогрессивный и ошибочный взгляды Д. Юма в обосновании природы этнических различий.
10. Вклад немецкой классической философии в развитие этнопсихологических исследований.
11. Этнопсихологические подходы И. Канта в его философии.
12. Г. Гегель о характере нации и народа.
13. Особенность рассмотрения этнопсихологических проблем во второй половине XIX в. во взглядах немецких ученых
14. Вклад В. Вундта в этнопсихологическую науку.
15. Взгляды Г. Лебона на этнопсихологические проблемы в его работе «Психология народных масс».
16. Вклад в развитие этнопсихологии русских революционеров-демократов.
17. Национальные программы славянофилов.
18. Этнопсихологические исследования в советской психологии 20-х гг.
Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер ГарриЧасть первая Принципы и история развития НЛП
Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс ХосеРассказ о Мигеле: история развития высокомерия Детские годы Мигеля прошли в западной части Лос-Анджелеса, в районах кварталов, населенных жителями со средним достатком. Отец его - человек грубоватый и не отличающийся особым развитием - ценил упорный, настойчивый труд и,
Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна ГавриловнаРассказ о Каролине: история развития самоуничижения Каролина была шестым или седьмым по счету ребенком в большой католической семье. Хотя ее родители, ирландцы, принадлежали к рабочему классу, они предъявляли жесткие требования к учебе своих детей и приобретению ими
Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер ЭдмондРассказ о Мухаммеде: история развития нетерпеливости Мухаммед родился на Среднем Востоке, в одном из небольших селений. Отец его был местным врачом, а мать - домохозяйкой, заботящейся о своей большой семье из восьмерых детей. Поскольку отец Мухаммеда был человеком
Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор ИвановичИстория развития семейной психотерапии Многообразие определений семейной психотерапии (см. Предисловие) обусловлено господствующими теориями и отражает влияние культуры.Долгие годы наиболее прагматичным считалось определение, сформулированное В. К. Мягер и Т. М.
Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав ЛеонидовичПерспективы и пути развития этнопсихологии как науки Рассматривая ту или иную область знаний как научное направление, необходимо определить объект, предмет и методы исследования. Общность объекта исследования всегда определяет межпредметные связи смежных областей
Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена АлександровнаИстория развития западной психологии Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее
Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер ПетерИстория развития психологии в СССР
Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторовГлава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.В истории юридической
Из книги автора1.3. История становления и развития социальной психологии История социальной психологии за рубежомОфициально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., в этом году появились работы английского психолога У. Макдугалла
Из книги автора1. История развития наук Итак, мы проследили историю психоанализа на протяжении многих десятилетий, от его открытия Фрейдом до сложившейся на сегодняшний день ситуации. Теперь пришло время обратиться к часто задаваемому вопросу о научности психоанализа. Чтобы
Из книги автора1.2. История развития перинатальной психологии Официальная история перинатальной психологии началась в 1971 г., когда в Вене впервые было организовано Общество пре– и перинатальной психологии. Инициатором его создания стал Густав Ханс Грабер (ученик З. Фрейда), который
Из книги автораИстория развития метода Впервые использование группового взаимодействия для лечения различных заболеваний было предложено австрийским врачом и философом Францом Антоном Месмером (1734–1815). Он разработал теорию «животного магнетизма». Суть этой теории заключалась в