Сочинение на тему: Тютчев — поэт-философ. Почему Федора Ивановича тютчева называют «ночной душой русской поэзии »? (ЕГЭ по литературе) Почему Тютчева считают поэтом-философом
В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: «...о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Обратите внимание на точность словоупотребления: Тютчева надо не просто знать, поэзию его необходимо чув-ствовать (что, впрочем, относится к искусству во-обще).
С творчеством Тютчева вы знакомы давно. Вам, конечно, известны его замеча-тельные стихи: «Люблю грозу в начале мая...» («Ве-сенняя гроза»), «Еще в полях белеет снег...» («Весен-ние воды»), «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...» и другие произведения великого русского поэта.
Тютчев всего на 4 года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современни-ков он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему времени.
Признание пришло к Тютчеву не сразу. Долгие годы он провел на дипломатической службе за гра-ницей (в Германии), что оторвало его от участия в общественной и литературной жизни России. К Тому же он никогда не считал себя профессиональным поэтом, не искал литературной славы и вообще не проявлял никакой заинтересованности в публикации своих стихотворений.
Лишь в 1836 г. со стихами Тютчева познакомился Пушкин, восхитился ими и напечатал в своем жур-нале «Современник» «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф. Т.».
Впервые значение поэзии Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850). Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтичес-ким талантам». Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву, в отличие от Фета, доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нрав-ственными, интересами общественной жизни». Дейст-вительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана. Достаточно вспомнить его «Слезы людские, о слезы людские...» (1850), «Пошли, Гос-подь, свою отраду...» (1850). Особенно знаменательным в этом отношении является стихотворение «Эти бед-ные селенья...» (1855). В нем слышится искренняя скорбь поэта, вызванная сознанием народного горя, бедности, страданий. Не случайно оно было высоко оценено Тарасом Шевченко, который записал в своем дневнике, что прочитал его «с наслаждением».
До сих пор часто цитируется маленькое стихотво-рение Тютчева, хотя нет единства в истолковании его смысла:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Однако социальная проблематика для Тютчева все же не характерна. Он вошел в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пей-зажной, любовной лирики.
В принципе диапазон лирических стихотворений без-граничен, так как все явления жизни — и природ-ные, и общественные — могут вызвать те или иные переживания человека. В XIX в. постепенно стирались жанровые деления в лирике, хотя отдельные жанры продолжали развиваться: элегия, баллада. Вместо этого в лирике начали выделять различные темы и в связи с этим говорить о стихах политических, философских, любовных, пейзажных и т. д. Впро-чем, и такой принцип не совсем точен, так как в одном и том же произведении могут быть слиты воедино самые разные мотивы. Любая классифи-кация условна и приблизительна. И все же, когда речь идет о Тютчеве, мы прежде всего выделяем в его лирике философские мотивы, философское ос-мысление человека и мира. Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением человека и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тют-чева, определяющий тональность всех его стихов.
Тютчев был романтиком и по творческому мето-ду, и по мировосприятию. Отсюда глубокая убеж-денность поэта в том, что ни душевная жизнь человека, ни тайны мироздания не могут быть рас-крыты с помощью рационального, научного, логи-ческого мышления. Поэтому Тютчев постоянно за-щищает романтическое понимание природы от тех, кто рассудочно видит в ней лишь «игру внешних, чуждых сил»:
Они не видят и не слышат. Живут в сем мире, как впотьмах. Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах.
Это отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа...». Действительно, природа у Тютчева не слепок, не бездушный лик: она движется, ды-шит, живет. Но жизнь ее сложна и противоречива. Там, в таинственной глубине, вечно волнуется некая темная стихия, которую поэт называет хаосом или бездной. А весь видимый мир, воспроизводимый внешними органами человека, есть всего лишь порож-дение первозданной и безликой пучины.
Философское мировосприятие Тютчева в основе своей трагично, потому что он, человек, не может не осознавать и жажду жизни, и мимолетность, да-же случайность своего существования, неизбежность угасания, смерти. «Тютчевский человек» (рискуем ввести такой оборот вместо стандартного «лиричес-кого героя», ибо тот, от имени которого ведется повествование, — и Тютчев и не Тютчев) потому и обращается к природе, что осознает быстротечность своего существования, а жизнь природы более устой-чива, чем его собственная жизнь. Мысль о вечности, неизменности природы и хрупкости, бренности жизни человека определяет содержание и тональность мно-гих стихотворений Тютчева («Над виноградными хол-мами...», «В небе тают облака...» и др.).
Испытывая почти суеверный ужас от соприкосно-вения с ночным хаосом, который способен поглотить существование человека, поэт воспевает жизнь в ее прекрасных, жизнерадостных дневных формах. С восторгом, с большим эмоциональным подъемом пе-редает он высшие проявления стихийных сил при-роды. Особенно привлекают его грозы, бури, весеннее пробуждение полей, лесов. Природа у него очелове-чена. В этом воплотилось убеждение Тютчева в це-лостности мира, в единстве человека и природы («Все во мне, и я во всем...»). Привычные для поэта олицетворения являются не просто поэтичес-ким приемом, но становятся структурообразующим фактором, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.
Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свет противопоставляется тьме, юг — северу, день — ночи, зима — лету или весне. Но это не механи-ческое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его единстве. Вот по-чему он так часто обращается к переходным состоя-ниям, идет ли речь о временах года или времени суток («Весна», «День вечереет, ночь близка...», «Зима недаром злится...»). Диалектическое воспри-ятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.
И все же трагическое мировосприятие, мысль о непрочности, призрачности, дисгармонии и даже обре-ченности видимого мира никогда не оставляли по-эта. Отсюда ощущение одиночества, страстное стрем-ление найти выход из такого состояния и отчаяние от сознания невозможности этого. Именно поэтому традиционный романтический конфликт поэта и тол-пы достигает у него высокого напряжения. Чтобы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпо-читает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить слова-ми. Так возникает стихотворение «Silentium!» («Мол-чание!») со знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь». Еще одна строка из этого же стихо-творения: «Другому как понять тебя» — определяет трагический характер тютчевской любовной лирики, ибо нет возможности понять друг друга, нет гармо-нии в личных отношениях, нет равенства в любви. Здесь также звучит постоянная для Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.
На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал двадцать строк. Для того чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психо-логического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафори-ческие эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т. д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы. Этому соответствует вопро-сительная или восклицательная интонация, возника-ющая уже в начальных строчках ряда стихотворений. Материал с сайта
Слова Л. Толстого, относящиеся к Фету («лириче-ская дерзость»), в еще большей степени могут быть отнесены к Тютчеву. Ни у кого из русских поэтов не встречаются столь неожиданные сравнения, выте-кающие из его убеждения в диалектическом единст-ве человека и природы: «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами» (1830). Некрасов заметил, что при чтении этого стихотво-рения «чувствуешь невольный трепет». Тютчев, как никто в XIX в., пользовался поистине космическими образами. Человек в его поэзии окружен пылающей бездной. Никто, кроме Тютчева, не осмеливался сравнить зарницы с беседой глухонемых демонов («Ночное небо так угрюмо...», 1865).
Тютчев, воспринимаемый некогда как «поэт для немногих» и ценимый лишь узким кругом почи-тателей, приобрел в наши дни широкую популяр-ность. Он в еще большей степени, чем Фет, оказал воздействие не только на дальнейшее развитие рус-ской поэзии, но и на развитие психологической про-зы. Так, тютчевская любовная лирика предопределила освещение сложных интимных чувств у героев До-стоевского и Л. Толстого.
«Без него нельзя жить», — сказал о Тютчеве Л. Тол-стой. Как можно разъяснить, прокомментировать столь решительное заявление?
Тютчевский поэтический мир, справедливо счи-тает современный исследователь И. В. Козлик, осно-вывается на поиске действительных человеческих ценностей. Он проникнут подлинным гуманизмом, потому что в нем сочетается признание неповтори-мости каждой отдельной личности с искренним со-переживанием судьбам всего рода людского. Поэт ставил именно те проблемы соотношения Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые ощущаются особенно остро в наше время.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- поэтическая индивидуальность тютчева
- поэтический мир ф.и тютчева
- творчество тютчева принадлежит к эпохе
- чародейкою зимою тютчев речевые обороты
- поэтический мир тютчева
Вы-бе-ри-те только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 бал-лов).
Опи-рай-тесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский за-мы-сел), формулируйте свою точку зре-ния. Аргументируйте свои те-зи-сы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний). Используйте тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные понятия для анализа про-из-ве-де-ния. Продумывайте композицию со-чи-не-ния. Сочинение пишите чётко и раз-бор-чи-во, соблюдая нормы речи.
По-яс-не-ние.
Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям.
2.1. Чем интересна лич-ность Пугачева ав-то-ру и главному герою романа «Ка-пи-тан-ская дочка»?
Свое-об-ра-зие об-ра-за Пугачёва в по-ве-сти опре-де-ля-ет-ся идей-но-нрав-ствен-ной про-бле-ма-ти-кой. Не со-ци-аль-ное осво-бож-де-ние на-ро-да, а про-бле-ма нрав-ствен-но-го, эт-ни-че-ско-го вы-бо-ра ин-те-ре-су-ет ав-то-ра. Вос-ста-ние и лю-бов-ная ин-три-га - удоб-ный повод для Пуш-ки-на, чтобы по-ста-вить ге-ро-ев перед этим вы-бо-ром.
Для Пуш-ки-на пре-да-тель-ство - все-гда пре-да-тель-ство в об-ще-че-ло-ве-че-ском смыс-ле (Шваб-рин - под-лец обо-лгал машу, на-пи-сал донос ро-ди-те-лям Гринёва, во время дуэли ранил Гри-не-ва, вос-поль-зо-вав-шись его ми-нут-ной сла-бо-стью). Пуш-кин по-ста-вил перед собой за-да-чу со-здать не порт-рет пре-ступ-ни-ка, а слож-ную лич-ность во вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях с дру-ги-ми лич-но-стя-ми.
Пугачёв пред-стаёт в роли обыч-но-го че-ло-ве-ка. У Пуш-ки-на он не толь-ко каз-нит, но и ми-лу-ет. Он всту-па-ет с лю-дь-ми не толь-ко в со-ци-аль-ные, но и в чисто че-ло-ве-че-ские от-но-ше-ния, ко-то-рые про-во-ци-ру-ют его на этот выбор. Толь-ко в этот мо-мент об-на-ру-жи-ва-ет-ся на-сто-я-щая че-ло-ве-че-ская лич-ность. Герой не будет для нас убе-ди-тель-ным, если он од-но-слож-ный. Это и про-дик-то-ва-ло Пуш-ки-ну со-зда-ние та-ко-го мно-го-гран-но-го, слож-но-го, за-пу-тан-но-го, про-ти-во-ре-чи-во-го героя, как Пугачёв. Пуш-кин вос-со-здаёт такой ха-рак-тер, чтобы ре-шить глав-ную за-да-чу - по-ка-зать ха-рак-тер, пре-одо-ле-ва-ю-щий со-слов-ную огра-ни-чен-ность, раз-ры-ва-ю-щий со-ци-аль-ные рамки че-ло-ве-че-ских от-но-ше-ний, ко-то-рые стро-ят-ся, с точки зре-ния Пуш-ки-на, на гу-ман-но-сти, ми-ло-сер-дии. Толь-ко во вне со-слов-ных от-но-ше-ни-ях рас-кры-ва-ют-ся луч-шие че-ло-ве-че-ские ка-че-ства, по-это-му Пуш-кин утвер-жда-ет вне-со-слов-ные цен-но-сти че-ло-ве-че-ской лич-но-сти.
2.2. Почему Ф.И. Тютчева на-зы-ва-ют по-этом-ро-ман-ти-ком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему вы-бо-ру.)
По-э-ти-че-ский мир Тют-че-ва - мир ро-ман-ти-ка и фи-ло-со-фа. Не-смот-ря на то, что его стихи полны про-ти-во-ре-чий, на-пи-са-ны как бы на ду-шев-ном из-ло-ме, они в целом пред-став-ля-ют уди-ви-тель-но гар-мо-нич-ную си-сте-му. Па-ра-докс здесь толь-ко ка-жу-щий-ся. Гар-мо-ния со-зда-ет-ся стро-гой, все ор-га-ни-зу-ю-щей мыс-лью ав-то-ра, ко-то-рая упо-ря-до-чи-ва-ет хаос окру-жа-ю-ще-го. Ка-ко-ва же кар-ти-на мира, пред-став-лен-ная по-этом?
В пол-ном со-от-вет-ствии с за-ко-на-ми ро-ман-тиз-ма она стро-ит-ся на про-ти-во-по-лож-но-стях, ко-то-рые Тют-чев на-пол-ня-ет своим, осо-бым со-дер-жа-ни-ем. Так, ро-ман-ти-че-ское де-ле-ние на мир ре-аль-ный и мир фан-та-зий, грез у Тют-че-ва при-об-ре-та-ет иное во-пло-ще-ние. Для поэта мир ре-аль-ный, Кос-мос, - это лишь не-боль-шая часть Хаоса, бес-ко-неч-но-сти, ко-то-рая и есть на-сто-я-щая ре-аль-ность, ко-лы-бель и мо-ги-ла че-ло-ве-че-ства:
Не-бес-ный свод, объ-ятый сла-вой звезд-ной,
Та-ин-ствен-но гля-дит из глу-би-ны,
И мы плы-вем, пы-ла-ю-щею без-дной
Со всех сто-рон окру-же-ны.
Ночь при-да-ет всем вещам их ре-аль-ное со-дер-жа-ние, она уни-что-жа-ет пре-гра-ды между Кос-мо-сом и Ха-о-сом, и че-ло-век оста-ет-ся один на один со Все-лен-ной.
Тют-чев ищет гар-мо-нию в при-ро-де, ведь в ней долж-на быть во-пло-ще-на кра-со-та и це-ле-со-об-раз-ность. Он го-во-рит о на-ли-чии души и ра-зу-ма в при-ро-де:
Не то, что мните вы, при-ро-да:
Не сле-пок, не без-душ-ный лик, -
В ней есть душа, в ней есть сво-бо-да,
В ней есть лю-бовь, в ней есть язык...
2.3. В чём смысл названия ко-ме-дии Д.И. Фонвизина «Не-до-росль»?
Сло-варь дает два опре-де-ле-ния слову «Не-до-росль». Пер-вое - «это мо-ло-дой дво-ря-нин, не до-стиг-ший со-вер-шен-но-ле-тия и не по-сту-пив-ший на го-су-дар-ствен-ную служ-бу». Вто-рое - «глу-по-ва-тый юноша-не-до-уч-ка». Оба опре-де-ле-ния под-хо-дят под опи-са-ние глав-но-го героя Мит-ро-фа-нуш-ки. Од-на-ко не он глав-ный герой ко-ме-дии. Кон-фликт в пьесе воз-ни-ка-ет в ре-зуль-та-те столк-но-ве-ния двух групп дво-рян: Ста-ро-ду-ма, Прав-ди-на, Ми-ло-на, с одной сто-ро-ны, и Про-ста-ко-вых, Ско-ти-ни-на - с дру-гой. Каж-дая из этих групп вы-ра-жа-ет раз-ные ин-те-ре-сы и цели: пер-вая груп-па пред-став-ле-на про-грес-сив-ны-ми, чест-ны-ми и про-све-щен-ны-ми лю-дь-ми, вто-рая - не-ве-же-ствен-ны-ми са-мо-ду-ра-ми и дес-по-та-ми. Таким об-ра-зом, кон-фликт ко-ме-дии «Не-до-росль» фор-му-ли-ру-ет-ся как столк-но-ве-ние пе-ре-до-во-го, об-ра-зо-ван-но-го дво-рян-ства с кос-ным миром са-мо-ду-ров-кре-пост-ни-ков.
2.4. Какие черты народного ха-рак-те-ра воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Рас-сказ «Мат-ре-нин двор» на-чи-на-ет-ся с того, что по-вест-во-ва-тель, быв-ший со-вет-ский за-клю-чен-ный Иг-на-тьич, воз-вра-ща-ет-ся в Рос-сию из сте-пей Ка-зах-ста-на и по-се-ля-ет-ся в доме Мат-ре-ны. От его лица ве-дет-ся по-вест-во-ва-ние.
Мир, ко-то-рый окру-жа-ет Мат-ре-ну, глав-ную ге-ро-и-ню рас-ска-за, полон лжи, же-сто-ко-сти, пре-да-тель-ства, бес-чув-ствия. Од-на-ко она смог-ла усто-ять среди этого зла как доб-рый, бес-ко-рыст-ный че-ло-век, го-то-вый по-мочь лю-бо-му, и ни-че-го не тре-буя вза-мен. Осуж-да-е-мая всем миром («…и не-чи-сто-плот-ная она была; и за об-за-во-дом не гна-лась; и не бе-реж-ная; и даже по-ро-сен-ка не дер-жа-ла, вы-карм-ли-вать по-че-му-то не лю-би-ла; и, глу-пая, по-мо-га-ла чужим людям бес-плат-но…»), Мат-ре-на живет не по за-ко-нам этого мира, а во-пре-ки им. Она живет пра-вед-но. Пра-вед-ность Мат-ре-ны в том, что даже в таких из-ну-ря-ю-щих, ме-лоч-ных, не-ред-ко уни-жа-ю-щих ис-пы-та-ни-ях она оста-ет-ся тер-пи-мой, от-зыв-чи-вой, спо-соб-ной ра-до-вать-ся чужой удаче. В этом-то и от-кры-ва-ет-ся свя-тость Мат-ре-ны Ва-си-льев-ны - в не-при-я-тии оди-ча-ния и злобы окру-жа-ю-ще-го мира, в со-хра-не-нии про-стой че-ло-ве-че-ской ду-шев-но-сти.
Уме-ние жить в ладу со всем окру-жа-ю-щим миром от-ли-ча-ет ге-ро-и-ню от дру-гих людей. От-но-ше-ния Мат-ре-ны с окру-жа-ю-щи-ми лю-дь-ми до-сти-га-ют тра-ги-че-ско-го «не-по-ни-ма-ния»: воду свя-тую в церк-ви укра-ли, гор-ни-цу при жизни разо-бра-ли и вслед «гробу» осу-ди-ли - жила не как все.
«Утра-ти-ли Бога в душе - вот где при-чи-на всех бед», - счи-та-ет Сол-же-ни-цын. А Мат-ре-на «с Богом» жила. Мат-ре-на - пра-вед-ни-ца эпохи «сплош-ной кол-лек-ти-ви-за-ции». В том, что этот тип пра-вед-ни-ка не пе-ре-вел-ся на Руси, вся на-деж-да на ду-хов-ное вы-жи-ва-ние на-ро-да, по Сол-же-ни-цы-ну.
В поэзии Ф.И. Тютчева преобладают философские размышления о вечных и самых сложных вопросах человеческого бытия: место человека во Вселенной, тайны рождения и смерти, любви, смысл существования...
Поэт зачастую объединяет и сопоставляет различные стороны бытия, поэтому для его творчества характерны такие темы, как природа и человек, любовь и природа, человек и история.
Наиболее полно философская концепция мира и места человека в нем выражена в стихотворении «Два голоса». Пусть человек смертен, но он может стать вровень с силами природы, которые в данном произведении олицетворяют олимпийские боги.
Тютчев в своем творчестве отходит от жанрового канона в лирике. Он часто прибегает к новому для того времени жанру миниатюры. Философские миниатюры имеют двухчастную композицию: например, в стихотворениях «Еще земли печален вид...», «Фонтан» по аналогии сопоставляются различные явления (весна и душа, мысль и фонтан). «Сюжет» стихотворений развивается от конкретного к обобщенному.
Чистое искусство-это произведении о любви, о природе, о исскустве. Вообщем лирика. А основными темами Тютчева и Фета, были такие вот темы поэзии. Явления природы у Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Фет тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит.
Тютчев открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко бытие расколотой человеческой души выражено в его
любовной лирике.
Признаки чистого искусства
:
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а летучеенастроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.
Вот таким были их стихи, поэтому Ф Тютчев и А. Фет - поэты чистого исскуства.
Чистое искусство-это произведении о любви, о природе, о исскустве. Вообщем лирика. А основными темами Тютчева и Фета, были такие вот темы поэзии. Явления природы у Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Фет тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит.
Тютчев открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко бытие расколотой человеческой души выражено в его
любовной лирике.
Признаки чистого искусства
:
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а летучеенастроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.
Вот таким были их стихи, поэтому Ф Тютчев и А. Фет - поэты чистого исскуства.