Разум и чувствапрофессор права об оскорблении религиозных чувств. Сочинение на тему: Способен ли разум победить чувства в рассказе Дама с собачкой, Чехов Дама с собачкой разум и чувства
Герои этого рассказа – Алёхин и Анна Алексеевна – заключают свою любовь в своеобразный футляр внутренних запретов, и это оборачивается для них драмой. Алехин колебался, рассуждал, сомневался, он прожил много лет рядом с любовью, один только шаг отделял его от возможности счастья, но он так и не сделал этот шаг – в этом его и Анны Алексеевны драма, во многом неразрешимая. «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, спрашивал себя, к чему может привести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею. Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ей? И как бы долго продолжалось наше счастье?»
При расставании Алехин пронзительно ощутил, что любовь – это настолько редкий, счастливый дар, что её нужно отвоевывать у судьбы, у будней, у случайностей жизни: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Но дело именно в том, что Алехин, истинный русский интеллигент, не может «не рассуждать вовсе». Его сомнения – это не столько показатель его нерешительности или даже слабости, но и необходимое для каждого человека ограничение своей личной свободы, своего личного стремления к счастью: «Мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это?» Герои выбирают отказ от счастья, и вряд ли стоит осуждать их за это, это – их выбор, и они были вправе его сделать. Есть благородство в том, что, обрекая себя на несчастье, они не покушаются на счастье других. Таким образом, одна из важнейших для Чехова проблем – проблема личного выбора и ответственности за этот выбор.
«Дама с собачкой»
Любовь в рассказах Чехова часто становится мерилом нравственности человека, толчком к его духовному прозрению, как это произошло с героем рассказа «Дама с собачкой» Дмитрием Гуровым. Пошлость его обычной жизни Гуров остро осознал лишь тогда, когда к нему пришла настоящая любовь. Фраза «осетрина-то с душко м», прозвучавшая в ответ на вдохновенные слова Гурова: «Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте», резанула не только слух, а прежде всего его душу. «Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни, какая куцая, бескрылая жизнь», - вдруг понимает Гуров, осознавая лишь теперь, что его чувство к Анне Сергеевне, милой даме с собачкой, с которой он познакомился в Ялте, - настоящая, глубокая любовь, счастливая и драматичная.
Анна Сергеевна до встречи с Гуровым тоже жила в этой «куцей, бескрылой жизни», ощущая, однако, ее бескрылость. Символом такой жизни становится в рассказе деталь городского пейзажа города С. – «серый забор с гвоздями». Любовь перевернула жизни Гурова и Анны Сергеевны, однако их нечастые встречи в Москве приносили обоим и счастье, и мучение, и здесь появляется еще одна символическая деталь – птицы в клетках: «Точно это были две перелётные птицы, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках».
Рассказ имеет открытый финал, в котором и надежда, и безнадежность. В художественном мире Чехова нет крайностей, в нем отражается сложность реальной жизни обыкновенных людей, где переплетаются добро и зло, надежда и безнадежность, счастье и страдание.
Миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно любви Чехов уделял в своем творчестве огромное внимание. Любовь - светлое и самое прекрасное чувство. Оно изменяет отношение людей к миру, возвышает их над обыденностью, но и создает немало проблем. Мы живем в обществе, а оно накладывает на человека ограничения и запреты и направляет могучую силу любви в спокойное семейное русло, урезонивает страсть, которая становится одной из составных частей обыденной жизни. А.П.Чехов в своих рассказах рисует жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями быта и радостями.
Еще в XIX веке в России очень сильны были патриархальные представления о любви и браке. Вполне нормальным считалось жениться и выходить замуж по "разумному расчету", либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла, но не по любви. Однако далеко не просто загнать в тесные рамки живое свободное чувство и всю жизнь прожить без любви. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы - по словам Пушкина - благополучно скончаться "посреди детей, плаксивых баб и лекарей".
Все вышесказанное непосредственно относится к героям рассказа Чехова "Дама с собачкой". До встречи друг с другом они живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, и в перспективе у них - медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе так принято. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе "маленькие шалости", чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, ставшей ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда особо не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть "как все". Его измены - отнюдь не романтические приключения, они - часть все того же рутинного порядка.
Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны поначалу представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее, этот курортный роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие "нельзя", и они особо не задумываются о последствиях. Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный, но кратковременный роман. Однако зародившаяся любовь сильнее них, в общем-то, слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его "дама с собачкой". Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.
Чехов с потрясающей убедительностью и гениальностью показывает нам любовь самых обыкновенных и ничем не примечательных, "маленьких" людей. Это заурядные и, в общем-то, скучные люди, которые не в силах справиться ни с любовью, ни с жизнью, а связь их так и остается обычной связью. Герои не в силах ни порвать свои отношения, ни узаконить их. Анна Сергеевна не желает обидеть мужа, а Гуров дрожит от страха перед своей женой. Но не это главное: читателю понятно - их удерживает страх, они боятся изменить привычный образ жизни. Герои время от времени продолжают тайком встречаться, желая "урвать" у жизни крупицу счастья. Но это счастье искусственное и не подлинное.
Конец рассказа Чехов оставляет открытым, не показывает нам неуклонное погружение любви героев в болото повседневной пошлости. Об этом не сложно догадаться, так как рассказанная им история не имеет конца. "Дурная бесконечность", - назвал ее А.П.Чехов. Люди, которые ни к чему не стремятся и жизнь которых не наполнена смыслом, дарованным любовью, слабы...
(по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой»)
Творчество Чехова — это честный и прямой
путь художественного познания правды
о человеке.
Алексей Толстой
«Чехов — несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но всякому человеку вообще», — так охарактеризовал великого русского писателя Л. Н. Толстой. Чем привлекает нас чеховский мир? Удивительной естественностью и глубиной трезвой правды и чуткостью к красоте. Тонким юмором и мудростью предвидений. Трудно даже перечислить все грани этого феномена. Но одна особенность творчества более других объясняет неослабевающее притяжение к Чехову. В его скромных героях мы узнаем себя, свои переживания, находим ответы на мучительные вопросы.
Действительно, многие люди, прочитав рассказ «Дама с собачкой», подумают, написано о них. Тема рассказа — невозможность счастливой любви и необходимость любви для счастья человека. Разве это не актуально и сейчас? Гурову, герою рассказа, «не было еще и сорока, но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса». Жену свою он не любил и постоянно изменял ей. Поэтому к женщинам у него было отношение как к существам «низшей расы».
Анна Сергеевна считала своего мужа лакеем; ни о любви, ни даже об элементарном уважении к нему не было речи. Как мы видим, в обоих случаях семейного союза нет. Есть только путы. До встречи Анна Сергеевна и Гуров лишены были того, что можно назвать жизнью. Их существование было бесцельно, однообразно и бездуховно. Их проблема состояла в том, чтобы пробудиться и стать самими собой. И это случилось. Однажды в Ялте произошло событие, которое резко наших героев. Как-то сидя в павильоне, Гуров увидел молодую невысокую женщину в берете. Состоялась встреча. Легкий шутливый разговор. Мысли «о скорой, мимолетной связи». Близость. Спокойное отношение ко всему этому у Гурова и раскаяние со стороны Анны Сергеевны. Затем трезвое спокойствие Дмитриевича переходит в опьянение, нетерпеливую страстность, сладкое забытье. Но при этом он отчетливо понимает: то, что происходит между ним и Анной Сергеевной, — кратковременно, это эпизод, который скоро закончится. «И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… » Но конец приключения стал началом любви. Началось раздвоение жизни Гурова на явную, полную «условной правды и условного обмана», и тайную, полную «истинного счастья и истинного страдания». Он теперь осознает, явная жизнь — «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха…, точно сидишь в сумасшедшем доме». Надо что-то делать.
Когда Гуров видит Анну Сергеевну в театре, перед ним открывается правда их отношений. До сих пор он этой правды не понимал. В воспоминаниях «дама с собачкой» казалась Гурову красивее, моложе, нежнее, чем была". В театре перед ним предстала «маленькая женщина, ничем не замечательная», но она теперь заполняла всю его жизнь, «была его горем, радостью, единственным счастьем».
Мне хотелось бы подчеркнуть необычное отношение автора к своему герою. Для Чехова важно не то, что Гуров изменил своей жене, а то, что он вдруг неожиданно для себя, когда уже начал стареть, впервые испытал чувство любви; и в связи с этим возник вопрос: «Как освободиться от пут?». А ответ не прост. «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».
Это двойственное ощущение очень характерно для позднего творчества Чехова. Автор не обещает, что «новая прекрасная жизнь» наступит сама по себе, своим стихийным ходом осуществит лежащий в ее основе закон правды и красоты. Это должны сделать сами люди. Процесс освобождения труден и долог, но он все-таки начинается. И начинается новая жизнь с любви — искренен в желаниях, правдив и честен перед собой, не хочет обманывать других. «Дама с собачкой» — одно из самых светлых произведений Писателя, пронизанное светом надежды, исходящим из человеческой возможности любить.
«Дама с собачкой» (1898) - это, пожалуй, один из наиболее известных, сложных и интересных рассказов, написанных А. П. Чеховым о любви. В нем, как и во многих других произведениях классической литературы, эта тема раскрывается через постановку вопроса о разуме и чувствах.
Главные герои произведения - Дмитрий Дмитрич Гуров и Анна Сергеевна стоят перед сложным моральным выбором: пойти на поводу у своих чувств и вступить во внебрачную романтическую связь или не поддаться этому искушению и остаться жить прежней семейной жизнью. Если Гуров, не отличающийся особой нравственностью и многократно изменявший своей жене, с легкостью делает выбор в пользу, как ему кажется, мимолетного курортного романа, то Анна Сергеевна, наоборот, терзается муками совести.
Умом девушка понимает, что поступает неправильно и даже грешно. После близости с Гуровым она чувствует себя «пошлой, дрянной женщиной, которую всякий может презирать». В то же время она искренне влюбляется в Гурова, и, не находя в себе сил сопротивляется велению сердца, отдается на волю чувств, прекрасно осознавая, как губительны они могут быть для нее.
Когда Анна Сергеевна уезжает из Ялты домой, к Дмитрию Дмитричу вновь возвращается его рациональное мышление. Насладившись мимолетной страстью, он готов продолжать жить своей прежней жизнью. Мысль о том, что чувства к Анне Сергеевне могут разрушить его брак, в тот момент даже не посещает мужчину. Гораздо тяжелее становится герою после, когда ему действительно приходится выбирать между своей любовью и семьей.
Воспоминания об Анне Сергеевне не отпускают Гурова, и в тот момент, когда жизнь без этой девушки для героя становится абсолютно невыносимой, он решается на отчаянный шаг - тайную связь с ней. Теперь это уже не просто легкий роман, а по-настоящему тяжелые, мучительные и вместе с тем самые счастливые отношения, которые только могут быть между людьми.
Любовь Гурова и Анны Сергеевны чувственна и полностью лишена рациональности. Эта связь, с точки зрения разума и общественной морали, порочна, непродуктивна, губительна и абсолютно бессмысленна. Но в этом и кроется новаторство и мастерство Чехова, как писателя.
Автору удалось показать, что сложный выбор, сделанный в пользу подлинных чувств, заслуживает уважения, ведь чистая, искренняя и светлая любовь не знает границ. И если так случается, что возникает она между людьми несвободными, то это не должно стать поводом для осуждения.
В рассказе «Дама с собачкой» Гуров и Анна Сергеевна действительно любят друг друга, как «очень близкие, родные люди». Герои чувствуют, что предназначены друг для друга судьбой, и потому им абсолютно непонятно, почему жизнь распорядилась таким образом, что Дмитрий Дмитрич женат на нелюбимой, а Анна Сергеевна замужем и абсолютно несчастна в этом браке.
Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.
Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.
Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. И эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней.
Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.
Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.
Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.
Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.
Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.
Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»