«Антоновские яблоки»: художественное своеобразие. Смысл произведения «Антоновские яблоки В чем особенности композиции рассказа антоновские яблоки
Рассказ Бунина «Антоновские яблоки» небольшой по объему. Состоит из четырех глав. Главный символ в произведении Бунина – это образ антоновских яблок. Он означает утраченное счастье, всю Россию. Это символ ушедшего, прошлого. Первая глава. Рассказ начинается с пейзажей ранней осени. Стоял август. Сад большой, золотой. В нем множество приятных запахов: опавшей листвы, антоновских яблок, меда.
Вторая глава. Бунин описывает барскую усадьбу тетки Анны Герасимовны. Старая, небольшая усадьба среди высоких берез. Все ее обитатели – это немолодые люди: «ветхие старики и старухи», «дряхлый повар», «седой кучер». В саду поют птицы. Помещичий дом выступает как одушевленный предмет: «дом глядел» Третья глава – охота, занимает важное место в жизни помещиков.
Четвертая глава: В помещичьих усадьбах больше не пахнет антоновскими яблоками. Уже нет в живых Арсения Семеновича. Умерла Анна Герасимовна. Все старики в поселке тоже умерли. Автор описывает осеннюю природу, но много лет спустя. Все изменилось. Кругом множество разорившихся мелкопоместных усадьб.
В рассказе Бунин описал красоту деревенской жизни. В произведении нет сюжета. Описания природы можно сравнить с картинами, написанными талантливым художником. Только Бунин вместо кисти и красок использовал свое богатое воображение и красочные эпитеты. Читатель погружается в мир осеннего сада, который воспринимается всеми органами чувств. Мы видим, слышим, чувствуем запахи и даже можем осязать вместе с рассказчиком.
Лейтмотив данного произведения – это запах антоновских яблок. Автор предельно точно описывает аромат яблок. Здесь Бунин рисует картину, где деревенский мужик с большим удовольствием есть яблоко, которое хрустит. События в рассказе относятся к прошлому. Но Бунин употребляет глаголы настоящего времени, как будто красивый сад с яблоками сейчас перед его глазами. Запах антоновских яблок воскрешает детские воспоминания о жизни в деревне. Счастливые моменты, которые навсегда остались в памяти рассказчика.
Важную роль играет свет и зрительные образы: «черное небо». Из звуков встречается квохтанье дроздов, крики петухов и гогот гусей. Сад изменился. Он теперь почернел и озяб. В листе можно найти холодное и мокрое яблоко. Чувствуется заброшенность. В рассказе встречается образ поезда, который является символом нового времени и новой жизни.
У Бунина два времени внешнее, что происходит в природе и внутреннее, что происходит в душе у рассказчика. В природе время идет вперед, а в своих воспоминаниях рассказчик уходит в прошлое. Рассказчик и автор близки друг другу. В душе главное героя ощущение уходящего помещичьего быта, разоряющихся дворянских гнезд, ускользающего мира русской деревни и горькое чувства утраты.
Жанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 6 курса ОЗО филологического факультета Мелентьевой Л.А. Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки» (1900 г.) «Яблоки». Это – хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел». М.Горький Объект исследования - «Антоновские яблоки» И.Бунина. Предмет исследования – жанровое содержание этого произведения. Цель исследования - изучить рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки» с точки зрения его жанровой принадлежности. Задачи исследования: выяснить, является лирическая проза стилевой характеристикой, либо – особой жанровой формой; сопоставить и осмыслить различные точки зрения в литературоведении, характеризующие понятия «жанр» и «лирическая проза»; рассмотреть становление этого жанра в литературе, сопоставить со смежными жанрами, выяснить его источники, что позволит понять особенности идейного содержания и найти пути его истолкования; Задачи исследования: проанализировать художественный мир лирической прозы Бунина («Антоновские яблоки»), определить его доминаты; рассмотреть, как на всех уровнях этого произведения проявляются признаки лирической прозы; сопоставить его с другими рассказами этого периода для выявления мотивных образов, характерных для лирической прозы, которые демонстрируют особенности авторской мысли. Гипотеза исследования Содержание «Антоновских яблок» позволяет говорить о том, что мы имеем дело с особой жанровой формой, соединяющей в себе эпическое и лирическое начала, предметом изображения которой становится внутренний мир человека, алогичный и ассоциативный, что объясняет непоследовательность и фрагментарность повествования. Осмысление жанровой формы требует особого подхода при изучении. Структура работы Введение Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы 1980-1900-х годов 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») Заключение Список литературы Методологическая основа Рассуждения и выводы исследования основывались на работах ученых: Б.В.Томашевского, М.М.Бахтина, Н.Д.Тамарченко, Н.С.Валгиной, М.Л.Гаспарова, В.Е.Хализева, Ю.Мальцева, О.Сливицкой, Л.Колобаевой, И.Карпова, О.Михайлова, И.Ильина. Актуальность исследования Внимание к жанру «Антоновских яблок» обусловлено практическими потребностями: затруднениями при истолковании идейно-художественного содержания этого произведения Ивана Бунина Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть использованы при проведении спецкурсов и семинаров, а также на школьных уроках, посвященных изучению творчества И.А.Бунина Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы В теории литературы нет ясности в определении понятий «жанр» и «рассказ» «Рассказ» 1. Х.Шоу: короткое реалистическое повествование; с элементами драмы; однонаправленное движение; драматический конфликт. 2. В.Кожинов: эпическое повествование с естественно развивающимся сюжетом; малая форма эпической прозаической литературы. «Рассказ» 3. А.Нинов: малый прозаический жанр; допускает расширение описательных этнографических, психологических, субъектно-оценочных элементов. 4. Б.Томашевский: повествовательное прозаическое произведение малой формы; твердая концовка. 5. Г.Поспелов: малая прозаическая форма описательноповествовательного или конфликтноповествовательного типа. «Жанр» 1. Ж.-М. Шеффер: нет последовательности в жанровой классификации; не может быть в принципе обобщающей классификации; произведение может иметь «множественный» жанр; авторское жанровое наименование может задавать набор неприменимых к конкретному тексту правил «Жанр» 2. Б.Н.Томашевский: жанры живут и развиваются; жанр испытывает эволюцию, а иной раз и резкую революцию; приход гения – это всегда своеобразная литературная революция. 3. В.Е.Хализев: литературные жанры – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы. Формы и содержание «Антоновских яблок» ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ 1) короткое прозаическое повествование от первого лица; 2) присутствие рассказчика; 3) наличие описательных и субъективно оценочных элементов. 1) лирические переживания; 2) особый эмоциональный настрой; 3) отсутствие развивающегося события; 4) ослабление фабулы и сюжета; 5) отсутствие конфликта; 6) сосредоточенность героя на своем внутреннем мире; 7) организующая субстанция – память; 8) повествование есть разрозненные воспоминания, фрагменты. Признаки ЭПОСА Признаки ЛИРИКИ НЕ РАССКАЗ 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы «ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» – «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» признаки ЭПОСА признаки ЛИРИКИ ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЖАНР (проза с преобладание признаков лирики)? лирическая проза стихотворение в прозе «ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» - «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» «Senilia» <…> очень близки по духу бунинской прозе, хотя и более традиционны» (Ю.Мальцев). Стихотворения в прозе в большей степени зависимы от формы и подчинены ей. Лирическая проза Бунина более эмоциональна и лирична, «<…> тургеневские стихотворения в прозе более фабульны, сухи и прозаичны» (Ю.Мальцев). 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков Рубеж XIX – XX веков РЕАЛИЗМ БУНИН Архаист -новатор Называть меня реалистом, значит <…> не знать меня как художника (И.Бунин) МОДЕРНИЗМ Они сознательно уходят от своего народа, от природы, от солнца (И.Бунин) «Как одинока его фигура в литературе 1900-х годов!» (О.Михайлов) Глава II. Идея и структура «Антоновских яблок» ФАБУЛА И СЮЖЕТ Фабульные события размыты, их трудно определить, они представляют собой цепь разрозненных воспоминаний героя, которые связаны с разными периодами его жизни, с этими воспоминаниями ассоциируются спонтанно возникающие в сознании рассказчика картинки былой жизни. Из фабульных событий складывается сюжет, в основе которого лежит повествование о четырех периодах осени и четырех эмоциональных состояниях, которые переживает рассказчик. ОСЕНЬ - сюжетообразующий образ, который представлен в эволюции. Бессюжетность сопряжена с усилением роли лирического начала. Конфликт В «Антоновских яблоках» нет конфликта, есть один герой-рассказчик, который сосредоточен не на объектах внешнего мира, а на своем внутреннем мире. Он пассивен в реальной жизни, активен в воспоминаниях. Категория времени в «Антоновских яблоках» Многоплановость категории художественного времени – отличительная черта лирической прозы Время в «Антоновских яблоках» трехслойно: природное время, подвластное объективным законам мира; субъективное время, данное в форме воспоминаний; историческое время, отсылающее во времена Вольтера и в эпоху крепостного права. Композиция В «Антоновских яблоках» необычная композиция: развивающегося события в нем нет, события проистекают в сознании человека и представляют собой отдельные, разрозненные фрагменты, которые вызывает к жизни память, являющаяся организующим началом в произведении и предметом изображения, что сказалось на жанровом своеобразии его. Формы выражения внутреннего мира ЦВЕТ ЗВУК КОНТРАСТ Бунин сосредоточен на таком качестве бытия, как полярность. Его интересуют крайние точки, «экстремы», которые он то разводит, то стремительно сближает (О.Сливицкая) ЗАПАХ ДИНАМИКА ДЕТАЛЬ Каждая деталь у Бунина – драгоценная в своей конкретности и единственности – не только присутствует, но и свидетельствует. Свидетельствует о безграничной, мучительной, сладостной и непостижимой жизни (О.Сливицкая) Система художественных образов Своеобразие художественного текста «Антоновских яблок» проявляется в том, что, обращаясь к традиционным образам дома, аллеи, сада, осени, Бунин наполняет их иным содержанием, выводит читателей за пределы физического мира: аллея – это путь к себе, в свое внутреннее пространство; дом – определенный замкнутый, свой мир; осень – этап жизни человека, - и за всем этим стоит внимание к особому внутреннему пространству, что сближает прозу с лирикой и позволяет назвать ее лирической. Система художественных образов «Молодой писатель начинает разгадку жизни «с конца»: рассказывает не о своих ровесниках, а о стариках, отшагавших большую часть пути» (О.Михайлов). Таким образом, героистарики сплетают воедино два основных мотива творчества Бунина, характерных и для лирической прозы: мотив прошлого и мотив смерти. Знаковое содержание заголовка Заголовок направляет подсознание читателя по нескольким ассоциативным путям, образ «антоновских яблок» вызывает сумятицу чувств, которые рождают у героя воспоминания из прошлой жизни; это и знак приятных ощущений, и знак природной благодати, это и дар природы человеку, являющейся связующим звеном двух космосов: природного и человеческого бытия. Выводы Все особенности произведения «Антоновских яблок» позволяют нам судить о том, что перед нами – новая жанровая форма, названия которой в современной литературе не, хотя есть некоторые предположения: «фрагменты», «мечтания», «лирическая проза». Думается, что последнее определение в большей степени вбирает в себя особенности художественного мира писателя
Наталья Полякова
Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина, обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже знакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.
Первые же слова произведения: “...Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт о прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени также является одной из характерных черт бунинской поэтики.
Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.
Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесь присутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...
Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.
Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).
Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.
Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность” изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями... забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.
Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”: “большой, весь золотой... сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.
Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.
При всём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.
Таким видится И.А.Бунину век уходящий.
Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...”, “...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.
Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” 1 .
С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах...”
Однако, как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображение Бунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти, непостижимость этой тайны” 2 . Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3 . И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...”
Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.
С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.
Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... Хороши... заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... и невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...
Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа "Антоновские яблоки"
“Антоновские яблоки”, который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается (“... Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу заметал...”) нетрадиционно. Образуется своеобразное “кольцо” - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным.
история государства Российского.
Это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель.
В начале первой главы описан удивительный сад, “большой, весь золотой, подсохший и поредевший”. И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые “... ещё со времён дедушки славились богатством”, и стариков и старух, которые “жили... очень подолгу”, и большой камень около крыльца, который хозяйка “сама купила себе на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда.
Символ нового времени, новой жизни, которая “всё громче и сердитее” проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в “тёмно-синюю глубину” неба, “переполненную созвездиями”, и думает: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.
“Ядрёная антоновка - к весёлому году”, с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ “прибран, доволен”, когда “вид деревни совсем не тот, что в другую пору”. Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ.
“запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, “наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И далее автор пишет, что “хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: “... распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом...”
“сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной”; замечает он и “свежие, пышно-зелёные озими”.
Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, “как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге”, раздаётся “гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится “приятный шум молотьбы”, и “однообразный крик и свист погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной удалью”.
Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба - это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир - часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово “вспоминается”. В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.
День - вечер - ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: “съезжаются мелкопоместные друг к другу” и “по целым дням пропадают в снежных полях”. И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: “А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля”. И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним - ноябрь, за осенью - зима.
Почему Бунин именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне трезво сознавал, что “белым снегом” заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.
Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство (“Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась”). Антоновские яблоки - это счастье (“Ядрёная антоновка - к весёлому году”). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с “запахом дёгтя в свежем воздухе” и с твёрдым сознанием того, “как хорошо жить на свете”. И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе “Антоновские яблоки” отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.
«Антоновские яблоки»
Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.
Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора - бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.
За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.
Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы...» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).
Запах яблок - повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.
Центральная тема рассказа - тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» - подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, - первый признак богатой деревни, - и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, - вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» - так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.
Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.
Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная - все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.
Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.