Краткое содержание сказки гуси лебеди для детей. Гуси лебеди главные герои и их характеристики
Мария Попова
Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста.
Задачи:
Формирование навыка планирования развёрнутого высказывания;
Развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания с помощью схемы-плана); развитие навыка текущего контроля за построением развёрнутого высказывания; развитие навыка диалогической речи;
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, учить искать компромисс в отношениях с людьми.
Оборудование: книжка «Гуси-лебеди» с крупными красочными иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги 20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов.
Ход занятия
1. Организационная часть. Постановка цели. Отгадывание загадки о гусе:
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
2. Первичное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций осуществляет накануне воспитатель. По ходу чтения он комментирует малоупотребительную лексику.
При повторном чтении дети дополняют отдельные, незаконченные педагогом предложения нужными словами или словосочетаниями.
Гуси – лебеди.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Однажды отец с матерью поехали на базар, а дочке приказали за братцем приглядывать.
А дочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу, заигралась.
Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету. Выбежала она в чисто поле и только видела, как пропали гуси за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
Печка, печка, скажи. Куда гуси – лебеди полетели?
Печка ей отвечает: съешь моего пирожка из черной муки – скажу.
Не стану, я его есть.
Печка ей не сказала.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Поешь моего кислого лесного яблочка – скажу.
Не стану, твое яблоко есть.
Яблоня ей не сказала.
Речка, речка, скажи – куда гуси – лебеди полетели?
Поешь моего киселька с молочком – скажу.
Не стану, я твой кисель есть.
Долго бежала девочка по полям, по лесам и заблудилась. Видит-стоит избушка на курьей ножке, а под окошком братец сидит, играет серебряными яблочками. Взяла девочка братца и побежала.
Увидела Баба-Яга, что мальчика не стало, и послала в погоню гусей – лебедей.
Девочка с братцем добежала до молочной речки. Видит, летят гуси – лебеди.
Речка, спрячь меня!
Поешь моего простого киселька.
Девочка поела, и река укрыла её под кисельным бережком.
Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала.
Гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Стоит яблоня…
Яблоня, яблоня, спрячь меня, - говорит девочка.
Поешь моего кислого лесного яблочка.
Девочка поскорее съела. Яблоня прикрыла её своими ветками. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Опять гуси – лебеди догонять стали. Добежала девочка до печки.
Печка, печка, спрячь меня, - говорит девочка.
Поешь моего пирожка из черной муки.
Девочка съела пирожок и залезла с братцем в печь.
Гуси – лебеди полетали-полетали и ни с чем улетели к Бабе- Яге.
Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
3. Лексический разбор текста.
Почему гуси – лебеди украли мальчика?
Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?
Кто ещё встретился девочке в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?
Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?
К кому обращалась девочка за помощью, когда убегала от гусей – лебедей?
Почему на этот раз печка, яблоня и речка помогли девочке?
4. Составление наглядной схемы сюжета сказки .
В блоках-прямоугольниках дети должны расположить силуэтные изображения персонажей и отдельных предметов. На мольберте размещаются блоки-прямоугольники, на наборном полотне - силуэтные изображения персонажей сказки (гуси-лебеди, мальчик, девочка, печка, яблоня, речка, избушка бабы-яги).
Педагог помогает наводящими вопросами.
5. В заключительной части занятия педагог просит ответить детей на вопрос: «Чему учит эта сказка?»
Публикации по теме:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.
Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".
Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги» Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги" Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать.
Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение.
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.
НОД по формированию элементарных математических представлений по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сосенка» Конспект НОД по формированию элементарных математических.
Год: неизвестно
Жанр: сказка
Главные герои: Девочка, ее братик Мальчик, Гуси-лебеди (помощники Бабы-Яги) и Баба-Яга.
Сказка учит , что надо слушаться родителей. Есть, что дают, не капризничать. Уважительно отвечать тем к кому обращаешься.
Сюжет:
Отправляются родители на работу и наказывают старшей дочери, чтобы присматривала за младшим братом.
- За это мы привезём тебе сладких пряников и обновку из города.
Пока девочка резвилась с подружками, прилетели чужие гуси – лебеди и понесли младшего брата в дремучий лес. Сколько она не звала, не плакала, никто ей не ответил. Пробежав по тропинке, увидела в дали птиц с ребёнком. Отправилась его спасать. Видит, стоит белая печка. Попросила у печки сказать, где гуси - лебеди.
Поставила условие печка: съесть её пирожок из ржаной муки, а девочка нос отвернула, не захотела есть. Пошла дальше, не узнав ответ.
Прошла тропинку, видит, растёт яблоня. Задала вопрос девочка, яблонька поставила условие: съесть её плод. Не захотела, есть дикое яблочко, дальше побежала.
Остановилась возле реки из молока с берегами из киселя. Не захотела пить её кисель с белым молоком. И без ответа побежала дальше.
Повстречала колючего ёжика, поинтересовалась, не видел гусей, похитивших мальчика. Ёжик указал дорогу.
Добрела до избушки на куриных ногах, в которой страшная Бабка – Ёжка сидит, нос крючком, зубы торчат. Посадила хозяйка её прясть, а сама проверяет, чтоб не убежала. И пёчку готовит, чтобы их съесть.Покормила девочка мышонка кашкой, а он помог ей бежать и стал за неё отвечать. На руки взяла мальчика и побежала обратно. Добежала до речки, попросила спрятать. Попила у неё киселька и укрыла её речка. Дальше бежит, а гуси - лебеди подлетают, того гляди, заклюют.
По пути растёт дикая яблоня. Спрятала девочку, после того, как она дикое яблоко съела. Дальше печка стоит. Быстрей пирожок в рот и села в отверстие в ней. Птицы покричали и не с чем к бабке улетели. А тут её родные появились, покупки привезли.
Картинка или рисунок Сказка Гуси-лебеди
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Семяновский Фронтовое детство
Идет война. Очень быстро мальчик по имени Федя стал полным сиротой. Парня взял на работу куркуль Третьяк. Мальчик работал на него в течение нескольких лет. Чего он только не делал: занимался хозяйственными вопросами и делал любую работу.
- Краткое содержание Бианки Одинец
Молодой охотник ради хвастовства решил убить старого неуловимого лося. Выслеживал его. Этот лось даже покалечил его ногу. Но когда представился случай убить его, студент отпустил животное. Рассказ учит, тому, что надо помогать беззащитным существам.
- Краткое содержание Носов Телефон
Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон
- Краткое содержание Киплинг Откуда взялись броненосцы
Во времена глубокой древности на реке Амазонке жили-были Еж по имени Злючка-Колючка и Черепаха, которую прозвали Черепаха Неспешная. В ту же пору на Амазонке жил их злейший недруг – Расписной Ягуар.
- Краткое содержание Зощенко Находка
Главными персонажами книги являются Минька и Лёля. Однажды Лёля и Минька решили пошалить и в коробку от конфет положили лягушку с паучком. После чего они завернули коробку как подарок с голубой лентой
«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.
Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника
Название : «Гуси-лебеди»
Число страниц : 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год
Жанр : Сказка
Год написания : 1855-1863 гг.
Главные герои
Дочка - веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.
Гуси-лебеди - коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
Печка, Яблоня, Речка, Ежик - помощники девочки.
Сюжет
Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.
Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.
Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.
Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.
Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше - вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.
Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.
План пересказа
- Родительский наказ.
- Забывчивость девочки.
- Похищение братца.
- Девочка отправляется к Бабе-Яге.
- Девочка находит братца и бежит домой.
- Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.
Чему учит
Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.
Отзыв
Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.
Пословицы
- Нужда научит калачи есть.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Глаза боятся, а руки делают.
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.
Рейтинг читательского дневника
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8.
Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.
«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.
Отличие народной от литературной сказки
Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.
Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка
Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.
Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.
Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.
Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.
Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.
Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.
Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.
Баба-яга
Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.
Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.
Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.
Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.
Развязка произведения
"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.
И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.
Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.
Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).
Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.
По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку - кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня - яблочка, речка - киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.
Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.
Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.